Направления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения в системе московского образования

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 13 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Согласно Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы и в соответствии с целью Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года — необходимо развитие целостной комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, позволяющей обеспечить качество и доступность данной помощи. Цель. Определить эффективность единых подходов к реализации профессиональной деятельности педагогов-психологов для осуществления помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями, предупреждения негативных проявлений, кризисных состояний, различных форм отклоняющегося поведения. Гипотеза. Внедрение единых подходов к организации деятельности педагогов-психологов, а также развитие новых способов реализации системы профилактической работы в московских школах обеспечит позитивную социализацию обучающихся. Методы и материалы. В исследовании приняли участие педагоги-психологи московских школ, были использованы опросные методы исследования, а также контент-анализ. Результаты. Реализация единых рабочих программ психолого-педагогического сопровождения, успешность применения которых отмечают 88% участников опроса, обеспечивает внедрение комплексного подхода к осуществлению профилактической работы, способствует социализации и самореализации обучающихся в позитивных видах деятельности. Выводы. Единые подходы к реализации профессиональной деятельности педагогов-психологов, работа в рамках таких направлений, как профилактика социальных рисков и осуществление помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями, позволяют выстроить эффективную работу в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса во всех образовательных организациях города Москвы.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, многопрофильная психологическая служба, психолого-педагогическая помощь, профилактика , социализация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220204

Поступила в редакцию 17.04.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Антонов, Н.В., Кузнецова, А.А., Олтаржевская, Л.Е. (2025). Направления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения в системе московского образования. Вестник практической психологии образования, 22(2), 48–60. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220204

© Антонов Н.В., Кузнецова А.А., Олтаржевская Л.Е., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации в 1994 году. В решении съезда было написано: «главная цель психологической службы — максимальное содействие созданию в школе социальной ситуации развития учащихся, ориентированной на их полноценное психическое и личностное развитие. Подразумевалось, что содействовать надо развитию всех психических сфер — интеллектуальной, эмоциональной, волевой, личностной, нравственной» (Дубровина, 2024).
Сегодня, согласно Стандарту деятельности психолого-педагогических Служб в системе образования г. Москвы (Приказ Департамента образования и науки города Москвы № 666 от 15.08.2022 г.), психолого-педагогическая Служба (далее — Служба) представляет собой организационную структуру, объединяющую в своем составе специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и благополучия обучающихся. Состав Службы зависит от специфики деятельности образовательной организации, а также контингента обучающихся и может включать таких специалистов, как педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор (Об утверждении стандарта…, 2022).
Особенности деятельности Службы, ее наименование и состав специалистов регламентируются локальным нормативным актом образовательной организации. Деятельность Службы обеспечивает комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, а также общее психолого-педагогическое и социальное сопровождение всех участников образовательных отношений — обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей).

Специалисты Службы осуществляют диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и консультативную работу с участниками образовательных отношений; проводят коррекционно-развивающие, профилактические занятия; реализуют комплексное сопровождение образовательного процесса в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся, а также мониторинг образовательных достижений обучающихся по программам коррекционно-развивающих курсов.
Согласно Стандарту деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы (далее — Стандарт) и в соответствии с приоритетными городскими задачами, к которым в первую очередь относятся обеспечение доступности и качества психолого-педагогической помощи для всех категорий детей, основными направлениями деятельности психолого-педагогической Службы являются:

  • создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков;
  • психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Следует отметить, что эти направления взаимосвязаны между собой. «Если мы своевременно не уделяем внимание трудностям в обучении и развитии, не прорабатываем потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, то логично получаем учебную дезадаптацию и риски девиантного поведения в подростковой среде» (Олтаржевская, 2023). С другой стороны, если не уделять должное внимание профилактике негативных сценариев личностного развития, неизбежно возрастет необходимость в оказании коррекционной помощи.

Реализация данных направлений деятельности Службы, а именно профилактика социальных рисков и психолого-педагогическая помощь обучающимся с особыми образовательными потребностями, зависит от задач, которые стоят перед Службой в каждой конкретной образовательной организации, контингента обучающихся, кадровых и иных условий.

Материалы и методы

В рамках Недель психологии в образовательных организациях, которые с 2022 года в соответствии с пунктом 113 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р, входят в ряд масштабных мероприятий, охватывающих всех участников образовательных отношений в системе общего и среднего профессионального образования, были проведены опросы среди педагогов-психологов школ г. Москвы.

Опросник предполагал оценку специалистом объема затрачиваемого времени по основным направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога: психологической профилактике, психологической диагностике, психологическому консультированию и коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и испытывающими трудности в обучении, развитии и социальной адаптации.

Опросы проводились специалистами Городского психолого-педагогического центра в 2022 и в 2024 годах, в них приняли участие 1902 и 1790 педагогов-психологов г. Москвы соответственно.

После первичного опроса в 2022 году психологам были предложены для использования в работе материалы единой документации, разработанные специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ). Повторный опрос в 2024 году был направлен на выявление эффективности использования единой документации и программ психолого-педагогического сопровождения и ее влияния на распределение рабочего времени по направлениям деятельности.

Результаты

Проведенный анализ показал следующие результаты (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1. Временные затраты педагога-психолога

Fig. 1. Time spent by a teacher-psychologist

Согласно опросу, в 2022 году педагоги-психологи московских школ отмечают в качестве приоритетного направления деятельности коррекционно-развивающую работу с обучающимися с ОВЗ и детьми, испытывающими трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, — 53% от общего объема; 20% рабочего времени уходит на диагностику; 14% — на консультирование; и 13% — на профилактическую работу.

В 2023 г. специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ были разработаны и переданы в образовательные организации для использования в работе пакеты единой рабочей документации, а также разработанные программы психолого-педагогического сопровождения.

Результаты, полученные в 2024 году, отличаются от первоначальных: коррекционной работе стали уделять больше времени — 84%; диагностика занимает 4%; индивидуальное консультирование — 3%; и 9% от общего объема времени занимает профилактика.

В апреле 2024 года в ходе опроса педагогов-психологов московских школ было проведено дополнительное исследование, согласно которому 76% респондентов отмечают положительный опыт использования единых подходов к осуществлению профессиональной деятельности. Так, 72% участников опроса используют единую рабочую документацию, которая была разработана специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ, также 88% участников опроса отмечают успешность применения единых рабочих программ психолого-педагогического сопровождения, которые обеспечивают внедрение комплексного подхода к осуществлению профилактической работы, способствуют социализации и самореализации обучающихся в позитивных видах деятельности.

Таким образом, единые шаблоны документов необходимы для того, чтобы зафиксировать, а впоследствии проанализировать то, что происходит с ребенком или группой детей в определенный момент времени, что в дальнейшем дает возможность более рационально распределить рабочее время, определить эффективную стратегию оказания помощи обучающимся и выстроить профилактическую работу.

Обсуждение результатов

Полученные данные указывают на необходимость разработки новых методов для реализации системы профилактической работы в московских школах. Это необходимо для обеспечения позитивной социализации учащихся, предотвращения негативных проявлений, кризисных состояний и различных форм отклоняющегося поведения.

Рассмотрим первое направление деятельности Службы — создание комфортной и безопасной образовательной среды, а также профилактика социальных рисков — это основные задачи Службы в данном направлении. Цель работы заключается в обеспечении позитивной социализации каждого ребенка с учетом его возрастных потребностей и индивидуальных возможностей, а также в раннем выявлении и оказании помощи учащимся «группы риска».

Важно отметить, что, согласно Стандарту, к обучающимся «группы риска» относятся дети, имевшие опыт употребления психоактивных веществ; состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; допускающие пропуски занятий без уважительных причин; с академической задолженностью по трем и более предметам; нарушающие устав образовательной организации; причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности; с признаками суицидального поведения; проявляющие комплекс факторов негативных проявлений (конфликтность, агрессивность, склонность к риску, импульсивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний).

Согласно современным исследованиям, позитивная социализация рассматривается как достижение «социализированности, критериями которой являются эффективные коммуникативные практики, гибко применяемые в отношении разных социальных групп; стратегии самореализации и личностного роста в определенном типе культуры; достижение профессиональной успешности и психологического благополучия в текущем социальном пространстве» (Макарова, Крылова, 2004).

Позитивная социализация — разноуровневое понятие, предполагающее микро-, мезо- и макроуровни анализа. Так, на микросоциальном уровне рассматривается принятие и, главное, активное использование усвоенных норм поведения ближайшего окружения ребенка (таких малых групп, как семья, школьный класс); на мезоуровне происходит освоение ценностей субкультур, формирование гражданской и социокультурной идентичности. На макроуровне отмечается социализированность в рамках больших социальных групп (нации, страны и пр.). При этом исследователи отмечают важность не только внешних проявлений успешной интеграции человека в социальную систему, выражающихся в принятии ценностей, традиций и норм поведения определенной группы людей, но и внутренних условий позитивной социализации, к которым относятся субъективное чувство удовлетворенности и психологическое благополучие. (Гусельцева, Изотова, 2019).

Таким образом, позитивная социализация обучающихся предполагает усвоение социально значимых социальных ролей, норм поведения, культурно-исторических традиций, а также субъективную удовлетворенность этой деятельностью.

Основная роль при решении задач успешной социализации отводится педагогам, которые находятся в непосредственном контакте с обучающимися, осуществляют воспитательную и образовательную деятельность, — воспитателям, классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования. Специалисты Службы в рамках решения данной задачи действуют опосредованно, в рамках своих компетенций.

Так, к примеру, педагог-психолог участвует в решении задач позитивной социализации посредством выявления индивидуальных особенностей, способностей, потребностей, интересов обучающихся; разработки рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; реализации программ, мероприятий (лекций, занятий, тренингов, консультаций и др.), способствующих развитию навыков общения, личностных ресурсов обучающихся, формированию положительного опыта переживания успеха, преодоления трудностей. Педагог-психолог также своевременно выявляет и нейтрализует угрозы психологической безопасности. Социальный педагог организует помощь социально незащищенным семьям и детям, а также осуществляет межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики.

В рамках решения задач раннего выявления детей «группы риска» воспитатели и классные руководители действуют совместно со специалистами Службы в соответствии с актуальными алгоритмами и регламентами оказания помощи. Педагог-психолог осуществляет сопровождение обучающихся в соответствии со своими компетенциями: изучает личностные особенности детей, реализует мероприятия с целью актуализации личностных ресурсов, развития навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, консультирует педагогов и родителей, снабжает классного руководителя и воспитателя инструментами по раннему выявлению признаков дезадаптации, сопровождает получение помощи обучающимися в ложных/кризисных ситуациях согласно действующим регламентам межведомственного взаимодействия.

Второе направление деятельности Службы — психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями — предполагает непосредственное участие специалистов в решении следующих задач:

  • психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данного направления деятельности Службы является коррекция/компенсация нарушений развития посредством профессионального воздействия на формирование, развитие, коррекцию состояний, функций, действий, качеств обучающихся.

Необходимость оказания психолого-педагогической помощи/поддержки обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии, социальной адаптации, определяет психолого-педагогический консилиум (далее — ППк) образовательной организации. На заседании ППк определяются объем и содержание помощи в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка на основании проведенной диагностики. Члены консилиума анализируют полученные данные — показатели эмоционально-личностного, моторного, речевого, познавательного развития, определяют направления работы, количество и периодичность занятий со специалистами с целью коррекции/компенсации нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы.

Предоставление психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с алгоритмом деятельности образовательной организации г. Москвы по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ (Стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования н науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, Приказ Департамента образования и науки г. Москвы № 682 от 11.12.2021). Специалисты службы реализуют программы помощи на основании рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее — ЦПМПК г. Москвы) и в соответствии с решением ППк образовательной организации.
На заседании ППк анализируются рекомендации ЦПМПК г. Москвы по предоставлению специальных условий получения образования, к которым относятся: образовательная программа, организация пространства, необходимость специальных учебников, учебных пособий, дидактических материалов и методов обучения, предоставление помощи ассистента, тьютора и др. На основании проведенной психолого-педагогической диагностики с учетом выявленных дефицитов и ресурсов обучающегося определяются задачи коррекционно-развивающей работы и планируемые результаты, разрабатываются рекомендации родителям (законным представителям) и педагогам по организации образовательного процесса. На основании принятого решения на заседании ППк составляется индивидуальный образовательный маршрут, в котором отражается специфика процесса обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, определяется периодичность мониторинга эффективности оказываемой психолого-педагогической помощи (Семаго, Семаго, 2020).
По каждому направлению работы педагоги-психологи разрабатывают индивидуальные или групповые программы психолого-педагогического сопровождения. Необходимо отметить, что педагоги-психологи московских школ при разработке программ могут воспользоваться онлайн-сервисом «Конструктор рабочих программ» (далее — Конструктор), разрабатываемым ГБУ ГППЦ ДОНМ. Данный сервис позволяет оперативно создать рабочую программу для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития по различным направлениям работы. В настоящее время

Конструктор включает в себя 4 модуля, в каждом из которых представлено от двух до восьми направлений:

  1. развитие социально-коммуникативной сферы;
  2. развитие эмоционально-волевой и личностной сфер;
  3. развитие познавательной сферы;
  4. развитие психомоторной сферы.

Конструктор позволяет создавать программы, включать в них конспекты занятий, а также подбирать игры и упражнения, использовать различные приемы организации работы с обучающимися (Олтаржевская и др., 2020).

Заключение

В каждой школе должно быть понимание, что у психолога есть два ключевых направления работы: с одной стороны, психолого-педагогическая помощь, с другой — поддержка позитивной социализации и профилактика социальных рисков. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, если это направление актуально для школы, нужен психолог, наделенный специальными компетенциями. Он должен быть экспертом по данному направлению для управленческой команды, педагогов и родителей, он совершенствуется в этой области и повышает свою квалификацию. Для работы с подростками, социальными рисками и неблагополучием, соответственно, нужен психолог, который профессионально развивается в этом направлении (Олтаржевская, 2023).

Таким образом, ключевые направления работы Службы — создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков, а также психолого-педагогическая поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями — способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья различных целевых групп обучающихся образовательных учреждений Москвы.

Решение обозначенных глобальных задач становится возможным благодаря системной работе со всеми участниками образовательного процесса, а также разработке и внедрению единых стандартов и подходов в деятельности педагогов-психологов.

Сегодня школьный педагог-психолог должен обладать необходимыми компетенциями для решения задач в различных областях своей работы, иметь достаточные ресурсы для эффективного распределения рабочего времени и располагать необходимыми инструментами для профилактики и социальной адаптации обучающихся в соответствии с изменяющимися требованиями окружающей среды.

Таким образом, единые подходы к реализации профессиональной деятельности педагогов-психологов, а также работа в таких направлениях, как профилактика социальных рисков и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями, способствуют созданию эффективной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса во всех образовательных учреждениях города Москвы.

Литература

  1. Гусельцева, М.С., Изотова, Е.И. (2019). Позитивная социализация детей и подростков. Методология и эмпирика. М.: Смысл.
    Guseltseva, M.S., Izotova, E.I. (2019). Positive socialization of children and adolescents. Methodology and Empiricism. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
  2. Дубровина, И.В. (2024). Психологическая служба на пути своего развития. Вестник практической психологии образования, 21(1), 14—26. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210101
    Dubrovina, I.V. (2024). Psychological service on the way of its development. Bulletin of Practical Psychology of Education, 21(1), 14—26. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/bppe.2024210101
  3. Макарова, И.В., Крылова, Ю.Г. (2004). Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. М.: Бахрах-М.
    Makarova, I.V., Krylova, Yu.G. (2004). Teacher-psychologist. Fundamentals of professional activity. Moscow: Bakhrakh-M Publ. (In Russ.).
  4. О направлении Концепции и плана (вместе с Концепцией № СК-13/07вн развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Минпросвещением России 18.06.2024, Планом мероприятий № СК-13/07вн на 2024 - 2030 годы по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Минпросвещением России 18.06.2024): Письмо Минпросвещения России от 01.07.2024 № ДГ-1105/07. (2024). М. (дата обращения: 27.07.2024).
    On the direction of the Concept and Plan (together with Concept No. SK-13/07vn for the development of the system of psychological and pedagogical assistance in the field of general education and secondary vocational education in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by Ministry of Education of the Russian Federation on 06/18/2024, Action Plan No. SK-13/07vn for 2024-2030 for the implementation of the Concept for the development of a system of psychological and pedagogical assistance in the field of general education and secondary vocational education in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by Ministry of Education of Russia on 06/18/2024): Letter of the Ministry of Education of Russia dated 07/01/2024 DG-1105/07. (2024). Moscow. (In Russ.). URL: https://sudact.ru/law/kontseptsiia-razvitiia-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere/ (viewed: 27.07.2024).
  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 24.07.2015 № 514-н (2015). М. URL: https://base.garant.ru/71166760/ (дата обращения: 18.09.2024).
    On approval of the professional standard “Teacher-psychologist (psychologist in education)”: Order of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia dated July 24, 2015 No. 514-n. (2015). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/71166760/ (viewed: 18.09.2024).
  6. Об утверждении стандарта деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы: Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15.08.2022 № 666. (2022). М. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (дата обращения: 18.10.2024).
    On approval of the standard of activity of psychological and pedagogical services in the education system of the city of Moscow: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow dated 08/15/2022 No. 666. (2022). Moscow. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (viewed: 18.10.2024)
  7. Олтаржевская, Л.Е. (2023, Март 14). Зачем психолог нужен школе? Учительская газета, 11(10976). URL: https://ug.ru/zachem-psiholog-nuzhen-v-shkole/ (дата обращения: 13.09.2024).
    Oltarzhevskaya, L.E. (2023, March 14). Why does a school need a psychologist? Ucitel’skaa^ Gazeta (Online), 11(10976). (In Russ.). URL: https://ug.ru/zachem-psiholog-nuzhen-v-shkole/ (viewed: 13.09.2024).
  8. Олтаржевская, Л.Е., Егупова, О.В., Кузнецова, А.А., Желудова, А.М., Кузнецов, Н.М. (2020). «Конструктор рабочих программ» — технология организации педагогом-психологом коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Вестник практической психологии образования, 17(3), 44—57. https://doi.org/10.17759/bppe.2020170304
    Oltarzhevskaya, L.E., Egupova, O.V., Kuznetsova, A.A., Zheludova, A.M., Kuznetsov, N.M. (2020). “Designer of work programs” is a technology for organizing correctional and developmental work with children with disabilities by a teacher-psychologist. Bulletin of Practical Psychology of Education, 17(3), 44—57. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/bppe.2020170304
  9. Семаго, М.М., Семаго, Н.Я., Дробинская, А.О. (2019). Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. М.: Аркти.
    Semago, M., Semago, N.Ya., Drobinskaya, A.O. (2019). Organization of the PMPC system in the context of the development of inclusive education. Moscow: Arkti Publ. (In Russ.).
  10. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. (2020). Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис
    Semago,Ya., Semago, M.M. (2020). Typology of deviant development. The model of analysis and its use in practice. Moscow: Genesis Publ. (In Russ.).
  11. Симатова, О.Б. (2023). Профилактика аддиктивного поведения подростков: учебное пособие. СПб: Лань
    Simatova,B. (2023). Prevention of addictive behavior in adolescents: A textbook. Saint Petersburg: Lan’ Publ. (In Russ.).

Информация об авторах

Николай Викторович Антонов, кандидат педагогических наук, Начальник Управления реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования, Департамент образования и науки г. Москвы, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3118-6162, e-mail: antonovnv@edu.mos.ru

Анастасия Андреевна Кузнецова, директор, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2308-3411, e-mail: kuznetsovaaa8@edu.mos.ru

Любовь Евгеньевна Олтаржевская, кандидат педагогических наук, Научный руководитель, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-9170, e-mail: oltarzhevskayale@edu.mos.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 156
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 8

 Скачиваний PDF

За все время: 34
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 190
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 8