Психология и право
2025. Том 15. № 2. С. 60–75
doi:10.17759/psylaw.2025150205
ISSN: 2222-5196 (online)
Сопоставление возможностей опросника «Анализ семейных взаимоотношений» и «Родительского сочинения» как методик для оценки родительского отношения матерей в судебной психологической экспертизе по спорам о воспитании
Резюме
Контекст и актуальность. В экспертной практике для оценки родительского отношения наиболее часто используются полупроективные методы и опросники. Цель. Сравнить возможности методик «Анализ семейных взаимоотношений» и «Родительское сочинение» для исследования особенностей родительского отношения матерей, проживающих совместно и раздельно с детьми, при судебной психологической экспертизе по спорам о воспитании. Гипотеза. Категории, значимо различающиеся у матерей, проживающих совместно и раздельно с ребенком, могут быть выявлены и тем, и другим методом; результаты применения методик будут значимо коррелировать в тождественных категориях. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 30 женщин, проходивших судебную психологическую экспертизу в рамках судебного спора об определении места жительства ребенка или порядка его общения с отдельно проживающим родителем. Родительское отношение устанавливалось с помощью методики «Родительское сочинение», стиль воспитания — с помощью опросника «Анализ семейных взаимоотношений». Результаты. Результаты показали значимые различия в исследуемых группах по параметрам «уважение», «неустойчивость стиля воспитания», «неразвитость родительских чувств», «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания». Выводы. Показано, что сочинение выявляет неосознаваемые установки через анализ текста (качественные данные), а стандартизированный опросник дает количественную оценку по шкалам; обе методики дополняют друг друга, дают возможность использовать их интегративно.
Общая информация
Ключевые слова: судебная психологическая экспертиза, комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, родительское отношение, стиль воспитания, родительское сочинение
Рубрика издания: Судебная и клиническая психология в юридическом контексте
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150205
Поступила в редакцию 10.02.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Полкунова, Е.В. (2025). Сопоставление возможностей опросника «Анализ семейных взаимоотношений» и «Родительского сочинения» как методик для оценки родительского отношения матерей в судебной психологической экспертизе по спорам о воспитании. Психология и право, 15(2), 60–75. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150205
© Полкунова Е.В., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Полный текст
Введение
Параметры отношения / |
Группа 1 (матери, проживающие совместно с детьми), N = 18 / Group 1 (mothers living with children), N = 18, M (SD) |
Группа 2 (матери, проживающие раздельно с детьми), N = 12 / Group 2 (mothers living separately from their children), N = 12, M (SD) |
Уровень значимости различий (p) / Significance Level of Differences (p) |
Шкала «Симпатия» / «Sympathy» Scale |
79,63 (20,26) |
66,67 (24,62) |
0,148 |
1. Любование, умиление ребенком, одобрение его поступков / Admiration, tenderness toward the child, approval of their actions |
1,00 (0,00) |
0,67 (0,49) |
0,010* |
2. Употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов / Use of the child’s name, emotionally charged words |
0,83 (0,38) |
0,67 (0,49) |
0,312 |
3. Оправдание негативных черт / Justification of negative traits |
0,56 (0,51) |
0,67 (0,49) |
0,566 |
Шкала «Антипатия» / «Antipathy» Scale |
19,44 (16,17) |
16,67 (16,28) |
0,652 |
1. Негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт характера / Negative attitude toward the child’s appearance, criticism of character traits |
0,00 (0,00) |
0,00 (0,00) |
|
2. Недоброжелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка / Unfriendly attitude towards the child’s personality, thoughts, feelings, hobbies, feelings, or interests |
0,56 (0,51) |
0,50 (0,52) |
0,787 |
3. Раздраженность по поводу динамических черт поведения ребенка / Irritation toward the child’s behavioral dynamics |
0,22 (0,43) |
0,00 (0,00) |
0,091 |
4. Негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности и др. ребенка / Resentment, reproach, or sarcasm regarding the child’s activities or other aspects |
0,00 (0,00) |
0,17 (0,39) |
0,086 |
Шкала «Уважение» / «Respect» Scale |
77,78 (19,80) |
52,78 (17,16) |
0,002** |
1. Высокая оценка, признание достоинств ребенка / High appraisal, recognition of merits, respect for the child’s activities and interests |
1,00 (0,00) |
0,67 (0,49) |
0,010* |
2. Указание в личности ребенка социально одобряемых черт / Attribution of socially approved traits to the child’s personality |
0,89 (0,32) |
0,92 (0,29) |
0,838 |
3. Отношение как к равному / Treating the child as an equal |
0,44 (0,51) |
0,00 (0,00) |
0,008** |
Шкала «Неуважение / «Disrespect» Scale |
18,52 (17,04) |
22,22 (16,41) |
0,566 |
1. Отрицание способностей и перспектив / Denial of the child’s abilities and potential |
0,00 (0,00) |
0,00 (0,00) |
|
2. Отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование / Denial of the child’s rights, underestimation of their age, dominance, authoritarianism |
0,56 (0,51) |
0,00 (0,00) |
0,002** |
3. Указание на неадаптивные качества / Emphasis on maladaptive personality traits |
0,00 (0,00) |
0,67 (0,49) |
0,000*** |
Шкала «Близость» / «Closeness» Scale |
48,15 (26,13) |
38,89 (19,25) |
0,273 |
1. Ощущение родственности, единства / Sense of kinship, unity |
0,83 (0,38) |
0,17 (0,39) |
0,000*** |
2. Хорошее знание ребенка / Deep knowledge of the child |
0,56 (0,51) |
0,25 (0,45) |
0,109 |
3. Оправдание ребенка / Justification of the child’s behavior |
0,06 (0,24) |
0,75 (0,45) |
0,000*** |
Шкала «Отдаленность» / «Distance» Scale |
27,78 (26,20) |
16,67 (17,41) |
0,276 |
1. Формальное описание ребенка / Formal description of the child |
0,33 (0,49) |
0,08 (0,29) |
0,125 |
2. Постоянное неупотребление имени ребенка / Consistent avoidance of using the child’s name |
0,50 (0,51) |
0,00 (0,00) |
0,004** |
3. Отстраненность, незнание друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем / Detachment, lack of knowledge about the child’s friends, interests, concerns, or problems |
0,00 (0,00) |
0,42 (0,51) |
0,003** |
Параметры отношения / |
Группа 1 (матери, проживающие совместно с детьми), N = 18 / Group 1 (mothers living with children), N = 18, M (SD) |
Группа 2 (матери, проживающие раздельно с детьми), N = 12 / Group 2 (mothers living separately from their children), N = 12, M (SD) |
Уровень значимости различий (p) / Significance Level of Differences (p) |
1. Гиперпротекция (Г+) / Hyperprotection (G+) |
4,78 (2,24) |
4,33 (2,46) |
0,965 |
2. Гипопротекция (Г–) / Hypoprotection (G-) |
2,22 (1,22) |
2,75 (1,91) |
0,619 |
3. Потворствование (У+) / Indulgence (U+) |
4,17 (1,82) |
3,33 (1,92) |
0,225 |
4. Игнорирование потребностей ребенка (У–) / Ignoring the child’s needs (U–) |
0,72 (1,13) |
0,75 (0,97) |
0,665 |
5. Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) / Excessive demands-responsibilities (T+) |
1,44 (0,70) |
2,00 (1,13) |
0,148 |
6. Недостаточность требований-обязанностей ребенка (Т–) / Insufficient demands-responsibilities (T–) |
1,11 (0,90) |
1,33 (0,89) |
0,424 |
7. Чрезмерность требований-запретов (3+) / Excessive prohibitions (Z+) |
1,39 (1,09) |
1,92 (0,67) |
0,027* |
8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3–) / Insufficient prohibitions (Z–) |
2,22 (0,94) |
1,58 (0,90) |
0,047* |
9. Чрезмерность санкций (С+) / Excessive sanctions (S+) |
0,78 (1,26) |
1,17 (1,03) |
0,202 |
10. Минимальность санкций (С–) / Minimal sanctions (S–) |
3,17 (1,20) |
3,42 (1,88) |
0,382 |
11. Неустойчивость стиля воспитания (Н) / Instability of parenting style (N) |
0,44 (0,92) |
1,83 (1,53) |
0,004** |
12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) / Expansion of parental feelings (RFE) |
2,33 (1,50) |
2,83 (1,64) |
0,366 |
13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) / Preference for childlike qualities in the adolescent (PCQ) |
1,61 (1,33) |
1,00 (0,95) |
0,193 |
14. Воспитательная неуверенность родителя (ВН) / Parental educational uncertainty (PEU) |
1,44 (1,79) |
2,25 (1,36) |
0,116 |
15. Фобия утраты ребенка (ФУ) / Fear of losing the child (FLC) |
0,78 (1,48) |
0,83 (1,03 |
0,470 |
16. Неразвитость родительских чувств (НРЧ) / Underdeveloped parental feelings (UPF) |
0,39 (1,04) |
1,17 (0,83) |
0,004** |
17. Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (ПНК) / Projection of parent’s undesirable traits onto the child (PUC) |
0,22 (0,43) |
0,83 (1,27) |
0,287 |
18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК) / Transfer of marital conflict into parenting (MCC) |
1,28 (1,67) |
2,83 (1,40) |
0,012* |
19. Шкала предпочтения мужских качеств (ПМК) / Preference for masculine qualities (PMQ) |
2,94 (1,70) |
2,92 (1,56) |
0,778 |
20. Шкала предпочтения женских качеств (ПЖК) / Preference for feminine qualities (PFQ) |
0,61 (1,09) |
1,00 (1,41) |
0,433 |

проживающих совместно с ребенком
living with the child

проживающих раздельно с ребенком
living separately from their child
- чрезмерные требования-обязанности (Т+) (r = –0,63);
- воспитательная неуверенность (ВН) (r = –0,57);
- неразвитость родительских чувств (НРЧ) (r = –0,50).
Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Авдеева, Н.Н. (2017). Теория привязанности: современные исследования и перспективы. Современная зарубежная психология, 6(2), 7—14. https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060201
Avdeeva, N.N. (2017). Child-Parent Relationship Therapy: Child-Parent Interaction Therapy of Sheila Eyberg (on foreign sources). Journal of Modern Foreign Psychology, 6(2), 7—14. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060201 - Бодалев, А.А., Столин, В.В. (2000). Общая психодиагностика. СПб: Речь.
Bodalev, A.A., Stolin, V.V. (2000). General psychodiagnostics. Saint Petersburg: Rech’ Publ. (In Russ.). - Истратова, О.Н. (Ред.). (2017). Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: Практикум. Ростов н/Д: Феникс.
Istratova, O.N. (Ed.) (2017). Diagnostics and correction of parent-child relationships: Workshop. Rostov-on-Don: Feniks Publ. (In Russ.). - Конищева, А.В. (2022). Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии. Психология и право, 12(3), 88—96. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120308
Konishcheva, A.V. (2022). Approaches to the Study of Parental Attitude in Russian Psychology. Psychology and Law, 12(3), 88—96. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120308 - Носуленко, В.Н. (2021). Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании. Экспериментальная психология, 14(3), 4—16. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140301
Nosulenko, V.N. (2021) Integration Issues of Qualitative and Quantitative Methods in Psychological Research. Experimental Psychology (Russia), 14(3), 4—16. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140301 - Овчарова, Р.В. (2006). Родительство как психологический феномен. М.: Московский психолого-социальный институт.
Ovcharova, R.V. (2006). Parenthood as a psychological phenomenon. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ. (In Russ.). - Полкунова, Е.В. (2015). Исследование влияния родительского отношения на состояние ребенка при производстве судебной психологической экспертизы по семейным спорам. Теория и практика судебной экспертизы, 4(40), 98—103. URL: https://www.tipse.ru/jour/article/view/100 (дата обращения: 20.12.2024).
Polkunova, E.V. (2015). Assessing the impact of parental attitudes on the child's psychological wellbeingwhen conducting expert psychological evaluations in family disputes. Theory and and Practice of Forensic Science, 4(40), 98—103. (In Russ.). URL: https://www.tipse.ru/jour/article/view/100 (viewed: 20.12.2024). - Полкунова, Е.В. (2022). Применение методики «Родительское сочинение» в целях установления родительского отношения при проведении судебной психологической экспертизы по спорам, связанным с воспитанием детей. Психология и право, 12(3), 39—51. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120304
Polkunova, E.V. (2022). Application of the “Parent Essay” to Study Parental Attitudes in Forensic Psychological Examination. Psychology and Law, 12(3), 39—51. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120304 - Русаковская, О.А. (2018). Проблемы судебно-психиатрической экспертизы по искам об ограничении родительских прав лиц с психическими расстройствами. Российский психиатрический журнал, 6, 27—34. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36648391 (дата обращения: 10.12.2024).
Rusakovskaya, O.A. (2018). Problems of forensic-psychiatric assessment in litigation over limiting parental rights of individuals suffering from mental disorders. Russian Journal of Psychiatry, 6, 27—34. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36648391 (viewed: 10.12.2024). - Русаковская, О.А., Калашникова, А.С., Харитонова, Н.К., Сафуанов, Ф.С. (2021). Актуальное состояние и проблемы комплексной психолого-психиатрической экспертизы по спорам о воспитании. Российский психиатрический журнал, 1, 24—36. https://doi.org/10.47877/1560-957Х-2021-10103
Rusakovskaya, O.A., Kalashnikova, A.S., Kharitonova, N.K., Safuanov, F.S. (2021). The current state and problems of complex psychological and psychiatric evaluation in child custody disputes. Russian Journal of Psychiatry, 1, 24—36. (In Russ.). https://doi.org/10.47877/1560-957Х-2021-10103 - Русаковская, О.А., Новикова-Грунд, М.В., Андрианова, С.Б. (2019). Психосемантический подход к оценке родительского отношения. Российский психиатрический журнал, 4, 27—35. https://doi.org/10.24411/1560-957X-2019-11933
Rusakovskaya, O.A., Novikova-Grund, M.V., Andrianova, S.B. The psychosemiotic approach towards assessment of parental attitude. Russian Journal of Psychiatry, 4, 27—35. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/1560-957X-2019-11933 - Сафуанов, Ф.С., Савина, О.Ф., Морозова, М.В., Калашникова, А.С., Переправина, Ю.О., Кулаков, С.С., Бодрова, О.К., Солдатова, К.М. (2023). Алгоритм проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по семейным спорам между родителями о воспитании ребенка. М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Министерства здравоохранения.
Safuanov, F.S., Savina, O.F., Morozova, M.V., Kalashnikova, A.S., Perepravina, Yu.O., Kulakov, S.S., Bodrova, O.K., Soldatova, K.M. (2023). Algorithm for conducting a comprehensive forensic psychological and psychiatric examination of family disputes between parents about raising a child. Moscow: V.P. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology of the Ministry of Health of the Russian Federation Publ. (In Russ.). - Терехина, С.А., Ошевский, Д.С. (2018). Проблема использования психологических познаний при решении семейных споров о детях в гражданском судопроизводстве. Психология и право, 8(2), 152—163. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080212
Terekhina, S.A., Oshevsky, D.S. (2018). The problem of using psychological knowledge in family disputes over children in civil legal proceedings. Psychology and Law, 8(2), 152—163. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080212 - Харитонова, Н.К., Сафуанов, Ф.С., Вострокнутов, Н.В., Русаковская, О.А. (2014). Методологические основы проведения комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз при спорах о праве на воспитание детей. Теория и практика судебной экспертизы, 3(35), 93—106. URL: https://www.tipse.ru/jour/article/view/237 (дата обращения 20.01.2025).
Kharitonova, N.K., Safuanov, F.S., Vostroknutov, N.V., Rusakovskaya, O.A. (2014). Methodological Framework of Conduct for Integrated Psychological and Psychiatric Examinations in Disputes about the Right to Raise Children. Theory and Practice of Forensic Science, 3(35), 93—106. (In Russ.). URL: https://www.tipse.ru/jour/article/view/237 (viewed: 20.01.2025). - Шведовская, А.А. (2005). Использование методики «Pодительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. Психологическая диагностика, 4, 96—128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23200420 (дата обращения 20.01.2025).
Shvedovskaya, A.A. (2005). Using the «Parental Essay» Method in Diagnosing Parent-Child Relationships in Preschool Age. Psychological Diagnostics, 4, 96—128. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23200420 (viewed: 20.01.2025). - Эйдемиллер, Э.Г., Городнова, М.Ю., Тарабанов, А.Э. (Ред.). (2022). Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология. СПб: Питер.
Eidemiller, E.G., Gorodnova, M.Yu., Tarabanov, A.E. (Eds.) (2022). Child psychiatry, psychotherapy and medical psychology. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.). - Ainsworth M.D.S., Bowlby J. (1991). An ethological approach to personality development. American Psychologist, 46, 331—341. https://doi:10.1037/0003-066X.46.4.333
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 41
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 17
Скачиваний PDF
За все время: 22
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 8
Всего
За все время: 63
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 25