Введение
Изучение конфликтного взаимодействия является одним из классических направлений в социальной психологии. Внимание исследователей направлено как на выявление причин, типологий, специфики конфликтов, так и на определение путей и стратегий их разрешения. В настоящее время отмечается наличие не только деструктивных, но и конструктивных функций конфликта, однако ключевым вопросом является способ преодоления разногласий (Андреева, 2021; Анцупов, Шипилов, 2000; Гришина, 2023; Петровская, 2007; Coser, 1968; Goddard, 1986; Thomas, Kilmann, 1990).
Особое место занимает проблематика конфликтов среди подростков, поскольку в этом возрасте социальные взаимодействия отличаются высокой эмоциональностью, импульсивностью и недостаточной сформированностью навыков конструктивного разрешения противоречий. Подростковый конфликт часто возникает на фоне стремления к самоутверждению, борьбы за статус в группе или реакции на социальную несправедливость (Кондратьев, 2025а; Кондратьев, 2025б). При этом несовершеннолетние могут использовать как вербальную, так и физическую агрессию, а в современных условиях конфликты нередко переходят в киберпространство. Подростковые конфликты опасны быстрой эскалацией в насилие и травлю, а кибербуллинг усугубляет ситуацию мгновенным распространением унижений и анонимностью агрессоров. Отмечается ряд негативных последствий как для дальнейшей жизни подростка, так и для его психоэмоционального состояния. Неразрешенные конфликты способные формировать деструктивные модели поведения, которые могут привести к правонарушениям (Буслаева, Власова, 2024; Гришина, 2023; Пономарёва, 2014; Синягина, Райфшнайдер, 2016; Хасан, 2006; Goksoy, Argon, 2016).
В связи с вышесказанным встает вопрос не только о возможных конструктивных путях разрешения конфликтов, но и о формировании конфликтной компетентности, которая характеризуется удерживанием продуктивной рамки конфликта и его разрешения, способностью эффективно управлять конфликтами, что включает в себя умение распознавать, анализировать и решать конфликты. Ключевыми навыками конфликтной компетентности являются умение слушать и понимать точку зрения другой стороны, умение выражать свои мысли и чувства четко и конструктивно, а также способность находить совместные решения (Гришина, 2023; Петровская 2007; Привалихина, 2004; Скутина, 2008; Хасан, 1996).
Одним из направлений работы с конфликтами с участием несовершеннолетних является практика восстановительного подхода, основанного на диалоге, взаимопонимании и стремлении восстановить нарушенные отношения, а не на поиске и наказании виновного (Пастухова, 2025).
Нильс Кристи, норвежский криминолог, рассматривал конфликт как естественную и даже позитивную часть социальной жизни, которую не следует подавлять через формальные правовые системы. Он утверждал, что современные институты, такие как суды и тюрьмы, «крадут» конфликты у людей, лишая их возможности самостоятельно разрешать споры и укреплять социальные связи. Вместо этого Н. Кристи предлагал децентрализованные, восстановительные формы правосудия, где стороны конфликта активно участвуют в его урегулировании. По его мнению, это способствует большей справедливости и восстановлению отношений, непосредственному участию сторон в разрешении конфликта. Кристи также подчеркивал, что конфликты могут быть ресурсом для развития общества, если их правильно использовать, а не подавлять (Кристи, 1999).
Восстановительные практики реализуются в различных формах, или восстановительных программах: восстановительная медиация, «круги сообщества», семейные конференции. В рамках настоящей статьи мы сконцентрируем наше внимание на восстановительной медиации, которая предполагает разрешение конфликта между двумя сторонами с помощью привлечения третьей стороны — ведущего восстановительной программы. Восстановительная медиация обращается к потребностям сторон, которые далеко не всегда сводятся к материальной компенсации вреда (Зер, 2002; Карнозова, 2024; Коновалов, 2012). Зачастую примирение, ответы на вопросы о причинах поступка и установление контакта представляется более ценным, чем финансовое возмещение ущерба (Рецинджер, Шефф, 2002). Восстановительная медиация в школах направлена на создание безопасной и доверительной атмосферы, где ученики учатся брать на себя ответственность за свои поступки, понимать причины произошедшего, последствия своих действий и находить пути примирения и заглаживания вреда (Коновалов, 2012). В уголовной сфере этот подход предлагает альтернативу традиционному судебному процессу, фокусируясь на восстановлении справедливости для жертвы, на активной ответственности правонарушителя, которая не тождественна наказанию, а реализуется в разных формах заглаживания причиненного вреда, а также на его реинтеграции в общество (Карнозова, 2024).
Несмотря на различия в масштабах и последствиях конфликтов, школьные и уголовные случаи объединяет общая цель восстановительной медиации — трансформировать конфликт в возможность для диалога, исцеления и развития навыков разрешения противоречий.
Изучение опыта школ и уголовной системы показывает, что восстановительный подход способен не только разрешать конкретные конфликты, но и влиять на культуру взаимоотношений в обществе в целом. В школах восстановительные программы положительно влияют на социально-психологический климат, успеваемость учащихся, дисциплину в классе, укрепление взаимоотношений между подростками, развитие социально-психологических навыков (Huang, 2018; Hollands et al., 2022; Joseph-McCatty, Hnilica, 2023; Marcucci, 2021; Moran et al., 2024; Short, Case, McKenzie, 2018; Türnüklü, 2011; Todić et al., 2020; Weber, Vereenooghe, 2020, Kehoe, Bourke-Taylor, Broderick, 2018). В правовой же системе восстановительная практика способствует гуманизации способов реагирования на преступления и снижению уровня повторных преступлений (Hayes, McGee, Cerruto, 2011; Latimer, Dowden, Muise, 2005).
Нам представляется, что сравнительный анализ применения восстановительной медиации в школьных и уголовных конфликтах позволит выявить как общие черты, так и специфические особенности каждого из этих направлений. Такой анализ может позволить углубить понимание того, как адаптировать восстановительные практики к разным социальным ситуациям, что необходимо учитывать при планировании и проведении программы.
Материалы и методы
Эмпирическое исследование было проведено методом качественного контент-анализа, который предполагает работу непосредственно с контекстом, смыслом и спецификой повествования. В качественном контент-анализе применяются пошаговые техники анализа: 1) материал разбивается на аналитические содержательные единицы (в нашем исследовании такими единицами выступили предложения); 2) работа с категориями, которая может идти по двум направлениям: дедуктивный способ выделения категорий подразумевает анализ текста по заранее подготовленным категориям, а индуктивный способ направлен на выделение категорий из самого текста. После выделения категорий происходит обобщение полученного материала (Бусыгина, 2011). В нашем эмпирическом исследовании мы использовали оба направления. Дедуктивный путь заключался в использовании сетки категорий, созданной при исследовании восстановительной медиации по уголовным делам. Индуктивный же путь предполагал выделение новых категорий, не выявленных ранее.
Источниками анализируемых текстов стали «Вестники восстановительной юстиции» Общественного центра «Судебно-правовая реформа», опубликованные в первом десятилетии 21 века, а также сборники описаний восстановительных программ школьных служб примирения. Всего было отобрано 15 описаний программ по уголовным делам и 25 по школьным конфликтам, авторами которых являются непосредственные ведущие программ.
Выбор такой исследовательской стратегии обусловлен сложностью изучаемого феномена, невозможностью непосредственного наблюдения как за протеканием конфликта, так и за проведением программы, так как восстановительная медиация носит конфиденциальный характер. В связи с этим на данный момент представляется возможность лишь косвенного изучения интересующего нас процесса.
Результаты
Сравнительный анализ проводился по 11 общим категориям.
Ⅰ. Общие характеристики программы.
Ⅱ. Основания согласия на участие в программе.
Ⅲ. Описание произошедшего.
Ⅳ. Чувства.
Ⅴ. «Действия» медиатора на встречах.
Ⅵ. Намерения сторон.
Ⅶ. Реализация намерений.
Ⅷ. Обсуждаемые темы на примирительной встрече.
Ⅸ. Результаты программы.
Ⅹ. Факты о дальнейшей жизни потерпевшего.
Ⅺ. Факты о дальнейшей жизни обидчика.
В рамках статьи мы остановимся на ряде содержательных различий, которые отражают специфику восстановительной медиации в рассматриваемых нами двух ситуациях.
Из табл. 1 мы видим следующие существенные различия между программами по уголовным делам и школьным конфликтам в категории «Общие характеристики программы»:
1) в случае школьной медиации не делается акцент на времени, прошедшем после инцидента до программы;
2) в школе родители не участвуют в восстановительной медиации, происходит лишь их уведомление о реализации программ;
3) в школах привлекаются свидетели конфликта, как правило, одноклассники;
4) подкатегория последствий отражает тот факт, что в результате школьных конфликтов нарушаются взаимоотношения в классе, страдает психологическое состояние пострадавшего, при этом юридических последствий, а также последствий для родителей сторон выявлено не было;
5) в случае школьной медиации отсутствует категория «юридические характеристики» случившегося, что неудивительно, так как мы целенаправленно отбирали те случаи, в которых не было уголовного контекста;
6) существуют заметные различия в случае «категории заявки» — в школе, как правило, заявку в службу примирения подают классные руководители или же сами участники, в то время как в уголовных конфликтах источником выступали государственные органы.
Важно указать, что в данной общей категории была выявлена подкатегория первого порядка, которая имеет яркую представленность в описаниях школьных программ. Речь идет о категории «предыстория конфликта между сторонами». В данную категорию вошли предложения, описывающие взаимоотношения между сторонами до того случая, который стал причиной примирительной программы. Почти во всех случаях имел место затяжной конфликт, который в итоге вылился в драку.
Таблица 1 / Table 1
Категория «Общие характеристики программы»
Category “General characteristics of the program”
|
Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases
|
Школьная медиация / School mediation
|
|
1. Принципы ВМ / Principles
А) информирование / informing
Б) конфиденциальность / confidentiality
В) нейтральность медиатора / neutrality of the mediator
Г) добровольность / voluntariness
|
1. Принципы ВМ / Principles
А) информирование / informing
Б) -
В) нейтральность медиатора / neutrality of the mediator
Г) добровольность / voluntariness
|
|
2. Время, прошедшее после инцидента до начала программы / Time gone after the incident before the start of the program
А) несколько дней* / a few days
Б) неделя* / a week
В) несколько месяцев / a few months
|
2. Время, прошедшее после инцидента до начала программы*/ Time gone after the incident before the start of the program
А) несколько дней / a few days
Б) -
В) -
|
|
3. Участники программы / Participants of the program
А) обидчик / offender
Б) потерпевший / victim
В) родитель(и) обидчика / parent(s) of the offender
Г) родитель(и) потерпевшего (если потерпевший несовершеннолетний) / parent(s) of the victim (if the victim is a minor)
Д) психолог* / psychologist
Е) -
|
3. Участники программы / Participants of the program
А) обидчик / offender
Б) пострадавший / victim
В) родитель(и) обидчика* / parent(s) of the offender
Г) родитель(и) потерпевшего* / parent(s) of the victim
Д) -
Е) свидетели конфликта-одноклассники / witnesses of the conflict, classmates
|
|
4. Этапы программы / Stages of the program
А) информирование сторон о возможности программы* / informing the parties about the availability of the program
Б) получение согласия на участие в программе стороны обидчика / obtaining offender’s consent to participate in the program
- согласие / agree
- несогласие / disagree
В) предварительная встреча со стороной обидчика / preliminary meeting with the offender's side
Г) получение согласия на участие в программе потерпевшей стороны / obtaining victim’s consent to participate in the program
Д) предварительная встреча с потерпевшей стороной / preliminary meeting with the victim
Е) примирительная встреча / conciliatory meeting
Ж) мониторинг соблюдения договоренностей* / monitoring compliance with agreements
|
4. Этапы программы / Stages of the program
А) информирование сторон о возможности программы* / informing the parties about the availability of the program
Б) получение согласия на участие в программе стороны обидчика / obtaining offender’s consent to participate in the program
- согласие / agree
- несогласие / disagree
В) предварительная встреча со стороной обидчика / preliminary meeting with the offender's side
Г) получение согласия на участие в программе потерпевшей стороны / obtaining victim’s consent to participate in the program
Д) предварительная встреча с потерпевшей стороной / preliminary meeting with the victim
Е) примирительная встреча / conciliatory meeting
Ж) мониторинг соблюдения договоренностей* / monitoring compliance with agreements
|
|
5. Последствия произошедшего / Consequences
А) для потерпевшего / for the victim
- физические / physical
- психологические / psychological
~ страх / fear
~ тревожность / anxiety
- поведенческие / behavioral
~ снижение успеваемости* / decline in school performance
~ проблемы в межличностных отношениях / issues in interpersonal relations
Б) для обидчика
- материальные / material
- заведение уголовного дела / institution of a criminal case
- постановка на учет / registration with the law enforcement
-
-
В) для родителей потерпевшего / for the victim’s parents
- финансовые затраты* / financial costs
- психологические* / psychological
Г) для родителей обидчика / for the offender’s parents
- финансовые затраты* / financial costs
|
5. Последствия произошедшего / Consequences
А) для пострадавшего / for the victim
- физические / physical
- психологические / psychological
~ страх / fear
~ тревожность / anxiety
- поведенческие / behavioral
~ снижение успеваемости* / decline in school performance
~ проблемы в межличностных отношениях / issues in interpersonal relations
Б) для обидчика / for the offender
-
-
- постановка на учет* / registration with the law enforcement
- ухудшение отношений с одноклассниками / deterioration of relations with classmates
В) для родителей потерпевшего / for the victim’s parents
-
- психологические* / psychological
Г) для родителей обидчика / for the offender’s parents
- финансовые затраты* / financial costs
|
|
6. Юридические характеристики / Юридические характеристики
А) возбуждено уголовное дело / criminal case
Б) уголовное дело прекращено в связи с недостижением возраста уголовной ответственности обидчика* / The criminal case was terminated due to the failure to reach the age of criminal responsibility of the offender.
В) отказ в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста уголовной ответственности обидчика / refusal to initiate criminal proceedings in connection with the failure to reach the age of criminal responsibility of the offender
Г) наличие адвоката со стороны обидчика / the presence of a lawyer on the part of the offender
Д) материальные требования пострадавшей стороны / material claims of the injured party
- есть / yes
- нет / no
Е) решение суда / the court's decision
прекращение уголовного дела / termination of the criminal case
|
6. -
|
|
7. Жизненная ситуация потерпевшего / The victim's life situation
|
7. Жизненная ситуация пострадавшего / The victim's life situation
|
|
8. Жизненная ситуация обидчика / The life situation of the offender
|
8. Жизненная ситуация обидчика / The life situation of the offender
|
|
9. Источник заявки в службу примирения / The source of the application to the reconciliation service
А) КДНиЗП / Commission on Juvenile Affairs and Protection of Their Rights
Б) районный отдел [внутренних дел]* / District Department of Internal Affairs
В) родитель пострадавшей* / parent of the victim
Г) -
Д) -
|
9. Источник заявки в службу примирения / The source of the application to the reconciliation service
А) -
Б) -
В) -
Г) классный руководитель / classroom supervisor
Д) сами участники конфликта / the parties to the conflict themselves
|
|
10. -
|
10. Предыстория конфликта между сторонами / Background of the conflict between the parties
А) Долгосрочный конфликт / Long-term conflict
Б) Усугубление ситуации в последнее время / The situation has been getting worse lately
|
Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
Основания согласия на участие в программе существенно различаются в программах по уголовным и школьным конфликтам в контексте мотивации пострадавшего. В случае школьных примирительных программ пострадавшему важно восстановить отношения с обидчиком или же классом, разрешить давний конфликт и разобраться в ситуации, в медиации по уголовным делам также присутствует желание призвать к ответственности, рассказать о последствиях. В случае же обидчика, у него также возникает желание разобраться в ситуации и обсудить взаимоотношения с оппонентом в обоих случаях медиации.
Говоря о категории «Описание произошедшего», стоит отметить, что в случае школьных программ приводятся описания ситуаций со слов классного руководителя или же свидетелей ситуации, а не только непосредственных участников конфликта.
Категория «Чувства», представленная в табл. 2, сохраняет свою актуальность и широкую представленность. Однако в описаниях школьной медиации не уделяется внимания чувствам родителей сторон, в силу того что родители не присутствуют на встречах. Категория представлена палитрой разнообразных чувств, среди которых особо выделяются страх, обида, вина и сожаление. В случае школьных конфликтов размываются ролевые границы между обидчиком и пострадавшим, так как зачастую конфликты имеют долгосрочный характер, в связи с чем на первый план выходят «долгоиграющие» чувства, такие как обида. При этом снова возникает контекст нарушения тех взаимоотношений, которые уже сложились, в связи с чем возникают страх разрушения отношений, чувство предательства, переживание из-за конфликта. Данная категория показывает, что во время конфликта, а также после него и во время его обсуждения, все участники испытывают разнообразные чувства, перечень которых обогащается от программы к программе.
Таблица 2 / Table 2
Категория «Чувства»
Category “Feelings”
|
Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases
|
Школьная медиация / School mediation
|
|
1. Потерпевшего во время инцидента / of the victim
А) страх / fear
Б) безысходность / helplessness
В) шок* / shock
Г) обида / resentment
Д) испуг* / fright
Е) неожиданность* / surprise
Ж) непонимание / misunderstanding
И) -
|
1. Потерпевшего во время инцидента / of the victim
А) страх / fear
Б) безысходность / helplessness
В) шок* / shock
Г) обида / resentment
Д) испуг* / fright
Е) неожиданность* / surprise
Ж) непонимание / misunderstanding
И) чувство предательства / betrayal
|
|
2. Потерпевшего во время программы / of the victim during the program
А) сомнение в возможности конструктивного диалога / doubt about the possibility of constructive dialogue
Б) негатив к обидчику / negativity towards the offender
В) недоумение / perplexity
Г) неприятно вспоминать / It's unpleasant to remember
Д) -
Е) -
|
2. Потерпевшего во время программы / of the victim during the program
А) -
Б) негатив к обидчику / negativity towards the offender
В) недоумение / perplexity
Г) неприятно вспоминать / It's unpleasant to remember
Д) обида / resentment
Е) чувство предательства / betrayal
|
|
3. Обидчика во время инцидента / of the offender
А) злость / anger
Б) стыд / shame
В) испуг / fright
Г) непонимание себя* / failure to understand themselves
Д) вина / guilt
Е) сожаление / regret
Ж) -
З) -
|
3. Обидчика во время инцидента / of the offender
А) злость / anger
Б) -
В) испуг / fright
Г) -
Д) -
Е) -
Ж) обида / resentment
З) беззащитность / helplessness
|
|
4. Обидчика после инцидента / of the offender after the incident
А) страх* / fear
Б) -
В) -
Г) -
Д) -
|
4. Обидчика после инцидента / of the offender after the incident
А) -
Б) сожаление / regret
В) вина / guilt
Г) переживание из-за произошедшего / worry about what happened
Д) огорчение / sorrow
|
|
5. Обидчика во время программы / of the offender during the program
А) сожаление / regret
Б) раскаяние / remorse
В) стыд / shame
Г) расстройство / distress
Д) радость (из-за согласия потерпевшего поговорить)* / joy (because of the victim's consent to talk)
Е) -
|
5. Обидчика во время программы / of the offender during the program
А) сожаление / regret
Б) раскаяние / remorse
В) стыд / shame
Г) -
Д) -
Е) недовольство поведением оппонента / dissatisfaction with the opponent's behavior
|
|
6. Родителей потерпевшего / of victim’s parents
А) обеспокоенность / worry
Б) расстройство / distress
В) возмущение / resentment
|
6. Родителей потерпевшего / of victim’s parents
А) обеспокоенность / worry
Б) -
В) -
|
|
7. Родителей обидчика / of the offender’s parents
А) «не могла поверить»* / couldn’t believe
Б) «надежда на чудо»* / hope for a miracle
В) волнение за будущее ребенка / worry about the child's future
Г) опасение последствий / fear of consequences
Д) неприятное удивление / an unpleasant surprise
Е) беспокойство / worry
|
7. Родителей обидчика / of the offender’s parents
А) -
Б) -
В) -
Г) -
Д) -
Е) беспокойство* / worry
|
Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза
Note: The "*" sign marks categories that have met 1—2 times.
В табл. 3 представлена категория, посвященная тем действиям, которые предпринимает медиатор в ходе встреч со сторонами конфликта. Данная категория является одной из наиболее интересующих нас, так как она отражает работу медиатора, направленную на организацию диалога между сторонами и разрешение разногласий. Несмотря на наш интерес, данная категория не представляет собой единой картины и структуры происходящего на встречах. Основываясь на тех данных, которые у нас имеются, можно сделать вывод, что действия медиаторов схожи в анализируемых типах восстановительной медиации. Различающиеся подкатегории являются частными, редкими случаями.
Таблица 3 / Table 3
Категория ««Действия» медиатора на встречах»
Category “Mediator’s actions at meetings”
|
Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases
|
Школьная медиация / School mediation
|
|
1. Вопросы / questions
А) о произошедшем* / about the incident
Б) на уточнение позиции обидчика* / to clarify the position of the offender
В) о желании обидчика выразить свое видение ситуации* / about the offender's desire to express his vision of the situation
Г) уточнение информации / clarifying information
Д) о чувствах обидчика / about the feelings of the offender
Е) о чувствах потерпевшего / about the victim's feelings
Ж)-
|
1. Вопросы / questions
А) о произошедшем* / about the incident
Б) на уточнение позиции обидчика* / to clarify the position of the offender
В) о желании обидчика выразить свое видение ситуации* / about the offender's desire to express his vision of the situation
Г) уточнение информации / clarifying information
Д) о чувствах обидчика / about the feelings of the offender
Е) о чувствах потерпевшего / about the victim's feelings
Ж) на прояснение взаимоотношений между сторонами / to clarify the relationship between the parties
|
|
2. Реализация альтернативной формы коммуникации между сторонами* / Implementation of an alternative form of communication between the parties
|
2. -
|
|
3. Исцеление жертвы / Healing the victim
А) психологическая работа / psychological work
Б) предложение психологических занятий
|
3. -
|
|
4. Создание комфортной атмосферы / Creating a comfortable atmosphere
|
4. Создание комфортной атмосферы / Creating a comfortable atmosphere
|
|
5. Организация диалога между сторонами / Organization of a dialogue between the parties
|
5. Организация диалога между сторонами / Organization of a dialogue between the parties
|
|
6. Выяснение последствий произошедшего* / Clarifying the consequences of the incident
|
6. Выяснение последствий произошедшего / Clarifying the consequences of the incident
|
|
7. Донесение до потерпевшего намерения обидчика встретиться / Informing the victim of the offender's intention to meet
|
7. -
|
|
8. Напоминание потерпевшему о намерении обсудить случившееся* / Reminding the victim of the intention to discuss the incident
|
8. -
|
|
9. Помощь в поиске лучшей формы речи для выражения мнения* / Help in finding the best form of speech to express an opinion
|
9. -
|
|
10. Контроль установления особой формы коммуникации* / Control over the establishment of a special form of communication
|
10. -
|
|
11. Фиксация тем для примирительной встречи* / Fixing topics for a reconciliation meeting
|
11. Фиксация тем для примирительной встречи* / Fixing topics for a reconciliation meeting
|
|
12. Объяснение нейтральной позиции медиатора / Explanation of the mediator's neutral position
|
12. Объяснение нейтральной позиции медиатора / Explanation of the mediator's neutral position
|
|
13. Обсуждение чувств / Discussing feelings
|
13. Обсуждение чувств / Discussing feelings
|
|
14. Мотивирование участников к разговору* / Motivating participants to talk
|
14. Мотивирование участников к разговору* / Motivating participants to talk
|
|
15. «Нравоучение»* / moralizing
|
15. -
|
|
16. Обсуждение / discussion
А) последствий произошедшего / the consequences of the incident
Б) потребностей потерпевшего / victim's needs
В) ценностей потерпевшего / victim's values
|
16. Обсуждение / discussion
А) последствий произошедшего / the consequences of the incident
Б) -
В) ценностей потерпевшего / victim's values
|
|
17. Привлечение дополнительных участников / Inviting additional participants
А) психолог* / psychologist
Б) -
В) -
|
17. Привлечение дополнительных участников / Inviting additional participants
А) -
Б) свидетелей конфликта / witnesses
В) одноклассников / classmates
|
|
18. Управление ходом встречи / moderating the meeting
|
18. Управление ходом встречи / moderating the meeting
|
Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
Говоря о намерениях сторон конфликта, можно отметить (табл. 4), что в случае описаний школьного примирения авторами в меньшей степени описываются разнообразные намерения, нежели в случае уголовных конфликтов. При этом намерения обидчика и пострадавшего направлены именно на разрешение ситуации, восстановление отношений, объяснение причин поступка, разговор о сложившихся взаимоотношениях. Оригинальными категориями в случае уголовных кейсов являются те, которые отражают желание обидчика помочь пострадавшему, компенсировать материальный вред пострадавшему или своему родителю. При этом, в силу отсутствия родителей на программах, подкатегория их намерений не раскрыта.
Таблица 4 / Table 4
Категория «Намерения сторон»
Category “Intentions of the parties”
|
Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases
|
Школьная медиация / School mediation
|
|
1. Обидчика / offender
А) разрешить конфликт / resolve the conflict
Б) примириться / reconcile
В) извиниться / apologize
Г) помогать потерпевшему / help the victim
Д) наладить контакт с потерпевшим / establish contact with the victim
Е) компенсировать материальный вред потерпевшему / compensate for material damage to the victim
Ж) компенсировать своим родителям потраченные деньги / compensate your parents for the money spent
З) объяснить причины поступка / explain the reasons for the action
И) предотвращение подобных (случайных) поступков* / preventing such (accidental) acts
К) -
Л) -
|
1. Обидчика / offender
А) разрешить конфликт / resolve the conflict
Б) примириться / reconcile
В) извиниться / apologize
Г) -
Д) наладить контакт с потерпевшим / establish contact with the victim
Е) -
Ж) -
З) объяснить причины поступка / explain the reasons for the action
И) -
К) разобраться в ситуации / understand the situation
Л) разрешить конфликт / resolve the conflict
|
|
2. Потерпевшего / victim
А) узнать причины произошедшего / find out the reasons for the incident
Б) готовность примирения / willingness to reconcile
В) -
Г) -
|
2. Потерпевшего / victim
А) узнать причины произошедшего / find out the reasons for the incident
Б) готовность примирения / willingness to reconcile
В) разобраться в ситуации / understand the situation
Г) разрешить конфликт / resolve the conflict
|
|
3. Родителей потерпевшего / victim’s parents
А) подать заявление в суд * / to sue
Б) потребовать материальную компенсацию* / to demand financial compensation
В) -
|
3. Родителей потерпевшего / victim’s parents
А) -
Б) -
В) разобраться в ситуации* / understand the situation
|
|
4. Родителей обидчика / offemder’s parents
А) извиниться / apologize
Б) возместить расходы / compensate the costs
|
4. -
|
Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
В большинстве случаев, задуманные намерения реализовывались, вследствие чего стороны предпринимали действия с целью прояснения ситуации конфликта, извинения, обсуждения произошедшего.
Категория «Обсуждаемые темы на примирительной встрече» в табл. 5 наглядно отражает специфику восстановительных программ в школе. Помимо общих тем с программами по уголовным делам, медиаторы в школе поднимают темы, посвященные предотвращению повторных конфликтов, изменению взаимоотношений между сторонами, обсуждению причин конфликта и произошедшего. Анализ данной категории является важным, так как он отражает социальный контекст, в котором происходит взаимодействие между участниками. А взаимодействие имеет свое прошлое, настоящее и будущее, так как стороны разногласий являются учащимися одной школы, что исключает возможность забывания друг о друге, произошедшем конфликте и разногласиях.
Таблица 5 / Table 5
Категория «Обсуждаемые темы на примирительной встрече»
Category “Topics discussed at the reconciliation meeting”
|
Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases
|
Школьная медиация / School mediation
|
|
1. Будущее обидчика / the future of the offender
|
1. -
|
|
2. Мотивы обидчика / the motives of the offender
|
2. Мотивы обидчика / the motives of the offender
|
|
3. Причины важности мирного разрешения для стороны обидчика / The reasons for the importance of a peaceful resolution for the abuser's side
|
3. Причины важности мирного разрешения для стороны обидчика / 3. The reasons for the importance of a peaceful resolution for the abuser's side
|
|
4. Реализованное родителями наказание обидчика* / Punishment of the offender implemented by the parents
|
4. -
|
|
5. Обсуждение произошедшего / Discussing what happened
|
5. Обсуждение произошедшего / Discussing what happened
|
|
6. Вопросы материальной компенсации / Financial compensation issues
|
6. -
|
|
7. Давний конфликт* / Long-standing conflict
|
7. Давний конфликт* / Long-standing conflict
|
|
8. Причины конфликта / Causes of the conflict
|
8. Причины конфликта / Causes of the conflict
|
|
9. Чувства сторон / Feelings if the parties
|
9. Чувства сторон / Feelings if the parties
|
|
10. -
|
10. Неповторение ситуации конфликта / Preventing repetition of a conflict situation
|
|
11. -
|
11. Взаимоотношения между сторонами / Relationship between the parties
|
|
12. -
|
12. Дальнейшее взаимодействие сторон / Further interaction of the parties
|
|
13. -
|
13. Возможное изменение поведения при дальнейшем взаимодействии / Possible behavior change during further interaction
|
|
14. -
|
14. Способы улучшения взаимоотношений / Ways to improve relationships
|
|
15. -
|
15. Последствия конфликта / Consequences of the conflict
|
Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
Анализируя табл. 6, можно заключить, что в качестве результатов реализации программы выделяются как общие, так и различные аспекты итогов примирительной встречи. Если в случае медиации по уголовным делам в качестве основных результатов отмечаются примирение, извинение обидчика, прекращение уголовного дела, удовлетворенность программой и ее итогами, то в случае школьной медиации, помимо вышеперечисленного (кроме прекращения уголовного дела) на первый план выходит именно восстановление отношений, причем как между непосредственными сторонами инцидента, так и с одноклассниками. Кроме этого, отмечается важность изменения стратегий поведения после завершения программ и изменение видения конфликта (его причин и последствий), а также важным становится пережитый участниками опыт конструктивного разрешения конфликтов, обсуждение разногласий, открытый диалог.
Таблица 6 / Table 6
Категория «Результаты программы»
Category “Results of the program”
|
Медиация по уголовным делам / Mediation in criminal cases
|
Школьная медиация / School mediation
|
|
1. Примирение / Reconciliation
- да / yes
- нет* / no
|
1. Примирение / Reconciliation
- да / yes
- нет* / no
|
|
2. Удовлетворенность итогами стороны обидчика / Satisfaction with the results of the offender's side
|
2. Удовлетворенность итогами стороны обидчика / Satisfaction with the results of the offender's side
|
|
3. Удовлетворенность итогами стороны пострадавшего / Satisfaction with the results of the victim's side
|
3. Удовлетворенность итогами стороны пострадавшего / Satisfaction with the results of the victim's side
|
|
4. Исцеление пострадавшего / Healing the victim
|
4. -
|
|
5. Прекращение уголовного дела / Termination of the criminal case
|
5. -
|
|
6. Реабилитация обидчика / Rehabilitation of the offender
|
6. Реабилитация обидчика (в глазах одноклассников) / Rehabilitation of the offender (with classmates)
|
|
7. Извинение обидчика / The offender's apology
|
7. Извинение обидчика / The offender's apology
|
|
8. Осознание вины обидчиком / Awareness of the offender's guilt
|
8. Осознание вины обидчиком / Awareness of the offender's guilt
|
|
9. Благодарность сторон / Gratitude of the parties
|
9. Благодарность сторон / Gratitude of the parties
|
|
10. Принятие на себя ответственности обидчиком / Assuming responsibility by the offender
|
10. Принятие на себя ответственности обидчиком / Assuming responsibility by the offender
|
|
11. Изменение отношений в семье обидчика / Changing relationships in the abuser's family
|
11. -
|
|
12. Работа с идентичностью обидчика* / Dealing with the identity of the abuser
|
12. -
|
|
13. Работа с идентичностью потерпевшего* / Working with the victim's identity
|
13. -
|
|
14. Установление контакта между обидчиком и потерпевшим после программы* / Establishing contact between the abuser and the victim after the program
|
14. Установление контакта между обидчиком и потерпевшим после программы / Establishing contact between the offender and the victim after the program
|
|
15. Изменения в поведении обидчика после программы / Changes in the offender's behavior after the program
А) появление чувства ответственности* / the emergence of a sense of responsibility
Б) снижение агрессивности / reduction of aggression
|
15. Изменения в поведении обидчика после программы / Changes in the offender's behavior after the program
А) -
Б) -
|
|
16. -
|
16.Дружба между конфликтующими сторонами / Friendship between conflicting parties
|
|
17. -
|
17. Разрешение длящегося конфликта / Resolution of the ongoing conflict
|
|
18. -
|
18. Примирительный договор / Reconciliation agreement
|
|
19. -
|
19. Изменения в поведении при взаимодействии сторон / Changes in behavior during interaction between the parties
|
|
20. -
|
20. Опыт участников в разрешении конфликтов конструктивным путем / Participants' experience in resolving conflicts in a constructive way
|
|
21. -
|
21. Урегулирование конфликта без привлечения администрации и родителей / Conflict resolution without involving the administration and parents
|
|
22. -
|
22. Признание своей неправоты участниками конфликта / Recognition of their wrongdoing by the parties to the conflict
|
|
23. -
|
23. Изменение видения конфликта сторонами конфликта / Changing the vision of the conflict by the parties to the conflict
|
Примечание: знаком «*» отмечены категории, которые встретились 1—2 раза.
Note: the “*” sign marks categories that have met 1—2 times.
К основным фактам дальнейшей жизни сторон конфликта, которые медиаторы могли наблюдать непосредственно или же по рассказам классного руководителя, относятся улучшение как межличностных отношений, так и отношений с классом, а также изменение поведения в конфликтных ситуациях и во взаимодействии друг с другом. В случае же уголовных ситуаций данные категории, к сожалению, не отражают какие-либо изменения в жизни, кроме как улучшение отношений в семье у пострадавшего.
Обсуждение результатов
Проведенное эмпирическое исследование подтверждает реализацию основных положений восстановительного подхода на практике, как в контексте уголовных дел, так и при разрешении школьных конфликтов. Так, контент-анализ подтвердил, что на встречах происходят обращение к чувствам участников, исцеление пострадавшего/потерпевшего и ресоциализация обидчика, соблюдается нейтральная позиция медиатора, обсуждается вопрос о предотвращении повторных инцидентов. Также обидчик имеет возможность не только осознать свой проступок, но и предпринять действия по заглаживанию причиненного вреда.
На основании проведенного сравнительного анализа двух направлений реализации восстановительной медиации можно заключить о трех существенных отличиях программ по школьным конфликтам от программ по уголовным делам с участием несовершеннолетних.
- Размытие границ между ролью обидчика и пострадавшего.
Несмотря на то, что в рамках программы данные роли, как правило, обозначены, в действительности же мы имеем дело с более сложной структурой взаимоотношений. Из описаний программ видно, что зачастую обидчиком в конкретном инциденте выступает тот, над кем издевались некоторое время одноклассники. Или же тот, кто первым «не выдержал» и применил силу в драке. Также в описаниях встречаются случаи, когда школьник защищался от агрессии одноклассника, но из-за способа защиты перешел из роли жертвы в роль обидчика. Также нами было проанализировано несколько программ, которые в принципе не предполагали ролевого разделения. Целью данных восстановительных программ было примирение сторон в ходе затяжного или внезапного конфликта.
- У каждого инцидента есть своя предыстория конфликта.
Ситуации, разрешением которых занимается медиация по уголовным делам, зачастую, возникают внезапно, без особого взаимодействия между участниками до момента инцидента. По завершению программы также напрямую не предполагается взаимодействие сторон, а продолжение взаимоотношений является сугубо инициативой участников. В случае же школьной медиации участники находятся в одной социальной среде, а значит, имеют опыт взаимодействия друг с другом. Более того, после завершения программы предполагается, что в одной среде участники и останутся. Данный факт определяет необходимость не только поспособствовать конструктивному диалогу, примирить стороны, привести к какому-либо соглашению, но и обсудить способы и пути дальнейшего взаимодействия между участниками.
- Участие в конфликте одноклассников.
Помимо того, что не всегда удается определить, где обидчик, а где пострадавший (не в контексте конкретной программы медиации, а в контексте общего конфликта), также имеет значение тот факт, что зачастую в конфликте участвуют одноклассники и друзья непосредственных участников программы. То есть медиаторы начинают программу с двумя оппонентами, но на самом деле в конфликте задействованы и другие люди. В связи с этим возникает необходимость рассматривать конфликт между группами и группой и личностью. Как правило, медиаторы учитывают данную специфику и приглашают на встречи свидетелей-участников конфликта. Или же организовывают дополнительные встречи либо другие восстановительные программы (к примеру, «Круги сообщества») для вовлечения всех школьников, принимавших участие в конфликте.
Заключение
Проведя эмпирическое исследование, мы получили результаты, которые расширяют понимание специфики практической реализации восстановительной медиации в работе с несовершеннолетними. Описание программ, реализованных в рамках восстановительного подхода, представляет собой разносторонний материал, включающий в себя как реализацию идей восстановительного правосудия, так и информацию об особенностях проведения программ в нашей стране. В процессе восстановительных программ происходит установление контакта между пострадавшим и обидчиком, который необходим для организации непосредственного взаимодействия сторон. Еще одним важным действием, реализующимся в восстановительных программах, является обращение к чувствам участников, причем к чувствам на разных этапах развития конфликта. Во время примирения школьников деятельность медиатора направлена не только на примирение, учет потребностей и организацию диалога, но и на обсуждение дальнейших стратегий и путей взаимодействия в едином социальном контексте.
В работе был осуществлен сравнительный анализ восстановительных программ, проведенных в рамках уголовных дел и школьных конфликтов. Сравнительный анализ показал специфику восстановительных программ в школе, которая заключается в необходимости учета предыстории конфликта, обсуждении дальнейшего общения, привлечении одноклассников, а также в сложности ролевого распределения «обидчика» и «пострадавшего».
В дальнейших исследованиях нам представляется важным уделить внимание социально-психологическим эффектам, которые оказывают восстановительные программы. Необходимым является смещение фокуса внимания с процедуры программ на те эффекты, которые оказывает опыт участия в восстановительных программах, такими эффектами могут быть развитие коммуникативных навыков, улучшение социально-психологического климата, профилактика девиантного поведения. Данное направление является перспективным в связи с тем, что, во-первых, восстановительный подход ставит перед собой цель не только разрешить конфликт, но и восстановить отношения, получить опыт конструктивного взаимодействия и наладить атмосферу в сообществе, а во-вторых, имеется ряд зарубежных исследований, посвященных данной проблематике, в связи с чем актуально исследование положения дел в России. В силу методологической сложности изучения процесса разрешения конфликта видится перспективным использование смешанных методов исследования, которые предполагают совмещение качественной и количественной стратегий исследования.
Ограничения. К ограничениям проведенного исследования можно отнести опосредованное изучение программ в силу конфиденциальности процесса и сложной доступностью эмпирического материла. Кроме того, к ограничениям стоит отнести тот факт, что тексты представляют собой неструктурированное описание, авторами которых выступили непосредственные ведущие программ, что может влиять на перечень выделенных категорий.