Восстановительная медиация с участием несовершеннолетних: сравнительный анализ программ по школьным конфликтам и уголовным делам

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 40 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Подростковый возраст является наиболее уязвимым в контексте деструктивной формы протекания конфликтов, что связано с желанием самоутверждения, выстраивания границ и недостаточностью коммуникативной и конфликтной компетентностей. Одним из направлений конструктивного разрешения конфликтов и приобретения нового опыта представляется проведение восстановительной медиации, которая является одним из типов программ, реализующихся в восстановительном подходе, наряду с «кругами сообщества» и семейными конференциями. Восстановительная медиация предполагает привлечение третьей стороны для организации безопасной атмосферы, диалога, обращения к чувствам и потребностям сторон. Цель. Провести сравнительный анализ двух направлений реализации восстановительной медиации — по школьным конфликтам и уголовным делам с участием несовершеннолетних. Методы и материалы. Исследование было проведено методом качественного анализа, с использованием как дедуктивной, так и индуктивной стратегий категоризации. Всего было проанализировано 15 описаний программ по уголовным делам с участием несовершеннолетних и 25 текстов с описанием программ по школьным конфликтам. Результаты. Сравнительный анализ позволил выделить три ключевых отличия восстановительной медиации по школьным конфликтам от программ по уголовным конфликтам: 1) размытие границ между ролью обидчика и пострадавшего, которое подчеркивает сложность социального контекста и социальных связей в школьной среде; 2) в случае школьных ситуаций у каждого инцидента есть своя предыстория конфликта; 3) в школьных программах отмечается участие в конфликте одноклассников, с которыми также необходимо проведение встречи. Выводы. Практическая реализация восстановительных программ отражает основные теоретические постулаты восстановительного подхода. При этом школьная среда характеризуется большей сложностью социального взаимодействия, необходимостью учета истории общения сторон, обсуждения дальнейшей коммуникации, а также работы не только с непосредственными участниками программы, но и их друзьями, одноклассниками.

Общая информация

Ключевые слова: восстановительная медиация, восстановительный подход, восстановительные программы, конфликты

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150309

Поступила в редакцию 30.05.2025

Поступила после рецензирования 30.07.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Пастухова, Е.Г. (2025). Восстановительная медиация с участием несовершеннолетних: сравнительный анализ программ по школьным конфликтам и уголовным делам. Психология и право, 15(3), 122–145. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150309

© Пастухова Е.Г., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Изучение конфликтного взаимодействия является одним из классических направлений в социальной психологии. Внимание исследователей направлено как на выявление причин, типологий, специфики конфликтов, так и на определение путей и стратегий их разрешения. В настоящее время отмечается наличие не только деструктивных, но и конструктивных функций конфликта, однако ключевым вопросом является способ преодоления разногласий (Андреева, 2021; Анцупов, Шипилов, 2000; Гришина, 2023; Петровская, 2007; Coser, 1968; Goddard, 1986; Thomas, Kilmann, 1990).
Особое место занимает проблематика конфликтов среди подростков, поскольку в этом возрасте социальные взаимодействия отличаются высокой эмоциональностью, импульсивностью и недостаточной сформированностью навыков конструктивного разрешения противоречий. Подростковый конфликт часто возникает на фоне стремления к самоутверждению, борьбы за статус в группе или реакции на социальную несправедливость (Кондратьев, 2025а; Кондратьев, 2025б). При этом несовершеннолетние могут использовать как вербальную, так и физическую агрессию, а в современных условиях конфликты нередко переходят в киберпространство. Подростковые конфликты опасны быстрой эскалацией в насилие и травлю, а кибербуллинг усугубляет ситуацию мгновенным распространением унижений и анонимностью агрессоров. Отмечается ряд негативных последствий как для дальнейшей жизни подростка, так и для его психоэмоционального состояния. Неразрешенные конфликты способные формировать деструктивные модели поведения, которые могут привести к правонарушениям (Буслаева, Власова, 2024; Гришина, 2023; Пономарёва, 2014; Синягина, Райфшнайдер, 2016; Хасан, 2006; Goksoy, Argon, 2016).
В связи с вышесказанным встает вопрос не только о возможных конструктивных путях разрешения конфликтов, но и о формировании конфликтной компетентности, которая характеризуется удерживанием продуктивной рамки конфликта и его разрешения, способностью эффективно управлять конфликтами, что включает в себя умение распознавать, анализировать и решать конфликты. Ключевыми навыками конфликтной компетентности являются умение слушать и понимать точку зрения другой стороны, умение выражать свои мысли и чувства четко и конструктивно, а также способность находить совместные решения (Гришина, 2023; Петровская 2007; Привалихина, 2004; Скутина, 2008; Хасан, 1996).
Одним из направлений работы с конфликтами с участием несовершеннолетних является практика восстановительного подхода, основанного на диалоге, взаимопонимании и стремлении восстановить нарушенные отношения, а не на поиске и наказании виновного (Пастухова, 2025).
Нильс Кристи, норвежский криминолог, рассматривал конфликт как естественную и даже позитивную часть социальной жизни, которую не следует подавлять через формальные правовые системы. Он утверждал, что современные институты, такие как суды и тюрьмы, «крадут» конфликты у людей, лишая их возможности самостоятельно разрешать споры и укреплять социальные связи. Вместо этого Н. Кристи предлагал децентрализованные, восстановительные формы правосудия, где стороны конфликта активно участвуют в его урегулировании. По его мнению, это способствует большей справедливости и восстановлению отношений, непосредственному участию сторон в разрешении конфликта. Кристи также подчеркивал, что конфликты могут быть ресурсом для развития общества, если их правильно использовать, а не подавлять (Кристи, 1999).
Восстановительные практики реализуются в различных формах, или восстановительных программах: восстановительная медиация, «круги сообщества», семейные конференции. В рамках настоящей статьи мы сконцентрируем наше внимание на восстановительной медиации, которая предполагает разрешение конфликта между двумя сторонами с помощью привлечения третьей стороны — ведущего восстановительной программы. Восстановительная медиация обращается к потребностям сторон, которые далеко не всегда сводятся к материальной компенсации вреда (Зер, 2002; Карнозова, 2024; Коновалов, 2012). Зачастую примирение, ответы на вопросы о причинах поступка и установление контакта представляется более ценным, чем финансовое возмещение ущерба (Рецинджер, Шефф, 2002). Восстановительная медиация в школах направлена на создание безопасной и доверительной атмосферы, где ученики учатся брать на себя ответственность за свои поступки, понимать причины произошедшего, последствия своих действий и находить пути примирения и заглаживания вреда (Коновалов, 2012). В уголовной сфере этот подход предлагает альтернативу традиционному судебному процессу, фокусируясь на восстановлении справедливости для жертвы, на активной ответственности правонарушителя, которая не тождественна наказанию, а реализуется в разных формах заглаживания причиненного вреда, а также на его реинтеграции в общество (Карнозова, 2024).
Несмотря на различия в масштабах и последствиях конфликтов, школьные и уголовные случаи объединяет общая цель восстановительной медиации — трансформировать конфликт в возможность для диалога, исцеления и развития навыков разрешения противоречий.
Изучение опыта школ и уголовной системы показывает, что восстановительный подход способен не только разрешать конкретные конфликты, но и влиять на культуру взаимоотношений в обществе в целом. В школах восстановительные программы положительно влияют на социально-психологический климат, успеваемость учащихся, дисциплину в классе, укрепление взаимоотношений между подростками, развитие социально-психологических навыков (Huang, 2018; Hollands et al., 2022; Joseph-McCatty, Hnilica, 2023; Marcucci, 2021; Moran et al., 2024; Short, Case, McKenzie, 2018; Türnüklü, 2011; Todić et al., 2020; Weber, Vereenooghe, 2020, Kehoe, Bourke-Taylor, Broderick, 2018). В правовой же системе восстановительная практика способствует гуманизации способов реагирования на преступления и снижению уровня повторных преступлений (Hayes, McGee, Cerruto, 2011; Latimer, Dowden, Muise, 2005).
Нам представляется, что сравнительный анализ применения восстановительной медиации в школьных и уголовных конфликтах позволит выявить как общие черты, так и специфические особенности каждого из этих направлений. Такой анализ может позволить углубить понимание того, как адаптировать восстановительные практики к разным социальным ситуациям, что необходимо учитывать при планировании и проведении программы.

Материалы и методы

Эмпирическое исследование было проведено методом качественного контент-анализа, который предполагает работу непосредственно с контекстом, смыслом и спецификой повествования. В качественном контент-анализе применяются пошаговые техники анализа: 1) материал разбивается на аналитические содержательные единицы (в нашем исследовании такими единицами выступили предложения); 2) работа с категориями, которая может идти по двум направлениям: дедуктивный способ выделения категорий подразумевает анализ текста по заранее подготовленным категориям, а индуктивный способ направлен на выделение категорий из самого текста. После выделения категорий происходит обобщение полученного материала (Бусыгина, 2011). В нашем эмпирическом исследовании мы использовали оба направления. Дедуктивный путь заключался в использовании сетки категорий, созданной при исследовании восстановительной медиации по уголовным делам. Индуктивный же путь предполагал выделение новых категорий, не выявленных ранее.
Источниками анализируемых текстов стали «Вестники восстановительной юстиции» Общественного центра «Судебно-правовая реформа», опубликованные в первом десятилетии 21 века, а также сборники описаний восстановительных программ школьных служб примирения. Всего было отобрано 15 описаний программ по уголовным делам и 25 по школьным конфликтам, авторами которых являются непосредственные ведущие программ.
Выбор такой исследовательской стратегии обусловлен сложностью изучаемого феномена, невозможностью непосредственного наблюдения как за протеканием конфликта, так и за проведением программы, так как восстановительная медиация носит конфиденциальный характер. В связи с этим на данный момент представляется возможность лишь косвенного изучения интересующего нас процесса.

Результаты

Сравнительный анализ проводился по 11 общим категориям.
Ⅰ. Общие характеристики программы.
Ⅱ. Основания согласия на участие в программе.
Ⅲ. Описание произошедшего.
Ⅳ. Чувства.
Ⅴ. «Действия» медиатора на встречах.
Ⅵ. Намерения сторон.
Ⅶ. Реализация намерений.
Ⅷ. Обсуждаемые темы на примирительной встрече.
Ⅸ. Результаты программы.
Ⅹ. Факты о дальнейшей жизни потерпевшего.
Ⅺ. Факты о дальнейшей жизни обидчика.
В рамках статьи мы остановимся на ряде содержательных различий, которые отражают специфику восстановительной медиации в рассматриваемых нами двух ситуациях.
Из табл. 1 мы видим следующие существенные различия между программами по уголовным делам и школьным конфликтам в категории «Общие характеристики программы»:
1) в случае школьной медиации не делается акцент на времени, прошедшем после инцидента до программы;
2) в школе родители не участвуют в восстановительной медиации, происходит лишь их уведомление о реализации программ;
3) в школах привлекаются свидетели конфликта, как правило, одноклассники;
4) подкатегория последствий отражает тот факт, что в результате школьных конфликтов нарушаются взаимоотношения в классе, страдает психологическое состояние пострадавшего, при этом юридических последствий, а также последствий для родителей сторон выявлено не было;
5) в случае школьной медиации отсутствует категория «юридические характеристики» случившегося, что неудивительно, так как мы целенаправленно отбирали те случаи, в которых не было уголовного контекста;
6) существуют заметные различия в случае «категории заявки» — в школе, как правило, заявку в службу примирения подают классные руководители или же сами участники, в то время как в уголовных конфликтах источником выступали государственные органы.
Важно указать, что в данной общей категории была выявлена подкатегория первого порядка, которая имеет яркую представленность в описаниях школьных программ. Речь идет о категории «предыстория конфликта между сторонами». В данную категорию вошли предложения, описывающие взаимоотношения между сторонами до того случая, который стал причиной примирительной программы. Почти во всех случаях имел место затяжной конфликт, который в итоге вылился в драку.
 
Таблица 1 / Table 1
Категория «Общие характеристики программы»
Category “General characteristics of the program”

Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases

Школьная медиация /
School mediation

1. Принципы ВМ / Principles

А) информирование / informing

Б) конфиденциальность / confidentiality

В) нейтральность медиатора / neutrality of the mediator

Г) добровольность / voluntariness

1. Принципы ВМ / Principles 

А) информирование / informing

Б) -

В) нейтральность медиатора / neutrality of the mediator

Г) добровольность / voluntariness

2. Время, прошедшее после инцидента до начала программы / Time gone after the incident before the start of the program

А) несколько дней* / a few days

Б) неделя* / a week

В) несколько месяцев / a few months

2. Время, прошедшее после инцидента до начала программы*/ Time gone after the incident before the start of the program

А) несколько дней / a few days

Б) -

В) -

3. Участники программы / Participants of the program

А) обидчик / offender

Б) потерпевший / victim

В) родитель(и) обидчика / parent(s) of the offender

Г) родитель(и) потерпевшего (если потерпевший несовершеннолетний) / parent(s) of the victim (if the victim is a minor)

Д) психолог* / psychologist

Е) -

3. Участники программы / Participants of the program

А) обидчик / offender

Б) пострадавший / victim

В) родитель(и) обидчика* / parent(s) of the offender

Г) родитель(и) потерпевшего* / parent(s) of the victim

Д) -

Е) свидетели конфликта-одноклассники / witnesses of the conflict, classmates

4. Этапы программы / Stages of the program

А) информирование сторон о возможности программы* / informing the parties about the availability of the program

Б) получение согласия на участие в программе стороны обидчика / obtaining offender’s consent to participate in the program

- согласие / agree

- несогласие / disagree

В) предварительная встреча со стороной обидчика / preliminary meeting with the offender's side

Г) получение согласия на участие в программе потерпевшей стороны / obtaining victim’s consent to participate in the program

Д) предварительная встреча с потерпевшей стороной / preliminary meeting with the victim

Е) примирительная встреча / conciliatory meeting

Ж) мониторинг соблюдения договоренностей* / monitoring compliance with agreements

4. Этапы программы / Stages of the program

А) информирование сторон о возможности программы* / informing the parties about the availability of the program

Б) получение согласия на участие в программе стороны обидчика / obtaining offender’s consent to participate in the program

- согласие / agree

- несогласие / disagree

В) предварительная встреча со стороной обидчика / preliminary meeting with the offender's side

Г) получение согласия на участие в программе потерпевшей стороны / obtaining victim’s consent to participate in the program

Д) предварительная встреча с потерпевшей стороной / preliminary meeting with the victim

Е) примирительная встреча / conciliatory meeting

Ж) мониторинг соблюдения договоренностей* / monitoring compliance with agreements

5. Последствия произошедшего / Consequences

А) для потерпевшего / for the victim

- физические / physical

- психологические / psychological

~ страх / fear

~ тревожность / anxiety

- поведенческие / behavioral

~ снижение успеваемости* / decline in school performance

~ проблемы в межличностных отношениях / issues in interpersonal relations 

Б) для обидчика

- материальные / material

- заведение уголовного дела / institution of a criminal case

- постановка на учет / registration with the law enforcement

-

-

В) для родителей потерпевшего / for the victim’s parents

- финансовые затраты* / financial costs

- психологические* / psychological

Г) для родителей обидчика / for the offender’s parents 

- финансовые затраты* / financial costs

5. Последствия произошедшего / Consequences

А) для пострадавшего / for the victim

- физические / physical

- психологические / psychological

~ страх / fear

~ тревожность / anxiety

- поведенческие / behavioral

~ снижение успеваемости* / decline in school performance

~ проблемы в межличностных отношениях / issues in interpersonal relations

Б) для обидчика / for the offender

-

-

- постановка на учет* / registration with the law enforcement

- ухудшение отношений с одноклассниками / deterioration of relations with classmates

В) для родителей потерпевшего / for the victim’s parents

-

- психологические* / psychological

Г) для родителей обидчика / for the offender’s parents 

- финансовые затраты* / financial costs

6. Юридические характеристики / Юридические характеристики

А) возбуждено уголовное дело / criminal case

Б) уголовное дело прекращено в связи с недостижением возраста уголовной ответственности обидчика* / The criminal case was terminated due to the failure to reach the age of criminal responsibility of the offender.

В) отказ в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста уголовной ответственности обидчика / refusal to initiate criminal proceedings in connection with the failure to reach the age of criminal responsibility of the offender

Г) наличие адвоката со стороны обидчика / the presence of a lawyer on the part of the offender

Д) материальные требования пострадавшей стороны / material claims of the injured party

- есть / yes

- нет / no

Е) решение суда / the court's decision

прекращение уголовного дела / termination of the criminal case

6. -

7. Жизненная ситуация потерпевшего / The victim's life situation

7. Жизненная ситуация пострадавшего / The victim's life situation

8. Жизненная ситуация обидчика / The life situation of the offender

8. Жизненная ситуация обидчика / The life situation of the offender

9. Источник заявки в службу примирения / The source of the application to the reconciliation service

А) КДНиЗП / Commission on Juvenile Affairs and Protection of Their Rights

Б) районный отдел [внутренних дел]* / District Department of Internal Affairs

В) родитель пострадавшей* / parent of the victim

Г) -

Д) -

9. Источник заявки в службу примирения / The source of the application to the reconciliation service

А) -

Б) -

В) -

Г) классный руководитель / classroom supervisor

Д) сами участники конфликта / the parties to the conflict themselves

10. -

10. Предыстория конфликта между сторонами / Background of the conflict between the parties

А) Долгосрочный конфликт / Long-term conflict

Б) Усугубление ситуации в последнее время / The situation has been getting worse lately

Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
 
Основания согласия на участие в программе существенно различаются в программах по уголовным и школьным конфликтам в контексте мотивации пострадавшего. В случае школьных примирительных программ пострадавшему важно восстановить отношения с обидчиком или же классом, разрешить давний конфликт и разобраться в ситуации, в медиации по уголовным делам также присутствует желание призвать к ответственности, рассказать о последствиях. В случае же обидчика, у него также возникает желание разобраться в ситуации и обсудить взаимоотношения с оппонентом в обоих случаях медиации.
Говоря о категории «Описание произошедшего», стоит отметить, что в случае школьных программ приводятся описания ситуаций со слов классного руководителя или же свидетелей ситуации, а не только непосредственных участников конфликта.
Категория «Чувства», представленная в табл. 2, сохраняет свою актуальность и широкую представленность. Однако в описаниях школьной медиации не уделяется внимания чувствам родителей сторон, в силу того что родители не присутствуют на встречах. Категория представлена палитрой разнообразных чувств, среди которых особо выделяются страх, обида, вина и сожаление. В случае школьных конфликтов размываются ролевые границы между обидчиком и пострадавшим, так как зачастую конфликты имеют долгосрочный характер, в связи с чем на первый план выходят «долгоиграющие» чувства, такие как обида. При этом снова возникает контекст нарушения тех взаимоотношений, которые уже сложились, в связи с чем возникают страх разрушения отношений, чувство предательства, переживание из-за конфликта. Данная категория показывает, что во время конфликта, а также после него и во время его обсуждения, все участники испытывают разнообразные чувства, перечень которых обогащается от программы к программе.
 
Таблица 2 / Table 2
Категория «Чувства»
Category “Feelings

Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases

Школьная медиация /
School mediation

1. Потерпевшего во время инцидента / of the victim

А) страх / fear

Б) безысходность / helplessness

В) шок* / shock

Г) обида / resentment

Д) испуг* / fright

Е) неожиданность* / surprise

Ж) непонимание / misunderstanding

И) -

1. Потерпевшего во время инцидента / of the victim

А) страх / fear

Б) безысходность / helplessness

В) шок* / shock

Г) обида / resentment

Д) испуг* / fright

Е) неожиданность* / surprise

Ж) непонимание / misunderstanding

И) чувство предательства / betrayal 

2. Потерпевшего во время программы / of the victim during the program

А) сомнение в возможности конструктивного диалога / doubt about the possibility of constructive dialogue

Б) негатив к обидчику / negativity towards the offender

В) недоумение / perplexity

Г) неприятно вспоминать / It's unpleasant to remember

Д) -

Е) -

2. Потерпевшего во время программы / of the victim during the program

А) -

 

Б) негатив к обидчику / negativity towards the offender

В) недоумение / perplexity

Г) неприятно вспоминать / It's unpleasant to remember

Д) обида / resentment

Е) чувство предательства / betrayal

3. Обидчика во время инцидента / of the offender

А) злость / anger

Б) стыд / shame

В) испуг / fright

Г) непонимание себя* / failure to understand themselves

Д) вина / guilt

Е) сожаление / regret

Ж) -

З) -

3. Обидчика во время инцидента / of the offender

А) злость / anger

Б) -

В) испуг / fright

Г) -

Д) -

Е) -

Ж) обида / resentment

З) беззащитность / helplessness

4. Обидчика после инцидента / of the offender after the incident

А) страх* / fear

Б) -

В) -

Г) -

Д) -

4. Обидчика после инцидента / of the offender after the incident

А) -

Б) сожаление / regret

В) вина / guilt

Г) переживание из-за произошедшего / worry about what happened

Д) огорчение / sorrow

5. Обидчика во время программы / of the offender during the program

А) сожаление / regret

Б) раскаяние / remorse

В) стыд / shame

Г) расстройство / distress

Д) радость (из-за согласия потерпевшего поговорить)* / joy (because of the victim's consent to talk)

Е) -

5. Обидчика во время программы / of the offender during the program

А) сожаление / regret

Б) раскаяние / remorse

В) стыд / shame

Г) -

Д) -

Е) недовольство поведением оппонента / dissatisfaction with the opponent's behavior

6. Родителей потерпевшего / of victim’s parents

А) обеспокоенность / worry

Б) расстройство / distress

В) возмущение / resentment

6. Родителей потерпевшего / of victim’s parents

А) обеспокоенность / worry

Б) -

В) -

7. Родителей обидчика / of the offender’s parents

А) «не могла поверить»* / couldn’t believe

Б) «надежда на чудо»* / hope for a miracle

В) волнение за будущее ребенка / worry about the child's future

Г) опасение последствий / fear of consequences

Д) неприятное удивление / an unpleasant surprise

Е) беспокойство / worry

7. Родителей обидчика / of the offender’s parents

А) -

Б) -

В) -

Г) -

Д) -

Е) беспокойство* / worry

Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза
Note: The "*" sign marks categories that have met 1—2 times.
 
В табл. 3 представлена категория, посвященная тем действиям, которые предпринимает медиатор в ходе встреч со сторонами конфликта. Данная категория является одной из наиболее интересующих нас, так как она отражает работу медиатора, направленную на организацию диалога между сторонами и разрешение разногласий. Несмотря на наш интерес, данная категория не представляет собой единой картины и структуры происходящего на встречах. Основываясь на тех данных, которые у нас имеются, можно сделать вывод, что действия медиаторов схожи в анализируемых типах восстановительной медиации. Различающиеся подкатегории являются частными, редкими случаями.
 
Таблица 3 / Table 3
Категория ««Действия» медиатора на встречах»
Category “Mediator’s actions at meetings”

Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases

Школьная медиация / School mediation

1. Вопросы / questions

А) о произошедшем* / about the incident

Б) на уточнение позиции обидчика* / to clarify the position of the offender

В) о желании обидчика выразить свое видение ситуации* / about the offender's desire to express his vision of the situation

Г) уточнение информации / clarifying information

Д) о чувствах обидчика / about the feelings of the offender

Е) о чувствах потерпевшего / about the victim's feelings

Ж)-

1. Вопросы / questions

А) о произошедшем* / about the incident

Б) на уточнение позиции обидчика* / to clarify the position of the offender

В) о желании обидчика выразить свое видение ситуации* / about the offender's desire to express his vision of the situation

Г) уточнение информации / clarifying information

Д) о чувствах обидчика / about the feelings of the offender

Е) о чувствах потерпевшего / about the victim's feelings

Ж) на прояснение взаимоотношений между сторонами / to clarify the relationship between the parties

2. Реализация альтернативной формы коммуникации между сторонами* / Implementation of an alternative form of communication between the parties

2. -

3. Исцеление жертвы / Healing the victim

А) психологическая работа / psychological work

Б) предложение психологических занятий

3. -

4. Создание комфортной атмосферы / Creating a comfortable atmosphere

4. Создание комфортной атмосферы / Creating a comfortable atmosphere

5. Организация диалога между сторонами / Organization of a dialogue between the parties

5. Организация диалога между сторонами / Organization of a dialogue between the parties

6. Выяснение последствий произошедшего* / Clarifying the consequences of the incident

6. Выяснение последствий произошедшего / Clarifying the consequences of the incident

7. Донесение до потерпевшего намерения обидчика встретиться / Informing the victim of the offender's intention to meet

7. -

8. Напоминание потерпевшему о намерении обсудить случившееся* / Reminding the victim of the intention to discuss the incident

8. -

9. Помощь в поиске лучшей формы речи для выражения мнения* / Help in finding the best form of speech to express an opinion

9. -

10. Контроль установления особой формы коммуникации* / Control over the establishment of a special form of communication

10. -

11. Фиксация тем для примирительной встречи* / Fixing topics for a reconciliation meeting

11. Фиксация тем для примирительной встречи* / Fixing topics for a reconciliation meeting

12. Объяснение нейтральной позиции медиатора / Explanation of the mediator's neutral position

12. Объяснение нейтральной позиции медиатора / Explanation of the mediator's neutral position

13. Обсуждение чувств / Discussing feelings

13. Обсуждение чувств / Discussing feelings

14. Мотивирование участников к разговору* / Motivating participants to talk

14. Мотивирование участников к разговору* / Motivating participants to talk

15. «Нравоучение»* / moralizing

15. -

16. Обсуждение / discussion

А) последствий произошедшего / the consequences of the incident

Б) потребностей потерпевшего / victim's needs

В) ценностей потерпевшего / victim's values

16. Обсуждение / discussion

А) последствий произошедшего / the consequences of the incident

Б) -

В) ценностей потерпевшего / victim's values

17. Привлечение дополнительных участников / Inviting additional participants

А) психолог* / psychologist

Б) -

В) -

17. Привлечение дополнительных участников / Inviting additional participants

А) -

Б) свидетелей конфликта / witnesses

В) одноклассников / classmates

18. Управление ходом встречи / moderating the meeting

18. Управление ходом встречи / moderating the meeting

Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
 
Говоря о намерениях сторон конфликта, можно отметить (табл. 4), что в случае описаний школьного примирения авторами в меньшей степени описываются разнообразные намерения, нежели в случае уголовных конфликтов. При этом намерения обидчика и пострадавшего направлены именно на разрешение ситуации, восстановление отношений, объяснение причин поступка, разговор о сложившихся взаимоотношениях. Оригинальными категориями в случае уголовных кейсов являются те, которые отражают желание обидчика помочь пострадавшему, компенсировать материальный вред пострадавшему или своему родителю. При этом, в силу отсутствия родителей на программах, подкатегория их намерений не раскрыта.
Таблица 4 / Table 4
Категория «Намерения сторон»
Category “Intentions of the parties”

Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases

Школьная медиация /
School mediation

1. Обидчика / offender

А) разрешить конфликт / resolve the conflict

Б) примириться / reconcile

В) извиниться / apologize 

Г) помогать потерпевшему / help the victim

Д) наладить контакт с потерпевшим / establish contact with the victim

Е) компенсировать материальный вред потерпевшему / compensate for material damage to the victim

Ж) компенсировать своим родителям потраченные деньги / compensate your parents for the money spent

З) объяснить причины поступка / explain the reasons for the action

И) предотвращение подобных (случайных) поступков* / preventing such (accidental) acts

К) -

Л) -

1. Обидчика / offender

А) разрешить конфликт / resolve the conflict

Б) примириться / reconcile

В) извиниться / apologize

Г) -

Д) наладить контакт с потерпевшим / establish contact with the victim

Е) -

 

Ж) -

 

З) объяснить причины поступка / explain the reasons for the action

И) -

 

К) разобраться в ситуации / understand the situation

Л) разрешить конфликт / resolve the conflict

 

2. Потерпевшего / victim

А) узнать причины произошедшего / find out the reasons for the incident

Б) готовность примирения / willingness to reconcile

В) -

Г) -

2. Потерпевшего / victim

А) узнать причины произошедшего / find out the reasons for the incident

Б) готовность примирения / willingness to reconcile

В) разобраться в ситуации / understand the situation

Г) разрешить конфликт / resolve the conflict

3. Родителей потерпевшего / victim’s parents

А) подать заявление в суд * / to sue

Б) потребовать материальную компенсацию* / to demand financial compensation

В) -

3. Родителей потерпевшего / victim’s parents

А) -

Б) -

В) разобраться в ситуации* / understand the situation

4. Родителей обидчика / offemder’s parents

А) извиниться / apologize

Б) возместить расходы / compensate the costs

4. -

Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
 
В большинстве случаев, задуманные намерения реализовывались, вследствие чего стороны предпринимали действия с целью прояснения ситуации конфликта, извинения, обсуждения произошедшего.
Категория «Обсуждаемые темы на примирительной встрече» в табл. 5 наглядно отражает специфику восстановительных программ в школе. Помимо общих тем с программами по уголовным делам, медиаторы в школе поднимают темы, посвященные предотвращению повторных конфликтов, изменению взаимоотношений между сторонами, обсуждению причин конфликта и произошедшего. Анализ данной категории является важным, так как он отражает социальный контекст, в котором происходит взаимодействие между участниками. А взаимодействие имеет свое прошлое, настоящее и будущее, так как стороны разногласий являются учащимися одной школы, что исключает возможность забывания друг о друге, произошедшем конфликте и разногласиях.
 
Таблица 5 / Table 5
Категория «Обсуждаемые темы на примирительной встрече»
Category “Topics discussed at the reconciliation meeting”

Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases

Школьная медиация /
School mediation

1. Будущее обидчика / the future of the offender

1. -

2. Мотивы обидчика / the motives of the offender

2. Мотивы обидчика / the motives of the offender

3. Причины важности мирного разрешения для стороны обидчика / The reasons for the importance of a peaceful resolution for the abuser's side

3. Причины важности мирного разрешения для стороны обидчика / 3. The reasons for the importance of a peaceful resolution for the abuser's side

4. Реализованное родителями наказание обидчика* / Punishment of the offender implemented by the parents

4. -

5. Обсуждение произошедшего / Discussing what happened

5. Обсуждение произошедшего / Discussing what happened

6. Вопросы материальной компенсации / Financial compensation issues

6. -

7. Давний конфликт* / Long-standing conflict

7. Давний конфликт* / Long-standing conflict

8. Причины конфликта / Causes of the conflict

8. Причины конфликта / Causes of the conflict

9. Чувства сторон / Feelings if the parties

9. Чувства сторон / Feelings if the parties

10. -

10. Неповторение ситуации конфликта / Preventing repetition of a conflict situation

11. -

11. Взаимоотношения между сторонами / Relationship between the parties

12. -

12. Дальнейшее взаимодействие сторон / Further interaction of the parties

13. -

13. Возможное изменение поведения при дальнейшем взаимодействии / Possible behavior change during further interaction

14. -

14. Способы улучшения взаимоотношений / Ways to improve relationships

15. -

15. Последствия конфликта / Consequences of the conflict

Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
 
Анализируя табл. 6, можно заключить, что в качестве результатов реализации программы выделяются как общие, так и различные аспекты итогов примирительной встречи. Если в случае медиации по уголовным делам в качестве основных результатов отмечаются примирение, извинение обидчика, прекращение уголовного дела, удовлетворенность программой и ее итогами, то в случае школьной медиации, помимо вышеперечисленного (кроме прекращения уголовного дела) на первый план выходит именно восстановление отношений, причем как между непосредственными сторонами инцидента, так и с одноклассниками. Кроме этого, отмечается важность изменения стратегий поведения после завершения программ и изменение видения конфликта (его причин и последствий), а также важным становится пережитый участниками опыт конструктивного разрешения конфликтов, обсуждение разногласий, открытый диалог.
 
Таблица 6 / Table 6
Категория «Результаты программы»
Category “Results of the program”

Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases

Школьная медиация /
School mediation

1. Примирение / Reconciliation

- да / yes

- нет* / no

1. Примирение / Reconciliation

- да / yes

- нет* / no

2. Удовлетворенность итогами стороны обидчика / Satisfaction with the results of the offender's side

2. Удовлетворенность итогами стороны обидчика / Satisfaction with the results of the offender's side

3. Удовлетворенность итогами стороны пострадавшего / Satisfaction with the results of the victim's side

3. Удовлетворенность итогами стороны пострадавшего / Satisfaction with the results of the victim's side

4. Исцеление пострадавшего / Healing the victim

4. -

5. Прекращение уголовного дела / Termination of the criminal case

5. -

6. Реабилитация обидчика / Rehabilitation of the offender

6. Реабилитация обидчика (в глазах одноклассников) / Rehabilitation of the offender (with classmates)

7. Извинение обидчика / The offender's apology

7. Извинение обидчика / The offender's apology

8. Осознание вины обидчиком / Awareness of the offender's guilt

8. Осознание вины обидчиком / Awareness of the offender's guilt

9. Благодарность сторон / Gratitude of the parties

9. Благодарность сторон / Gratitude of the parties

10. Принятие на себя ответственности обидчиком / Assuming responsibility by the offender

10. Принятие на себя ответственности обидчиком / Assuming responsibility by the offender

11. Изменение отношений в семье обидчика / Changing relationships in the abuser's family

11. -

12. Работа с идентичностью обидчика* / Dealing with the identity of the abuser

12. -

13. Работа с идентичностью потерпевшего* / Working with the victim's identity

13. -

14. Установление контакта между обидчиком и потерпевшим после программы* / Establishing contact between the abuser and the victim after the program

14. Установление контакта между обидчиком и потерпевшим после программы / Establishing contact between the offender and the victim after the program

15. Изменения в поведении обидчика после программы / Changes in the offender's behavior after the program

А) появление чувства ответственности* / the emergence of a sense of responsibility

Б) снижение агрессивности / reduction of aggression

15. Изменения в поведении обидчика после программы / Changes in the offender's behavior after the program

А) -

Б) -

16. -

16.Дружба между конфликтующими сторонами / Friendship between conflicting parties

17. -

17. Разрешение длящегося конфликта / Resolution of the ongoing conflict

18. -

18. Примирительный договор / Reconciliation agreement

19. -

19. Изменения в поведении при взаимодействии сторон / Changes in behavior during interaction between the parties

20. -

20. Опыт участников в разрешении конфликтов конструктивным путем / Participants' experience in resolving conflicts in a constructive way

21. -

21. Урегулирование конфликта без привлечения администрации и родителей / Conflict resolution without involving the administration and parents

22. -

22. Признание своей неправоты участниками конфликта / Recognition of their wrongdoing by the parties to the conflict

23. -

23. Изменение видения конфликта сторонами конфликта / Changing the vision of the conflict by the parties to the conflict

Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
 
К основным фактам дальнейшей жизни сторон конфликта, которые медиаторы могли наблюдать непосредственно или же по рассказам классного руководителя, относятся улучшение как межличностных отношений, так и отношений с классом, а также изменение поведения в конфликтных ситуациях и во взаимодействии друг с другом. В случае же уголовных ситуаций данные категории, к сожалению, не отражают какие-либо изменения в жизни, кроме как улучшение отношений в семье у пострадавшего.

Обсуждение результатов

Проведенное эмпирическое исследование подтверждает реализацию основных положений восстановительного подхода на практике, как в контексте уголовных дел, так и при разрешении школьных конфликтов. Так, контент-анализ подтвердил, что на встречах происходят обращение к чувствам участников, исцеление пострадавшего/потерпевшего и ресоциализация обидчика, соблюдается нейтральная позиция медиатора, обсуждается вопрос о предотвращении повторных инцидентов. Также обидчик имеет возможность не только осознать свой проступок, но и предпринять действия по заглаживанию причиненного вреда.
На основании проведенного сравнительного анализа двух направлений реализации восстановительной медиации можно заключить о трех существенных отличиях программ по школьным конфликтам от программ по уголовным делам с участием несовершеннолетних.
  1. Размытие границ между ролью обидчика и пострадавшего.
Несмотря на то, что в рамках программы данные роли, как правило, обозначены, в действительности же мы имеем дело с более сложной структурой взаимоотношений. Из описаний программ видно, что зачастую обидчиком в конкретном инциденте выступает тот, над кем издевались некоторое время одноклассники. Или же тот, кто первым «не выдержал» и применил силу в драке. Также в описаниях встречаются случаи, когда школьник защищался от агрессии одноклассника, но из-за способа защиты перешел из роли жертвы в роль обидчика. Также нами было проанализировано несколько программ, которые в принципе не предполагали ролевого разделения. Целью данных восстановительных программ было примирение сторон в ходе затяжного или внезапного конфликта.
  1. У каждого инцидента есть своя предыстория конфликта.
Ситуации, разрешением которых занимается медиация по уголовным делам, зачастую, возникают внезапно, без особого взаимодействия между участниками до момента инцидента. По завершению программы также напрямую не предполагается взаимодействие сторон, а продолжение взаимоотношений является сугубо инициативой участников. В случае же школьной медиации участники находятся в одной социальной среде, а значит, имеют опыт взаимодействия друг с другом. Более того, после завершения программы предполагается, что в одной среде участники и останутся. Данный факт определяет необходимость не только поспособствовать конструктивному диалогу, примирить стороны, привести к какому-либо соглашению, но и обсудить способы и пути дальнейшего взаимодействия между участниками.
  1. Участие в конфликте одноклассников.
Помимо того, что не всегда удается определить, где обидчик, а где пострадавший (не в контексте конкретной программы медиации, а в контексте общего конфликта), также имеет значение тот факт, что зачастую в конфликте участвуют одноклассники и друзья непосредственных участников программы. То есть медиаторы начинают программу с двумя оппонентами, но на самом деле в конфликте задействованы и другие люди. В связи с этим возникает необходимость рассматривать конфликт между группами и группой и личностью. Как правило, медиаторы учитывают данную специфику и приглашают на встречи свидетелей-участников конфликта. Или же организовывают дополнительные встречи либо другие восстановительные программы (к примеру, «Круги сообщества») для вовлечения всех школьников, принимавших участие в конфликте.

Заключение

Проведя эмпирическое исследование, мы получили результаты, которые расширяют понимание специфики практической реализации восстановительной медиации в работе с несовершеннолетними. Описание программ, реализованных в рамках восстановительного подхода, представляет собой разносторонний материал, включающий в себя как реализацию идей восстановительного правосудия, так и информацию об особенностях проведения программ в нашей стране. В процессе восстановительных программ происходит установление контакта между пострадавшим и обидчиком, который необходим для организации непосредственного взаимодействия сторон. Еще одним важным действием, реализующимся в восстановительных программах, является обращение к чувствам участников, причем к чувствам на разных этапах развития конфликта. Во время примирения школьников деятельность медиатора направлена не только на примирение, учет потребностей и организацию диалога, но и на обсуждение дальнейших стратегий и путей взаимодействия в едином социальном контексте.
В работе был осуществлен сравнительный анализ восстановительных программ, проведенных в рамках уголовных дел и школьных конфликтов. Сравнительный анализ показал специфику восстановительных программ в школе, которая заключается в необходимости учета предыстории конфликта, обсуждении дальнейшего общения, привлечении одноклассников, а также в сложности ролевого распределения «обидчика» и «пострадавшего».
В дальнейших исследованиях нам представляется важным уделить внимание социально-психологическим эффектам, которые оказывают восстановительные программы. Необходимым является смещение фокуса внимания с процедуры программ на те эффекты, которые оказывает опыт участия в восстановительных программах, такими эффектами могут быть развитие коммуникативных навыков, улучшение социально-психологического климата, профилактика девиантного поведения. Данное направление является перспективным в связи с тем, что, во-первых, восстановительный подход ставит перед собой цель не только разрешить конфликт, но и восстановить отношения, получить опыт конструктивного взаимодействия и наладить атмосферу в сообществе, а во-вторых, имеется ряд зарубежных исследований, посвященных данной проблематике, в связи с чем актуально исследование положения дел в России. В силу методологической сложности изучения процесса разрешения конфликта видится перспективным использование смешанных методов исследования, которые предполагают совмещение качественной и количественной стратегий исследования.
Ограничения. К ограничениям проведенного исследования можно отнести опосредованное изучение программ в силу конфиденциальности процесса и сложной доступностью эмпирического материла. Кроме того, к ограничениям стоит отнести тот факт, что тексты представляют собой неструктурированное описание, авторами которых выступили непосредственные ведущие программ, что может влиять на перечень выделенных категорий.

Литература

  1. Андреева, Г.М. (2021). Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений(5-е изд., испр. и доп.). М.: Аспект Пресс.
    Andreeva, G.M. (2021). Social Psychology: A Textbook for Higher Educational Institutions (5th rev. and exp ed.). Moscow: Aspect Press. (In Russ.).
  2. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. (2000). Конфликтология: Учебник для вузов.М.: Юнити.
    Antsupov, A.Ya., Shipilov, A.I. (2000). Conflictology: A Textbook for Universities. Moscow: Unity Publ. (In Russ.).
  3. Буслаева, Е.Л., Власова, Н.В. (2024).Особенности межличностного взаимодействия подростков, склонных к проявлению агрессии. Психология и право. 14(2), 33—44. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140203
    Buslaeva, E.L., Vlasova, N.V. (2024). Characteristics of Interpersonal Interaction of Adolescents Prone to Aggression. Psychology and Law, 14(2), 33—44. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140203
  4. Бусыгина, Н.П. (2011). Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие. М.: МГППУ.
    Busygina, N.P. (2011). Methodology of Qualitative Research in Psychology: Textbook. Moscow: MSUPE Publ. (In Russ.).
  5. Гришина, Н.В. (2023). Психология конфликта(3-е изд.). СПб: Питер.
    Grishina, N.V. (2023). Psychology of Conflict (3rd ed.). Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.).
  6. Зер, Х. (2002). Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание(Л.М. Карнозова, общ. ред.). Пер с англ. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа».
    Zehr, H. (2002). Restorative Justice: A New Perspective on Crime and Punishment (L.M. Karnozova, ed.). Trans. from Eng. Moscow: Center for Judicial and Legal Reform. (In Russ.).
  7. Карнозова, Л.М. (2024). Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление).М.: Проспект.
    Karnozova, L.M. (2024). Introduction to Restorative Justice (Mediation in Response to Crime). Moscow: Prospect Publ. (In Russ.).
  8. Кондратьев М.Ю. (2025а). Социальная психология образования(2-е изд.). М.: Юрайт.
    Kondratyev, M.Yu. (2025a). Social Psychology of Education (2nd ed.). Moscow: Yurait Publ. (In Russ.).
  9. Кондратьев, М.Ю. (2025б). Социально-психологическая служба в образовании(2-е изд.). М.: Юрайт.
    Kondratyev, M.Yu. (2025b). Socio-Psychological Service in Education (2nd ed.). Moscow: Yurayt. (In Russ.).
  10. Коновалов, А.Ю. (2012). Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство (Л.М. Карнозова, ред.). М.: МООЦентр «Судебно-правовая реформа».
    Konovalov, A.Yu. (2012). School Reconciliation Services and Restorative Culture of Relationships: A Practical Guide (L.M. Karnozova, ed.). Moscow: Center for Judicial and Legal Reform. (In Russ.).
  11. Кристи, Н. (1999). Конфликт как собственность.Пер. с англ. М.: Центр содействия реформе уголовного правосудия.
    Christie, N. (1999). Conflict as Property. from Eng. Moscow: Center for the Promotion of Criminal Justice Reform. (In Russ.).
  12. Пастухова Е.Г. (2025). От наказания к диалогу: практика школьных служб примирения. Социальная психология и общество, 16(2), 155—176. https://doi.org/10.17759/sps.2025160210
    Pastukhova, E.G. (2025). From punishment to dialogue: the practice of school reconciliation services. Social Psychology and Society, 16(2), 155—176. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2025160210
  13. Петровская, Л.А. (2007). Общение — компетентность — тренинг: избранные труды(О.В. Соловьева ред.-сост.). М.: Смысл.
    Petrovskaya, L.A. (2007). Communication-Competence-Training: Selected Works (O.V. Solovyova, ed.). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
  14. Пономарёва, Е.А. (2014). Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде. Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы, 6,143—151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21810697 (дата обращения: 15.05.2025).
    Ponomareva, E.A. (2014). Bullying as a socio-pedagogical problem of relationships in the adolescent environment. Social Development of Modern Russian Society: Achievements, Problems, Prospects, 6, 143—151. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21810697 (viewed: 15.05.2025).
  15. Привалихина, Т.И. (2004). Уровень и содержание конфликтной компетентности как образовательный эффект начальной школы: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 Психология развития, акмеология.Красноярский государственный университет. Красноярск.
    Privalikhina, T.I. (2004). The level and content of conflict competence as an educational effect of primary school:  Cand. of Psychol. Sci.: 19.00.13 Developmental Psychology, Acmeology. Krasnoyarsk State University. Krasnoyarsk. (In Russ.).
  16. Рецинджер, С.М., Шефф, Т.Дж. (2001). Стратегия для общинных конференций: эмоции и социальные связи. Вестниквосстановительной юстиции, 3, 94—114.
    Retzinger, S.M., Sheff, T.J. (2001). A strategy for community conferences: emotions and social connections. Bulletin of Restorative Justice, 3, 94—114. (In Russ.).
  17. Синягина, Н.Ю., Райфшнайдер, Т.Ю. (2016). Наставничество в системе образования России.М.: Рыбаков Фонд.
    Sinyagina, N.Y., Reifschneider, T.Yu. (2016). Mentoring in the Russian education system. Moscow: Rybakov Foundation Publ. (In Russ.).
  18. Скутина, Т.В. (2008). Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 Психология развития, акмеология. М.
    Skutina, T.V. (2008). Conflict Competence as a Resource for the Development of Interpersonal Communication in Adolescents: Diss. Cand. of Psychol. Sci.: 19.00.13 Developmental Psychology, Acmeology. (In Russ.).
  19. Хасан, Б.И. (1996). Психотехника конфликта и конфликтная компетентность.Красноярск: Фонд ментального здоровья.  Khasan, B.I. (1996). Psychotechnics of conflict and conflict competence. Krasnoyarsk: Mental Health Foundation Publ.(In Russ.).
  20. Хасан, Б.И. (2006). Психология конфликта и переговоры: Учебное пособие(2-е изд.). М.: Академия.
    Khasan, B.I. (2006). Psychology of conflict and negotiation: Textbook (2nd ed.). Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.).
  21. Coser, L. (1968). The Functions of Social Conflict.London: Routledge and Paul.
  22. Goddard, R. (1986). The healthy side of conflict. Management World,15, 8—12.
  23. Göksoy, S., Argon, T. (2016). Conflicts at schools and their impact on teachers. Journal of Education and Training Studies, 4(4), 197—205. https://doi.org/10.11114/jets.v4i4.1388
  24. Hayes, H., McGee, T.R., Cerruto, M. (2011). Explaining continuity and change in offending behaviour after a restorative justice conference.Current Issues in Criminal Justice, 23(2), 127—143. https://doi.org/10.1080/10345329.2011.12035915
  25. Hollands, F.M., Leach, S.M., Shand, R, Head, L., Wang, Y., Dossett, D., Chang, F., Yan, D, Martin, M., Pan, Y., Hensel, S. (2022). Restorative Practices: Using local evidence on costs and student outcomes to inform school district decisions about behavioral interventions. Journal of School Psychology, 92, 188— https://doi.org/10.1016/j.jsp.2022.03.007
  26. Huang, F.L. (2018). Mediation as a tool for reducing bullying in schools. Australian Journal of Education,62(1), 57—
  27. Joseph-McCatty, A.A., Hnilica, R.J. (2023). Restorative practices: The application of restorative circles in a case study school. Teaching and Teacher Education, 121, Article 103935. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103935
  28. Kehoe, M., Bourke-Taylor, H., Broderick, D. (2018). Developing student social skills using restorative practices: A new framework called H.E.A.R.T.Social Psychology of Education, 21(1), 189—207. https://doi.org/10.1007/s11218-017-9402-1
  29. Latimer, J., Dowden, C., Muise, D. (2005). The Effectiveness of Restorative Justice Practices: A Meta-Analysis. Prison Journal, 85(2), 127—144. https://doi.org/10.1177/0032885505276969
  30. Marcucci, O. (2021). Why restorative justice works in schools: An investigation into the interactional dynamics of restorative circles. Learning, Culture and Social Interaction, 31(1), Article 100561. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100561
  31. Moran, E., Sloan, S., Walsh, E., Taylor, L. (2024). Exploring restorative practices: Teachers’ experiences with early adolescents. International Journal of Educational Research Open, 6, Article 100323. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2024.100323
  32. Short, R., Case, G., McKenzie, K. (2018). The long-term impact of a whole school approach of restorative practice: The views of secondary school teachers. Pastoral Care in Education, 36(4), 313—324. https://doi.org/10.1080/02643944.2018.1528625
  33. Thomas, K.W., Kilmann, R.H. (1990). The Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument.
  34. Todić, J., Cubbin, C., Armour, M., Rountree, M., González, T. (2020). Reframing school-based restorative justice as a structural population health intervention, Health and Place, 62, Article 102289. https://doi.org/10.1016/j.healthplace.2020.102289
  35. Türnüklü, A. (2011). Peer mediators’ perceptions of the mediation process.Education and Science, 36(159), 179—190.
  36. Weber, C., Vereenooghe, L. (2020). Reducing conflicts in school environments using restorative practices: A systematic review. International Journal of Educational Research Open, 1, Article 100009. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100009

Информация об авторах

Екатерина Георгиевна Пастухова, аспирант кафедры социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), ассистент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-0068-0972, e-mail: paseka0706@gmail.com

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Статья не содержит материалов, подлежащих оценке Этического комитета.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 122
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 5

 Скачиваний PDF

За все время: 28
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 150
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 6