Обсуждаем закон о психологической помощи: направления и виды деятельности психолога (Часть 1)

Резюме

Контекст и актуальность. Статья посвящена обсуждению проекта Закона «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации», а именно статьи 6 «Виды психологической деятельности». По мнению авторов, 7 предложенных в статье законопроекта видов деятельности не охватывают весь спектр и разнообразие выполняемых психологами деятельностей. Цель. Раскрыть и описать содержание основных направлений и видов профессиональной деятельности психологов. Методы и материалы. В работе использовались методы понятийного анализа, обобщения и метод анализа документов, а также системный подход к осмыслению профессиональной деятельности психологов. Результаты. Авторами дается определение видов и направлений деятельности, в которых виды образуют цикл, способствующий достижению поставленных целей в процессе реализации той или иной работы психолога с клиентом, его окружением или организацией. Обсуждаются такие распространенные виды деятельности, как психодиагностика, развивающая деятельность, психокоррекция, психологическое просвещение, преподавание психологии, психологическое консультирование, психотерапия, психологическая экспертиза, профориентационная деятельность, психологическая супервизия. Даются определения таким направлениям деятельности, как психопрофилактика, психологическое сопровождение и психосоциальная реабилитация. Выводы. Обсуждаемые в статье основные виды и направления деятельности психологов должны найти отражение в законопроекте о психологической деятельности, поскольку перечень, указанный там сейчас, точно нуждается в расширении.

Общая информация

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150216

Поступила в редакцию 24.03.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Богданович, Н.В., Делибалт, В.В., Дегтярёв, А.В. (2025). Обсуждаем закон о психологической помощи: направления и виды деятельности психолога (Часть 1). Психология и право, 15(2), 250–264. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150216

© Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

В последние годы несколько раз профессиональному сообществу представляли разные версии законопроекта о психологической помощи или психологической деятельности, очень долгожданного, но в то же время очень дискуссионного, так как достаточно много пунктов вызывают у психологов вопросы и возражения. Одним из таких пунктов, с нашей точки зрения, является пункт о формах и видах психологической деятельности.
Разработчики выделяют почему-то 7 видов деятельности (психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, немедицинская психотерапия, профессиональное психологическое наставничество) (Законопроект № 846497-8 «Об основах регулирования…», 2025). Удивительно, что в этот список не вошли такие широко признанные виды деятельности, как, например, психологическое просвещение (в нашем анализе профессиональных стандартов этот вид деятельности упоминается почти во всех стандартах) (Богданович, 2016). Но еще более важна, на наш взгляд, дифференциация направлений и видов деятельности. В наших разработках различие между ними определяется следующим образом. Вид деятельности — это узконаправленная деятельность, целью которой является выполнение конкретной функции (например, сбор информации, исправление, развитие, самоопределение и т. д.). Виды деятельности образуют цикл деятельности психолога в рамках разных направлений. Направление деятельности — это содержательная система деятельностей, образующаяся из разных видов деятельности, логически связанных в единый алгоритм (цикл деятельности) для достижения определенной глобальной цели.
В целом, в наших исследованиях нами были выделены около 25 видов деятельности психолога (10 основных и 15 дополнительных), а также 3 направления деятельности. Целью данной (первой части) статьи является разработка и описание системы основных видов и направлений деятельности с определенными индикаторами для их дифференциации в практической работе психолога.

Материалы и методы

В исследовании использовались следующие методы:
  1. методы понятийного анализа и обобщения: анализ существующих определений видов и направлений деятельности, а также подходов к модели профессиональной деятельности психологов с целью ее систематизации и выделения ключевых элементов;
  2. метод анализа документов: изучение официальных версий законопроектов, регулирующих психологическую деятельность и оказание психологической помощи, для выявления основных положений государственной политики в области видов профессиональной деятельности психологов.
Базой для исследования послужили:
  • текст, обсуждавшийся на Круглом столе (далее Вариант законопроекта) (Опубликован вариант проекта закона…, 2024), так как там приведены все определения тех видов деятельности, которые вошли в Законопроект,
  • законопроект, внесённый в Государственную думу (далее Законопроект) (Законопроект № 846497-8 «Об основах регулирования…», 2025),
  • а также 25 научных и научно-практических работ, в которых так или иначе были сформулированы определения видов профессиональной деятельности психологов.
Поиск публикаций осуществлялся по заданным ключевым словам в научных базах. В качестве ключевых слов использовались слова «психодиагностика», «психокоррекция» и др.

Результаты

Для начала попробуем очертить круг основных видов деятельности психологов и произвести их дифференциацию (в том числе для того, чтобы было возможно определить в ходе собственной профессиональной деятельности, к какому виду относится та или иная деятельность). Понятно, что не все виды деятельности общеобязательны. Но их определение, на наш взгляд, необходимо при разработке законопроекта о психологической деятельности.
Так, можно выделить 10 более-менее общепризнанных видов деятельности (таких как психодиагностика, развивающая деятельность, психокоррекция, психологическое просвещение, преподавание психологии, психологическое консультирование, психотерапия, психологическая экспертиза, профориентационная деятельность, психологическая супервизия).
Интересно, что иногда деятельностью называют то, что происходит с клиентом — например, процесс адаптации, но за этим обычно можно найти конкретный вид деятельности (развивающая деятельность, если человек или группа на начальной стадии адаптации, или психокоррекция, если речь уже о дезадаптации).
Отдельно выделяем направления деятельности (психопрофилактика, психологическое сопровождение и психосоциальная реабилитация) и обосновываем отличие от видов деятельности.

Обсуждение результатов

Психодиагностика. Начнем с определения такого широко используемого вида деятельности, который общепризнанно входит в необходимые для любого психолога, — психодиагностики.
В Варианте законопроекта психодиагностика определяется как «…комплекс мероприятий, направленных на изучение и описание индивидуально-психологических, социально-психологических, возрастно-психологических характеристик, свойств, процессов, состояний получателя психологической помощи или платных психологических услуг» (Опубликован вариант проекта закона…, 2024).
В психологических словарях можно найти два схожих определения: «практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков» (Мещеряков, Зинченко, 2007) или «использование инструментов оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (Бурлачук, 2012). Надо честно признать, что чаще психодиагностику определяют как раздел психологической науки, возможно, из-за этого и существуют некоторые проблемы с ее определением как практической деятельности. Во-первых, акцент делается только на личности (отдельного человека), а в сферу психодиагностики входит исследование и межличностных отношений, и групповых процессов. Во-вторых, акцент делается на процессе выяснения, оценки, однако для практической деятельности этого мало. В-третьих, для практической деятельности важно подчеркнуть, что психодиагностика осуществляется не только методами психологического тестирования — такое представление формируется у психологов, возможно, из-за того, что очень часто звучат психометрические требования к обоснованности методов и методик, а этому требованию лучше всего соответствуют именно тесты.
Таким образом, предлагаем следующее определение: психодиагностика — это вид деятельности психолога, направленный на измерение личностных особенностей, познавательной, эмоциональной и волевой сфер, межличностных отношений и групповых процессов для планирования дальнейшей работы с клиентом.
Развивающая деятельность. Как мы уже отмечали (Богданович, Делибалт, Дегтярёв, 2022), ряд видов деятельности психолога часто обозначают термином «тренинг» (Вачков, 2007; Сидоренко, 2007). Однако, в отечественной психологии уже давно выделяется развивающая деятельность (которая в групповой форме и понимается часто как тренинговая работа психолога). Например, М.Р. Битянова определяет этот вид деятельности как «…создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников» (Битянова, 1998). В основных психологических словарях нет понятия «развивающая деятельность», однако есть упоминание тренинга (его конкретных видов) как «…обучения (научения) людей чему-либо полезному, которое может оказывать положительное влияние на психологию и поведение людей» (Немов, 2007). В законопроекте о психологической деятельности нет ни того, ни другого термина.
В наших исследованиях предлагается опираться на следующее определение: «Развивающая работа — деятельность психолога, направленная на изменение исходного состояния субъекта в направлении желаемого, обучение навыкам, развитие требуемых качеств, осуществляемое в рамках индивидуальной и групповой работы с клиентами <...> суть развивающей работы — развитие тех свойств и процессов, которые не заданы нормой (например, лидерские качества), но которые способствуют улучшению жизни клиента» (Богданович, Делибалт, Дегтярёв, 2012).
Психокоррекция. Следующий вид деятельности раскрывается в варианте законопроекта как «…комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) или ослабление нарушений в деятельности, поведении, отношениях получателя психологической помощи или платных психологических услуг» (Опубликован вариант проекта закона…, 2024). Термин «нарушения» придает двойственность пониманию в плане психического здоровья. В психологии более принято следующее определение психокоррекции: «Система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия» (Осипова, 2002). Забавно, что поведение вынесено за рамки психологии, однако это подчеркивает то, что сейчас можно выделить два направления в психокоррекции — общую (направленную на работу в основном с ВПФ) и психолого-юридическую (где работают с отклонениями в поведении, чаще всего с агрессией). И в том и в другом случае речь о психокоррекции идет только тогда, когда есть отклонение от какой-либо нормы (в рамках клинической психологии, может идти речь о психических нормах, в остальных случаях — о возрастных, социальных и профессиональных (например, заданных в профессиограмме)).
Таким образом, психокоррекция — это вид деятельности психолога, направленной на исправление (преодоление) имеющихся отклонений в развитии, поведении и личности, не связанных с психическими заболеваниями. Ее суть заключается в достижении клиентом заданной нормы (социальной, возрастной, профессиональной и т. д.).
Психологическое просвещение. Как уже упоминалось, данный вид деятельности психолога не вошел в проект Закона, но что еще более удивительно, его определения нет ни в одном психологическом словаре. Однако в качестве обязательного вида деятельности он упоминается в каждом профессиональном стандарте, имеющем отношение к психологической отрасли.
Мы придерживаемся следующего определения: психологического просвещения — это «…повышение психологической компетентности клиентов и их окружения» (Дворянчиков и др., 2018). Кроме того, в публикациях других авторов часто прибавляется еще один компонент: «…формирование у населения положительных установок к психологической помощи и деятельности психолога-практика» (Есипов, 2019), что, на наш взгляд, тоже значимый акцент в этом виде деятельности, так как очень важно, чтобы наши клиенты и их окружение в ходе психологического просвещения становились мотивированными на получение психологической помощи (Адеева, Егорова, Кочетова, 2021).
Преподавание психологии. Однако есть небольшая путаница между психопросвещением как видом деятельности психолога и преподаванием психологии, что является уже педагогической деятельностью. Чаще всего о преподавании говорят в рамках подготовки специалистов (высшее образование или дополнительное профессиональное образование), однако уже много лет речь идет и об уроках психологии в школах, хотя не всегда ведут их психологи. Еще раз акцентируем внимание на то, что преподавание — это педагогический вид деятельности, соответственно, ему присущи те характеристики, которые не свойственны собственно психологической деятельности, например контроль и оценивание, что обусловливает переход из одной профессиональной позиции в другую.
К определению преподавания есть два основных подхода: 1) формирование знаний, умений и навыков по соответствующей науке («…специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче опыта, формированию умений и навыков» (Успенский, Чернявская, 2003)) и 2) развитие соответствующих компетенций (универсальных или специализированных для данной деятельности). Но конкретно к преподаванию психологии есть еще один подход, который сближает его с другими видами психологической деятельности: это «…целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмыслению излагаемых фактов и явлений, по обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно» (Барышникова, 2018). В таком подходе делается акцент на развитии личности, что сближает преподавание психологии с развивающей деятельностью и психологическим просвещением.
Психологическое консультирование. Этот вид деятельности психолога довольно плотно вошел в оказание психологической помощи, однако общепризнанного определения нет, более того, самые распространенные определения чаще всего дублируют само понимание психологической помощи в целом.
В Варианте законопроекта он определяется как «…комплекс мероприятий, направленных на поддержание психологической стабильности, содействие в разрешении жизненных трудностей, социальную и (или) трудовую адаптацию получателя психологической помощи или платных психологических услуг» (Опубликован вариант проекта закона…, 2024), т. е. скорее описывается содержательно, чем как деятельность.
Не претендуя на полноту и продвижение какого-либо направления психологического консультирования, а только на дифференциацию этого вида деятельности с другими, мы предлагаем следующее определение: «Этот вид деятельности направлен на расширение кругозора клиента по поводу разрешения его проблемной ситуации, которое чаще всего связано с изменением его стратегии поведения в ней. Данный этап позволяет прояснять непосредственно потребности самого клиента, что он сам определяет в качестве проблемы. Кроме того, здесь может оказываться психологическая помощь окружению клиента» (Богданович, Делибалт, Дегтярёв, 2012).
На наш взгляд, можно сравнить этот вид деятельности с психологическим просвещением, так как есть общий метод — информирование; но если в просвещении главный акцент делается на психологе (он информирует, а у клиента более пассивная роль, возможно, в связи с тем, что большей частью просвещение проходит в групповой форме), то в консультировании акцент делается на активности клиента, применении им полученной информации к своей ситуации.
Психотерапия. Это один из самых трудных для определений вид деятельности. Чаще всего его определяют как «…работу с глубинными уровнями самопознания личности» (Болотова, 2020), подчеркивая разницу с консультированием, поскольку психотерапия часто подразумевает работу с бессознательным.
Вариант законопроекта дает следующее определение: «…немедикаментозная психотерапия — комплекс мероприятий, направленных на содействие в решении психологических проблем, которые лежат в основе жизненных трудностей и межличностных конфликтов получателя психологической помощи или платных психологических услуг» (Опубликован вариант проекта закона…, 2024).
На наш взгляд, важно уточнить следующие моменты. Во-первых, на данный момент выделяют медицинскую (с применением лекарств — акцент на лечение) и немедицинскую (собственно исцеление через слово) психотерапию (мы говорим только о ней), которая «…в широком смысле включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни» (Мещеряков, Зинченко, 2007). В данном определении подчеркивается, что психотерапия относится не только к области клинической психологии.
Во-вторых, в отличие от консультирования в психотерапии идет работа не над изменением ситуации и развитием неких адаптивных сил личности, а над изменением себя как личности; отсюда глубинные изменения, а следовательно, прохождение через этап дезадаптации, ведь человек должен еще научиться жить с новым собой, а это довольно болезненный процесс, в том числе связанный с изменением окружения.
В-третьих, психотерапия, конечно, является самой сильной по воздействию на человека деятельностью. Однако такая сила связана с уровнем самораскрытия и собственной активностью человека, что делает невозможным ее принудительный характер. Недаром говорят, что начинается процесс психотерапии с консультирования, а дальше глубину выбирает клиент, хотя, безусловно, психолог его мотивирует, если видит в этом необходимость.
Таким образом, можно определить психотерапию как вид деятельности психолога, направленный на проработку глубинных проблем клиента при его активном желании измениться для повышения качества собственной жизни.
Психологическая экспертиза. Данный вид деятельности отражен даже в профессиональном стандарте педагога-психолога, но в проект Закона не вошел.
Чаще всего в профессиональном сообществе говорят о судебно-психологической экспертизе как об исследовании, осуществляемом «…экспертом (экспертами) на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела» (Сафуанов, 1998).
Однако в уже упоминаемом профессиональном стандарте речь идет скорее о другом виде психологической экспертизы, а именно о гуманитарной: «…выявление реального или потенциального влияния социальных событий и продуктов деятельности людей на психологические процессы, свойства и состояния людей» (Леонтьев, Иванченко, 2008).
Таким образом, психологическая экспертиза — это вид деятельности, имеющий целью получение с помощью специальных познаний и исследования предмета экспертизы новой информации, которая может быть использована для решения конкретной проблемы (судебная экспертиза — решение проблемы в судебном контексте; судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних — решение специфических проблем, касающихся несовершеннолетних в юридическом контексте; гуманитарная экспертиза — решение вопросов в области гуманитарной практики) (Богданович, Делибалт, Дегтярёв, 2012).
Профориентационная деятельность. Профориентационную деятельность часто ограничивают работой с детьми (подростками) и сводят к психодиагностике, однако есть тенденции расширения этой деятельности. Во-первых, сейчас выбор профессии происходит не только при выборе учебного заведения, что расширяет действие профориентации на весь период жизни человека. Кроме того, в профориентацию включают не только выбор профессии, но понятие карьеры: «…процесс, включающий в себя анализ и оценку профессиональных интересов, навыков и способностей личности с целью определения наиболее подходящих для нее профессиональных направлений и помощи в принятии обоснованных карьерных решений» (Созаев, 2017).
Во-вторых, происходит расширение профориентационной деятельности за счет подключения других видов деятельности. Профориентационную деятельность определяют и как развивающую (в форме тренингов), и как подвид консультирования (например, «…специальная деятельность психолога-консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в профессиональном самоопределении с целью принятия человеком осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом собственных психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества» (Макаренко, 2014).
Таким образом, профориентация имеет тенденцию к расширению до направления деятельности, но пока мы ее определяем как вид деятельности психолога, заключающийся в помощи в профессиональном самоопределении (выбор профессии, смена сферы деятельности, переквалификация).
Психологическая супервизия. Данная деятельность, видимо, предполагается в Законопроекте под названием профессиональное психологическое наставничество, однако определяется в Варианте законопроекта крайне расплывчато: «…профессиональное наставничество с целью обеспечения и повышения качества психологической деятельности» (Опубликован вариант проекта закона…, 2024).
Необходимо отметить, что чаще всего речь о супервизии идет в рамках психотерапии или психологического консультирования. Например, это «…деятельность по наблюдению за работой психолога с целью ее усовершенствования, осуществляемая представителем службы и включающая активное обучение консультанта и заботу службы о нем» (Бячкова, 2020).
Однако сейчас уже можно говорить о том, что супервизию проводят и в рамках развивающей и психокоррекционной деятельности (Богданович, Делибалт, 2016).
Таким образом, психологическую супервизию можно определить как вид деятельности психолога, направленный на содействие в профессиональном развитии коллеги через наблюдение его профессиональной деятельности и сообщение обратной связи (о его сильных сторонах и зонах роста). Чаще всего это связано с приглашением более опытных коллег, хотя последнее время речь уже идет и о междисциплинарной супервизии, когда обратную связь дают специалисты-смежники.
Профилактика, сопровождение и реабилитация как направления деятельности. Как отмечалось ранее, мы различаем направления и виды деятельности. Так, под направлением деятельности понимается содержательная система деятельностей, образующаяся из разных видов деятельности, логически связанных в единый алгоритм (цикл деятельности) для достижения определенной глобальной цели. Мы выделяем три направления деятельности.
Психопрофилактика — это направление деятельности психолога, целью которого является предупреждение отклонений в развитии и поведении через создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам (Богданович, Делибалт, 2020).
Психологическое сопровождение можно определить как направление деятельности психолога, целью которого является повышение эффективности деятельности, основной для данной организации (например, судопроизводство и др.), а также создание условий для адекватного взаимодействия ее субъектов (Богданович, Делибалт, 2015).
Психосоциальная реабилитация — это направление деятельности психолога в междисциплинарном контексте работы специалистов с клиентом и его социальным окружением, целью которого является восстановление его социального статуса через создание замещающей социальной ситуации развития, отслеживание динамики изменений и обеспечение клиента ресурсами (внутренними и внешними), позволяющими переносить (в том числе сохранять и поддерживать) изменения в других жизненных ситуациях (Делибалт, Богданович, 2017).
В каждом направлении деятельности для решения задач оказания помощи клиенту необходимо разворачивать цикл деятельности, состоящий из разных видов деятельности, который в каждой конкретной ситуации позволяет эффективнее прийти к необходимым результатам.

Заключение

После рассмотрения всех аспектов, касающихся видов и направлений деятельности, можно сделать следующие выводы.
В работе психолога можно выделить: 1) виды деятельности (психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия, развивающая деятельность психолога, психологическое просвещение и т. д.); 2) направления деятельности (состоят из видов деятельности и имеют комплексный характер, т. е. для их реализации необходимо взаимодействие с другими специалистами — психологическая профилактика, психосоциальная реабилитация, психологическое сопровождение).
Мы считаем, что перечень видов деятельности в Законе необходимо расширять. Добавить, как минимум: психологическое просвещение, преподавание психологии (а то уроки психологии так и будут вести кто угодно, только не психологи), развивающую деятельность (тренинги), профориентационную деятельность, психологическую экспертизу и психологическое сопровождение.
Во второй части статьи мы рассмотрим такие более редко обсуждаемые виды деятельности, как консилиум, диспетчерская, методическая, научно-исследовательская, организационная деятельности, мониторинг. А также достаточно экзотичные деятельности, среди которых психогигиена, проектирование, психологическая поддержка, коучинг, консалтинг, профотбор (подбор), конфликтологическая деятельность, психологическая интервизия. В дискуссионной части обсудим, деятельности ли это психолога или, возможно, смежных специалистов. Однако многие из них обеспечивают межведомственный характер работы психолога.

Литература

  1. Авдеева, Н.Н., Егорова, М.А., Кочетова, Ю.А. (2021). Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования. Психолого-педагогические исследования, 13(4), 73—93. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130405
    Avdeeva, N.N., Egorova, M.A., Kochetova, Yu.A. (2021). Psychological Education as a Nurture Resource of the Modern Education System. Psychological-Educational Studies, 13(4), 73—93. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130405
  2. Барышникова, Е.В. (2018). Методика преподавания психологии: учебное пособие. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=nhsgxn (дата обращения: 10.04.2025).
    Baryshnikova, E.V. (2018). Methods of teaching psychology: training manual. Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=nhsgxn (viewed: 10.04.2025).
  3. Битянова, М.Р. (1997). Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001775794 (дата обращения: 10.04.2025).
    Bityanova, M.R. (1997). Organization of psychological work at school. Moscow: Sovershenstvo Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001775794 (viewed: 10.04.2025).
  4. Богданович, Н.В. (2016). Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях. Психология и право, 6(2), 1—12. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060201
    Bogdanovich, N.V. (2016). Analysis of the basic professional standards involving the work of psychologists in difficult and legally significant situations. Psychology and Law, 6(2), 1—12. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060201
  5. Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. (2015). Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей. В: З.Ф.Драгункина, В.В. Рубцов, Г.В. Семья, А.С. Дубовик, А.А. Шведовская (ред.), Итоги и перспективы реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы. Сборник материалов конференции (с. 91—92). М.: ГБОУ ВПО МГППУ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/national_strategy/ (дата обращения: 10.04.2025).
    Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2015). The specifics of the main activities of psychologists in the system of crime prevention and protection of children's interests. In: Z.F. Dragunkina, V.V. Rubtsov, G.V. Semya, A.S. Dubovik, A.A. Shvedovskaya (Eds.), Results and prospects for the implementation of the most important provisions of the National Strategy of Action for Children for 2012-2017. Collection of conference materials (pp. 91—92). Мoscow: Moscow State University of Psychology and Education. Publ. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/national_strategy/ (viewed: 10.04.2025).
  6. Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. (2016). Технология супервизорского анализа психологических тренингов. В: А.В. Шаболтас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н.Волков (ред.), Ананьевские чтения – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25—29 октября 2016 г.: В 2 томах. Том 1 (с. 53—55). СПб: ИД «ФАРМиндекс». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yywqml (дата обращения: 10.04.2025).
    Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2016). The technology of supervisor analysis of psychological trainings. In: A.V. Shaboltas, N.V. Grishina, S.V. Mednikov, D.N. Volkov (ed.), Ananyevskie Chteniya — 2016: Psychology: yesterday, today, tomorrow: proceedings of the international scientific conference, October 25—29, 2016: In 2 vol. Vol. 1 (pp. 53—55). Saint Petersburg: FARMindeks Publishing House. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yywqml (viewed: 10.04.2025).
  7. Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. (2020). Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях. Психология и право, 10(2), 1—14. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100201
    Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2020). Prevention of Deviant Behavior of Children and Adolescents as a Field of Activity of a Psychologist in Educational Institutions. Psychology and Law, 10(2), 1—14. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100201
  8. Богданович, Н.В., Делибалт, В.В., Дегтярёв, А.В. (2012). К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 4(2), 1—14. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53517 (дата обращения: 10.04.2025).
    Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V., Degtyarev, A.V. (2012). To the question of justification of the model of the professional activity of legal psychologist. Psychological Science and Education, 4(2), 1—14. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53517 (viewed: 10.04.2025).
  9. Богданович, Н.В., Делибалт, В.В., Дегтярёв, А.В. (2022). Тренинги офлайн или онлайн: тенденции в подготовке юридических психологов. Психология и право, 12(2), 224—238. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120216
    Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V., Degtyarev A.V. (2022). Online and Offline Training: Trends in Education of Special-ists in the Field of Forensic and Legal Psychology. Psychology and Law, 12(2), 224—238. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120216
  10. Болотова, А.К. (2020). Настольная книга практикующего психолога: практическое пособие (2-е изд., испр. и доп.). М.: Юрайт. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42653949 (дата обращения: 10.04.2025).
    Bolotova, A.K. (2020). The desktop book of a practicing psychologist: a practical guide (2nd rev. and exp. ed). Moscow: Yurait Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42653949 (viewed: 10.04.2025).
  11. Бурлачук, Л.Ф. (2012). Психодиагностика: учебник для вузов (2-е изд.). СПб: Питер.
    Burlachuk, L.F. (2012). Psychodiagnostics: a textbook for universities (2nd ed.). Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  12. Бячкова, Н.Б. (Сост.). (2020). Психологическое консультирование и психотерапия. Раздел «Супервизия». Хрестоматия: учебно-методическое пособие. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/byachkova-psih-konsult-supervizia.pdf (дата обращения: 10.04.2025).
    Byachkova, N.B. (Ed.). (2020). Psychological counseling and psychotherapy. The "Supervision" section. Textbook: an educational and methodical manual. Perm: Perm State National Research University Publ. (In Russ.). URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/byachkova-psih-konsult-supervizia.pdf (viewed: 10.04.2025).
  13. Вачков, И.В. (2007). Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Эксмо. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003037260 (дата обращения: 10.04.2025).
    Vachkov, I.V. (2007). Psychology of training work: substantive, organizational and methodological aspects of conducting a training group: a textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003037260 (дата обращения: 10.04.2025).
  14. Дворянчиков, Н.В., Делибалт, В.В., Казина, А.О., Лаврешкин, Н.В., Вихристюк, О.В., Гаязова, Л.А., Власова, Н.В., Богданович, Н.В., Чернушевич, В.А., Чиркина, Р.В., Банников, Г.С. (2018). Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. М.: ФГБОУ ВО МГППУ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/devbehprevention2018/ (дата обращения: 10.04.2025).
    Dvoryanchikov, N.V., Delibalt, V.V., Kazina, A.O., Lavreshkin, N.V., Vikhristyuk, O.V., Gayazova, L.A., Vlasova, N.V., Bogdanovich, N.V., Chernushevich, V.A., Chirkina, R.V., Bannikov, G.S. (2018). Organization of educational work with parents on the prevention of deviant behavior. Methodological recommendations for heads of educational organizations. Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/devbehprevention2018/ (viewed: 10.04.2025).
  15. Делибалт, В.В., Богданович, Н.В. (2017). Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология, 13(3), 41—50. https://doi.org/10.17759/chp.2017130306
    Delibalt, V.V., Bogdanovich, N.V. (2017). Psychosocial Rehabilitation of Minors Caughtin Legally Significant Situations as an Issue of Cultural-Historical Psychology. Cultural-Historical Psychology, 13(3), 41—50. (In Russ.). https://org/10.17759/chp.2017130306
  16. Есипов, М.А. (2019). Изменение представлений студентов-первокурсников о конфликте с помощью обучающего психологического тренинга. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(4), 295—298. https://doi.org/26140/anip-2019-0804-0069
    Yesipov, M.A. (2019). Transformation of conflict perception among first-year students by means of a training group. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 8(4), 295—298. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0069
  17. Законопроект № 846497-8 Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации (2025). М. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/846497-8 (дата обращения: 10.04.2025).
    Draft Law No. 846497-8 On the Basics of Regulating Psychological Activity in the Russian Federation (2025). Moscow. (In Russ.). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/846497-8 (viewed: 10.04.2025).
  18. Леонтьев, Д.А., Иванченко, Г.В. (2008). Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл. М.: Смысл. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/02000010764 (дата обращения: 10.04.2025).
    Leontiev, D.A., Ivanchenko, G.V. (2008). Comprehensive humanitarian expertise: methodology and meaning. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/02000010764 (viewed: 10.04.2025).
  19. Макаренко, О.В. (2014) Психологический сравнительный анализ традиционных и современных образовательных технологий. В: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Тамбов, 31 июля 2014 года: В 6 частях. Часть 5 (с. 90—91). Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». URL: https://elibrary.ru/sukcgn (дата обращения: 10.04.2025).
    Makarenko, O.V. (2014) Psychological comparative analysis of traditional and modern educational technologies. In: Education and Science: current state and development prospects: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, Tambov, July 31, 2014: In 6 parts. Part 5 (pp. 90—91). Tambov: Yukom Consulting Company LLC Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/sukcgn (viewed: 10.04.2025).
  20. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. (Ред.). (2007). Большой психологический словарь (3-е изд., доп. и перераб.). СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК.
    Meshcheryakov, B.G., Zinchenko, V.P. (Eds.) (2007). The Great Psychological Dictionary (3rd suppl. and rev. ed.). Saint Petersburg: Prime-EUROZNAK Publ. (In Russ.).
  21. Немов, Р.С. (2007). Психологический словарь. М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003395136 (дата обращения: 10.04.2025).
    Nemov, R.S. (2007). Psychological Dictionary. Moscow: VLADOS Humanitarian Publishing Center. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003395136 (viewed: 10.04.2025).
  22. Опубликован вариант проекта закона о психологической деятельности (2024, Июль 25). Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/12456/ (дата обращения: 10.04.2025).
    A version of the draft law on psychological activity has been published (2024, July 25). Psychological Newspaper. (In Russ.). URL: https://psy.su/feed/12456/ (viewed: 10.04.2025).
  23. Осипова, А.А. (2002). Общая психокоррекция: учебное пособие. М.: Сфера. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000638729 (дата обращения: 10.04.2025).
    Osipova, A.A. (2002). General psychocorrection: a textbook. Moscow: Sphere Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000638729 (viewed: 10.04.2025).
  24. Сафуанов, Ф.С. (1998). Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: научно-практическое пособие. М.: Смысл; Гардарика. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001803171 (дата обращения: 10.04.2025).
    Safuanov, F.S. (1998). Forensic psychological examination in criminal proceedings: a scientific and practical guide. Moscow: Smysl Publ., Gardarika Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001803171 (viewed: 10.04.2025).
  25. Сидоренко, Е.В. (2007). Технологии создания тренинга: от замысла к результату. СПб: Речь. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003150501 (дата обращения: 10.04.2025).
    Sidorenko, E.V. (2007). Technologies for creating training: from concept to result. Saint Petersburg: Rech’ Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003150501 (viewed: 10.04.2025).
  26. Созаев, К.Г. (2017). Проблемы профориентации и выбора профессии в контексте учебно-познавательной деятельности учащихся школ и студентов вузов РСО-Алания. Ученые записки Орловского государственного университета, 4(77), 313—318. URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/4-77.pdf (дата обращения: 10.04.2025).
    Sozayev, K.G. (2017). Problems of vocational guidance and choice of profession in the context of educational and cognitive activity of pupils and university students in North Ossetia­Alania. Scientific Notes of Orel State University, 4(77), 313—318. (In Russ.). URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/4-77.pdf (viewed: 10.04.2025).
  27. Успенский, В.Б., Чернявская, А.П. (2003). Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002417187 (дата обращения: 10.04.2025).
    Uspensky, V.B., Chernyavskaya, A.P. (2003). Introduction to psychological and pedagogical activity: a textbook. Moscow: VLADOS-PRESS Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002417187 (viewed: 10.04.2025).

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Делибалт Варвара Васильевна, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: delibaltvv@mgppu.ru

Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9393-6550, e-mail: degtyarevav@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 75
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 28

 Скачиваний PDF

За все время: 17
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8

 Всего

За все время: 92
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 36