Введение
Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации в 1994 году. В решении съезда было написано: «главная цель психологической службы — максимальное содействие созданию в школе социальной ситуации развития учащихся, ориентированной на их полноценное психическое и личностное развитие. Подразумевалось, что содействовать надо развитию всех психических сфер — интеллектуальной, эмоциональной, волевой, личностной, нравственной» (Дубровина, 2024).
Сегодня, согласно Стандарту деятельности психолого-педагогических Служб в системе образования г. Москвы (Приказ Департамента образования и науки города Москвы № 666 от 15.08.2022 г.), психолого-педагогическая Служба (далее — Служба) представляет собой организационную структуру, объединяющую в своем составе специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и благополучия обучающихся. Состав Службы зависит от специфики деятельности образовательной организации, а также контингента обучающихся и может включать таких специалистов, как педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор (Об утверждении стандарта…, 2022).
Особенности деятельности Службы, ее наименование и состав специалистов регламентируются локальным нормативным актом образовательной организации. Деятельность Службы обеспечивает комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, а также общее психолого-педагогическое и социальное сопровождение всех участников образовательных отношений — обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей).
Специалисты Службы осуществляют диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и консультативную работу с участниками образовательных отношений; проводят коррекционно-развивающие, профилактические занятия; реализуют комплексное сопровождение образовательного процесса в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся, а также мониторинг образовательных достижений обучающихся по программам коррекционно-развивающих курсов.
Согласно Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы (далее — Стандарт) и в соответствии с приоритетными городскими задачами, к которым в первую очередь относятся обеспечение доступности и качества психолого-педагогической помощи для всех категорий детей, основными направлениями деятельности психолого-педагогической Службы являются:
- создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков;
- психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Следует отметить, что эти направления взаимосвязаны между собой. «Если мы своевременно не уделяем внимание трудностям в обучении и развитии, не прорабатываем потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, то логично получаем учебную дезадаптацию и риски девиантного поведения в подростковой среде» (Олтаржевская, 2023). С другой стороны, если не уделять должное внимание профилактике негативных сценариев личностного развития, неизбежно возрастет необходимость в оказании коррекционной помощи.
Реализация данных направлений деятельности Службы, а именно профилактика социальных рисков и психолого-педагогическая помощь обучающимся с особыми образовательными потребностями, зависит от задач, которые стоят перед Службой в каждой конкретной образовательной организации, контингента обучающихся, кадровых и иных условий.
Материалы и методы
В рамках Недель психологии в образовательных организациях, которые с 2022 года в соответствии с пунктом 113 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р, входят в ряд масштабных мероприятий, охватывающих всех участников образовательных отношений в системе общего и среднего профессионального образования, были проведены опросы среди педагогов-психологов школ г. Москвы.
Опросник предполагал оценку специалистом объема затрачиваемого времени по основным направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога: психологической профилактике, психологической диагностике, психологическому консультированию и коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и испытывающими трудности в обучении, развитии и социальной адаптации.
Опросы проводились специалистами Городского психолого-педагогического центра в 2022 и в 2024 годах, в них приняли участие 1902 и 1790 педагогов-психологов г. Москвы соответственно.
После первичного опроса в 2022 году психологам были предложены для использования в работе материалы единой документации, разработанные специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ). Повторный опрос в 2024 году был направлен на выявление эффективности использования единой документации и программ психолого-педагогического сопровождения и ее влияния на распределение рабочего времени по направлениям деятельности.
Результаты
Проведенный анализ показал следующие результаты (рис. 1).
Рис. 1. Временные затраты педагога-психолога
Fig. 1. Time spent by a teacher-psychologist
Согласно опросу, в 2022 году педагоги-психологи московских школ отмечают в качестве приоритетного направления деятельности коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ОВЗ и детьми, испытывающими трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, — 53% от общего объема; 20% рабочего времени уходит на диагностику; 14% — на консультирование; и 13% — на профилактическую работу.
В 2023 г. специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ были разработаны и переданы в образовательные организации для использования в работе пакеты единой рабочей документации, а также разработанные программы психолого-педагогического сопровождения.
Результаты, полученные в 2024 году, отличаются от первоначальных: коррекционной работе стали уделять больше времени — 84%; диагностика занимает 4%; индивидуальное консультирование — 3%; и 9% от общего объема времени занимает профилактика.
В апреле 2024 года в ходе опроса педагогов-психологов московских школ было проведено дополнительное исследование, согласно которому 76% респондентов отмечают положительный опыт использования единых подходов к осуществлению профессиональной деятельности. Так, 72% участников опроса используют единую рабочую документацию, которая была разработана специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ, также 88% участников опроса отмечают успешность применения единых рабочих программ психолого-педагогического сопровождения, которые обеспечивают внедрение комплексного подхода к осуществлению профилактической работы, способствуют социализации и самореализации обучающихся в позитивных видах деятельности.
Таким образом, единые шаблоны документов необходимы для того, чтобы зафиксировать, а впоследствии проанализировать то, что происходит с ребенком или группой детей в определенный момент времени, что в дальнейшем дает возможность более рационально распределить рабочее время, определить эффективную стратегию оказания помощи обучающимся и выстроить профилактическую работу.
Обсуждение результатов
Полученные данные указывают на необходимость разработки новых методов для реализации системы профилактической работы в московских школах. Это необходимо для обеспечения позитивной социализации учащихся, предотвращения негативных проявлений, кризисных состояний и различных форм отклоняющегося поведения.
Рассмотрим первое направление деятельности Службы — создание комфортной и безопасной образовательной среды, а также профилактика социальных рисков — это основные задачи Службы в данном направлении. Цель работы заключается в обеспечении позитивной социализации каждого ребенка с учетом его возрастных потребностей и индивидуальных возможностей, а также в раннем выявлении и оказании помощи учащимся «группы риска».
Важно отметить, что, согласно Стандарту, к обучающимся «группы риска» относятся дети, имевшие опыт употребления психоактивных веществ; состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; допускающие пропуски занятий без уважительных причин; с академической задолженностью по трем и более предметам; нарушающие устав образовательной организации; причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности; с признаками суицидального поведения; проявляющие комплекс факторов негативных проявлений (конфликтность, агрессивность, склонность к риску, импульсивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний).
Согласно современным исследованиям, позитивная социализация рассматривается как достижение «социализированности, критериями которой являются эффективные коммуникативные практики, гибко применяемые в отношении разных социальных групп; стратегии самореализации и личностного роста в определенном типе культуры; достижение профессиональной успешности и психологического благополучия в текущем социальном пространстве» (Макарова, Крылова, 2004).
Позитивная социализация — разноуровневое понятие, предполагающее микро-, мезо- и макроуровни анализа. Так, на микросоциальном уровне рассматривается принятие и, главное, активное использование усвоенных норм поведения ближайшего окружения ребенка (таких малых групп, как семья, школьный класс); на мезоуровне происходит освоение ценностей субкультур, формирование гражданской и социокультурной идентичности. На макроуровне отмечается социализированность в рамках больших социальных групп (нации, страны и пр.). При этом исследователи отмечают важность не только внешних проявлений успешной интеграции человека в социальную систему, выражающихся в принятии ценностей, традиций и норм поведения определенной группы людей, но и внутренних условий позитивной социализации, к которым относятся субъективное чувство удовлетворенности и психологическое благополучие. (Гусельцева, Изотова, 2019).
Таким образом, позитивная социализация обучающихся предполагает усвоение социально значимых социальных ролей, норм поведения, культурно-исторических традиций, а также субъективную удовлетворенность этой деятельностью.
Основная роль при решении задач успешной социализации отводится педагогам, которые находятся в непосредственном контакте с обучающимися, осуществляют воспитательную и образовательную деятельность, — воспитателям, классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования. Специалисты Службы в рамках решения данной задачи действуют опосредованно, в рамках своих компетенций.
Так, к примеру, педагог-психолог участвует в решении задач позитивной социализации посредством выявления индивидуальных особенностей, способностей, потребностей, интересов обучающихся; разработки рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; реализации программ, мероприятий (лекций, занятий, тренингов, консультаций и др.), способствующих развитию навыков общения, личностных ресурсов обучающихся, формированию положительного опыта переживания успеха, преодоления трудностей. Педагог-психолог также своевременно выявляет и нейтрализует угрозы психологической безопасности. Социальный педагог организует помощь социально незащищенным семьям и детям, а также осуществляет межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики.
В рамках решения задач раннего выявления детей «группы риска» воспитатели и классные руководители действуют совместно со специалистами Службы в соответствии с актуальными алгоритмами и регламентами оказания помощи. Педагог-психолог осуществляет сопровождение обучающихся в соответствии со своими компетенциями: изучает личностные особенности детей, реализует мероприятия с целью актуализации личностных ресурсов, развития навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, консультирует педагогов и родителей, снабжает классного руководителя и воспитателя инструментами по раннему выявлению признаков дезадаптации, сопровождает получение помощи обучающимися в ложных/кризисных ситуациях согласно действующим регламентам межведомственного взаимодействия.
Второе направление деятельности Службы — психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями — предполагает непосредственное участие специалистов в решении следующих задач:
- психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Целью данного направления деятельности Службы является коррекция/компенсация нарушений развития посредством профессионального воздействия на формирование, развитие, коррекцию состояний, функций, действий, качеств обучающихся.
Необходимость оказания психолого-педагогической помощи/поддержки обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии, социальной адаптации, определяет психолого-педагогический консилиум (далее — ППк) образовательной организации. На заседании ППк определяются объем и содержание помощи в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка на основании проведенной диагностики. Члены консилиума анализируют полученные данные — показатели эмоционально-личностного, моторного, речевого, познавательного развития, определяют направления работы, количество и периодичность занятий со специалистами с целью коррекции/компенсации нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы.
Предоставление психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с алгоритмом деятельности образовательной организации г. Москвы по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ (Стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования н науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, Приказ Департамента образования и науки г. Москвы № 682 от 11.12.2021). Специалисты службы реализуют программы помощи на основании рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее — ЦПМПК г. Москвы) и в соответствии с решением ППк образовательной организации.
На заседании ППк анализируются рекомендации ЦПМПК г. Москвы по предоставлению специальных условий получения образования, к которым относятся: образовательная программа, организация пространства, необходимость специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов и методов обучения, предоставление помощи ассистента, тьютора и др. На основании проведенной психолого-педагогической диагностики с учетом выявленных дефицитов и ресурсов обучающегося определяются задачи коррекционно-развивающей работы и планируемые результаты, разрабатываются рекомендации родителям (законным представителям) и педагогам по организации образовательного процесса. На основании принятого решения на заседании ППк составляется индивидуальный образовательный маршрут, в котором отражается специфика процесса обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, определяется периодичность мониторинга эффективности оказываемой психолого-педагогической помощи (Семаго, Семаго, 2020).
По каждому направлению работы педагоги-психологи разрабатывают индивидуальные или групповые программы психолого-педагогического сопровождения. Необходимо отметить, что педагоги-психологи московских школ при разработке программ могут воспользоваться онлайн-сервисом «Конструктор рабочих программ» (далее — Конструктор), разрабатываемым ГБУ ГППЦ ДОНМ. Данный сервис позволяет оперативно создать рабочую программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития по различным направлениям работы. В настоящее время
Конструктор включает в себя 4 модуля, в каждом из которых представлено от двух до восьми направлений:
- развитие социально-коммуникативной сферы;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер;
- развитие познавательной сферы;
- развитие психомоторной сферы.
Конструктор позволяет создавать программы, включать в них конспекты занятий, а также подбирать игры и упражнения, использовать различные приемы организации работы с обучающимися (Олтаржевская и др., 2020).
Заключение
В каждой школе должно быть понимание, что у психолога есть два ключевых направления работы: с одной стороны, психолого-педагогическая помощь, с другой — поддержка позитивной социализации и профилактика социальных рисков. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, если это направление актуально для школы, нужен психолог, наделенный специальными компетенциями. Он должен быть экспертом по данному направлению для управленческой команды, педагогов и родителей, он совершенствуется в этой области и повышает свою квалификацию. Для работы с подростками, социальными рисками и неблагополучием, соответственно, нужен психолог, который профессионально развивается в этом направлении (Олтаржевская, 2023).
Таким образом, ключевые направления работы Службы — создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков, а также психолого-педагогическая поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями — способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья различных целевых групп обучающихся образовательных учреждений Москвы.
Решение обозначенных глобальных задач становится возможным благодаря системной работе со всеми участниками образовательного процесса, а также разработке и внедрению единых стандартов и подходов в деятельности педагогов-психологов.
Сегодня школьный педагог-психолог должен обладать необходимыми компетенциями для решения задач в различных областях своей работы, иметь достаточные ресурсы для эффективного распределения рабочего времени и располагать необходимыми инструментами для профилактики и социальной адаптации обучающихся в соответствии с изменяющимися требованиями окружающей среды.
Таким образом, единые подходы к реализации профессиональной деятельности педагогов-психологов, а также работа в таких направлениях, как профилактика социальных рисков и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями, способствуют созданию эффективной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса во всех образовательных учреждениях города Москвы.