О внедрении психотехнических достижений в правореализационную практику

3

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению психотехнических достижений, которые используются или рассматриваются как перспективные в современной правореализационной практике. На основе проведенного историко-сравнительного анализа научных подходов и контент-анализа публикаций за последние 5 лет в отечественных журналах с базовым профилем «Юридическая психология» осуществлена классификация традиционных и инновационных психотехнических средств по четырем специфичным группам: 1) интерактивные психотехники, 2) организационно-психологические техники, 3) информационно-технические приемы и психотехники, 4) аналитические психотехники. Материал статьи актуализирует дальнейшую научную рефлексию по направлениям совершенствования форм и методов реализации достижений юридической психологии в правореализационной деятельности. Показаны перспективы развития юридической психологии в области разработки и применения психотехнических средств.

Общая информация

Ключевые слова: личность преступника, психотехнология

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140406

Получена: 07.10.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Поздняков В.М., Петров В.Е., Кокурин А.В. О внедрении психотехнических достижений в правореализационную практику [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 4. С. 85–104. DOI: 10.17759/psylaw.2024140406

Полный текст

Введение

В условиях возникновения новых угроз гражданам, обществу и государству при развитии технического прогресса (например из-за высоких технологий, ведущих к росту краж персональных данных, составлению личных профилей для мошенничества, созданию криминальных сообществ в закрытой части Интернета и т. д.) преступность приобретает характер трансграничности и демонстрирует новые тренды качественных и количественных изменений. Борьба с ней требует современных подходов, обеспечивающих как совершенствование законодательства, так и внедрение в правореализационную практику действенных психотехнологий, базирующихся на научных достижениях, в том числе в области применения аппаратно-программных средств (видео- и иные системы распознавания, геномная экспертиза, искусственный интеллект и др.).
Введение приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24 февраля 2021 г. № 118 новой номенклатуры научных специальностей, а в последующем и принятие паспортов по ним в области юриспруденции и психологии ориентирует на расширение междисциплинарных научных исследований и разработку комплексного методического инструментария, востребованного правореализационной практикой. В какой мере указанные императивы стали получать поддержку со стороны ученых при разработке теории, методов и при совершенствовании психопрактики, может свидетельствовать анализ трендов поддержания психотехнических традиций и активность по обоснованию инноваций, которые просматриваются в содержании диссертаций, монографий, а также публикаций в отечественных журналах, прежде всего с профильным разделом «Юридическая психология».
Анализ публикаций свидетельствует, что юридические психологи стремятся отвечать на новые запросы правореализационной деятельности, а также способствовать повышению компетентности юристов в области современных психотехнических средств в борьбе с преступностью. Это нашло отклик в расширении публикаций прежде всего по таким отраслям юридической психологии, как криминальная, судебная и пенитенциарная.
В публикациях за последние три года широко представлены психологические портреты и авторские классификации личности преступников, совершивших разные виды уголовно-наказуемых деяний. Это следует рассматривать как продолжение традиции, заложенной видными отечественными учеными (Ю.М. Антонян, В.Л. Васильев, С.Н. Ениколопов, Э.П. Котова, А.Н. Пастушеня, А.Р. Ратинов, О.Д. Ситковская, Л.Б. Филонов и др.). В качестве научных новаций можно считать увеличение масштаба исследований по вопросам преступности экстремистской и террористической направленности, рецидива преступных деяний среди несовершеннолетних, а также касающихся личности преступников, совершивших деяния с использованием современных интернет-технологий (Ю.В. Белевитина, И.Б. Бовина, Е.В. Васкэ, Р.Р. Гайфутдинов, Е.А. Дядченко, Е.Г. Дозорцева, А.В. Забарин, Д.Д. Завьялова, П.Н. Казберов, А.В. Кокурин, Л.Н. Костина, Ю.Г. Касперович, М.И. Марьин, О.Ю. Михайлова, Д.Д. Перфильева, В.Е. Петров, В.М. Поздняков, Н.Е. Романова, В.А. Соснин, Д.В. Сочивко, Р.В. Чиркина и др.). Однако при имеющихся авторских подходах, как отмечается в ряде публикаций [8; 50; 58], в центр внимания недостаточно выносится психотехническая составляющая, крайне важная для профдеятельности сотрудников оперативных, следственных и иных подразделений правоохранительных органов. На наш взгляд, это связано с тем, что учеными, даже в рамках диссертационных исследований, не осуществляется полноценное обоснование психотехнических инноваций в контексте доказательной парадигмы.
На актуальность устранения выше отмеченного узкого места в современных исследованиях обращено внимание в ряде публикаций ученых. Так, отечественным юристом Л.Ф. Ивановой [18] в статье «Исторические этапы внедрения психологических знаний в криминалистику» отмечается актуальность дальнейшего развития теории криминалистической психологии и ее психотехнических средств. В зарубежном учебнике «Криминальная психология», подготовленном английским ученым Дэвидом Кантером и выдержавшим несколько изданий, актуализирована значимость дальнейшего синтеза знаний в психологии, раскрывающих причины преступного поведения, способы взаимодействия с преступниками и помощи жертвам [22]. В отечественном учебнике «Криминалистика», неоднократно переиздававшемся, одним из авторов настоящей статьи [40] представлена объемная глава «Нетрадиционные методы в раскрытии и расследовании преступлений: генезис и перспективы», в которой аргументировано, что скепсис юристов в отношении расширенного применения психотехнических инноваций связан прежде всего с их недостаточной теоретической обоснованностью, а также валидностью в ракурсе динамичной реальности и действующих процессуальных норм.
В последние годы в трудах ряда видных отечественных психологов [6; 7; 15; 52; 53; 54] с учетом экспериментальных исследований осуществлялась валидизация ряда психотехнических средств, в том числе предназначенных и для применения в правореализационной деятельности. Несомненный интерес представляют и публикации, где изначально предметом исследования выступали научные основы реализации психологической [26; 34] и юридической деятельности [23; 29], а также теоретические и прикладные аспекты использования специальных знаний в уголовном и гражданском судопроизводстве [15; 20; 48].
Учитывая, что юристами все активнее обосновывается возможность применения нейросетей и искусственного интеллекта в правотворчестве и правоприменении [13; 33; 38], а также до сих пор в научном юридическом сообществе не сформировался консенсус в отношении понятия «психотехнология» и по процессуальной стороне применения разноплановых психотехнических достижений в правореализационной практике [35; 55], нами и было проведено настоящее исследование.

Цель и методы исследования

Цель исследования состояла в оценке современных тенденций и выявлении перспективных психотехнических достижений в правореализационной деятельности. В рамках исследования применялись историко-сравнительный анализ научных подходов и контент-анализ публикаций за последние 5 лет в отечественных журналах с базовым профилем «Юридическая психология».
Результаты исследования и их обсуждение
В действующих отечественных нормативных правовых актах, а также в многочисленных диссертациях юристов указывается, что критериями для применения нетрадиционных методов при раскрытии и расследовании преступлений и соответственно приглашения разного рода специалистов, сведущих в узкоспециальных отраслях знаний, должны выступать по используемым ими средствам:
  • экономичность и доступность применения;
  • оперативность в использовании, в том числе в особых условиях;
  • информативность и доказательность по получаемым сведениям.
Согласно профессору А.М. Столяренко [46, с. 306], профессиональная психотехника — это психологические действия, методы, приемы и средства, направленные на изучение личности преступника и преступных групп, а также иных психических явлений в криминальной сфере с целью обеспечения противодействия преступности. Психотехническую грамотность юристов предлагается рассматривать как неотъемлемое слагаемое их профессионализма [41]. Однако и в недавно изданных учебниках «Криминальная психология», рекомендованных УМО ВО для обучения будущих юристов [45], а также в реализуемых спецкурсах на факультетах повышения квалификации правоохранительных ведомств использование достижений психологии представлено преимущественно в иллюстративном плане, но без раскрытия масштаба применения и имеющихся научных проблем перспективного плана.
В рамках проведенного нами исследования на основе анализа отечественных и зарубежных публикаций имеющиеся психотехнические достижения были сведены в четыре группы: 1) интерактивные психотехники, 2) аналитические психотехники, 3) организационно-психо­логические техники, 4) информационно-технические психологические средства. Рассмотрим их содержание и востребованность в применении подробнее.
  1. Интерактивные техники психотехники, приемы и способы получения психологически значимой информации для субъектов правоохранительной деятельности (в первую очередь оперативно-розыскной и следственной), а также по коммуникации и воздействиям в иных правозначимых реалиях (в адвокатской, прокурорской, судебной и пенитенциарной сферах). В основе психотехник указанной группы лежит оптимизация взаимодействия субъектов правоохранения и участников уголовного и уголовно-исполнительного процесса. Спектр раскрываемых в публикациях интерактивных психотехник и приемов простирается от установления психологического контакта до реализации продуктивной коммуникации со свидетелями, подозреваемыми, подсудимыми, осужденными и иными лицами.
Анализ публикаций свидетельствует, что учеными продолжены исследования по совершенствованию технологии «Когнитивное интервью», модель которого впервые обоснована в середине 1980-х годов американскими психологами Р.Е. Гейзельманом и Р. Фишером. Конструктивным является предложение A.M. Aхмеда [60] о целесообразности сочетания интервью и метода нарративного анализа. Именно подобный подход позволяет установить ведущие конструкты (дискриминация, тюрьма, стигматизация), которые дают возможность прогнозировать рецидив преступной деятельности среди бывших заключенных. В отечественных публикациях дискутируются особенности «проникновения в личность» допрашиваемого лица, приемы установления психологического контакта, преодоление смысловых, межвозрастных и иных коммуникативных барьеров [17; 25; 30; 37; 47].
В публикациях многопланово обсуждаются нормативно допустимые приемы психического воздействия в уголовном процессе с созданием таких ситуаций, где обнаруживается скрываемая и значимая для раскрытия преступления информация [4; 9; 42]. Доказывается, что система вопросов, выстроенных определенным образом, может выявить помимо мотивации преступника факты и обстоятельства (как правило, конкретные детали), которые могут быть известны только лицу, причастному к совершению преступления. Специалисты говорят о допустимости воздействия в том случае, когда лицо, дающее показания, остается свободным в выборе линии своего поведения. Наиболее часто приводятся такие психотехники и приемы, как: учёт и использование эмоциональных реакций человека; разноплановая трактовка психологически значимой информации, временное попустительство уловкам (например, различные редакции одного и того же по существу вопроса, неоднозначные высказывания могут попасть на различную мотивационную почву допрашиваемого лица); постановка мыслительных задач, активизация мыслительной деятельности лиц, имеющих отношение к раскрытию преступления; демонстрация осведомленности и опора на опыт; синхронизация действий участников оперативной и следственной деятельности; убеждение в бесполезности противодействия; особая система предъявления доказательств (например, наиболее значимые для раскрытия преступления аспекты можно «подать» в момент наибольшей психической активности допрашиваемого лица, но с неожиданной стороны). Считаются допустимыми приемы психологического воздействия, основанные на эффекте «блокировки» возможных уклонений допрашиваемого лица от дачи правдивых показаний (например, следователь «блокирует» уловки допрашиваемого лица, демонстрирует их бесперспективность и тем самым подводит к даче правдивых показаний). В публикациях упоминаются и психотехники уникального порядка. Так, китайскими учеными Цзяньхун Лю и Гуанчжэнь Ву [66] описана психотехника «процедурной справедливости», базирующаяся на значимом социальном воздействии в сообществах. В основе данной психотехники, правовая допустимость которой критикуется, лежит феноменология страха, которая и заставляет граждан быть активными помощниками представителей правопорядка, содействовать в раскрытии преступлений.
Анализ содержания современных отечественных пособий по психотехникам и приемам профобщения сотрудников правоохранительных органов позволяет констатировать, что они раскрыты в них многопланово, в том числе с учетом различий в отечественной и зарубежной практике [3; 14]. Из зарубежных метаанализов по профессиональной коммуникации видно, что сегодня важен выход ученых на разработку методологии и технологии эффективной психодиалогики в профессиональном общении юристов [67]. Отметим, что подобная ориентация в научных разработках отечественных юридических психологов пока не получила должного развития, хотя филологами для преподавания будущим юристам профессиональной риторики издано учебное пособие «Юридическая диалогика» [1], а на юридических факультетах гражданских вузов в последние годы стали реализовываться программы соответствующих спецкурсов. Представляется, что в контексте паспорта новой научной специальности 5.3.9 «Юридическая психология и психология безопасности», утвержденной приказом Министерства образования и науки от 24.02.2021 № 118, разработки по проблеме психодиалогики в профессиональной деятельности юриста являются крайне значимыми, как в научном плане, так и при психологическом сопровождении правоохранительной практики.
  1. Аналитические психотехники. Из анализа зарубежных и отечественных публикаций видно, что центральное место в них продолжает отводиться совершенствованию технологии психологического портретирования (profiling). Учитывая, что психологическое профилирование реализуется в процессе составления прежде всего психологического портрета неустановленного преступника, то используются разноплановые психотехники и приемы, позволяющие выйти на психотип преступника [2; 19; 65]. Кроме того, психотехника профилирования основывается на непосредственном наблюдении за подозреваемыми, а также анализе любой относимой к ним информации, в том числе обработанной с использованием методов психографологии, психолингвистики, психосемантики и других наук. Отметим, что сегодня особый акцент специалистами по профайлингу преступников делается на обеспечении достоверности, конгруэнтности и непротиворечивости получаемой и интерпретируемой криминально-значимой информации, в том числе и с соотнесением ее с личностью потерпевшего и иных лиц, проходящих по уголовному делу [51].
Аналитические психотехники связаны и с получением метаданных по разноплановой статистической и криминологической информации, в том числе с прогнозированием криминогенной обстановки и динамики делинквентного поведения [11; 62]. Особое внимание отечественными учеными уделяется возможностям анализа, как конкретного (криминального) случая, так и закономерностей поведения личности в рецидиве [27; 59]. Интересен подход Джаны Макфарлейн Хорн [63], которая, указывая на актуальность медийной теории фрейминга Роберта Энтмана, использует его различные средства анализа в системе «преступник, причины преступления, виктимизации и наказания». Психотехнические приемы состоят в том, чтобы оценить, какие фреймы и как используются в каждом информационно-криминальном средстве. Криминальный образ преступника может быть построен на основе описаний совершенного деяния, представленного в интернет-сообщениях (например при совершении мошеннических действий).
Психотехнический подход к анализу преступника востребован и в области корпоративной безопасности. В публикациях раскрывается портретирование на основе анализа активности в медиасфере, при краудсорсинге (сбор информации из социальных сетей) и др. [21; 39].
Зарубежными учеными стали активнее проводиться исследования ранней преступной карьеры и ее связи с преступностью взрослых. Так, американские исследователи Дэниэль М. Каркин и Пол Е. Трейси [61], изучая возможности использования факторов времени, вида, тяжести преступлений несовершеннолетних и особенности судебного решения в качестве предвестников траектории криминальной карьеры, констатировали, что, во-первых, даже молодые люди из категории с низким уровнем риска с большей вероятностью подвергались повторным арестам, если получали наказание в виде лишения свободы, а во-вторых, необходимо не только направлять ресурсы системы правосудия на исправительную работу в местах лишения свободы, но и подключать к ней специалистов из разнообразных учреждений и служб. Нами поддерживается позиция американских ученых, так как проведенная в декабре 2022 г. Специальная перепись осужденных и лиц, содержащихся под стражей, показала, что эта категория спецконтингента, хотя и сокращается численно, но продолжает являться одной из наиболее сложных для организации процесса исправления.
  1. Организационно-психологические техники. Они ориентируют на особую (психологически обоснованную) организацию расследования преступления на основе включения элементов психологического знания в юридико-правовую действительность. В связи с этим в публикациях предлагаются к использованию как достаточно известные подходы (психологический анализ уголовного дела, психологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов), так и относительно новые психотехники (психологическое моделирование криминального события, отдельных следственных действий). Так, при допросах предлагается шире использовать методы активизации памяти и мышления (например задействование ассоциативных механизмов, использование «мягкого гипновоздействия»), в оперативно-розыскной деятельности — психотехники нейро-лингвистического программирования [8; 32; 44], а в профилактической деятельности деструктивных организаций антиобщественной направленности — методы «социально-психологического давления» [57].
  2. Информационно-технические психологические средства. Они направлены на раскрытие преступлений на основе синтеза достижений техники и психологии. Так, развитие информационных технологий предоставило возможности применения в оперативно-розыскной и следственной деятельности специальных поисковых кибер-программ, систем искусственного интеллекта [64]. Более многопланово стали использоваться средства видеофиксации (например для просмотра в замедленном режиме), приборы дистанционной биометрии для оценки хода и результатов беседы. Визуализация места происшествия может восполняться на основе технологии виртуальной или дополненной реальности [16].
В публикациях обсуждаются перспективы метода «Компьютерный психосемантический анализ» (далее — КПСА). В основе данного метода лежит психозондирование — выявление субъективной значимости для обследуемого человека групп слов близких по смыслу, но неконтролируемых сознательно, так как идет маскированное их предъявление и одновременно регистрация реакций на них. Человек, который проходит тест психозондирования, благодаря программе компьютера включается в своеобразную игру с нажатием на специальную кнопку, находящуюся в руке, после обнаружении на мониторе какого-либо стимула. В инструкции по прохождению данного теста обследуемому сообщается, что будут фиксироваться его внимательность и ловкость реагирования. Однако реальностью психозондирования является то, что на экране монитора компьютера тестируемый отчетливо видит лишь хаотично расположенные цифры, которые программа «накладывает сверху» слов-стимулов. Учитывая, что время диспозиции каждого слайда крайне короткое, мозг человека, не осознает информацию, скрытую за цифрами, но ее фиксирует и это заставляет человека реагировать на наличие скрытого изображения, но с учетом эмоций из личного опыта, накопленного в прошлом. В целом, за время тестирования (обычно 15—20 минут) человеку предъявляется порядка полутора тысяч слов-стимулов и ведется автоматическая фиксация времени реакции на каждое из них. Компьютерная программа позволяет осуществить дифференциацию по времени реагирования человека на значимые и малозначимые лично для него слова-стимулы, а в итоге выявить нефальсифицируемые отклики подсознания тестируемого на экспертно-значимую информацию [43].
В качестве позитивного опыта применения КПСА на практике приведем использование специального программно-аппаратурного комплекса MinReader в экспертной деятельности, реализованной в ГНЦ имени В.П. Сербского. Так, сотрудники данного центра [49] на основе компьютерной программы психозондирования обследуемым предъявляли слайды, которые несли в себе потенциально значимые стимулы объектов аномального сексуального влечения и соответствующих форм активности, типичных для определенных «сексуальных аномалий» (значимые стимулы: гомосексуальные, гомосексуальные педофильные, гомосексуальные эфебофильные; садистического характера; гетеросексуальные, гетеросексуальные педофильные, гетеросексуальные эфебофильные). Учитывая, что комплекс MinReader позволяет заранее заготовленные слова или фразы предъявлять, варьируя время экспозиции слайдов (слов или изображений) и контролируя межстимульный интервал между ними, а специальный математический аппарат программы позволяет преобразовывать результаты тестирования в доступную для понимания и интерпретации форму-отчет, то анализ полученных данных позволяет делать заключение о предрасположенности обследуемого к значимой группе слов, характеризующих отношение человека к определенной сфере жизнедеятельности и по возможным особенностям поведения в ней.
Все больше востребованы и психотехнологии раскрытия преступления на основе оценки причастности к нему тех или иных лиц через специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа (далее — СПФИ), в том числе с применением психотехнических средств нейтрализации противодействий обследуемых [10; 12; 56]. Предпринимаются попытки комплексного применения фМРТ и МРТ — совместимого полиграфа [26].
К классу организационно-психологических техник относятся и методики СПФИ, предназначенные для профессионального психологического отбора на службу в правоохранительные органы и при мониторинге профессиональных деструкций среди личного состава. Анализ публикаций последних лет свидетельствует о совершенствовании психотехнологий [5; 28; 51]. Конструктивным представляется и использование возможностей нейросетей для прогнозирования рисков отчисления среди обучающихся в вузах правоохранительных органов [31].
В контексте проведенного анализа психотехнических достижений отметим, что нами поддерживается позиция А.Л. Каткова, считающего, что «…сила действенности современных психотехнологий обусловлена их высокой технологичностью, базированием на своевременном выявлении, понимании, знании и результативности использования последовательностей, закономерностей протекания психических процессов, поведения личности в различных жизненных ситуациях и различных условиях, а также высоким уровнем исполнения» [24].
Выводы
  1. Наличие во многих учебниках по криминалистике и оперативно-розыскной деятельности разделов «Нетрадиционные методы в раскрытии и расследовании преступлений», где во всё большем объеме представляются разноплановые психотехнологии, отражает факт инновационного развития юридической психологии как науки и области практики. Представляется, что с учетом материала, представленного в данной статье, в перспективе может исчезнуть и стереотипный юридический шаблон «нетрадиционные».
  2. Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о сложившихся четырех направлениях внедрения в правореализационную практику психотехнических разработок, многие из которых доказали свою эффективность в раскрытии и расследовании прежде всего преступлений, которые по способу совершения и сокрытия следов преступных деяний востребуют именно применение достижений психологии.
  3. Перспективным для решения современных задач в области правоохранения следует считать выход юридических психологов на разработку психотехнологий с использованием возможностей систем «Искусственный интеллект» и «Большая дата».

Литература

  1. Абрамова Н.А. Юридическая диалогика: Учебное пособие. М.: НОРМА, 2017. 192 с.
  2. Абрамовский А.А. Применение профайлинга при раскрытии и расследовании преступлений [Электронный ресурс] // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2022. № 1. С. 42–46. doi:10.34076/22196838_2022_1_42
  3. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: Учебное пособие. Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2018. 125 с.
  4. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Криминолого-психологическое исследование: Монография. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 368 с.
  5. Арефьева О.В. Восприятие визуальных стимулов обследуемым в рамках специального психофизиологического исследования с применением полиграфа [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1 (62). С. 84–94. doi:10.33463/2072-8336.2023.1(62).084-093
  6. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие микроэкспрессий лица в условиях кажущегося движения и маскировки. М.: Когито-Центр, 2021. 179 с.
  7. Барабанщиков В.А., Суворова Е.В. Восприятие целого и части аудиовидеоизображений мультимодальных эмоциональных состояний человека [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 4. С. 4–21. doi:10.17759/exppsy.2022150401
  8. Белоусов А.Д. Психотехнологии НЛП для расследования преступлений: Сборник авторских научно-методических материалов. М.: Проспект, 2024. 352 с.
  9. Боруленков Ю.П., Дмитриева Л.А. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 2 (13). С. 148–154.
  10. Варламов В.А., Варламов Г.В. Противодействие полиграфу и пути их нейтрализации. М.: ПЭР СЭ Пресс, 2005. 231 с.
  11. Гаврина Е.Е. Психология криминального поведения у сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 76–83.
  12. Гольцов А.Т. Детектор лжи в уголовном судопроизводстве США // Журнал российского права. 2009. № 4. С. 72–
  13. Дворянсков И.В. Цифровизация уголовного закона: возможности и перспективы // Проблемы правоохранительной деятельности на современном этапе: сборник трудов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Кострома, 25–26 апреля 2024 г.). Кострома: Костромской государственный университет, 2024. С. 145–150.
  14. Дмитриева Л.А. Психология профессионального общения в следственной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 192 с.
  15. Енгалычев В.Ф., Леонова Е.В., Хавыло А.В. Возможности использования интеллектуальных систем машинного зрения в судебной психологической экспертизе [Электронный ресурс] // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2 (104). С. 104–117. doi:10.22204/2587-8956-2021-104-02-104-117
  16. Енгалычев В.Ф., Пискунова Е.В. Цифровые технологии фиксации следов преступления: правовые и психологические аспекты // Бюллетень Международной ассоциации содействия правосудию. 2013. № 1 (7). С. 33–39.
  17. Ениколопов С.Н. Враждебность в клинической и криминальной психологии // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 33–39.
  18. Иванова Л.Ф. Исторические этапы внедрения психологических знаний в криминалистику [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2020. Том 20. № 2. С. 42–51. doi:10.14529/law200207
  19. Иванова Л.Ф. Проблемы и перспективы развития метода криминалистического профилирования при расследовании преступлений неочевидного характера [Электронный ресурс] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021. Том 21. № 1. С. 37–46. doi:10.14529/law210106
  20. Исаева Л.М. Проблемные вопросы и современные методы использования специальных знаний в правоохранительной деятельности // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Том XV. № 3. С. 236–241.
  21. Исмагилов А.А. Психологические аспекты изучения личности преступника при расследовании преступлений [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5-1. С. 138–140. doi:10.24412/2500-1000-2022-5-1-138-140
  22. Кантер Д. Криминальная психология. Харьков: Гуманитарный центр, 2021. 368 с.
  23. Карпов А.А., Смирнов Д.А. О юридической технике в контексте психологических теорий деятельности (на примере норм трудового права) [Электронный ресурс] // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1 (217). С. 174–176. doi:10.47643/1815-1337_2023_1_174
  24. Катков А.Л. Психотехнологии. Базисное руководство. М.: Издательские решения, 2024. 800 с.
  25. Климов И.А. Интер-энциклопедия: когнитивное интервью [Электронный ресурс] // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том 13. № 4. С. 114–127. doi:10.19181/inter.2021.13.4.6
  26. Козлов В.В. К проблеме интегративных психотехнологий // Психология XXI столетия. Новые возможности: Сборник по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 13–15 мая 2016) / Под ред. В.В. Козлова. Ярославль: ЯрГУ, ЯГПУ, МАПН, 2016. С. 98–99.
  27. Кокурин А.В., Петров В.Е. Психолого-криминологическая характеристика личности сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности [Электронный ресурс] // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 7 (35). С. 111–123. doi:10.17803/2311-5998.2017.35.7.111-123
  28. Костина Е.В., Поздняков В.М., Деулин Д.В. Изучение тенденций в результатах профессионально-психологического отбора кандидатов (абитуриентов) на службу в органы внутренних дел [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. 2024. № 2 (67). С. 129–141. doi:10.33463/2072-8336.2024.2(67).129-141
  29. Краснова Т.В. Принципы построения модели психологического анализа интересов для решения задач алгоритмизации правоприменения (на примере семейно-правовых споров) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. С. 124–133. doi:10.17759/psylaw.2022120311
  30. Крепышев А.М., Алексеев Ю.Г. Основные принципы и условия применения метода когнитивного интервью [Электронный ресурс] // Право и государство: теория и практика. 2022. № 4 (208). С. 179–181. doi:10.47643/1815-1337_2022_4_179
  31. Курдин Д.А. Психологическое прогнозирование рисков отчисления среди курсантов образовательных организаций ФСИН России: Дисс. ... канд. психол. наук. Рязань, 2023. 204 с.
  32. Латыпова А.Р., Спиридонова П.И., Шевнина С.С. Определение психологических аспектов личности преступника: основные вопросы и проблематика [Электронный ресурс] // Образование и право. 2020. № 4. С. 364–368. doi:10.24411/2076-1503-2020-10456
  33. Лукашенко Д.В. Нейротехнологии и искусственный интеллект в области информационной безопасности ФСИН России // Естественные и технические науки. 2024. № 7 (194). С. 13–15.
  34. Мальцева Т.В. Особенности использования психологических технологий в работе психолога органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 88–93. doi:10.24412/2658-638X-2021-4-88-93
  35. Майорова В.А. Эффективность психотехнологии профессионального общения юриста [Электронный ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2023. № 4. С. 118–121. doi:10.37882/2500-3682.2023.04.25
  36. Орлов В.А., Карташов С.И., Малахов Д.Г., Ковальчук М.В., Александров Ю.И., Холодный Ю.И. Исследования в парадигме сокрытия информации: оценка фМРТ-данных на групповом уровне [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2024. Том 17. № 1. C. 86–107. doi:10.17759/exppsy.2024170106
  37. Осорина М.В., Устинова В.А. Как вербализовать «неявное знание» в процессе психологического интервьюирования: продуктивные идеи из смежных практик // Петербургский психологический журнал. 2016. № 16. С. 42–63.
  38. Пашенцев Д.А. Особенности правоприменения в условиях цифровизации общественных отношений [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. № 1. С. 35–49. doi:10.21638/spbu14.2020.103
  39. Петров В.Е., Кокурин А.В., Кокурина И.В. Анализ психологических аспектов влияния средств массовой информации на криминально-виктимное поведение личности // Наука, образование и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (28 октября 2016 г., г. Уфа): В 5 ч. Ч. 4. Уфа: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2016. С. 179–183.
  40. Поздняков В.М. Нетрадиционные методы в раскрытии и расследовании преступлений: генезис и перспективы // Криминалистика: Учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.В. Бертовского. М.: Проспект, 2023. С. 79–101.
  41. Поздняков В.М. Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 75–77.
  42. Свободный Ф.К., Лаврешкин Н.В. Опознание лица по фотографии в условиях неосознаваемого восприятия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. C. 197–208. doi:10.17759/psylaw.2022120316
  43. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ на неосознаваемом уровне. М.: Прогресс, 2006. 416 с.
  44. Смирнов В.П. Психологические аспекты профессиональной деятельности следователей и государственных обвинителей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 2. С. 237–241.
  45. Собольников В.В. Криминальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 379 с.
  46. Столяренко А.М. Психологическая системология. Теория, исследования, практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 391 с.
  47. Сухарев А.В., Чулисова А.П. От методологии к практике: этнофункциональная парадигма в криминальной психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 70–87.
  48. Теоретические и прикладные аспекты использования специальных знаний в уголовном и гражданском судопроизводстве: Сборник статей. Выпуск 4. М.: РГУП, 2020. 172 с.
  49. Ткаченко А.А., Введенский Г.Е. Обеспечение качества комплексной сексолого-психиатрической экспертизы (требования к объему и полноте сексологического исследования). Методические рекомендации // Судебно-психиатрическая экспертиза: методические и аналитические материалы. М.: Институт проблем управления здравоохранением, 2010. С.95–112.
  50. Ушатиков А.И., Ганишина И.С. Использование знаний по прикладной криминальной психологии в деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2 (18). С. 104–108.
  51. Филатов А.В. Записки профайлера. Искусство менталиста. М.: АСТ, 2023. 272 с.
  52. Хавыло А.В., Енгалычев В.Ф., Леонова Е.В. Прогностическая модель и перспективы использования в судебно-экспертной практике исследований мимических реакций на вопросы различной сложности // Эксперт-криминалист. 2020. № 4. С. 26–28.
  53. Хавыло А.В., Леонова Е.В., Енгалычев В.Ф., Никуличева Е.О., Еремина И.И. Компьютерные методы оценки общей мимической активности при восприятии субъективно значимой информации (в контексте задач судебной психологической экспертизы) // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2021. Том 4. № 1. С. 12–22.
  54. Хавыло А.В., Устенко А.В., Енгалычев В.Ф. Перспективы использования психофизиологических методов для оценки стрессоустойчивости в ситуации профессионального психологического отбора [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 2. C. 153–165. doi:10.17759/psylaw.2023130212
  55. Ханналов Р.Р. К вопросу о применении понятия «психологическая технология» в оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] // Полицейская деятельность. 2019. № С. 17–22. doi:10.7256/2454-0692.2019.1.20286
  56. Холодный Ю.И., Малахов Д.Г., Орлов В.А., Карташов С.И., Александров Ю.И., Ковальчук М.В. Изучение нейрокогнитивных процессов в парадигме сокрытия информации [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 3. С. 17– doi:10.17759/exppsy.2021140302
  57. Шалагин А.Е., Сидукова М.Г. Профилактика деятельности деструктивных организаций антиобщественной направленности // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Том 6. № 1 (11). С. 73–77.
  58. Щербаков Г.В., Лаврентьева И.В. Психология преступного поведения: взгляд зарубежных ученых // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4. С. 6–11.
  59. Эриашвили Н.Д. Личность террориста как объект криминологического учения [Электронный ресурс] // Криминологический журнал. 2021. № 4. С. 50–56. doi:10.24412/2687-0185-2021-4-50-56
  60. Ahmed A.M. Prison, Stigma, Discrimination and Personality as Predictors of Criminal Recidivism: Preliminary Findings // Journal of Social and Development Science. 2015. Vol. 6(2). P. 20–29. doi:10.22610/jsds.v6i2.838
  61. Carkin D.M. Tracy P.E. Prediction of Adult Criminal Careers from Early Delinquency Offense Characteristics in the 1958 Philadelphia Birth Cohort // The Criminology, Criminal Justice, Law & Society. 2017. Vol. 18(1). P. 71–87. doi:10.21202/1993-047X.12.2018.1.112-131
  62. Gendreau P., Little T., Goggin C. A meta-analysis of the predictors of adult offender recidivism: what works! // Criminology. 1996. Vol. 34(4). P. 575–607. doi:10.1111/j.1745-9125.1996.tb01220.x
  63. Horn J.M. Accident, scandal, disaster: the media framing of corporate crime // Crime, Law and Social Change. 2024. Vol. 81(2). P. 203–229. doi:10.1007/s10611-023-10111-z
  64. James M., Whelan C.T. Ransomware through the lens of state crime: Conceptualizing ransomware groups as cyber proxies, pirates, and privateers // State Crime Journal. 2023. Vol. 12(1). P. 4–28. doi:10.13169/statecrime.12.1.0001
  65. Kocsis R.N., Cooksey R. Criminal Psychological Profiling of Serial Arson Crimes // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2002. Vol. 46(6). P. 631–656. doi:10.1177/0306624X02238159
  66. Liu J., Wu G. Procedural Fairness and Fear of Crime: Extending the Procedural Justice Theoretical Model Under the Chinese Context // Crime & Delinquency. 2023. doi:10.1177/00111287221150422
  67. Schriver K. What we know about expertise in professional communication // Past, present, and future contributions of cognitive writing research to cognitive psychology / V.W. Berninger (Ed.). New York: Psychology Press, 2012. P. 275–312.

Информация об авторах

Поздняков Вячеслав Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9487-4435, e-mail: pozdnyakov53@mail.ru

Петров Владислав Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7854-4807, e-mail: v.e.petrov@yandex.ru

Кокурин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, Московский государственный юридический университет (ФГБОУ ВО МГЮА) им. О.Е. Кутафина, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0454-1691, e-mail: kokurin1@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1