Психология и право
2025. Том 15. № 3. С. 24–36
doi:10.17759/psylaw.2025150302
ISSN: 2222-5196 (online)
Особенности психического развития детей и подростков в условиях цифровизации общества
Резюме
Контекст и актуальность. Личностное развитие и социализация детей и подростков сегодня происходят в условиях особой ситуации, когда интернет-технологии являются постоянным спутником ребенка. Часто используются понятия «цифровое детство», «цифровая социализация», что подразумевает необходимость анализа инфокоммуникационного контекста развития наряду с культурно-историческим, социальным и психологическим контекстами. Цель. Анализ зарубежных и отечественных исследований, определяющих влияние цифровизации на изменение социальной ситуации развития и формирование детей и подростков. Результаты. Влияние интернет-технологий на развитие детей и подростков существенно, наряду с положительными факторами, мы наблюдаем ряд рисков и возникающих проблем, что требует последующих исследований. Выводы. Показано, что цифровизация влияет на различные аспекты формирования когнитивной, личностной сферы детей и подростков. Использование цифровых технологий в обучении и развлекательной активности должно балансировать с традиционными способами общения и образования.
Общая информация
Ключевые слова: подросток, цифровое детство, информационная среда, дизонтогенез, профилактика
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150302
Финансирование. Исследование выполнено в рамках Государственного задания № 123022000056-7 «Разработка комплексных моделей клинико-психологической диагностики, экспертизы, профилактики, межведомственного взаимодействия при работе с детьми и подростками в контексте преступлений, совершенных в информационной среде и киберпространстве» (2023—2025).
Поступила в редакцию 30.06.2025
Поступила после рецензирования 17.07.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Федонкина, А.А. (2025). Особенности психического развития детей и подростков в условиях цифровизации общества. Психология и право, 15(3), 24–36. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150302
© Федонкина А.А., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Полный текст
Литература
- Агеев, Н.Я., Дубовик, И.А. (2024). Влияние видеоигр с агрессивным контентом на эмоциональное состояние и поведение игроков: обзор современных исследований. Современная зарубежная психология, 13(4), 108—119. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130410
Ageev, N.Ya., Dubovik, I.A. (2024). The Impact of Video Games with Aggressive Content on Emotional State: Review of Current Research. Journal of Modern Foreign Psychology,13(4), 108—119. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130410 - Асмолов, А.Г. (2015). Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. Психологические исследования, 8(40). https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.550
Asmolov, A.G. (2015). Psychology of modernity: the challenges of uncertainty, complexity and diversity. Psychological Studies,8(40). (In Russ.). https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.550 - Айрес Э.Д. (2009). Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. Пер. с англ. М.: Теревинф.
Ayres, A.D. (2009). Sensory Integration and the Child: Understanding hidden sensory challenges. from Engl. Moscow: Terevinf Publ. (In Russ.). - Бадмаева, В.Д., Карауш, И.С., Чибисова, И.А., Федонкина, А.А. (2023). Социально опасное поведение подростков: клинико-психопатологические и психологические характеристики, роль деструктивного контента. Психология и право,13(3), 16—29. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130302
zBadmaeva, V.D., Karaush, I.S., Chibisova, I.A., Fedonkina, A.A. (2023). Socially Dangerous Behavior of Adolescents: Clinical, Psychopathological and Psychological Characteristics, the Role of Destructive Content. Psychology and Law, 13(3), 16—29. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130302 - Богданович, Н.В., Делибалт, В.В. (2024). Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи. Психология и право, 14(2), 45—66. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140204
Bogdanovich, N.V., Delibalt, V.V. (2024). Deviant Online Behavior: From the Classification of Types to an Analysis of Assistance Programmes and Technologies. Psychology and Law,14(2), 45—66. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140204 - Гриненко, У.Б., Ромеро Рейес, И.В. (2021). Семантический анализ цифрового деструктивного контента по тематике «скулшутинг» в социальной сети «ВКонтакте». Психология и право,11(4), 180—195. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110413
Grinenko, U.B., Romero Reyes, I.V. (2021). Semantic Analysis of Digital Destructive Content of School Shooting in the Social Network ‘VKontakte’. Psychology and Law, 11(4), 180—195. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110413 - Дозорцева, Е.Г., Гулиева, А.Р., Медведева, А.С. (2025). Характеристики виктимного поведения несовершеннолетних в ситуации кибергруминга. Психология и право,15(1), 181—192. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150112
Dozortseva, E.G., Gulieva, A.R., Medvedeva, A.S. (2025). Characteristics of victim behavior of adolescents in cybergrooming situation. Psychology and Law, 15(1), 181—192. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150112 - Дубовская, Е.М. (2019). Социализация личности в мультикультурном пространстве как один из аспектов проблемы «личность и общество». Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 4, 24—32. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-4-24-32
Dubovskaya, E.M. (2019). Socialization of personality in a multicultural space as one of the aspects of the problem “personality and society”. RGGU Bulletin. “Psyсhology. Pedagogics. Education” Series, 4, 24—32.(In Russ.). https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-4-24-32 - Казаринова, Е.Ю., Холмогорова, А.Б. (2021). Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи. Психолого-педагогические исследования,13(2), 123—139. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130208
Kazarinova, E.Y., Kholmogorova, A.B. (2021). Preferred Internet Content and Social Anxiety as Drivers of Internet Addiction in Teens and Students. Psychological-Educational Studies, 13(2), 123—139. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130208 - Карабанова, О.А. (2020). Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология,3, 4—22. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.01
Karabanova O.A., (2020). The risks of information socialization as a manifestation crisis of modern childhood. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 4—22. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.01 - Марцинковская, Т.Д. (2015). История, культура, развитие как образующие историко-генетической парадигмы. Культурно-историческая психология,11(4), 69—78. https://doi.org/10.17759/chp.2015110406
Martsinkovskaya, T.D. (2015). History, Culture and Development as a Basis of Historical-Genetic Paradigm. Cultural-Historical Psychology, 11(4), 69—78. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2015110406 - Солдатова, Г.У., Никонова, Е.Ю., Кошевая, А.Г., Трифонова, А.В., (2020). Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности. Современная зарубежная психология, 9(4), 8—21. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090401
https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090401
Soldatova, G.U., Nikonova, E.Yu., Koshevaya, A.G., Trifonova, A.V. (2020). Media multitasking: from cognitive functions to digital. Journal of Modern Foreign Psychology, 9(4), 8—21. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090401 - Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. (2023).Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран. Социальная психология и общество, 14(3), 11—30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2023). Digital Socialization of Russian Adolescents: through the Prism of Comparison with Adolescents in 18 European Countries. Social Psychology and Society, 14(3), 11—30. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2023140302 - Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Клишевич, А.С. (2023). Смешанная среда с дополненной реальностью: эффекты присутствия в ситуации игрового взаимодействия. Экспериментальная психология, 16(2), 4—19. https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160201
Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I., Klishevich, A.S. (2023). Mixed Environment with Augmented Reality: The Effects of Presence in Game Interaction Situation. Experimental Psychology (Russia), 16(2), 4—19. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160201 - Холмогорова, А.Б., Герасимова, А.А. (2019). Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста. Консультативная психология и психотерапия,27(3), 138—155. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270309
Kholmogorova, A.B., Gerasimova, A.A. (2019). Psychological Factors of Problematic Internet Use in Adolescent and Young Girls. Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 138—155. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2019270309 - Alho, K., Moisala, M., Salmela-Aro, K. (2022). Effects of Media Multitasking and Video Gaming on Cognitive Functions and Their Neural Bases in Adolescents and Young Adults. European Psychologist, 27(2), 131—140. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000477
- Andrews, J.L., Ahmed, S.P., Blakemore, S.-J. (2021). Navigating the Social Environment in Adolescence: The Role of Social Brain Development. Biological Psychiatry, 89(2), 109—118. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2020.09.012
- Bailey, J.O., Bailenson, J.N. (2017). Immersive Virtual Reality and the Developing Child. Cognitive Development in Digital ContextsElsevier, 9, 181—200. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-809481-5.00009-2
- Baumann, A.-E., Goldman, E.J., Meltzer, A., Poulin-Dubois, D. (2023). People Do Not Always Know Best: Preschoolers Trust in Social Robots. Journal of Cognition and Development,24(4), 535—562. https://doi.org/10.1080/15248372.2023.2178435
- Baumgartner, S.E., Schuur, W.A. van der, Lemmens, J.S., Poel, F te (2017). The Relationship Between Media Multitasking and Attention Problems in Adolescents: Results of Two Longitudinal Studies: Media Multitasking and Attention Problems. Human Communication Research, 44(1), 3—30. https://doi.org/10.1111/hcre.12111
- Boone, J.E., Gordon-Larsen, P., Adair, L.S., Popkin, B.M. (2007). Screen time and physical activity during adolescence: Longitudinal effects on obesity in young adulthood. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 4(1), Article 26. https://doi.org/10.1186/1479-5868-4-26
- Cadoret, G., Bigras, N., Lemay, L., Lehrer, J.S., Lemire, J. (2016). Relationship between screen-time and motor proficiency in children: A longitudinal study. Early Child Development and Care, 188(2), 231—239. https://doi.org/10.1080/03004430.2016.1211123
- Calvert, S.L., Appelbaum, M., Dodge, K.A., Graham, S., Nagayama Hall, G.C., Hamby, S., Fasig-Caldwell, L.G., Citkowicz, M., Galloway, D P., Hedges, L.V. (2017). The American Psychological Association Task Force assessment of violent video games: Science in the service of public interest. American Psychologist, 72(2), 126—143. https://doi.org/10.1037/a0040413
- Casey, B.J., Heller, A.S., Gee, D.G., Cohen, A.O. (2019). Development of the emotional brain. Neuroscience Letters, 693, 29—34. https://doi.org/10.1016/j.neulet.2017.11.055
- Choukas-Bradley, S., Roberts, S.R., Maheux, A.J., Nesi, J. (2022). The Perfect Storm: A Developmental Sociocultural Framework for the Role of Social Media in Adolescent Girls’ Body Image Concerns and Mental Health. Clinical Child and Family Psychology Review, 25(4), 681—701. https://doi.org/10.1007/s10567-022-00404-5
- Crescenzi, L., Jewitt, C., Price, S. (2014). The role of touch in preschool children’s learning using iPad versus paper interaction. The Australian Journal of Language and Literacy, 37(2), 86—95. https://doi.org/10.1007/BF03651936
- De Oliveira, M.L.C., De Nogueira Holanda, F.W., Valdez, P., De Almondes, K.M., De Azevedo, C.V.M. (2020). Impact of Electronic Device Usage Before Bedtime on Sleep and Attention in Adolescents. Mind, Brain, and Education, 14(4), 376—386. https://doi.org/10.1111/mbe.12260
- Edwards, A.D., Shafer, D.M. (2022). When Lamps Have Feelings: Empathy and Anthropomorphism Toward Inanimate Objects in Animated Films. Projections, 16(2), 27—52. https://doi.org/10.3167/proj.2022.160202
- Gestos, M., Smith-Merry, J., Campbell, A. (2018). Representation of Women in Video Games: A Systematic Review of Literature in Consideration of Adult Female Wellbeing. Cyberpsychology,Behavior, and Social Networking, 21(9), 535—541. https://doi.org/10.1089/cyber.2017.0376
- Girouard-Hallam, L.N., Danovitch, J.H. (2022). Children’s trust in and learning from voice assistants. Developmental Psychology, 58(4), 646—661. https://doi.org/10.1037/dev0001318
- Goldman, E.J., Baumann, A.-E., Poulin-Dubois, D. (2023). Preschoolers’ anthropomorphizing of robots: Do human-like properties matter? Frontiers in Psychology, 13, Article 1102370. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1102370
- Greitemeyer, T. (2022). The dark and bright side of video game consumption: Effects of violent and prosocial video games. Current Opinion in Psychology, 46, Article 101326. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2022.101326
- Heffler, K.F., Acharya, B., Subedi, K., Bennett, D.S. (2024). Early-Life Digital Media Experiences and Development of Atypical Sensory Processing. JAMA Pediatrics, 178(3), 266—273. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2023.5923
- Kaye, L.K., Pennington, C.R. (2016). “Girls can’t play”: The effects of stereotype threat on females’ gaming performance. Computers in Human Behavior, 59, 202—209. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.020
- Lee, C., Lew-Williams, C. (2023). The dynamic functions of social cues during children’s word learning. Infant and Child Development, 32(1), Article e2372. https://doi.org/10.1002/icd.2372
- Liu, X., Luo, Y., Liu, Z.-Z., Yang, Y., Liu, J., Jia, C.-X. (2020). Prolonged Mobile Phone Use Is Associated with Poor Academic Performance in Adolescents. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 23(5), 303—311. https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0591
- Lull, R.B., Bushman, B.J. (2016). Immersed in violence: Presence mediates the effect of 3D violent video gameplay on angry feelings. Psychology of Popular Media Culture, 5(2), 133—144. https://doi.org/10.1037/ppm0000062
- Massey, K., Burns, J., Franz, A. (2021). Young People, Sexuality and the Age of Pornography. Sexuality and Culture, 25(1), 318—336. https://doi.org/10.1007/s12119-020-09771-z
- Morgan, J.K., Santosa, H., Conner, K.K., Fridley, R.M., Forbes, E.E., Iyengar, S., Joseph, H.M., Huppert, T.J. (2023). Mother-child neural synchronization is time linked to mother-child positive affective state matching. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 18(1), Article nsad001. https://doi.org/10.1093/scan/nsad001
- Neugnot, M., Muss Laurenty, O., (2024). The Future of Child Development in the AI Era. Cross-Disciplinary Perspectives Between AI and Child Development Experts. Computer Science. Human-Computer Interaction. https://doi.org/10.48550/arXiv.2405.19275
- Persky, S., Blascovich, J. (2008). Immersive Virtual Video Game Play and Presence: Influences on Aggressive Feelings and Behavior. Presence: Teleoperators and Virtual Environments, 17(1), 57—72. https://doi.org/10.1162/pres.17.1.57
- Perrault, A.A., Kebets, V., Kuek, N.M.Y., Cross, N.E., Tesfaye, R., Pomares, F.B., Li, J., Chee, M.W.L., Dang-Vu, T.T., Yeo, B.T.T. (2024). A multidimensional investigation of sleep and biopsychosocial profiles with associated neural signatures. bioRxiv. https://doi.org/10.1101/2024.02.15.580583
- Putnick, D.L., Trinh, M.-H., Sundaram, R., Bell, E.M., Ghassabian, A., Robinson, S.L., Yeung, E.(2023). Displacement of peer play by screen time: Associations with toddler development. Pediatric Research, 93(5), 1425—1431. https://doi.org/10.1038/s41390-022-02261-y
- Puukko, K., Hietajärvi, L., Maksniemi, E., Alho, K., Salmela-Aro, K. (2020). Social Media Use and Depressive Symptoms-A Longitudinal Study from Early to Late Adolescence. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(16), Article 5921. https://doi.org/10.3390/ijerph17165921
- Raudsepp, L., Kais, K. (2019). Longitudinal associations between problematic social media use and depressive symptoms in adolescent girls. Preventive Medicine Reports, 15, Article 100925. https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2019.100925
- Rodogno, R. (2016). Social robots, fiction, and sentimentality. Ethics and Information Technology, 18(4), 257—268. https://doi.org/10.1007/s10676-015-9371-z
- Sanbonmatsu, D.M., Strayer, D.L., Medeiros-Ward, N., Watson, J.M. (2013). Who Multi-Tasks and Why? Multi-Tasking Ability, Perceived Multi-Tasking Ability, Impulsivity, and Sensation Seeking. PLOS ONE, 8(1), Article e54402. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0054402
- Schwarzer, C., Grafe, N., Hiemisch, A., Kiess, W., Poulain, T. (2022). Associations of media use and early childhood development: Cross-sectional findings from the LIFE Child study. Pediatric Research, 91(1), 247—253. https://doi.org/10.1038/s41390-021-01433-6
- Scully, M., Swords, L., Nixon, E. (2023). Social comparisons on social media: Online appearance-related activity and body dissatisfaction in adolescent girls. Irish Journal of Psychological Medicine, 40(1), 31—42. https://doi.org/10.1017/ipm.2020.93
- Shulman, E.P., Smith, A.R., Silva, K., Icenogle, G., Duell, N., Chein, J., Steinberg, L. (2016). The dual systems model: Review, reappraisal, and reaffirmation. Developmental Cognitive Neuroscience, 17, 103—117. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2015.12.010
- Siebers, T., Beyens, I., Pouwels, J.L., Valkenburg, P.M. (2022). Social Media and Distraction: An Experience Sampling Study among Adolescents. Media Psychology, 25(3), 343—366. https://doi.org/10.1080/15213269.2021.1959350
- Steinberg, L., Icenogle, G., Shulman, E.P., Breiner, K., Chein, J., Bacchini, D., Chang, L., Chaudhary, N., Giunta, L.D., Dodge, K.A., Fanti, K.A., Lansford, J.E., Malone, P.S., Oburu, P., Pastorelli, C., Skinner, A.T., Sorbring, E., Tapanya, S., Tirado, L.M.U., Takash, H.M.S. (2018). Around the world, adolescence is a time of heightened sensation seeking and immature self-regulation. Developmental Science, 21(2), Article e12532. https://doi.org/10.1111/desc.12532
- Suggate, S.P., Martzog, P. (2021). Children’s sensorimotor development in relation to screen-media usage: A two-year longitudinal study. Journal of Applied Developmental Psychology,74, Article 101279. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2021.101279
- Terkildsen, T., Makransky, G. (2019). Measuring presence in video games: An investigation of the potential use of physiological measures as indicators of presence. International Journal of Human-Computer Studies, 126. 64—80. https://doi.org/10.1016/j.ijhcs.2019.02.006
- Van Den Bulck, J. (2004). Media Use and Dreaming: The Relationship Among Television Viewing, Computer Game Play, and Nightmares or Pleasant Dreams. Dreaming, 14(1), 43—49. https://doi.org/10.1037/1053-0797.14.1.43
- Woolley, J.D., Ghossainy, M. (2013). Revisiting the Fantasy-Reality Distinction: Children as Naïve Skeptics. Child Development, 84(5), 1496—1510. https://doi.org/10.1111/cdev.12081
- Zisenwine, T., Kaplan, M., Kushnir, J., Sadeh, A. (2013). Nighttime Fears and Fantasy—Reality Differentiation in Preschool Children. Child Psychiatry and Human Development, 44(1), 186—199. https://doi.org/10.1007/s10578-012-0318-x
Информация об авторах
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Декларация об этике
Статья не содержит материалов, подлежащих оценке Этического комитета.
Метрики
Просмотров web
За все время: 287
В прошлом месяце: 137
В текущем месяце: 24
Скачиваний PDF
За все время: 117
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 8
Всего
За все время: 404
В прошлом месяце: 174
В текущем месяце: 32