Введение
В основе спортивной деятельности лежит стремление к высоким достижениям. Формирование отношения юных спортсменов к ситуациям достижения формируется с их первых шагов в спорте, неотъемлемой частью которого также является спортивная мотивация, формирующаяся на основании, в том числе, родительского отношения и установок. Стремление быть идеальным и совершенным проявляется уже на первых этапах освоения того или иного вида спорта (Веракса, Якушина, Семенов, 2021). В связи с этим в центре внимания исследователей и практиков оказываются такие психологические феномены, как мотивация достижения и перфекционизм, отражающие это стремление и регулирующие его проявления (Горская, Несветайло, 2013).
Спортивная мотивация определяется как состояние спортсмена, обусловленное отношениями спортсмена к различным сторонам конкретной ситуации спортивной деятельности: цели, ожидаемым результатам, успеху и неудачам, своим возможностям, самой деятельности, партнерам по команде, тренеру (Кузьмин, Денисенко, 2014). Механизм мотивации, согласно Э. Деси и Р. Райану, раскрывается через самоопределение как способность индивида осуществлять и испытывать выбор (Deci, Ryan, 2000). Наивысшим уровнем самоопределения считается внутренняя мотивация, способствующая осуществлению деятельности ради нее самой, потому что это приятно и интересно. Во внешней мотивации различают автономную (интегрированное и индивидуальное регулирование) и контролируемую (интроецированное и внешнее регулирование). Эти внешние типы мотивации постепенно становятся все менее самостоятельными, что может привести к амотивации (нежеланию) (Фомиченко, Иванов, 2023).
Последнее время наблюдается увеличение интереса к исследованию роли перфекционизма в деятельности человека. За рубежом наиболее известными являются британская (R. Frost) и канадская (P. Hewitt, G. Flett) модели перфекционизма. Р. Фрост выделяет следующие аспекты перфекционизма: «беспокойство по поводу ошибок»; «родительские ожидания», «родительская критика», «личные стандарты»; «организованность» и «сомнения в действиях» (Frost, 1990). Авторы П. Хьюитт и Г. Флетт выделяют «перфекционизм, адресованный самому себе», «социально предписанный перфекционизм» и «социально-ориентированный перфекционизм» (Hewitt, Flett, 1991). Наиболее признанной в отечественной психологии является модель перфекционизма, разработанная Н.Г. Гаранян. Согласно этой модели перфекционизм включает в себя: восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими), завышенные притязания и требования к себе, завышенные стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных», селектирование информации о собственных неудачах и ошибках, поляризованное мышление (все или ничего) (Воликова, 2012). Таким образом, современные исследователи понимают перфекционизм как многомерный личностный конструкт, отражающий стремление к достижению высоких стандартов и идеалов, сопровождающееся чрезмерной самокритичностью, требовательностью к себе и страхом неудачи и негативной оценки со стороны окружающих (Цацулин, Холмогорова, 2024). Отечественными учеными также был разработан опросник перфекционизма, включающий компоненты: «озабоченность воспринимаемыми оценками наряду с неблагоприятными социальными сравнениями» (соотносится с «социально предписанным перфекционизмом»); «высокие личные стандарты» (соотносится с «перфекционизмом, направленным на себя»); «негативная избирательность и концентрация на несовершенстве», или «перфекционистский когнитивный стиль» (соотносится с «беспокойством по поводу ошибок» и «сомнениями в действиях») (Гаранян, Холмогорова, Юдеева, 2018).
В литературе на данный момент достаточно широко представлены исследования, посвященные изучению формирования спортивной мотивации и перфекционизма у юных спортсменов (Г.Б. Горская, А.В. Несветайло, Ю.М. Босенко, А.С. Распопова, А.О. Кучугурова, А.А. Дубовова, А.В. Уколов, Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко, А.С. Фомиченко, Н.С. Иванов, P.R. Appleton, H.K. Hall, A.P. Hill, S.A. Kozub, D.J. Madigan, T. Curran, J. Stoeber, M.M. Smith, L. Passfield, J.L. Duda, H. Gustafsson, A. Stenling, J. Stoeber, O. Stoll, O. Salmi, J. Tukkaja, K.M. Sapieja, J.G. Dunn, N.L. Holt, F.P. Hayward, C.J. Knight, S.D. Mellalieu и др.), существует ряд работ, сфокусированных на исследовании роли родителя в спортивной деятельности юного спортсмена (А.А. Клименко, И.В. Штайн, Т.А. Козлова, В.Э. Бельц., В.А. Степашкина, Ю.Р. Емалетдинова, Н.Н. Романова, Ю.С. Шадрин, М.В. Федоренко, А.В. Широков, И.В. Гаврилович, М.В. Сафронова, P.R. Appleton, H.K. Hall, A.P. Hill, A.D.G. Baxter-Jones, N. Maffulli, N. Clarke, C. Harwood, I. Taylor, T. Curran, L.J. Williams, V. Hurtel, C. Knight, N. Holt, J. Osуrio, J.F. Cruz, A. Rodrigues, M. Botelho, M.J. Almeida, P. Teques, S. Serpa и др.), однако, тема перфекционизма родителей юных спортсменов представлена в ограниченном количестве работ (Г.Б. Горская, А.В. Несветайло, P.R. Appleton, H.K. Hall, A.P. Hill, E. Wright, M.A. Chase, T.S. Horn, R.S. Vealey и др.).
В исследованиях влияния родителей на проявления перфекционизма у юных спортсменов установлено, что дети воспринимают перфекционистские установки родителей (Appleton, Hall, Hill, 2010). Многие авторы убеждены, что родители детей-перфекционистов оказывают на них сильное давление, внушают им идею избегания неудач (Воликова, 2012). S. Blatt пишет о межпоколенной передаче перфекционизма (Blatt, 1995). Родительское отношение и характер детско-родительских отношений может вносить как положительный, так и отрицательный вклад в соревновательный опыт юных спортсменов (Коваль, Козлова, 2019; Федоренко, Широков, 2019; Романова, Шадрин, 2020; Степашкина, Емалетдинова, 2022; Гаврилович, Сафронова, 2022).
В профессиональный спорт детей приводят родители, которые активно принимают участие в карьере ребенка (временные затраты, сопровождение и поддержка и др.). Несмотря на раннее формирование отношения к ситуации достижения, особенности перфекционизма у юных спортсменов изучались преимущественно в группе детей подросткового возраста. В силу обусловленности отношения к достижениям в спорте у детей младшего школьного возраста позицией родителей в данном исследовании была поставлена цель изучить связь родительского отношения и перфекционизма матерей с характеристиками спортивной мотивации и тревожностью детей младшего школьного возраста, обучающихся в спортивных школах.
Материалы и методы
Выборку составили 84 респондента: 42 ребенка 7—11 лет, обучающихся в спортивных школах (индивидуальный спорт: плавание, велоспорт, гимнастика, теннис), и их матери. Распределение респондентов младшего школьного возраста в зависимости от вида спорта представлено на рис. 1.
Рис. 1. Распределение респондентов младшего школьного возраста в зависимости
от вида спорта (в %)
Fig. 1. Distribution of respondents of primary school age depending on the type of sport (in %)
Методики исследования
Родителям были предложены следующие методики: «Многомерная шкала перфекционизма» Р. Фроста в адаптации С.Н. Ениколопова и В.А. Ясной; «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой; опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой, Т.Ю. Юдеевой; опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина.
Методики, которые были определены для детей: МД-решетка Х.Д. Шмальта (тест мотивации достижения детей 9—11 лет Н.В. Афанасьевой); Шкала спортивной мотивации «Почему я занимаюсь спортом» (на основе опросника Л. Пеллетье, адаптация С.О. Скачковой).
Полученные результаты были проанализированы с использованием статистической системы IBM SPSS Statistics 23 (методы описательной статистики, непараметрический метод ранговой корреляции Спирмена, анализ номинальных переменных с помощью таблиц сопряженности при помощи критерия Хи-квадрат, регрессионный анализ на малой выборке).
Результаты
Для полноты исследования родительского перфекционизма и возможности соотнесения результатов по методикам, измеряющим показатели данного феномена, нами были предложены матерям детей-спортсменов три опросника. В результате применения адаптированной методики Р. Фроста по четырем факторам формирования перфекционизма: «Обеспокоенность ошибками», «Организованность», «Родительская критика и сомнения в действиях», «Личные стандарты и родительские ожидания» — были получены данные, на основании сравнения которых с нормативными показателями методики (с учетом стандартного отклонения от среднего значения) выборка была разделена на три группы по уровню перфекционизма: ниже нормы, норма и выше нормы (табл. 1). Получилось, что по интегральному показателю обследованные респонденты попали в группы ниже нормы и выше нормы (48% и 52% соответственно).
Таблица 1 / Table 1
Процентное соотношение проявлений компонентов перфекционизма в группе матерей (по нормативным значениям адаптированной В.А. Ясной и С.Н. Ениколоповым методики Р. Фроста) (N = 42)
Percentage ratio of manifestations of perfectionism components in the group of mothers (according to the normative values of the R. Frost method
adapted by V.A. Yasnaya and S.N. Enikolopov) (N = 42)
|
Ниже нормы / Below normal |
Норма / Norm |
Выше нормы / Above normal |
|
|
Интегральный показатель / Integral indicator |
48% |
0% |
52% |
|
Обеспокоенность ошибками / Concern about errors |
64% |
5% |
31% |
|
Организованность / Organization |
19% |
2% |
79% |
|
Родительская критика и сомнения в действиях / Parental criticism and doubts about actions |
69% |
2% |
29% |
|
Личные стандарты и родительские ожидания / Personal standards and parental expectations |
36% |
19% |
45% |
У матерей с уровнем перфекционизма ниже нормы отмечены более высокие показатели по фактору «Обеспокоенность ошибками» и «Родительская критика и сомнения в действиях» (64% и 69% соответственно); у матерей с уровнем перфекционизма выше нормы выявлены более высокие показатели по фактору «Организованность» (79%).
Полученные результаты по проявлениям перфекционизма у матерей, выявленные с помощью адаптированной многомерной шкалы перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта, с учетом отклонения от нормативных показателей методики позволили разделить группу матерей на три категории: ниже нормы, норма и выше нормы (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Процентное соотношение проявлений компонентов перфекционизма в группе матерей (по нормативным значениям методики П. Хьюитта и Г. Флетта
в адаптации И.И. Грачевой) (N = 42)
Percentage ratio of manifestations of perfectionism components in the group of mothers (according to the normative values of the method of P. Hewitt and G. Flett
as adapted by I.I. Gracheva) (N = 42)
|
Ниже нормы / Below normal |
Норма / Norm |
Выше нормы / Above normal |
|
|
Интегральный показатель / Integral indicator |
40% |
45% |
14% |
|
Перфекционизм, ориентированный на себя / |
31% |
67% |
2% |
|
Перфекционизм, ориентированный на других / Other-oriented perfectionism |
19% |
71% |
10% |
|
Социально предписанный перфекционизм / Socially prescribed perfectionism |
2% |
62% |
36% |
Полученное процентное соотношение указывает на преобладание нормативных значений по каждой субшкале методики. Примечательно, что 31% опрошенных матерей не склонны предъявлять к себе завышенных или недостижимых требований, а 36% матерей считают, что нереалистичные требования им навязывают другие люди.
В ходе анализа средних показателей, полученных с помощью опросника перфекционизма Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой и Т.Ю. Юдеевой, и нормативных диапазонов методики было получено распределение ответов (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Процентное соотношение проявлений компонентов перфекционизма в группе матерей (по нормативным значениям методики
Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой и Т.Ю. Юдеевой) (N = 42)
Percentage ratio of manifestations of perfectionism components in the group of mothers (according to the normative values of the methodology
of N.G. Garanyan, A.B. Kholmogorova and T.Yu. Yudeeva) (N = 42)
|
Ниже нормы / Below normal |
Норма / Norm |
Выше нормы / Above normal |
|
|
Интегральный показатель / Integral indicator |
52% |
21% |
26% |
|
Озабоченность оценками со стороны других / Concern about evaluations from others |
60% |
10% |
31% |
|
Высокие стандарты и требования к себе / |
12% |
45% |
43% |
|
Негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве / Negative selection and fixation on one's own imperfections |
57% |
21% |
21% |
Из табл. 3 можно увидеть преобладание ответов, свидетельствующих о том, что матери в меньшей степени зависят от общественного мнения и не фокусируются на собственных ошибках, но при этом предъявляют достаточно высокие требования к себе.
Получается, что по согласованным шкалам «Негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве», «Обеспокоенность ошибками», «Родительская критика и сомнения в действиях» результаты респондентов в целом соотносятся. Какие-то ответы находятся на уровне границ нормативных распределений. Сходная ситуация со шкалами «Социально предписанный перфекционизм» и «Озабоченность оценками со стороны других», когда за счет сосредоточения результатов на границе нормативного распределения мы видим, что по опроснику П. Хьюита и Г. Флетта 62% респондентов находятся в группе «норма», а по опроснику Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой и Т.Ю. Юдеевой 60% респондентов попали в группу «ниже нормы». Соотносимые шкалы опросников «Высокие стандарты и требования к себе» и «Перфекционизм, ориентированный на себя» показали большее расхождение по нормативному распределению в группе. По методике Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой и Т.Ю. Юдеевой в группе больший процент матерей предъявляет завышенные требования к себе, в то время как по методике П. Хьюита и Г. Флетта эти респонденты демонстрируют нормальные показатели.
С целью исследования родительского отношения был использован опросник А.Я. Варги и В.В. Столина. В результате подсчета данных по субшкалам родительского отношения было проанализировано распределение ответов относительно нормативных диапазонов методики (табл. 4).
Таблица 4 / Table 4
Процентное соотношение проявлений родительского отношения в группе матерей детей 7—11 лет, занимающихся в спортивных школах (N = 42)
Percentage of manifestations of parental attitude in the group of mothers
of children aged 7-11 years, involved in sports schools (N = 42)
|
Низкий уровень / |
Норма / |
Высокий уровень / High level |
|
|
Принятие/отвержение ребенка / Child acceptance/rejection |
2% |
0% |
98% |
|
Кооперация / Cooperation |
7% |
88% |
5% |
|
Симбиоз / Symbiosis |
0% |
7% |
93% |
|
Контроль / Control |
0% |
95% |
5% |
|
Отношение к неудачам ребенка / Attitude to the child's failures |
10% |
90% |
0% |
Из табл. 4 видно, что 98% матерей принимают индивидуальность своих детей, испытывают к ним симпатию и интерес; 93% матерей стремятся к симбиотическим отношениям со своим ребенком, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни; 88% матерей проявляют достаточную заинтересованность в делах ребенка и готовы ему помогать в случае необходимости; 95% матерей проявляют баланс контроля и свободы, предоставленной ребенку; 90% матерей восприимчивы к неудачам детей, но предоставляют им возможность решать проблемы, которые им по силе.
Для проверки гипотезы о наличии связи показателей перфекционизма у матерей с их проявлениями родительского отношения был проведен корреляционный анализ, который показал достаточно слабые связи. Некоторые из них прокомментируем (рис. 2). Так, «Социально предписанный перфекционизм» отрицательно связан с родительским отношением «Кооперация» (r = –0,351; p < 0,05). Родители, стремящиеся «заслужить» одобрение и принятие в обществе, в меньшей степени обращают внимание на способности и интересы собственного ребенка. Обнаружена положительная связь параметра «Высокие стандарты и требования к себе» с показателем родительского отношения к ребенку по типу «Маленький неудачник» (r = 0,327; p < 0,05). Матери, требовательные к себе, ставящие труднодостижимые цели для себя, склонны считать своего ребенка несостоятельным и видят его неуспешным. Это косвенно указывает на наличие определенного идеализированного образа ребенка, которому он не соответствует в реальности.
С целью определения уровня спортивной мотивации детей были проанализированы данные, полученные при помощи методики «Почему я занимаюсь спортом», адаптированной С.О. Скачковой. Рассматриваемая методика, разработанная на основе теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, позволяет выделить виды мотивации: внутреннюю (стремление ребенка к самосовершенству, познанию), внешнюю (соответствие ожиданиям других и идентификация в обществе) и амотивацию (беспомощность и отсутствие желания).
Установлены прямые связи амотивации детей с: перфекционизмом родителей, ориентированным на других (r = 0,371; p < 0,05), озабоченностью родителей оценками со стороны других людей (r = 0,406; p < 0,01), негативным селектированием и фиксацией на собственном несовершенстве у матерей (r = 0,342; p < 0,05) (рис. 3); отрицательная связь между внешней мотивацией (идентификацией) детей и выраженностью критики и сомнений в действиях у матерей (r = –0,315; p < 0,05).
Мы видим из результатов, что внутренняя мотивация детей, занимающихся спортом, не связана с показателями перфекционизма их матерей. Учитывая особенности формирования мотивации достижения в детском возрасте, можно отметить, что наряду с внутренней мотивацией в силу вступает и внешняя мотивация. Одновременно с интересом и получаемым удовольствием от спортивных занятий детям младшего школьного возраста важно, чтобы то, как они занимаются, каких успехов достигают, было значимо для близкого окружения. Поэтому внешняя мотивация в дополнение к внутренней зачастую оказывается значимым регулятором отношения к спортивным занятиям и преодолению ситуаций неуспеха. Отрицательная связь внешней мотивации с параметром «Родительская критика и сомнения в действиях» нами рассматривается как прямое подтверждение тому, что если матери вместо поддержки критикуют своих детей, сомневаются в их способности добиться успеха, то это снижает ощущение важности реализации себя в спорте у детей. Мы предполагаем, что ребенку в младшем школьном возрасте для формирования отношения к спорту и к достижениям одной только внутренней мотивации недостаточно. Семья, тренер, другие участники спортивного процесса оказывают значимую роль на первых этапах приобретения спортивного опыта и выработки навыков справляться с эмоциями во время поражения или появления трудностей на пути достижения цели.
Рис. 2. Связь между родительским отношением и перфекционизмом у матерей
детей-спортсменов младшего школьного возраста (** р < 0,05)
Fig. 2. The relationship between parental attitudes and perfectionism in mothers
of primary school-age children-athletes (** р < 0,05)
Рис. 3. Связь перфекционизма матерей с видами мотивации детей к занятиям спортом
(* р < 0,01; ** р < 0,05)
Fig. 3. The relationship between mothers' perfectionism and children's motivation for sports
(* р < 0,01; ** р < 0,05)
Чем более завышенные требования предъявляют матери к окружающим, возлагают на них надежды, озабочены оценками со стороны других людей, склонны больше фиксироваться на своих ошибках, не признавая своих достижений, тем более выраженным будет нежелание продолжать заниматься спортом (амотивация) у их детей младшего школьного возраста.
Несмотря на небольшое количество опрошенных пар родитель — ребенок (42 пары), была предпринята попытка проведения многофакторного регрессионного анализа на малой группе с применением обратного пошагового метода, в ходе которого получена модель (R2 = 0,276), в которой озабоченность оценками со стороны других (B = 0,32; p < 0,01) и перфекционизм, ориентированный на других (B = 0,18; p < 0,05), являются предикторами амотивации.
С использованием МД-решетки Х.Д. Шмальта (в адаптации Н.В. Афанасьевой) получены результаты по выраженности показателей мотивации достижения детей в спортивной деятельности. Методика позволяет выделить тенденции: надежда на успех; боязнь неудачи (ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения); боязнь социальных последствий неудачи (ребенок мотивирован на негативную оценку взрослого). Анализ взаимосвязей родительского перфекционизма и мотивации достижения или избегания неудач у детей-спортсменов (рис. 4) показал, что избегание неудач детьми, связанное с боязнью социальных последствий, имеет обратную связь с перфекционизмом матерей, ориентированным на других (r = –0,310; p < 0,05), и прямую связь с родительской критикой и сомнениями в действиях (r = 0,326; p < 0,05). Чем больше матери критикуют своих детей, тем выше их страх социальных последствий в результате неудачи. При этом чем выше перфекционизм матерей, ориентированный на других людей, тем ниже боязнь социальных последствий в результате неуспеха у их детей. Предполагаем, что это связано с тем, что ребенок воспринимает лично направленную критику и боится быть социально неуспешным, но не испытывает такого страха, если родитель ко всем окружающим людям предъявляет высокие требования и стремления к идеалу. Мотивация достижения у детей положительно связана с личными стандартами и родительскими ожиданиями у матерей (r = 0,318; p < 0,05). Чем выше личные стандарты у матерей и их ожидания от ребенка, тем больше в установках на достижения он будет стремиться к достижению успеха.
Рис. 4. Связь перфекционизма матерей с мотивацией достижения или избегания неудач
у детей-спортсменов младшего школьного возраста (** р < 0,05)
Fig. 4. Relationship between maternal perfectionism and motivation to achieve or avoid failure
in primary school-age child athletes (** р < 0,05)
Обсуждение результатов
Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу относительно существования связи между типом спортивной мотивации у детей-спортсменов младшего школьного возраста и показателями перфекционизма у их матерей. Высказанное предположение о наличие связи перфекционизма матерей с их отношением к неудачам детей и уровнем контроля не нашло подтверждения. Однако, была установлена отрицательная связь между кооперацией по отношению к ребенку и показателями социально предписанного перфекционизма у матерей, а также прямая связь высоких стандартов и требований к себе с инфантилизацией ребенка. В рамках данного исследования проведенная проверка на малой выборке обращает внимание на проблему формирования амотивации в спортивной деятельности в младшем школьном возрасте. Так, родительская озабоченность оценками со стороны других, ориентация на других, фиксация на собственных неудачах могут выступать для их детей младшего школьного возраста, занимающихся спортом, предикторами амотивации, понимаемой как беспомощность, отсутствие желания и веры в собственные способности и возможности.
Заключение
У матерей с высокими личными стандартами дети-спортсмены демонстрируют ту тенденцию мотивации достижения, которая строится на стремлении к успеху, надежде на высокий результат и способствует проявлению усилий в развитии необходимых навыков и способностей.
Регулярная и интенсивная критика в сторону ребенка, высказывание сомнений в его способностях ослабляют понимание ребенком значимости выполняемой деятельности. Избегание неудач в структуре спортивной мотивации детей, определяемое как боязнь социальных последствий (порицаний, наказаний), находится в прямой взаимосвязи с родительской критикой, адресованной ребенку, и в отрицательной — с перфекционизмом, ориентированным на других, когда всем окружающим людям мать ребенка предъявляет высокие требования и ожидания.
В семьях, где у матерей преобладает желание и стремление соответствовать внешним заданным стандартам, неуверенность в себе и негативная фиксация на собственных ошибках, неумение их принимать и исправлять, дети-спортсмены имеют низкую оценку своих способностей и возможностей, испытывают неуверенность в своих способностях, чувство беспомощности, возникающее в случае спортивных неудач.
Чем больше мать предъявляет требований к себе, тем меньше замечает успехи ребенка и менее серьезно относится к его переживаниям и мнению.
Установлено, что чем более выражено представление у матерей о высоких требованиях и ожиданиях со стороны других людей, которым необходимо соответствовать, тем меньше они проявляют заинтересованность в своем ребенке, стремятся ему помочь, понять и поддержать. Данный вид перфекционизма наиболее деструктивен для детско-родительских отношений.
Таким образом, результаты исследования указывают на значимость семьи в вопросе влияния на мотивацию юных спортсменов. «…Социальное окружение может быть для юных спортсменов источником как психологической поддержки, так и психологического давления» (Appleton, Hall, Hill, 2010). Матери чаще других членов семьи сопровождают детей на занятия в секциях и принимают активное участие в организации и контроле спортивной деятельности детей-спортсменов. Результаты обследования на предмет взаимосвязи перфекционизма матерей и особенностей спортивной мотивации детей позволяют заключить, что психологическое сопровождение подготовки юных спортсменов должно включать не только работу с ними, но и психологическое просвещение родителей, что позволит сохранить интерес ребенка к спорту, а родителям грамотно проявлять поддержку ребенка в его спортивной карьере.
Проведенный многофакторный регрессионный анализ на малой группе дал интересные результаты, проверка которых стала бы перспективной задачей в исследованиях, продолжающих разработку данной темы.