Социальная психология и общество
2025. Том 16. № 2. С. 155–176
doi:10.17759/sps.2025160210
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
От наказания к диалогу: практика школьных служб примирения
Резюме
Контекст и актуальность. Школа является ключевым институтом социализации, где учащиеся учатся преодолевать трудности, развивая свою личность. Конфликты в образовательной среде, неизбежные в процессе общения, рассматриваются социальной психологией как важный ресурс получения опыта конструктивного разрешения разногласий. Одним из направлений, способствующих сказанному, является внедрение восстановительного подхода в рамках деятельности школьных служб примирения.
Цель. Изучить практическую реализацию восстановительного подхода как одного из направлений социально-психологической работы в школах.
Исследовательские вопросы. 1) На чем основывается восстановительный подход, по мнению ведущих восстановительных программ? 2) За счет каких механизмов реализуются восстановительные программы? 3) В разрешении каких разногласий Школьная служба примирения принимает участие.
Методы и материалы. 1) 2676 чек-листов с восстановительных программ, проведенных в московских школах в период с 2022 по 2025 год. Частотный анализ и качественный контент-анализ графы «Краткое описание ситуации». 2) 11 глубинных интервью с ведущими восстановительных программ. Обработка производилась методом тематического анализа.
Результаты. Получено процентное соотношение типов восстановительных программ, типов проблем и источников заявки на проведение программы. Определена тематика конфликтных ситуаций, отражающая актуальную ситуацию в школьной среде. Выявлены ключевые характеристики и механизмы восстановительного подхода, по мнению ведущих восстановительных программ.
Выводы. Восстановительный подход в школах предлагает гуманистическую альтернативу традиционным репрессивным мерам, делая акцент на диалоге и взаимопонимании. Он применяется как для разрешения межличностных конфликтов, так и для улучшения социально-психологического климата. В процессе восстановительных программ участники осваивают навыки конструктивного общения и принимают на себя ответственность. Основными причинами конфликтов выступают вопросы чести, собственности, межнациональных отношений и групповой динамики, кибербуллинг.
Общая информация
Ключевые слова: восстановительный подход, восстановительные программы, школьная служба примирения, школьные конфликты, разрешение конфликтов
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2025160210
Поступила в редакцию 15.04.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Пастухова, Е.Г. (2025). От наказания к диалогу: практика школьных служб примирения. Социальная психология и общество, 16(2), 155–176. https://doi.org/10.17759/sps.2025160210
© Пастухова Е.Г., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Полный текст
Введение
- На чем основывается восстановительный подход, по мнению ведущих восстановительных программ?
- За счет каких механизмов реализуются восстановительные программы?
- В разрешении каких разногласий Школьная служба примирения принимает участие?
Материалы и методы
- Анализ чек-листов программ, которые заполняются ведущими по завершении программы. Обработка проводилась количественным и качественным методами. Количественный анализ включал частотный анализ ответов по следующим вопросам: тип программы, источник заявки, тип проблемы. Качественный анализ заключался в проведении контент-анализа, в котором была реализована индуктивная стратегия выделения категорий ответов на вопрос «Краткое описание конфликтной ситуации».
- Полуструктурированное глубинное интервью, обработка которого проводилась с применением тематического анализа – выделялись коды с последующей группировкой в темы.
Результаты



Тема конфликта / Topic of the conflict |
Разновидности ситуаций / Types of situations |
Физическая неприкосновенность, личное пространство |
· Физическая агрессия, драки «без повода» · Физическое взаимодействие «в шутку», «в игре», которое не всеми воспринимается как игра, либо в такой игре «не всерьез» делается действительно больно и обидно · Иногда пристальный/долгий взгляд расценивается как агрессия, провоцирующая ответную агрессию, неприязнь · При конфликтах в столовой есть вариант «испортить еду»: насыпать туда много соли, сахара или добавить растительного масла, стоящего в общем доступе |
Честь и достоинство |
· Оскорбления друг друга · Обвинения (особенно в том, чего не совершали) · Оскорбления родителей/родственников/друзей · Вопросы национальности |
Собственность |
· Взять вещи без разрешения (канцелярия, телефон, одежда и т.п.) · Вариант «положить личные вещи в мусорное ведро или спрятать в туалете, в частности, в туалете противоположного пола» · Порча одежды и очков в ходе драки |
Отношения в малой группе, вопросы власти и иерархии |
· Адаптация новеньких · Борьба за лидерство · Замечания, призыв наказания, критика при всех · Ребенка дразнят, делают то, что ему не нравится, чтобы получить желаемую реакцию · «Приставание»: попытки общаться с тем, кто общаться не хочет, навязчивое привлечение внимания · Несоблюдение рассадки |
Дружеские связи |
· Распавшаяся дружба, инциденты между бывшими друзьями · Конкуренция за то, кто с кем будет дружить · Вражда и дружба (кто-то «не берет с собой играть», «дружит против кого-то») |
Интернет, технологии |
· Обидные слова, оскорбления, мемы в интернет-пространстве, исключения из чата/создание чата против кого-то · Использование специальных анонимных программ с оскорблениями, угрозами · Продолжение конфликта в виде оскорблений и угроз с незнакомого номера, аккаунта · Распространение фото- и видеозаписей без согласия, на которых зачастую «позорные» моменты |
Обсуждение результатов
- На чем основывается восстановительный подход, по мнению ведущих восстановительных программ?
- За счет каких механизмов реализуются восстановительные программы?
- В разрешении каких разногласий Школьная служба примирения принимает участие?
Выводы
- Восстановительный подход в школах рассматривается как альтернатива дисциплинарным мерам, к которым относятся профилактические беседы с психологом или социальным педагогом, вызов родителей в школу, обсуждение поведения ученика на педсовете или совете по профилактике.
- Почти равное внимание в восстановительных программах уделяется как разрешению межличностных конфликтов, так и работе с малыми группами по улучшению социально-психологического климата.
- Больше половины программ посвящены разовому конфликтному взаимодействию, что отражает быструю реакцию школ на возникающие конфликты.
- Почти половина заявок на проведение восстановительных программ исходит от классных руководителей, оставшаяся часть поступает от учащихся, родителей, администрации, самих сотрудников ШСП.
- В ходе примирительных программ участники получают опыт конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов.
- К основным причинам конфликтов относят вопросы чести и достоинства, собственности, национальности, взаимоотношений в малой группе. Актуальной проблемой также являются конфликты в интернет-пространстве.
- При рассмотрении результатов проведенного исследования необходим учет риска совершения «ошибки выжившего», которая заключается в исследовании наиболее успешных ситуаций и респондентов.
Заключение
Дополнительные материалы
Приложение А
Тематический анализ блока «Ключевые характеристики восстановительных программ, реализуемых ШСП»
Таблица А1
Ключевые характеристики восстановительных программ, реализуемых ШСП / Key characteristics of the restorative programs implemented by the SRS |
|
Тема / Topic |
Коды / Code |
Создание условий для конструктивного разрешения конфликтов посредством обсуждения ситуации, понимания друг друга |
· уважительное отношение; · сотрудничество; · обсуждения, сказать (свою правду), услышать/понять друг друга; проговорить все, что на душе, сделать выводы; · обсуждение проблем и потребностей; · понимание обидчика жертвой, сочувствие жертве от обидчика; · понимание жертвой, что она не виновата (она не «какая-то не такая»); · признание ошибок и исправление, заглаживание вреда, восстановление баланса; · нейтральность посредников, создающих безопасное пространство; · решение, что делать дальше (с отношениями) |
Направленность на принятие ответственности и восстановление отношений (посредством эмпатии) до приемлемого уровня (не дружба, а спокойное сосуществование) |
· принятие ответственности и анализ происходящего в осознанности; · отношения стали не выбивающими из учебной колеи, «я могу быть, когда ты рядом, и меня не сносит»; · восстановление отношений посредством эмпатии (через нее устанавливается связь с другим); · осознание, что не все плохие/враги; · принятие на себя ответственности и вместе с ней – возможности влиять на ситуацию; · «после встречи стало легче, понятнее, уровень принятия повысился посредством рефлексии»; · принятие личной ответственности каждым; · возможность развить тесно связанные коммуникативные навыки и инструменты разрешения конфликта (эмоциональный интеллект, умение выстраивать контакт) |
Следование принципам «не навреди», добровольности, опоры на круг (сообщество), возможности высказаться у каждого |
· «не навреди»; · добровольность; · идеал недостижим, но и делать ничего нельзя – нужны минимальные действия; · круг – форма, из которой никого нельзя изгнать; · у каждого есть возможность высказаться, но говорим о ситуации, а не о человеке |
ШСП как альтернатива внешним административным воздействиям (маргинализирующим и карательным), изоляции и игнорированию (не решающим проблему, ранящим) |
· а) Внешние административные воздействия: · совет по профилактике; · КДН – маргинализирует детей еще больше, детям нужно не только выдавать всю ответственность, но и поддержку в этом, иначе это бесчеловечно; · административный подход к конфликтам «ребенок-учитель» имеет нулевой эффект; · подход «наорать, отправить к директору, вызвать родителей, вызвать в КДН, написать заявление» распространен у выгоревших учителей, но неэффективен
· б) Изоляция и игнорирование: · изоляция, перевод детей с ОВЗ на индивидуальное обучение – не лучший выход; · «не будем друг друга видеть» – не решает проблему, а только игнорирует ее; · принудительное «извинитесь и простите друг друга», «просто не обращай внимание» приносит страшные последствия; · просто не трогать кого-то (исключить) – «вы просто вытеснили живого человека, что он должен чувствовать?» – неприемлемо |
Гуманистические ценности, важность человеческого контакта, понимания друг друга, принятия личной ответственности и развития осознанности, развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликта распространяются за рамки восстановительных программ, влияют на становление личности и культуру в обществе в целом |
· светлая миссия, дети узнают, что каждый способен пойти, договориться, исправить ошибки и вырасти личностно и социально; · понимание, что вокруг не враги, можно иначе общаться; · восстановительная медиация дает цивилизованность – учитывать интересы, изменения позиций, дети учатся слышать друг друга; · важно увидеть друг друга (в классе мало общения); · каждая стычка – это возможность для получения жизненного опыта, возможность научиться решать такое конструктивно; · многие проблемы из-за неумения прощать и просить прощения; · медиация подкупает тем, что это пространство, где принимают, где есть возможность управлять миром и жизнью; · поддержка сообщества дает очень многое; · через восстановительный подход очень важно нести те ценности, которые в современном мире мы теряем; · «мы не навязываем другому человеку, что ему нужно, не учим его жизни, а человек сам, из своего опыта делает выводы, принимает собственные решения»; · восстановительный подход – философия жизни, в школах; · принятие ответственности – уход от ситуации «А я что? Я ничего, я молодец, это он дурак» – в этот момент «щелкает», начинается процесс; · решение конфликта и новая культура разрешения: «обсудим, начнем с себя, забота друг о друге»; · ШСП меняет внутришкольную культуру – не кара, а решения; · проблемы превращаются в задачи, а потом решаются сообща; · отношения улучшаются, формируется понятие баланса; · «что могу сделать, чтобы его восстановить?»; · развитие эмоционального интеллекта, умение выстраивать контакт; · коммуникативные навыки и инструменты разрешения конфликта тесно связаны; · в восстановительной модели очень важно заглаживание вреда; · медиация не применима к буллингу – говорим не о потребностях агрессора, а о заглаживании вреда |
Приложение В
Тематический анализ блока «Типологии разрешаемых конфликтов»
Таблица В1
Типологии разрешаемых конфликтов / Typology of resolved conflicts |
|
Выделенные классификации / Selected classifications |
|
Тема / Topic |
Коды / Code |
По составу (статусу) участников |
· чаще всего ребенок-ребенок; · реже – ребенок-родитель и ребенок-педагог (в некоторых случаях – «недосягаемость» педагога); · еще реже – педагог-педагог, родитель-педагог, родитель-родитель; · группа-личность |
По масштабам (количеству вовлеченных лиц) |
· пара человек (локальные); · небольшие группы; · весь класс; · вся школа (если сильная эскалация, нет своего медиатора, нужно внешнее вмешательство) |
По давности конфликта |
· долгосрочные (затяжные/«вопрос другого года»); · краткосрочные (случайно столкнулись) |
По источнику обращения |
· дети; · классные руководители; · родители; · учителя; · администрация; · социальный педагог; · педагог-организатор; · администрация |
По причине конфликта |
· в основном межличностные конфликты; · вопросы принятия (буллинг, придирки и т.п.); · страх; · угрозы; · недостаток внимания; · предупредительная враждебность после прошлого опыта; · нарушение коммуникации; · дети с ОВЗ – поведенческими особенностями в коллективе; · детско-родительские отношения; · снижение учебных результатов; · девиантное поведение; · драки; · оскорбления, маты; · воровство; · травля; · зачатки буллинга; · включение детей с ОВЗ в обычные классы; · нарушение дисциплины |
Наблюдения итенденции / observations and trends |
|
Чаще не «буллинг», а смена ролей агрессора и жертвы: |
· «буллинг» редко рассматривается как взаимодействие забитой жертвы и постоянного агрессора, хотя такие случаи бывают; · чаще жертва долго не слышит окружение, провоцирует, делает другим неприятно, подстрекала обидчика, и он не сдержался; · многолетняя смена ролей жертвы и агрессора, сложность отношений |
Больше всего конфликтов в период с 3 по 7 класс |
· 3–5 класс – изучение границ и мира; · 4 класс – группы; · 5 класс – отдельные люди; · особое внимание: 5-му классу, т.к. переход из младшей школы в среднюю и 7-му, т.к. гормональный скачок
|
Литература
- Андреева, Г.М. (2021). Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений (5-е изд., испр. и доп.). М.: Аспект Пресс.
Andreeva, G.M. (2021). Social Psychology: A Textbook for Higher Educational Institutions (5th ed., rev. and exp.). Moscow: Aspect Press. (In Russ.). - Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. (2000). Конфликтология: Учебник для вузов. М.: Юнити.
Antsupov, A.Ya., Shipilov, A.I. (2000). Conflictology: A Textbook for Universities. Moscow: Unity. (In Russ.). - Анцупов, А.Я. (2003). Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: ВЛАДОС.
Antsupov, A.Ya. (2003). Conflict Prevention in School Communities. Moscow: VLADOS. (In Russ.). - Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. (2013). Проблемы социализации: история и современность. Учебное пособие. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК. Belinskaya, E.P., Tikhomandritskaya, O.A. (2013). Problems of Socialization: History and Modernity. A Study Guide. Moscow: MPSU; Voronezh: MODEK. (In Russ.).
- Базаров, Т.Ю., Липатов, С.А. (ред.). (2021). Взаимодействие в системе «учитель-ученик-родители» как фактор психологической безопасности образовательной среды: научно-методические материалы. М.: АНО «Корпоративная Академия Росатома»; ООО «А-Приор».
Bazarov, T.Yu., Lipatov, S.A. (Eds.). (2021). Interaction in the "Teacher-Student-Parents" System as a Factor of Psychological Safety in the Educational Environment: Scientific and Methodological Materials. Moscow: ANO "Corporate Academy Rosatom"; LLC "A-Prior". (In Russ.). - Голынчик, Е.О. (2018). Преимущества использования качественных методов в современных исследованиях восприятия конфликта. Социальная психология и общество, 9(3), 53–61. https://doi.org/10.17759/sps.2018090306
Golynchik, E.O. (2018). Advantages of Using Qualitative Methods in Modern Studies of Conflict Perception. Social Psychology and Society, 9(3), 53–61. https://doi.org/10.17759/sps.2018090306 (In Russ.). - Григорьева, Г.Е. (2003). Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Уральский государственный педагогический университет. Пермь.
Grigoryeva, G.E. (2003). Prevention and Resolution of Conflicts in Adolescent Groups in Secondary Schools: Extended abstr. Cand. of Ped. Sci. Ural State Pedagogical University. Perm. (In Russ.). - Гришина, Н.В. (2023). Психология конфликта (3-е изд.). СПб.: Питер.
Grishina, N.V. (2023). Psychology of Conflict (3rd ed.). St. Petersburg: Peter. (In Russ.). - Гришина, Т.Г. (2021). Социально-психологические факторы ролевого поведения подростков в ситуации буллинга: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. М.
Grishina, T.G. (2021). Socio-Psychological Factors of Role Behavior of Adolescents in Bullying Situations: Extended abstr. Cand. of Psychol. Sci. Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky. Moscow. (In Russ.). - Громыко, Ю.В., Марголис, А.А., Рубцов, В.В. (2020). Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего. Культурно-историческая психология, 16(1), 57–67. https://doi.org/10.17759/chp.2020160106
Gromyko, Yu.V., Margolis, A.A., Rubtsov, V.V. (2020). School as an Ecosystem of Developing Child-Adult Communities: An Activity-Based Approach to Designing the School of the Future. Cultural-Historical Psychology, 16(1), 57–67. https://doi.org/10.17759/chp.2020160106 (In Russ.). - Зер, Х. (2002). Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание (Л.М. Карнозова, общ. ред.). Пер с англ. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа».
Zehr, H. (2002). Restorative Justice: A New Perspective on Crime and Punishment (L.M. Karnozova, ed.). Translated from English. Moscow: Center for Judicial and Legal Reform. (In Russ.). - Карабанова, О.А. (2005). Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Айрис-пресс. Karabanova, O.A. (2005). Developmental Psychology: Lecture Notes. Moscow: Iris-Press. (In Russ.).
- Карнозова, Л.М. (2014). Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). М.: Проспект.
Karnozova, L.M. (2014). Introduction to Restorative Justice (Mediation in Response to Crime). Moscow: Prospect. (In Russ.). - Кирсанов, А.И. (2020). Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтогенности образовательной среды. Электронный журнал «Язык и текст», 6(4), 32–41. https://doi.org/10.17759/langt.2019060405
Kirsanov, A.I. (2020). Conflicts in Educational Institutions. Reasons for the Increasing Conflict-Prone Nature of the Educational Environment. Electronic Journal "Language and Text", 6(4), 32–41. https://doi.org/10.17759/langt.2019060405 (In Russ.). - Кондратьев, М.Ю., Кондратьев, Ю.М. (2006). Психология отношений межличностной значимости. М.: ПЕР СЭ.
Kondratyev, M.Yu., Kondratyev, Yu.M. (2006). Psychology of Interpersonal Significance Relationships. Moscow: PER SE. (In Russ.). - Кондратьев, М.Ю. (2025а). Социально-психологическая служба в образовании (2-е. изд., стер.). М.: Юрайт.
Kondratyev, M.Yu. (2025a). Socio-Psychological Service in Education (2nd ed.). Moscow: Yurayt. (In Russ.). - Кондратьев, М.Ю. (2025б). Социальная психология образования (2-е. изд.). М.: Юрайт.
Kondratyev, M.Yu. (2025b). Social Psychology of Education (2nd ed.). Moscow: Yurayt. (In Russ.). - Коновалов, А.Ю. (2012). Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство (Л.М. Карнозова, ред.). М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа».
Konovalov, A.Yu. (2012). School Reconciliation Services and Restorative Culture of Relationships: A Practical Guide (L.M. Karnozova, ed.). Moscow: Center for Judicial and Legal Reform. (In Russ.). - Методические рекомендации по организации деятельности служб медиации и примирения (2024). М.: ФГБОУ «Центр защиты прав и интересов детей».
Methodological Recommendations for Organizing Mediation and Reconciliation Services (2024). Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution "Center for the Protection of Children's Rights and Interests". (In Russ.). - Наумова, Л.Д. (2010). Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Тюмень.
Naumova, L.D. (2010). Formation of Readiness of High School Students for Productive Conflict Resolution: Extended abstr. Cand. of Ped. Sci. Russian State Vocational Pedagogical University. Tyumen. (In Russ.). - Пастухова, Е.Г. (2024). Восстановительная медиация как способ разрешения школьных конфликтов: Выпускная квалификационная работа. МГУ имени М.В. Ломоносова. М.
Pastukhova, E.G. (2024). Restorative Mediation as a Method for Resolving School Conflicts: Graduation Thesis. Lomonosov Moscow State University. Moscow. (In Russ.). - Петровская, Л.А. (2007). Общение – компетентность – тренинг: Избранные труды (О.В. Соловьева, ред.-сост.). М.: Смысл.
Petrovskaya, L.A. (2007). Communication – Competence – Training: Selected Works (O.V. Solovyova, comp. and ed.). Moscow: Smysl. (In Russ.). - Скутина, Т.В. (2008). Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: Дис. … канд. психол. наук. Сибирский федеральный университет. М. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=80039.
Skutina, T.V. (2008). Conflict Competence as a Resource for the Development of Interpersonal Communication in Adolescents: Extended abstr. Cand. of Psychol. Sci. Siberian Federal University. Moscow. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=80039 (In Russ.). - Слоик, М.И. (2021). Школьная медиация в начальной школе. Образование и право, 6, 199–207. DOI:24412/2076-1503-2021-6-199-208 Sloik, M.I. (2021). School Mediation in Primary School. Education and Law, 6, 199–207. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2021-6-199-208 (In Russ.).
- Харченко, М.В. (2010). Социально-психологическая специфика конфликта в подростковой манипуляции педагогами: Дис. … канд. психол. наук. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль.
Kharchenko, M.V. (2010). Socio-Psychological Specifics of Conflict in Adolescent Manipulation of Teachers: Extended abstr. Cand. of Psychol. Sci. Yaroslavl State University named after P.G. Demidov. Yaroslavl. (In Russ.). - Цыганкова, Е.Н. (2019). Ситуационный подход к управлению конфликтами в школьном социуме: Автореф. дис. … канд. социолог. наук. Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова. Белгород.
Tsygankova, E.N. (2019). Situational Approach to Conflict Management in the School Community: Extended abstr. Cand. of Sociol. Sci. Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov. Belgorod. (In Russ.). - Шакирова, Д.М. (2018). Социальный конфликт и стратегии конфликтного поведения в современных школах: Автореф. дис. … канд. социолог. наук. Казанский государственный энергетический университет. Саранск.
Shakirova, D.M. (2018). Social Conflict and Conflict Behavior Strategies in Modern Schools: Extended abstr. Cand. of Sociol. Sci. Kazan State Power Engineering University. Saransk. (In Russ.). - Coser, L. (1968). The Functions of Social Conflict. London: Routledge and Paul.
- Delgado, N.B., Alaban, M.A.C., Beramo, J.A.R., Emboltura, F.S. (2019). Restorative Justice as Practiced in School: A Study of an Inclusive School’s Approach in Developing the Socio-Emotional Skills of Children with Special Educational Needs. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 388, 172–176.
- Hollands, F.M., Leach, S.M., Shand, R., Head, L., Wang, Y., Dossett, D., Chang, F., Yan, D., Martin, M., Pan, Y., Hensel, S. (2022). Restorative Practices: Using local evidence on costs and student outcomes to inform school district decisions about behavioral interventions. Journal of School Psychology, 92, 188– https://doi.org/10.1016/j.jsp.2022.03.007
- Joseph-McCatty, A.A., Hnilica, R.J. (2023). Restorative practices: The application of restorative circles in a case study school. Teaching and Teacher Education, 121, Article 103935. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103935
- Kerwick, C.T., Garnett, B., Moore, M., Ballysingh, T.A., Smith, L.C. (2020). Introducing Restorative Practices in a Diverse Elementary School to Build Community and Reduce Exclusionary Discipline: Year One Processes, Facilitators, and Next Steps. School Community Journal, 30(2), 155–183.
- Marcucci, O. (2021). Why restorative justice works in schools: An investigation into the interactional dynamics of restorative circles. Learning, Culture and Social Interaction, 31(1), Article 100561. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100561
- Moran, E., Sloan, S., Walsh, E., Taylor, L. (2024). Exploring restorative practices: Teachers’ experiences with early adolescents. International Journal of Educational Research Open, 6, Article 100323. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2024.100323
- Short, R., Case, G., McKenzie, K. (2018). The long-term impact of a whole school approach of restorative practice: The views of secondary school teachers. Pastoral Care in Education, 36(4), 313– https://doi.org/10.1080/02643944.2018.1528625
- Todić, J., Cubbin, C., Armour, M., Rountree, M., González, T. Reframing school-based restorative justice as a structural population health intervention, Health and Place, 62, Article 102289. https://doi.org/10.1016/j.healthplace.2020.102289
- Weber, C., Vereenooghe, L. (2020). Reducing conflicts in school environments using restorative practices: A systematic review. International Journal of Educational Research Open, 1, Article 100009. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100009
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 44
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 44
Скачиваний PDF
За все время: 15
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 15
Всего
За все время: 59
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 59