Психология и право
2025. Том 15. № 2. С. 250–264
doi:10.17759/psylaw.2025150216
ISSN: 2222-5196 (online)
Обсуждаем закон о психологической помощи: направления и виды деятельности психолога (Часть 1)
Резюме
Контекст и актуальность. Статья посвящена обсуждению проекта Закона «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации», а именно статьи 6 «Виды психологической деятельности». По мнению авторов, 7 предложенных в статье законопроекта видов деятельности не охватывают весь спектр и разнообразие выполняемых психологами деятельностей. Цель. Раскрыть и описать содержание основных направлений и видов профессиональной деятельности психологов. Методы и материалы. В работе использовались методы понятийного анализа, обобщения и метод анализа документов, а также системный подход к осмыслению профессиональной деятельности психологов. Результаты. Авторами дается определение видов и направлений деятельности, в которых виды образуют цикл, способствующий достижению поставленных целей в процессе реализации той или иной работы психолога с клиентом, его окружением или организацией. Обсуждаются такие распространенные виды деятельности, как психодиагностика, развивающая деятельность, психокоррекция, психологическое просвещение, преподавание психологии, психологическое консультирование, психотерапия, психологическая экспертиза, профориентационная деятельность, психологическая супервизия. Даются определения таким направлениям деятельности, как психопрофилактика, психологическое сопровождение и психосоциальная реабилитация. Выводы. Обсуждаемые в статье основные виды и направления деятельности психологов должны найти отражение в законопроекте о психологической деятельности, поскольку перечень, указанный там сейчас, точно нуждается в расширении.
Общая информация
Рубрика издания: Междисциплинарные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150216
Поступила в редакцию 24.03.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Богданович, Н.В., Делибалт, В.В., Дегтярёв, А.В. (2025). Обсуждаем закон о психологической помощи: направления и виды деятельности психолога (Часть 1). Психология и право, 15(2), 250–264. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150216
© Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Полный текст
Введение
Материалы и методы
- методы понятийного анализа и обобщения: анализ существующих определений видов и направлений деятельности, а также подходов к модели профессиональной деятельности психологов с целью ее систематизации и выделения ключевых элементов;
- метод анализа документов: изучение официальных версий законопроектов, регулирующих психологическую деятельность и оказание психологической помощи, для выявления основных положений государственной политики в области видов профессиональной деятельности психологов.
- текст, обсуждавшийся на Круглом столе (далее Вариант законопроекта) (Опубликован вариант проекта закона…, 2024), так как там приведены все определения тех видов деятельности, которые вошли в Законопроект,
- законопроект, внесённый в Государственную думу (далее Законопроект) (Законопроект № 846497-8 «Об основах регулирования…», 2025),
- а также 25 научных и научно-практических работ, в которых так или иначе были сформулированы определения видов профессиональной деятельности психологов.
Результаты
Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Авдеева, Н.Н., Егорова, М.А., Кочетова, Ю.А. (2021). Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования. Психолого-педагогические исследования, 13(4), 73—93. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130405
Avdeeva, N.N., Egorova, M.A., Kochetova, Yu.A. (2021). Psychological Education as a Nurture Resource of the Modern Education System. Psychological-Educational Studies, 13(4), 73—93. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130405 - Барышникова, Е.В. (2018). Методика преподавания психологии: учебное пособие. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=nhsgxn (дата обращения: 10.04.2025).
Baryshnikova, E.V. (2018). Methods of teaching psychology: training manual. Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=nhsgxn (viewed: 10.04.2025). - Битянова, М.Р. (1997). Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001775794 (дата обращения: 10.04.2025).
Bityanova, M.R. (1997). Organization of psychological work at school. Moscow: Sovershenstvo Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001775794 (viewed: 10.04.2025). - Богданович, Н.В. (2016). Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях. Психология и право, 6(2), 1—12. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060201
Bogdanovich, N.V. (2016). Analysis of the basic professional standards involving the work of psychologists in difficult and legally significant situations. Psychology and Law, 6(2), 1—12. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060201 - Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. (2015). Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей. В: З.Ф.Драгункина, В.В. Рубцов, Г.В. Семья, А.С. Дубовик, А.А. Шведовская (ред.), Итоги и перспективы реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы. Сборник материалов конференции (с. 91—92). М.: ГБОУ ВПО МГППУ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/national_strategy/ (дата обращения: 10.04.2025).
Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2015). The specifics of the main activities of psychologists in the system of crime prevention and protection of children's interests. In: Z.F. Dragunkina, V.V. Rubtsov, G.V. Semya, A.S. Dubovik, A.A. Shvedovskaya (Eds.), Results and prospects for the implementation of the most important provisions of the National Strategy of Action for Children for 2012-2017. Collection of conference materials (pp. 91—92). Мoscow: Moscow State University of Psychology and Education. Publ. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/national_strategy/ (viewed: 10.04.2025). - Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. (2016). Технология супервизорского анализа психологических тренингов. В: А.В. Шаболтас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н.Волков (ред.), Ананьевские чтения – 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25—29 октября 2016 г.: В 2 томах. Том 1 (с. 53—55). СПб: ИД «ФАРМиндекс». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yywqml (дата обращения: 10.04.2025).
Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2016). The technology of supervisor analysis of psychological trainings. In: A.V. Shaboltas, N.V. Grishina, S.V. Mednikov, D.N. Volkov (ed.), Ananyevskie Chteniya — 2016: Psychology: yesterday, today, tomorrow: proceedings of the international scientific conference, October 25—29, 2016: In 2 vol. Vol. 1 (pp. 53—55). Saint Petersburg: FARMindeks Publishing House. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yywqml (viewed: 10.04.2025). - Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. (2020). Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях. Психология и право, 10(2), 1—14. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100201
Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2020). Prevention of Deviant Behavior of Children and Adolescents as a Field of Activity of a Psychologist in Educational Institutions. Psychology and Law, 10(2), 1—14. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100201 - Богданович, Н.В., Делибалт, В.В., Дегтярёв, А.В. (2012). К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 4(2), 1—14. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53517 (дата обращения: 10.04.2025).
Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V., Degtyarev, A.V. (2012). To the question of justification of the model of the professional activity of legal psychologist. Psychological Science and Education, 4(2), 1—14. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53517 (viewed: 10.04.2025). - Богданович, Н.В., Делибалт, В.В., Дегтярёв, А.В. (2022). Тренинги офлайн или онлайн: тенденции в подготовке юридических психологов. Психология и право, 12(2), 224—238. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120216
Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V., Degtyarev A.V. (2022). Online and Offline Training: Trends in Education of Special-ists in the Field of Forensic and Legal Psychology. Psychology and Law, 12(2), 224—238. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120216 - Болотова, А.К. (2020). Настольная книга практикующего психолога: практическое пособие (2-е изд., испр. и доп.). М.: Юрайт. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42653949 (дата обращения: 10.04.2025).
Bolotova, A.K. (2020). The desktop book of a practicing psychologist: a practical guide (2nd rev. and exp. ed). Moscow: Yurait Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42653949 (viewed: 10.04.2025). - Бурлачук, Л.Ф. (2012). Психодиагностика: учебник для вузов (2-е изд.). СПб: Питер.
Burlachuk, L.F. (2012). Psychodiagnostics: a textbook for universities (2nd ed.). Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.). - Бячкова, Н.Б. (Сост.). (2020). Психологическое консультирование и психотерапия. Раздел «Супервизия». Хрестоматия: учебно-методическое пособие. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/byachkova-psih-konsult-supervizia.pdf (дата обращения: 10.04.2025).
Byachkova, N.B. (Ed.). (2020). Psychological counseling and psychotherapy. The "Supervision" section. Textbook: an educational and methodical manual. Perm: Perm State National Research University Publ. (In Russ.). URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/byachkova-psih-konsult-supervizia.pdf (viewed: 10.04.2025). - Вачков, И.В. (2007). Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Эксмо. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003037260 (дата обращения: 10.04.2025).
Vachkov, I.V. (2007). Psychology of training work: substantive, organizational and methodological aspects of conducting a training group: a textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003037260 (дата обращения: 10.04.2025). - Дворянчиков, Н.В., Делибалт, В.В., Казина, А.О., Лаврешкин, Н.В., Вихристюк, О.В., Гаязова, Л.А., Власова, Н.В., Богданович, Н.В., Чернушевич, В.А., Чиркина, Р.В., Банников, Г.С. (2018). Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. М.: ФГБОУ ВО МГППУ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/devbehprevention2018/ (дата обращения: 10.04.2025).
Dvoryanchikov, N.V., Delibalt, V.V., Kazina, A.O., Lavreshkin, N.V., Vikhristyuk, O.V., Gayazova, L.A., Vlasova, N.V., Bogdanovich, N.V., Chernushevich, V.A., Chirkina, R.V., Bannikov, G.S. (2018). Organization of educational work with parents on the prevention of deviant behavior. Methodological recommendations for heads of educational organizations. Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/devbehprevention2018/ (viewed: 10.04.2025). - Делибалт, В.В., Богданович, Н.В. (2017). Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология, 13(3), 41—50. https://doi.org/10.17759/chp.2017130306
Delibalt, V.V., Bogdanovich, N.V. (2017). Psychosocial Rehabilitation of Minors Caughtin Legally Significant Situations as an Issue of Cultural-Historical Psychology. Cultural-Historical Psychology, 13(3), 41—50. (In Russ.). https://org/10.17759/chp.2017130306 - Есипов, М.А. (2019). Изменение представлений студентов-первокурсников о конфликте с помощью обучающего психологического тренинга. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(4), 295—298. https://doi.org/26140/anip-2019-0804-0069
Yesipov, M.A. (2019). Transformation of conflict perception among first-year students by means of a training group. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 8(4), 295—298. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0069 - Законопроект № 846497-8 Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации (2025). М. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/846497-8 (дата обращения: 10.04.2025).
Draft Law No. 846497-8 On the Basics of Regulating Psychological Activity in the Russian Federation (2025). Moscow. (In Russ.). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/846497-8 (viewed: 10.04.2025). - Леонтьев, Д.А., Иванченко, Г.В. (2008). Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл. М.: Смысл. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/02000010764 (дата обращения: 10.04.2025).
Leontiev, D.A., Ivanchenko, G.V. (2008). Comprehensive humanitarian expertise: methodology and meaning. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/02000010764 (viewed: 10.04.2025). - Макаренко, О.В. (2014) Психологический сравнительный анализ традиционных и современных образовательных технологий. В: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Тамбов, 31 июля 2014 года: В 6 частях. Часть 5 (с. 90—91). Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». URL: https://elibrary.ru/sukcgn (дата обращения: 10.04.2025).
Makarenko, O.V. (2014) Psychological comparative analysis of traditional and modern educational technologies. In: Education and Science: current state and development prospects: a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference, Tambov, July 31, 2014: In 6 parts. Part 5 (pp. 90—91). Tambov: Yukom Consulting Company LLC Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/sukcgn (viewed: 10.04.2025). - Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. (Ред.). (2007). Большой психологический словарь (3-е изд., доп. и перераб.). СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Meshcheryakov, B.G., Zinchenko, V.P. (Eds.) (2007). The Great Psychological Dictionary (3rd suppl. and rev. ed.). Saint Petersburg: Prime-EUROZNAK Publ. (In Russ.). - Немов, Р.С. (2007). Психологический словарь. М.: Гуманитарно-издательский центр «ВЛАДОС». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003395136 (дата обращения: 10.04.2025).
Nemov, R.S. (2007). Psychological Dictionary. Moscow: VLADOS Humanitarian Publishing Center. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003395136 (viewed: 10.04.2025). - Опубликован вариант проекта закона о психологической деятельности (2024, Июль 25). Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/12456/ (дата обращения: 10.04.2025).
A version of the draft law on psychological activity has been published (2024, July 25). Psychological Newspaper. (In Russ.). URL: https://psy.su/feed/12456/ (viewed: 10.04.2025). - Осипова, А.А. (2002). Общая психокоррекция: учебное пособие. М.: Сфера. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000638729 (дата обращения: 10.04.2025).
Osipova, A.A. (2002). General psychocorrection: a textbook. Moscow: Sphere Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000638729 (viewed: 10.04.2025). - Сафуанов, Ф.С. (1998). Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: научно-практическое пособие. М.: Смысл; Гардарика. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001803171 (дата обращения: 10.04.2025).
Safuanov, F.S. (1998). Forensic psychological examination in criminal proceedings: a scientific and practical guide. Moscow: Smysl Publ., Gardarika Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001803171 (viewed: 10.04.2025). - Сидоренко, Е.В. (2007). Технологии создания тренинга: от замысла к результату. СПб: Речь. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003150501 (дата обращения: 10.04.2025).
Sidorenko, E.V. (2007). Technologies for creating training: from concept to result. Saint Petersburg: Rech’ Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003150501 (viewed: 10.04.2025). - Созаев, К.Г. (2017). Проблемы профориентации и выбора профессии в контексте учебно-познавательной деятельности учащихся школ и студентов вузов РСО-Алания. Ученые записки Орловского государственного университета, 4(77), 313—318. URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/4-77.pdf (дата обращения: 10.04.2025).
Sozayev, K.G. (2017). Problems of vocational guidance and choice of profession in the context of educational and cognitive activity of pupils and university students in North OssetiaAlania. Scientific Notes of Orel State University, 4(77), 313—318. (In Russ.). URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/4-77.pdf (viewed: 10.04.2025). - Успенский, В.Б., Чернявская, А.П. (2003). Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002417187 (дата обращения: 10.04.2025).
Uspensky, V.B., Chernyavskaya, A.P. (2003). Introduction to psychological and pedagogical activity: a textbook. Moscow: VLADOS-PRESS Publ. (In Russ.). URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002417187 (viewed: 10.04.2025).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 75
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 28
Скачиваний PDF
За все время: 17
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8
Всего
За все время: 92
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 36