Введение
Самооценка как элемент самоотношения традиционно рассматривается в качестве одного из «ядерных» образований личности, определяющих социальную адаптацию личности и регулирующих ее социальную активность. Сегодня является общепризнанным, что адекватная самооценка представляет собой важнейшую детерминанту благополучия человека и успешности его социального функционирования [Jordan, 2017]. Неадекватная самооценка, в свою очередь, тесно связана с проявлениями делинквентного поведения [Реан, 2016]. Значимость самооценки как фактора, определяющего склонность к делинквентному поведению, особенно велика в подростковом возрасте, который является сензитивным периодом становления самоотношения [Подольский, 2017], когда самооценка претерпевает наиболее существенные, в сравнении с другими периодами развития, изменения [Na, 2019]. Поддержание «положительного баланса самооценки» рассматривается как один из значимых мотивов подростковой преступности [Устинов, 2020].
Несмотря на то, что взаимосвязи между самооценкой и делинкветным (включая противоправное) поведением у подростков изучаются на протяжении нескольких последних десятилетий, сведения о характере самооценки подростков, имеющих опыт правонарушений, остаются противоречивыми. Первые данные свидетельствовали о том, что для таких подростков характерно занижение самооценки на фоне неблагоприятного самоотношения [Валицкас, 1989; Bibi; Cole, 1989; Glueck, 1950; Martín]. В поддержку этой гипотезы позднее было обнаружено, что подростки с противоправным поведением часто характеризуются нереалистичным идеальным Я, которое не позволяет им поддерживать положительную самооценку [Колкова, 2015; Юсупов, 2020], неустойчивостью представлений о себе [Соколова, 1989], а также экстернальностью самооценки и ее зависимостью от мнения других людей [Маркелова, 2017], низкой самоценностью и осознанием собственной неуспешности [Кокуев, 2003], снижением самоуважения и самопринятия [Раева, 2000]. В некоторых случаях, в первую очередь в ситуации неоднократного совершения противоправных действий, снижение самооценки может быть обусловлено эффектами самостигматизации [Moore, 2018].
В то же время другие исследователи отмечают, что подростки с делинкветным поведением могут характеризоваться завышенной самооценкой. Так, на примере подростков, совершивших правонарушения с применением агрессии, показано, что для них может быть типична завышенная или неустойчивая самооценка, которая способствует направлению гнева вовне для того, чтобы избежать пересмотра Я-концепции в сторону ее понижения [Baumeister, 1996]. У подростков, совершавших правонарушения неоднократно, зачастую отмечаются более высокие самооценки, чем у подростков, совершивших аналогичные действия единожды, что проявляется в отсутствии признания собственной делинквентной ориентации [Byrd, 1993]. Особое внимание уделяется «перспективным» и «возможным» самооценкам, которые, как показывают исследования, будучи положительными, являются значимым фактором успешности перехода от делинквентности к просоциальным формам поведения в подростковом возрасте [Na, 2019; Oyserman, 1990]. Противоречия в отношении сведений о характере самооценки подростков с противоправным поведением формируют компромиссную точку зрения о неадекватности (в сторону занижения или завышения) их самооценки [например: 2; 7].
Исследователи указывают на несколько причин, по которым данные о самооценке подростков с делинквентным поведением носят противоречивый характер. Во-первых, подчеркивается, что этому способствует неоднородность трактовки и конструкта «самооценка» и, следовательно, используемых эмпирических референтов в разных исследованиях, которая приводит к трудностям в сопоставлении результатов [Flynn, 2003]. Во-вторых, показано, что разные аспекты самооценки предопределяют склонность к правонарушениям различной направленности [Vermeiren], что предполагает необходимость дифференциации обследуемых выборок по этому основанию. C нашей точки зрения, помимо моментов, указанных выше, при анализе причин обозначенного противоречия необходимо учитывать еще и культурно-исторический контекст, в котором проходило становление личности обследованных подростков.
Сравнительно-исторические исследования, раскрывающие влияние на становление психики и личности социокультурного контекста, в котором разворачиваются процессы развития, получают широкое распространение в современной психологии. Исторические изменения психических и личностных феноменов детерминируются целым рядом факторов, среди которых необходимо отметить изменения в распределении ключевых ресурсов, характере социальных отношений и в содержании социальных норм [Drewelies]. Исследованиями показано, что исторические различия детерминируют трансформации различных аспектов психического, личностного потенциала человека [Гордеева, 2022; Собкин, 2021; Baltes, 2007] и, в том числе, его самооценки [Москвитина, 2020], которая очень чувствительна к социокультурному контексту становления личности, в первую очередь, к критериям социального сравнения, специфичным для конкретных исторических и социокультурных условий [Flynn, 2003]. Учитывая существенные изменения социального контекста становления личности подростков, произошедшие в России за последние десятилетия, а также криминальной субкультуры [Кузьмин, 2018], которая является значимым контекстом личностного развития подростков-делинквентнов [Реан, 2016], можно предполагать, что самооценка подростков с противоправным поведением в этот исторический период претерпевает определенные трансформации, анализ которых будет способствовать более глубокому пониманию особенностей самоотношения у таких подростков.
Сказанное выше определяет цель нашего исследования, которая заключается в сравнительном анализе самооценки подростков с устойчивым противоправным и условно нормативным поведением, обследованных в 1996, 2004 и 2020 гг., для выявления устойчивых характеристик самооценки подростков с противоправным поведением, а также тех ее характеристик, которые опосредуются культурно-историческим контекстом становления личности.
Материалы и методы
Сбор эмпирических данных осуществлялся в 1996, 2004 и 2020 гг. В исследовании на разных его этапах принимали участие 338 подростков мужского пола в возрасте 14—17 лет. Выборка была разделена на две подгруппы: 1) подростки с устойчивым противоправным поведением, имеющие неоднократный опыт нарушения закона, установленного в судебном порядке, обучающиеся в специализированном образовательном учреждении закрытого типа (далее — УПП); 2) подростки с условно нормативным поведением, составившие группу сравнения (далее — ГС). Подробная характеристика выборки приведена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика выборки
|
Год |
Группа |
Всего, |
|
|
УПП, человек |
ГС, человек |
||
|
1996 |
59 |
61 |
120 |
|
2004 |
52 |
44 |
96 |
|
2020 |
63 |
59 |
122 |
|
Всего, человек |
174 |
164 |
338 |
Анализ самооценки осуществлялся с помощью методики исследования самооценки и определения уровня притязаний способом шкалирования (G.J. Manaster, R.J. Coresini [Manaster, 1982] в адаптации Е.В. Сидоренко [Сидоренко, 1993]), которая позволяет охарактеризовать пять аспектов самооценки (общая самооценка, отраженная самооценка, максимальная самооценка, перспективная самооценка, идеальная самооценка; диапазон показателей — от 0 до 100), а также выраженность чувства неполноценности (разность показателей общей и идеальной самооценки), непризнанности окружающими (разность показателей общей и отраженной самооценки), экстернальность в отношении собственных возможностей (разность показателей максимальной и общей самооценки) и позитивность оценки собственного будущего (разность показателей перспективной и общей самооценки).
Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью пакета прикладных статистических программа Statistica10.0 и включала расчет описательных статистик (M±S), а также корреляционный (коэффициент Пирсона, r) и дисперсионный (F) анализ.
Результаты
Анализ средних описательных статистик, характеризующих самооценку подростков, показал, что изменения ее отдельных показателей неоднородны (табл. 2).
Таблица 2
Описательные статистики, характеризующие самооценку подростков УПП и ГС
в 1996, 2004 и 2020 гг.
|
Сравниваемые группы |
Общая самооценка (M±S) |
Отраженная самооценка (M±S) |
Максимальная самооценка (M±S) |
Перспективная самооценка (M±S) |
Идеальная самооценка (M±S) |
|
1996, УПП |
65,47±19,03 |
54,07±23,44 |
85,08±20,81 |
61,59±23,44 |
84,61±20,74 |
|
1996, ГС |
69,22±16,48 |
62,36±19,29 |
88,08±16,03 |
65,09±21,34 |
87,76±11,72 |
|
2004, УПП |
80,98±19,99 |
67,43±20,29 |
84,04±21,47 |
87,24±16,20 |
88,82±13,24 |
|
2004, ГС |
78,95±15,09 |
64,05±16,35 |
95,09±9,08 |
85,55±13,06 |
86,93±12,60 |
|
2020 УПП |
64,59±16,05 |
59,84±18,57 |
82,10±17,15 |
78,85±20,13 |
86,70±18,36 |
|
2020, ГС |
75,00±15,92 |
68,74±17,80 |
90,90±10,87 |
81,14±16,83 |
84,91±13,76 |
|
F (группа) |
4,58* |
4,67* |
16,98*** |
0,39 |
0,01 |
|
F (год) |
15,48*** |
4,59* |
1,68 |
14,43*** |
0,68 |
|
F (группа*год) |
3,54* |
3,25* |
0,19 |
0,60 |
0,77 |
Примечание: «*» — р≤0,05; «**» — р≤0,01; «***» — р≤0,001.
Показатели общей, отраженной и перспективной самооценки продемонстрировали значимые изменения в течение рассматриваемого периода. Эти показатели в выборках подростков УПП и ГС в период с 1996 по 2004 г. существенно возрастают и к 2020 г. несколько снижаются. При этом показатели общей и отраженной самооценки у подростков УПП в целом ниже, чем в ГС; исключение составляет только 2004 год, где они незначительно превышают аналогичные показатели ГС. Снижение показателей общей и отраженной самооценки в исследовании 2020 г. определяется, в первую очередь, их динамикой в выборке подростков УПП, в то время как в ГС эти показатели значительно более устойчивы на протяжении анализируемого периода. Показатели максимальной и идеальной самооценки свидетельствуют о наибольшей устойчивости, причем максимальная самооценка во всех трех исследованиях у подростков УПП оказалась ниже, чем в ГС, в то время как идеальная самооценка не различалась.
Корреляционный анализ продемонстрировал, что показатели отдельных аспектов самооценки продемонстрировали наиболее тесные связи друг с другом при анализе результатов исследования 2020 г., наименьшее — 2004 г. (табл. 3). В выборке подростков УПП в исследовании 2004 г. показатели максимальной и идеальной самооценки оказались не включенными в общую структуру взаимосвязей, в остальных выборках прямые или опосредованные корреляции связывали между собой все показатели самооценки.
Таблица 3
Количество корреляционных взаимосвязей между показателями самооценки
и значение коэффициентов корреляции
|
Группа |
Год |
||
|
1996, |
2004, |
2020, |
|
|
УПП |
6 (0,38≤r≤0,56) |
2 (0,50≤r≤0,52) |
7 (0,29≤r≤0,63) |
|
ГС |
8 (0,46≤r≤0,60) |
5 (0,48≤r≤0,51) |
11 (0,40≤r≤0,73) |
Анализ дополнительных параметров (табл. 4) позволил отметить, что в 2004 г. подростки УПП, как и их сверстники из ГС, испытывали минимальные переживания собственной неполноценности и недооцененности окружающими людьми. Кроме того, в том же 2004 г. подростки УПП достоверно меньше были склонны занимать экстернальную позицию в отношении собственного будущего, чем их сверстники из ГС. Кроме того, в 2020 г. подростки, в особенности из группы УПП, продемонстрировали наиболее высокие показатели позитивности отношения к собственному будущему, которые существенно выросли по сравнению с 1996 г. Остальные показатели 2020 г. в большей степени похожи на результаты 1996 г., чем 2004 г.
Таблица 4
Описательные статистики, характеризующие дополнительные параметры
анализа самооценки подростков УПП и ГС в 1996, 2004 и 2020 гг.
|
Сравниваемые группы |
Чувство неполноценности (M±S) |
Чувство непризнанности окружающими (M±S) |
Экстернальность в отношении собственных возможностей (M±S) |
Позитивность будущего (M±S) |
|
1996 УПП |
19,14±19,36 |
11,41±20,89 |
19,61±21,80 |
-3,88±27,80 |
|
1996 ГС |
17,62±18,33 |
6,52±18,25 |
17,93±15,15 |
-3,93±16,91 |
|
2004 УПП |
7,69±22,97 |
13,29±19,08 |
3,00±28,55 |
6,13±22,22 |
|
2004 ГС |
7,98±17,92 |
14,91±19,81 |
16,14±13,30 |
6,59±14,35 |
|
2020 УПП |
19,86±23,88 |
5,84±22,73 |
16,26±24,36 |
13,17±23,18 |
|
2020 ГС |
9,75±14,07 |
6,15±12,85 |
15,63±13,84 |
6,03±15,42 |
|
F (группа) |
3,05 |
0,22 |
2,60 |
0,97 |
|
F (год) |
7,69*** |
4,80** |
5,55** |
13,57*** |
|
F (группа*год) |
2,26 |
0,90 |
4,21** |
1,21 |
Примечание: «**» — р≤0,01; «***» — р≤0,01.
Обсуждение результатов
Наши результаты в целом подтвердили данные о том, что для подростков с устойчивым противоправным поведением характерна более низкая самооценка, в сравнении с их сверстниками, не совершавшими правонарушений [1; 21; 23; 26; 30 и др.], в первую очередь в аспектах общей, отраженной и максимальной самооценки. Показатели максимальной самооценки подростков-правонарушителей во всех трех срезах достоверно ниже аналогичных показателей в выборке их законопослушных сверстников. На наш взгляд, этот результат указывает на устойчивую более низкую оценку собственных возможностей подростками-правонарушителями, что несколько противоречит данным, полученным зарубежными исследователями [Byrd, 1993], и, возможно, отражает специфику российской социальной действительности. Также, вопреки ожиданиям, ни в одном из срезов не было получено достоверных различий между подростками-правонарушителями и их сверстниками с условно нормативным поведением по показателям идеальной самооценки. В связи с этим можно предположить, что основной вклад в снижение общей самооценки подростков с устойчивым противоправным поведением вносят особенности не идеальной, а максимальной самооценки, которая характеризует представления о собственном потенциале развития, что сохраняет актуальность на протяжении всего рассматриваемого исторического отрезка.
Наиболее «чувствительными» к особенностям культурно-исторического контекста становления личности в обеих группах оказались показатели общей, отраженной и перспективной самооценки, которые были достаточно низкими в 1996 г., достигали максимальных значений в 2004 г. и несколько снижались к 2020 г., при этом в выборке подростков с устойчивым противоправным поведением описанная динамика показателей общей и отраженной самооценки проявляется достоверно ярче, чем в выборке их сверстников с условно нормативным поведением. Данные, полученные в 2004 г., оказались в значительно большей степени отличающимися от результатов 1996 и 2020 гг., как по количественным характеристикам отдельных аспектов самооценки и их интегрированности друг с другом, так и по дополнительным параметрам. Представляется, что этот результат отражает социальную неопределенность, на которую «наложилось» становление личности подростков в начале 2000-х гг., которая, с одной стороны, способствовала более высоким самооценкам подростков обеих групп, однако, с другой стороны, дифференцировала их по параметру «экстернальность в отношении собственных возможностей», который в тот период оказался значительно менее выражен в группе подростков с устойчивым противоправным поведением. Можно предполагать, что в условиях неопределенности криминальная субкультура давала подросткам дополнительные возможности для ощущения контроля над собственной жизнью, которых были лишены их сверстники с условно нормативным поведением, что, по всей вероятности, и позволяло подросткам-правонарушителям поддерживать в тот период довольно высокую самооценку, в некоторых аспектах превосходящую самооценку их сверстников, не совершавших правонарушений. Это предположение соответствует характеристикам криминальной субкультуры, описанной в литературе [Злоказов, 2022]. В целом, если рассматривать данные 2020 г. как результаты, полученные в выборках подростков, становление личности которых происходило в более стабильных и определенных культурно-исторических условиях, можно отметить, что данные о более низкой самооценке подростков с устойчивым противоправным поведением, а также о большей противоречивости и меньшей интеграции различных аспектов их самооценки характеризуют самооценку подростков-правонарушителей в периоды относительной социальной стабильности. В период острой социальной неопределенности самооценка подростков с устойчивым противоправным поведением, напротив, оказывается менее устойчивой, чем самооценка их сверстников с условно нормативным поведением, которая, напротив, сохраняет в условиях неопределенности несколько большую стабильность, что соответствует имеющимся данным о меньшей устойчивости самооценки подростков-правонарушителей [Соколова, 1989] и дополняет их.
Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают сведения о динамике перспективной самооценки подростков, прежде всего подростков-правонарушителей. Последовательное увеличение показателя «позитивность представлений о собственном будущем» наряду с достаточно высокими перспективными самооценками в период с 1996 по 2020 гг., являющихся, по мнению исследователей [Hassan; Manaster, 1982], превентивными факторами, способствующими отказу от делинквентного поведения, может интерпретироваться как отражение роста эффективности мер по профилактике и преодолению делинквентного поведения в подростковой среде, предпринимаемых в России в последние десятилетия.
Отметим, что обсуждение результатов, представленных в этой статье, сосредоточено на описании динамики самооценки подростков-правонарушителей и в перспективе может быть продолжено более глубоким анализом изменения самооценок подростков с условно нормативным поведением, что выходит за пределы предметного поля, заявленного в данной публикации.
Ограничения исследования
Ограничения исследования определяются характером выборки: в исследовании принимали участие только подростки мужского пола, совершившие правонарушения различного характера, в то время как самооценка подростков-делинквентов, возможно, имеет гендерно обусловленные особенности и, кроме того, различается в зависимости от типа правонарушений, совершаемых подростками [Vermeiren]. Помимо этого, в исследование включены данные за последние 25 лет, однако не проанализированы более ранние сведения о самооценке подростков-правонарушителей, становление личности которых происходило в более стабильной историко-культурной и социально-экономической ситуации (например, в период позднего СССР). Преодоление этих ограничений составляет перспективу нашего исследования.
Заключение
Таким образом, полученные результаты поддерживают полученные в других исследованиях данные о том, что для подростков-правонарушителей в целом характерна более низкая, чем для их сверстников с условно нормативным поведением, общая самооценка. При этом показано, что основной вклад в снижение общей самооценки подростков с противоправным поведением вносит не идеальная, а максимальная самооценка, характеризующая представление подростков о собственном потенциале. Отмечена фиксировавшаяся ранее неустойчивость самооценки подростков-правонарушителей, которая выражается в том, что описанные закономерности проявляются в периоды относительной социальной стабильности и не наблюдаются в периоды острой социальной неопределенности, в которые подростки-правонарушители ощущают себя более «сориентированными» в происходящих изменениях, что, вероятно, укрепляет их самооценку. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке программ мероприятий по психологическому сопровождению становления личности подростков, в частности, уделять особое внимание профилактике глубокой интеграции подростков в социальные группы, разделяющие ценности криминальной субкультуры, в периоды социальной неопределенности.