Введение
Креативность, реализующаяся в девиантном поведении, стала предметом изучения во многих отраслях психологии
[Бочкова, 2021]. При этом особый интерес представляет девиантность, угрожающая благополучию других членов организации
[Мешкова, 2020]. Вербальная агрессия, злые шутки, черный юмор зачастую являются оригинальным следствием проявления антисоциальной креативности в поведении, местью за нанесенную обиду и при этом могут наносить психологический вред людям, являющимся мишенями такого поведения. Более того, как показывают зарубежные исследования, у жертв подобного поведения, в свою очередь, провоцируется ответная реакция, проявляющаяся в нечестном, неэтичном поведении
[Yip, 2018]. Мы понимаем под антисоциальной креативностью оригинальное решение проблемы в межличностном взаимодействии с намеренным нанесением вреда объекту взаимодействия.
Проблема девиантности в межличностном взаимодействии актуальна для органов внутренних дел России [см. обзор: 1]. Так, в исследовании В.Е. Петрова
[Петров, 2020] было показано, что 75% обследуемой выборки сотрудников ОВД были склонны к психологическому насилию и деструкции в межличностных отношениях в виде активного вербального воздействии — использования ненормативной лексики, кличек, иронии, необоснованной критики сослуживцев, оскорбительных или унизительных формах общения. Мнения авторов о причинах девиаций в межличностном взаимодействии расходятся. Одни авторы считают, что властные полномочия и особенность профессиональной деятельности создают благоприятные условия для проявления различных форм агрессии у сотрудников ОВД
[Змановская, 2010]. Другие авторы склонны объяснять проблему профдеформацией и выгоранием
[Корнеева, 2020]. Мы согласны с теми, кто утверждает, что важно изучать психологические показатели склонности к делинквентному поведению
[Лютых, 2014] и, в частности, такие особенности личности, которые могут привести к девиантному и противоправному поведению в межличностном взаимодействии
[Марьин, 2019].
Анализ современных исследований девиантного поведения на выборках разных возрастов — учащихся кадетских корпусов, курсантов вузов МВД, действующих сотрудников органов внутренних дел — показывает, что важным предиктором девиантного поведения в межличностном взаимодействии являются негативные личностные характеристики: враждебность и агрессия [см. обзор: 1]. Как показывают исследования, эти же переменные являются предикторами антисоциальной креативности
[Бочкова, 2020; Бочкова, 2018; Мешкова, 2020а; Мешкова, 2018].
На выборке осужденных за корыстные и агрессивно-насильственные преступления было показано, что реализация антисоциальной креативности (с мотивацией намеренного нанесения вреда) в девиантном поведении опосредуется низкой выраженностью составляющих эмоционального интеллекта в сочетании с компонентами агрессии, причем решающее значение принадлежит враждебности и низкому пониманию собственных эмоций
[Бочкова, 2020]. На выборках кадетов и курсантов было показано, что предиктором антисоциальной креативности является враждебность
[Бочкова, 2019]. Перспективным представляется подход, в котором проводятся сравнения выборок и, в частности, преступников и обычных людей. Так, Б. Волхендлер (B. Wolhendler) показал, что и у подростков, находящихся в следственном изоляторе, и у подростков из общей выборки высокий уровень креативности сочетался с насильственным контентом содержания рисунков, т. е. делинквентность не модерировала связь креативности и насильственного контента
[Wolhendler, 2015]. Это говорит, во-первых, о том, что существуют общие связи и зависимости психологических переменных, характерные для всех людей, а, во-вторых, о целесообразности проведения сравнительного исследования антисоциальной креативности на разных возрастных выборках.
В сравнительных исследованиях связи эмоционального интеллекта и антисоциальной креативности были получены следующие результаты: выборка курсантов 2—3-го курсов и сотрудников ОВД со стажем не различались по уровню антисоциальной креативности, но уровень понимания собственных эмоций у курсантов был значимо ниже, а враждебность значимо выше; основные предикторы антисоциальной креативности у курсантов — враждебность, у действующих сотрудников ОВД — черта большой пятерки «Сотрудничество». У сотрудников ОВД была выявлена значимо отрицательная корреляция понимания собственных эмоций с враждебностью
[Бочкова, 2021]. В исследовании на кадетах были выявлены отрицательные связи черты «Сотрудничество» и понимания собственных эмоций с продуцированием решений, наносящих ненамеренный вред в просоциальной ситуации
[Бочкова, 2019]. Результаты согласуются с данными, полученными Д. Харрис (D. Harris) с коллегами, выявившими отрицательную корреляцию количества продуцируемых идей, которые можно интерпретировать как наносящие вред другим людям, и эмоционального интеллекта
[Harris, 2013]. Однако продуцирование идей и реальное воплощение их в жизнь не одно и то же, и вопрос о том, каков вклад компонентов эмоционального интеллекта в реализацию антисоциальной креативности в девиантном поведении, остается открытым.
Также, согласно результатам исследований, существуют гендерные различия в предикторах антисоциальной креативности у кадетов и курсантов
[Мешкова, 2020а; Мешкова, 2018а], но подобные сравнения не включали в себя анализ взаимосвязей девиантного поведения с параметрами эмоционального интеллекта (далее ЭИ), которые, как показывает анализ публикаций, не однозначно связаны с различными видами поведения: ЭИ не всегда опосредует только просоциальное поведение, а его компоненты могут быть положительно связаны и с девиантным поведением [см.: 4]. Так, при решении конфликта ЭИ положительно коррелировал со стратегиями кооперации и отрицательно — с доминирующими и агрессивными стратегиями
[Ann, 2012; Zeidner]. Однако те респонденты, кто считал приемлемым в конфликте унижать оппонента и использовать вербальную агрессию, так и поступал в реальности, даже в случае высокой способности осознавания и управления собственными эмоциями
[Moeller]. Можно предположить, что определенный вклад в такое поведение вносит слаборазвитая черта Большой пятерки «Сотрудничество», поведенческие особенности обладателей которой состоят в озабоченности только своими потребностями, игнорировании потребностей других людей, небрежности в отношениях и взаимодействии с ними, склонности манипулировать, конфликтности и отсутствием склонности к сотрудничеству
[McCrae]. Мы полагаем, что значимо положительные корреляции черты «Сотрудничество» и понимания собственных эмоций будут служить дополнительным подтверждением вклада самооценки понимания собственных эмоций именно в просоциальное поведение. Более того, сочетание высоких значений обеих переменных могут нивелировать реализацию антисоциальной креативности в поведении.
Исходя из всего вышесказанного и результатов, полученных на выборке осужденных
[Бочкова, 2020], мы формулируем следующие гипотезы: 1) реализация антисоциальной креативности в межличностном взаимодействии опосредуется низким пониманием собственных эмоций, низким сотрудничеством и высокой враждебностью, причем преимущественная роль принадлежит враждебности; 2) сочетание высоких значений сотрудничества и понимания собственных эмоций опосредует снижение антисоциальной креативности; 3) существуют гендерные различия в антисоциальной креативности и ее связи с сотрудничеством и пониманием собственных эмоций.
Метод и методики
Исследование проводилось в 2018—2021 гг. На первом этапе были обследованы осужденные за корыстные и агрессивно-насильственные действия
[Бочкова, 2020]. На втором этапе в 2019—2020 гг. участвовали кадеты, а также курсанты 2—5-х курсов одного из московских вузов. На третьем этапе в 2021 гг. участвовали действующие сотрудники органов внутренних дел
[Бочкова, 2021]. Всего приняли участие 281 человек. В настоящей статье мы поставили цель осуществить сравнительный анализ полученных результатов в нескольких исследованиях и выявить общие закономерности и гендерные особенности связи антисоциальной креативности, враждебности, сотрудничества и понимания собственных эмоций в выборках кадетов, курсантов и действующих сотрудников ОВД с привлечением данных, полученных на выборке осужденных
[Бочкова, 2023]. Состав выборок представлен в табл. 1.
Таблица 1
Состав выборок исследований
|
Выборка
|
Мужчины
|
Женщины
|
Совокупная выборка
|
Возраст ± SD
|
|
Осужденные
|
30
|
-
|
30
|
36,7 ± 9,18
|
|
Кадеты
|
27
|
19
|
46
|
15,0 ± 0,631
|
|
Курсанты
|
119
|
30
|
149
|
21,4 ± 1,03
|
|
Сотрудники ОВД
|
22
|
34
|
56
|
30,0 ± 5,22
|
|
Итого
|
198
|
83
|
281
|
-
|
Использовалась батарея опросников: агрессии BRAQ-24 (в адаптации С.Н. Ениколопова, Н.П. Цыбульского), эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин), «NEO-FFI» — сокращенный вариант опросника «NEO PI-R» П. Коста и Р. Макраэ (В.Е. Орел, И.Г. Сенин), «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (ПОАК)
[Мешкова, 2018]. Опросник ПОАК состоит из трех шкал «Нанесение вреда», «Ложь» и «Злые шутки», включающие утверждения о видах поведения, в которых может проявляться антисоциальная креативность. Респондентам предлагается ответить, как часто они ведут себя в соответствии с данными утверждениями. Подсчет ведется по шкалам и затем баллы суммируются в интегральный показатель
[Мешкова, 2018].
Статистическая обработка проводилась в программе jamovi-2.3.24 с использованием сравнений по t-критерию Уэлша, однофакторного анализа ANOVA с применением критерия Тьюки, корреляционного и регрессионного анализа и анализа медиации.
Результаты исследования
Описательные статистики по переменным антисоциальной креативности, враждебности, сотрудничества и самооценки понимания собственных эмоций с корреляционными связями представлены в табл. 2.
В совокупной выборке были выявлены значимые отрицательные корреляции антисоциальной креативности и враждебности с самооценкой понимания собственных эмоций и сотрудничеством, значимо положительные корреляции антисоциальной креативности — с враждебностью и сотрудничества с пониманием собственных эмоций. Корреляционный анализ, по Спирмену, в совокупной выборке (без осужденных) показал значимо положительные корреляции враждебности и значимо отрицательные корреляции сотрудничества с показателями шкал антисоциальной креативности «Нанесение вреда» и «Злые шутки»; понимание собственных эмоций значимо отрицательно коррелирует со шкалой «Нанесение вреда». Коэффициенты и уровень значимости корреляций представлены в табл. 2.
Согласно регрессионному анализу, 22% дисперсии значений антисоциальной креативности в совокупной выборке объясняются враждебностью (β=0,465; p<0,001); 4% к объяснению дисперсии добавляет сотрудничество (β = – 0,222; p<0,001).
Анализ медиации с помощью метода Bootstrap показал, что враждебность является медиатором связи понимания собственных эмоций и антисоциальной креативности. В таблице 3 представлены коэффициенты прямого и непрямого эффекта. Показано, что при включении враждебности в модель значимость прямого эффекта связи эмоционального интеллекта и антисоциальной креативности составила 0,966, т. е. приближается к единице. Результаты представлены в табл. 3 и на рис. 1.
Таблица 2
Описательные статистики переменных в совокупной выборке и выборкам по полу
и корреляции переменных в совокупной выборке
|
Переменные
|
Антисоциальная креативность
|
Враждебность
|
Понимание собственных эмоций
|
Сотрудничество
|
|
Выборки
|
Среднее и стандартное отклонение
|
|
Совокупная выборка
|
9,74±6,48
|
17,8±5,27
|
22,0±7,08
|
41,5±5,25
|
|
Мужчины
|
10,1±6,26
|
17,7±5,12
|
21,2±6,55
|
40,8±4,97
|
|
Женщины
|
9,06±7,00
|
18,1±5,66
|
23,6±7,86
|
43,0±5,34
|
|
Мужчины без осужденных
|
10,7±6,19
|
17,2±4,91
|
21,6±6,81
|
41,0±4,80
|
|
Корреляции, по Спирмену, переменных в совокупной выборке (N=281)
|
|
Антисоциальная креативность
|
-
|
0,482***
|
– 0,232***
|
– 0,297***
|
|
Враждебность
|
-
|
-
|
– 0,408***
|
– 0,176**
|
|
Понимание собственных эмоций
|
-
|
-
|
-
|
0,289***
|
|
Корреляции, по Спирмену, шкал антисоциальной креативности с враждебностью, сотрудничеством и пониманием собственных эмоций (без осужденных N=253)
|
|
Нанесение вреда
|
-
|
0,447***
|
-0,127*
|
-0,298***
|
|
Злые шутки
|
-
|
0,293***
|
нет корреляций
|
-0,145*
|
Условные обозначения: «***» — p<0,001; «**» — p<0,01; «*» — p < 0,05.
Таблица 3
Эффекты медиации враждебности в связи понимания собственных эмоций
и антисоциальной креативности
|
Тип
|
Эффект
|
β
|
SE
|
Интервал 95% C.I. (a)
|
p
|
|
Нижний
|
Верхний
|
|
Непрямой
|
ПСЭ⇒Вр⇒ AK
|
– 0,19487
|
0,0296
|
– 0,243
|
– 0,1249
|
< ,001
|
|
Компоненты
|
ПСЭ ⇒ Вр
|
– 0,40998
|
0,0390
|
– 0,380
|
– 0,2323
|
< ,001
|
|
Вр ⇒ AK
|
0,47532
|
0,0668
|
0,460
|
0,7200
|
< ,001
|
|
Прямой
|
ПСЭ ⇒ AK
|
– 0,00246
|
0,0524
|
– 0,103
|
0,1062
|
0,966
|
|
Общий
|
ПСЭ ⇒ AK
|
– 0,19733
|
0,0535
|
– 0,285
|
– 0,0750
|
< ,001
|
Условные обозначения: ПСЭ — понимание собственных эмоций; Вр — враждебность, АК — антисоциальная креативность.
В совокупной выборке была выделена группа (N=59) со значениями враждебности и понимания собственных эмоций выше среднего значения. Сравнения средних по t-критерию Уэлша показало, что в выделенной группе антисоциальная креативность выше, чем в остальной части выборки (p=0,033, размер эффекта Cohen’s d = – 0,319). Линейная регрессия показала, что существует эффект взаимодействия: в данной группе связь антисоциальной креативности и понимания собственных эмоций сильнее, чем в остальной части выборки. Значимость взаимодействия составила 0,014. Результаты представлены в табл. 4 и на рис. 2.
Рис. 1. Модель медиации враждебностью связи понимания собственных эмоций
и антисоциальной креативности
Таблица 4
Коэффициенты модели антисоциальной креативности и взаимодействия
понимания собственных эмоций и групп, выделенных по разному уровню
враждебности и сотрудничества
|
Переменные
|
Стандартизированный коэффициент
|
p
|
SE
|
t
|
|
Антисоциальная креативность
|
-
|
< 0,001
|
0,4259
|
22,08
|
|
Понимание собственных эмоций_центр.
|
– 0,142
|
0,023
|
0,0567
|
– 2,29
|
|
Группа: 1-0
|
0,236
|
0,044
|
0,9188
|
2,02
|
|
Взаимодействие понимания собственных эмоций и группы (1-0)
|
– 0,437
|
0,014
|
0,1608
|
– 2,49
|
Условные обозначения: группа 1 — выделенная группа со значениями враждебности и сотрудничества выше средних значений; группа 0 — остальная часть выборки.
Рис. 2. Влияние на антисоциальную креативность взаимодействия понимания собственных эмоций и групп, выделенных по разному уровню враждебности и сотрудничества:
АК — антисоциальная креативность; VE_cent — центрированная переменная понимание собственных эмоций; Gr_Vr_Sotr — группы, выделенные по значениям враждебности
и сотрудничества; 1 — группа с показателями враждебности и сотрудничества
выше среднего; 0 — остальная часть выборки
В совокупной выборке была выделена группа (N=33) со значениями враждебности и сотрудничества выше среднего. Сравнения средних по t-критерию Уэлша показало, что между выделенной группой и остальной частью выборки нет различий по антисоциальной креативности и сотрудничеству. Однако линейная регрессия показала, что существует эффект взаимодействия: в данной группе связь антисоциальной креативности и сотрудничества сильнее, чем в остальной части выборки. Значимость взаимодействия составила 0,057, что несколько превышает допустимый порог 0,05 и может объясняться малой выборкой (N=33). Результаты представлены в табл. 5 и на рис. 3.
Таблица 5
Коэффициенты модели антисоциальной креативности и взаимодействия
сотрудничества и групп, выделенных по разному уровню враждебности
и понимания собственных эмоций
|
Переменные
|
Стандартизированный коэффициент
|
p
|
SE
|
t
|
|
Антисоциальная креативность
|
-
|
< 0,001
|
0,3923
|
24,41
|
|
Сотрудничество_центр.
|
– 0,231
|
< 0,001
|
0,0770
|
– 3,70
|
|
Группа: 1-0
|
0,249
|
0,165
|
1,1634
|
1,39
|
|
Взаимодействие сотрудничества и группы (1-0)
|
– 0,298
|
0,057
|
0,1923
|
– 1,91
|
Условные обозначения: группа 1 — выделенная группа со значениями враждебности и понимания собственных эмоций выше средних значений, группа 0 — остальная часть выборки.
Рис. 3. Влияние взаимодействия на антисоциальную креативность сотрудничества и групп, выделенных по разному уровню враждебности и понимания собственных эмоций:
АК — антисоциальная креативность; Sotr_cent — центрированная переменная
сотрудничества; Gr_Vr_VE — группы, выделенные по значениям враждебности
и понимания собственных эмоций; 1 — группа с показателями враждебности
и понимания собственных эмоций выше среднего; 0 — остальная часть выборки
Сравнение средних по t-критерию Уэлша (данный критерий был выбран в связи с неуравненностью выборок по численности) переменных антисоциальной креативности, враждебности, сотрудничества и понимания собственных эмоций показало, что понимание собственных эмоций и сотрудничество у женщин выше, чем у мужчин (без осужденных) (p < 0,05, значимость эффекта — 0,282; p < 0,001; значимость эффекта — 0,495 соответственно). По остальным параметрам различий выявлено не было.
Пошкальный анализ антисоциальной креативности выявил различия между выборками: у мужчин (без осужденных) значимо выше показатели по шкалам «Нанесение вреда» и «Злые шутки». Размеры эффекта достаточно приемлемые. По шкале «Ложь» различий между мужчинами и женщинами выявлено не было. Результаты представлены в табл. 6.
Таблица 6
Сравнения по t-критерию Уэлша показателей по шкалам антисоциальной
креативности у мужчин (не включая выборку осужденных) и женщин
|
Переменные
|
Коэффициент
|
df
|
p
|
Размер эффекта (Cohen’s d)
|
|
Нанесение вреда
|
– 1,992
|
149
|
0,048
|
– 0,272
|
|
Ложь
|
– 0,742
|
157
|
0,459
|
– 0,100
|
|
Злые шутки
|
– 2,361
|
166
|
0,019
|
– 0,316
|
Далее с помощью линейной регрессии мы выясняли влияние пола на связь компонентов антисоциальной креативности и понимания собственных эмоций. Эффект взаимодействия пола и понимания собственных эмоций был выявлен у компонента антисоциальной креативности «Нанесение вреда»: его связь с пониманием собственных эмоций — однонаправленная у мужчин и женщин, но разная по силе. У женщин эта связь сильнее, чем у мужчин. Результаты представлены в табл. 7 и на рис. 4.
Таблица 7
Коэффициенты линейной регрессии влияния взаимодействия пола и понимания
собственных эмоций на переменную «Нанесение вреда» опросника ПОАК
|
Переменные
|
Стандартизированный коэффициент
|
p
|
SE
|
t
|
|
Нанесение вреда
|
-
|
< ,001
|
0,3436
|
9,91
|
|
Понимание собственных эмоций
|
– 0,261
|
0,008
|
0,0420
|
– 2,66
|
|
Пол: м-ж
|
0,166
|
0,298
|
0,4048
|
1,04
|
|
Взаимодействие понимания собственных эмоций и пола (м/ж)
|
0,252
|
0,043
|
0,0532
|
2,03
|
Рис. 4. График влияния взаимодействия пола и понимания собственных эмоций на компонент антисоциальной креативности «Нанесение вреда» в выборках мужчин и женщин:
NanVr — нанесение вреда; VE_cent — понимание собственных эмоций
(центрированные значения); pol — пол; 0 — женщины, 1 — мужчины
Обсуждение полученных результатов
В анализе результатов нескольких исследований мы сосредоточились на выявлении роли, которую играют в антисоциальной креативности такие переменные, как самооценка понимания собственных эмоций, враждебность и черта большой пятерки «Сотрудничество», а также на гендерных особенностях связи этих переменных.
Согласно первой гипотезе, реализация антисоциальной креативности в межличностном взаимодействии опосредуется низким пониманием собственных эмоций, низким сотрудничеством и высокой враждебностью, причем преимущественная роль принадлежит враждебности. Подтверждением данной гипотезы стали результаты, полученные в корреляционном и регрессионном анализе и анализе медиации. Вполне закономерным явлением, согласующемся с полученными нами ранее результатами на выборке осужденных
[Бочкова, 2020] и сотрудников органов внутренних дел
[Бочкова, 2021], являются положительная корреляция антисоциальной креативности с враждебностью и отрицательные корреляции с сотрудничеством и пониманием собственных эмоций. Главным предиктором антисоциальной креативности стала враждебность и ей принадлежит преимущественная роль, что также сочетается с полученными данными на выборках подростков
[Бочкова, 2018]. Новым знанием стал тот факт, что враждебность является полным медиатором отрицательной связи понимания собственных эмоций и антисоциальной креативности. Иными словами, человек, который не понимает свои эмоции и того, что он чувствует, будет насторожен и враждебен к другим людям, так как, не понимая себя, сложно понять другого человека, в большинстве стимулов он будет видеть угрозу и неправильно интерпретировать эти стимулы, соответственно, и реагировать во взаимодействии с другими, нанося им вред. Однако утверждать обратное, что все враждебные люди не понимают собственные эмоции не правомерно. В исследовании была выделена выборка с высоким уровнем враждебности и с высоким пониманием собственных эмоций. Нами показано, что при таком сочетании антисоциальная креативность может регулироваться такой чертой, как сотрудничество. Полученные результаты дополняют выводы С. Мюллера (C. Moeller) и С. Квантеса (C. Kwantes) о том, что обладание высоким эмоциональным интеллектом не спасает от проявления агрессии в случае, если человек считает приемлемым использование агрессии в отношении оппонента
[Moeller]. Наши дополнения таковы: это может происходить в случае, если он обладает слабо развитой способностью к сотрудничеству.
Согласно второй гипотезе, сочетание высоких значений сотрудничества и понимания собственных эмоций опосредует снижение антисоциальной креативности. Результаты показывают, что в группе со значениями враждебности и сотрудничества выше среднего по выборке антисоциальная креативность выше по сравнению с той частью выборки, у которой и враждебность, и сотрудничество ниже средних значений. Интересно, что связь понимания собственных эмоций с антисоциальной креативностью сильнее у тех, у кого показатели враждебности и сотрудничества выше. Это означает, что самооценка понимания собственных эмоций вносит свой определенный вклад в антисоциальное поведение. В данном случае, именно она может регулировать реализацию креативности в антисоциальном поведении, нивелируя влияние враждебности и, в сочетании с чертой сотрудничество, снижая возможность нанесения вреда другим людям в личностном взаимодействии.
Что касается третьей гипотезы, то результаты, полученные у мужчин и женщин, показали, что высокие значения компонентов антисоциальной креативности («Нанесение вреда» и «Злые шутки») у мужчин сочетаются с низкими значениями понимания собственных эмоций и сотрудничества. Кроме того, выявлены гендерные различия в связи самооценки понимания собственных эмоций и такого параметра антисоциальной креативности, как нанесения вреда: у женщин эта связь значимо сильнее, чем у мужчин, а значит, у женщин эмоциональный интеллект регулирует поведение, сдерживая агрессию в большей степени, чем у мужчин. Данный факт согласуется с результатами других авторов, показавших, что эмоциональный интеллект положительно коррелирует со стратегиями кооперации
[Ann, 2012; Zeidner]. Таким образом, третья гипотеза о существовании гендерных различий в антисоциальной креативности и ее связи с личностными характеристиками получила свое подтверждение.
Выводы
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
- Враждебность является полным медиатором отрицательной связи самооценки понимания собственных эмоций и антисоциальной креативности. Однако вклад понимания самооценки собственных эмоций также является не менее существенным: у высоко враждебных людей, имеющих развитую черту сотрудничества, она может регулировать антисоциальную креативность, снижая ее реализацию в девиантном поведении, наносящем вред другим.
- Сочетание высокой враждебности и высокой самооценки понимания собственных эмоций опосредует антисоциальную креативность и может способствовать ее реализации в девиантном поведении в случае низких значений такой черты, как сотрудничество.
- Снижение реализации антисоциальной креативности в агрессии у женщин опосредуется сочетанием высокоразвитых сотрудничества и понимания собственных эмоций.
Заключение
В исследовании было показано, что враждебность, самооценки понимания собственных эмоций и сотрудничество играют важную роль в антисоциальной креативности и ее компонентах. При этом важны также уровни развития этих психологических коррелятов и предикторов реализации антисоциальной креативности в девиантном поведении в межличностном взаимодействии. Новизна исследования заключается в том, что было показано, как определенные психологические характеристики могут нивелировать связь враждебности и антисоциальной креативности. Соответственно, развивая понимание эмоций у человека, стимулируя сотрудничество с другими людьми, можно снизить антисоциальную креативность. Исследование имеет ограничения, связанные с размером выборок. Дальнейшим направлением исследований нам видится проведение лонгитюдного исследования. Особенности выявленных связей и зависимостей определяются спецификой выборок, имеющих отношение к силовым структурам, и на данном этапе исследований можно рекомендовать включать упражнения по развитию эмоционального интеллекта и стимуляции положительных личностных черт, например сотрудничества, в тренинги для учащихся кадетских корпусов и вузов МВД, а также сотрудников ОВД. Без этих мероприятий бороться с межличностной девиацией будет затруднительно.