Риски социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях глобальной цифровизации

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 21 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Аналитический обзор посвящен вопросам цифровой инклюзии детей с нарушением интеллекта. Глобальная цифровизация открывает новые образовательные и социальные перспективы, но также усиливает цифровое неравенство. Актуальность исследования определяется необходимостью анализа стратегий цифровой интеграции данной группы детей с учетом возможностей и рисков цифровой среды. Цель. Систематизировать актуальные данные о цифровой инклюзии, включая барьеры инклюзивного образования, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации и влияние цифровых технологий на социализацию детей с нарушением интеллектуального развития. Гипотеза. Цифровая среда может способствовать социализации и обучению детей с нарушением интеллекта при условии адаптации контента и инструментов в соответствии с их когнитивными возможностями. Методы и материалы. Исследование основано на анализе научных публикаций (2021—2024), посвященных вопросам цифровой доступности, правовому регулированию инклюзивного образования, а также применению современных технологий в обучении и социальной адаптации. Использованы методы систематизации, сравнительного анализа и обобщения. Результаты. Существует необходимость соблюдения стандартов доступности при создании цифровых образовательных платформ и развития междисциплинарного подхода, объединяющего педагогические, технические, психологические и правовые аспекты. Альтернативная коммуникация, универсальный дизайн для обучения, виртуальная реальность и телемедицинские решения обладают потенциалом в образовании и реабилитации, но остаются вызовы: сложности восприятия мультимодального контента, перегрузка информацией и недостаточная адаптация цифровых платформ. Заключение. Для эффективной цифровой инклюзии требуется комплексная адаптация образовательных программ, модернизация цифровой инфраструктуры и формирование специализированных компетенций у специалистов для работы с детьми с нарушением интеллекта.

Общая информация

Ключевые слова: цифровой разрыв, альтернативная и дополнительная коммуникация

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150303

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-01653, https://rscf.ru/project/24-28-01653/; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского.

Поступила в редакцию 07.04.2025

Поступила после рецензирования 26.04.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Защиринская, О.В., Белимова, П.А. (2025). Риски социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях глобальной цифровизации. Психология и право, 15(3), 37–53. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150303

© Защиринская О.В., Белимова П.А., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Социальная адаптация является ключевым элементом функционирования общественных институтов, поскольку она обеспечивает включение различных групп населения в социальные, экономические и культурные процессы. Эффективная адаптация способствует снижению социальной напряженности, укреплению гражданской солидарности и созданию инклюзивной среды, в которой каждый человек может реализовать свой потенциал. Особенно важно учитывать потребности уязвимых групп, включая людей с ограниченными возможностями. Государственные, образовательные и общественные институты должны разрабатывать стратегии и механизмы, способствующие социальной адаптации, опираясь на принципы равных возможностей, доступности и поддержки.
Глобальная цифровизация трансформирует общественные институты меняет формы коммуникации, образования и социальной интеграции (Glencross et al., 2021). У детей с нарушением интеллекта существуют серьезные барьеры в использовании информационно-компьютерных технологий, что приводит к усилению их цифрового неравенства. Недостаточная адаптация цифровых образовательных ресурсов ведет к усилению их цифрового разрыва в меняющемся социуме и снижению общественной самостоятельности (Владимирова, Чистякова, Мирошниченко, 2023). Данный феномен проявляется в ограниченном интернет-взаимодействии, низкой функциональной грамотности и недостаточной адаптации к использованию гаджет-приложений (Стариков, 2021). Важной проблемой остается недостаточное соответствие цифровых образовательных ресурсов международным и национальным стандартам доступности, что значительно ограничивает возможности данной группы детей (Buchner et al., 2021).
Проблема социальной интеграции детей с нарушением интеллекта с помощью цифровых технологий начала активно рассматриваться в последние десятилетия в контексте инклюзивного образования и универсального дизайна для обучения, в основе которого лежат принципы вовлеченности (привлечение интереса, поддержание усилий и настойчивости, саморегуляция), репрезентации (восприятие языка и символов), а также принцип действия и выражения (физические действия, выражение в коммуникации, исполнительная функция) (AlRawi, AlKahtani, 2022; Bencini, 2023).
Исследования показывают, что традиционные образовательные и коммуникационные методы оказываются недостаточно эффективными без адаптации цифровых технологий к потребностям данной группы (Bencini, 2023). В рамках международных правозащитных инициатив, включая Конвенцию ООН о правах инвалидов, активно обсуждается вопрос их цифровой доступности (Buchner et al., 2021). При современных тенденциях в модернизации нормативных актов для улучшения цифрового поведения детей с нарушением интеллекта они по-прежнему остаются одной из наиболее уязвимых групп с существенными трудностями в освоении обширной информационной среды (Young, Quibell, 2000).
В условиях активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс возникает необходимость анализа рисков и возможностей цифровой инклюзии для детей с учетом их когнитивных особенностей. Отсутствие систематического подхода в создании адаптированных цифровых решений обусловливает низкую доступность многих цифровых образовательных платформ и сервисов для данной категории пользователей (Владимирова, Чистякова, Мирошниченко, 2023). Информационное неравенство не только ограничивает образовательные перспективы детей, но и затрудняет их социализацию, ограничивая возможности участия в жизни цифровизированного общества и влияя на их самоотношение (Рафикова, 2024; Glencross et al., 2021).
Настоящее исследование предлагает комплексный анализ рисков социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях мировой цифровизации. В отличие от предыдущих работ, в которых основное внимание уделяется проблемам инклюзивного образования (Buchner et al., 2024; Göransson et al., 2022) или техническим аспектам доступности (Владимирова и др., 2023), в данной статье представлен междисциплинарный научный подход, объединяющий педагогические, технические и социальные риски социально-коммуникативной интеграции детей изучаемой категории.
Существующие исследования показывают, что большинство цифровых образовательных ресурсов не адаптированы для пользователей с нарушением интеллекта (AlRawi, AlKahtani, 2022). При наличии международных стандартов доступности, таких как Web Content Accessibility Guidelines (WCAG), их внедрение в образовательную практику происходит медленно и не всегда учитывает когнитивные особенности детей данной группы (Bencini, 2023). Исследования альтернативной и дополнительной коммуникации (Белимова, Защиринская, 2024) подтверждают, что графические системы, используемые в цифровых средах, не всегда интуитивно понятны этим детям.
Цель исследования — выявить ключевые риски и барьеры, препятствующие социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях цифровизации, а также предложить рекомендации по созданию доступных цифровых решений. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи.
  1. Проанализировать современные исследования в области цифровой инклюзии и альтернативной коммуникации.
  2. Выявить основные цифровые барьеры, которые проявляются у детей с нарушением интеллекта.
  3. Исследовать эффективность различных подходов к созданию доступных цифровых решений.
  4. Разработать рекомендации по внедрению цифровых технологий, учитывающих когнитивные особенности этих детей.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что цифровая среда может способствовать социализации и обучению детей с нарушением интеллекта при условии адаптации контента и инструментов в соответствии с их когнитивными возможностями. Цифровые технологии, разработанные с учетом принципов доступности (WCAG, ГОСТ Р 52872-2019) и альтернативной коммуникации, могут значительно снизить уровень цифрового неравенства и способствовать социальной интеграции детей нарушением интеллекта.

Материалы и методы

Настоящее исследование представляет собой аналитический обзор научных публикаций, посвященных вопросам социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях глобальной цифровизации. Основной целью является анализ рисков и возможностей цифровых технологий в обучении и социальной адаптации данной группы, а также выявление эффективных стратегий инклюзии.
Исследование проводилось в несколько этапов.
  1. Поиск и отбор источников — анализ научных публикаций за 2021—2024 годы в российских и зарубежных базах данных, включая Webof Science, Scopus, eLibrary и CyberLeninka.
  2. Классификация материалов — отбор исследований по тематическим направлениям: цифровое неравенство, инклюзивное образование, альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), использование цифровых технологий и риски цифровизации.
  3. Анализ данных — выявление ключевых проблем, сравнительный анализ подходов к цифровой инклюзии и формулировка выводов.
В обзор были включены 26 научных статей, затрагивающих различные аспекты цифровой интеграции детей с нарушением интеллекта. Критериями включения стали:
  • публикация в рецензируемом научном журнале;
  • соответствие тематике исследования;
  • наличие эмпирических данных или систематического обзора;
  • открытый доступ к полному тексту.
Среди ключевых работ можно выделить исследования цифрового неравенства и доступности (Владимирова, Чистякова, Мирошниченко, 2023; Glencross et al., 2021; Young, Quibell, 2000), проблемы инклюзивного образования (Buchner et al., 2024; Göransson et al., 2022; Mavropalias, Alevriadou, Rachanioti, 2021), влияние цифровых технологий на социализацию (Рафикова, 2024; Стариков, 2021), а также применение альтернативной коммуникации (Белимова, Защиринская, 2024; Защиринская, Белимова, 2024).
Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы.
  1. Систематический анализ научной литературы — оценка актуальных публикаций по вопросам цифровой инклюзии и интеграции детей с нарушением интеллекта.
  2. Метод сравнительного анализа — сопоставление стратегий инклюзивного образования и цифровых решений в разных странах.
  3. Метод контент-анализа — выявление ключевых факторов, влияющих на успешность использования цифровых технологий в социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.
  4. Обобщение эмпирических данных — систематизация результатов исследований, оценивающих эффективность телемедицины, виртуальной реальности и цифровых образовательных платформ.

Результаты

Цифровое неравенство и доступность цифровых технологий
Цифровая трансформация общества создала новые возможности для социальной интеграции детей с нарушением интеллекта, но усилила существующие барьеры, связанные с доступностью и адаптацией цифровых ресурсов. Современные исследования показывают, что использование цифровых технологий в образовательной и социальной сферах может как способствовать, так и препятствовать общественной вовлеченности данной группы детей.
Одной из наиболее значимых проблем остается цифровое неравенство. Люди с нарушением интеллекта часто испытывают психическое напряжение в связи с когнитивными ограничениями при доступе к цифровым сервисам из-за технических причин и нехватки адаптированных интерфейсов, а также сложности индивидуального восприятия цифровой информации. При росте доступности Интернета и цифровых сервисов эти дети испытывают специфические трудности при использовании онлайн-ресурсов. Исследования показывают, что даже при наличии технического доступа, они ограничены в применении цифровых инструментов по типу пассивного потребления контента, а не для активного взаимодействия или обучения (Glencross et al., 2021). У них использование цифровых ресурсов при наличии доступа к Интернету ограничено узким набором функций, таких как просмотр видео или игры, а образовательные и коммуникативные возможности остаются недостаточно освоенными. Данная проблематика отражает не только низкую цифровую грамотностью, но и недостаточный уровень адаптации контента для пользователей с когнитивными особенностями (Стариков, 2021). Одним из препятствий его доступности является сложность восприятия интерфейсов и отсутствие адаптированных образовательных программ, учитывающих когнитивные особенности пользователей (Стецко, Киселёва, 2024).
Исследователи подчеркивают, что для устранения цифровых барьеров необходимо внедрение стандартов доступности (таких как WCAG и ГОСТ Р 52872—2019), включая использование понятного языка и визуально-интуитивных интерфейсов (Владимирова, Чистякова, Мирошниченко, 2023). На практике большинство цифровых продуктов не учитывают потребности пользователей c нарушением интеллектуального развития, что ограничивает их включенность в цифровое пространство (Young, Quibell, 2000).

Инклюзивное образование: барьеры и перспективы

В образовательной сфере, несмотря на провозглашаемые принципы инклюзивного обучения, дети с нарушением интеллекта остаются одной из наиболее изолированных групп. С учетом барьеров, обусловливающих низкую вовлеченность родителей в образование детей с нарушением интеллектуального развития и включающих низкий уровень родительского образования, негативное отношение учителей, экономические ограничения, стигматизацию лиц с ограниченными возможностями, отсутствие поддержки, родительский стресс/депрессия, недостаток знаний и навыков, количество братьев и сестер в семье, несоответствие ожиданий (между родителями и учителями), отсутствие правовых/политических рамок относительно родительского участия, отсутствие четких каналов коммуникации между родителями и персоналом школы, а также тяжесть инвалидности ребенка, процесс инклюзии оказывается крайне затруднен для данной категории обучающихся (Oranga, Obuba, Boinet, 2022).
В ряде европейских стран в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов включенность детей нарушением интеллекта в общеобразовательную среду возросла, но до сих пор остается низкой. Несмотря на внедрение инклюзивных практик в образовательные системы, учащиеся с нарушением интеллектуального развития чаще других продолжают обучаться в специализированных школах (Buchner et al., 2021). Шведские исследования показывают, что учителя специализированных классов часто скептически относятся к возможности интеграции таких учащихся в массовую школу, полагая, что специализированное обучение является более эффективным (Göransson et al., 2022). Аналогичные тенденции наблюдаются в Южной Африке, где образовательная политика привела к созданию трех отдельных учебных программ в зависимости от степени выраженности интеллектуального нарушения, что потенциирует детскую сегрегацию вместо интеграции (McKenzie, 2021). В Греции родители высказывают умеренное удовлетворение инклюзивной моделью, но отмечают недостаточную поддержку со стороны педагогов и нехватку индивидуального подхода к их ребенку (Mavropalias, Alevriadou, Rachanioti, 2021). В США и Ирландии реализуются программы расширенного доступа к высшему образованию, однако студенты с нарушением интеллекта испытывают системные препятствия, связанные с ограничением применения адаптированных образовательных материалов и низким уровнем готовности вузов к их обучению (Grigal, Dukes, Walker, 2021; O’Donovan, 2021). В России выявлены серьезные трудности при подготовке дошкольников с нарушением интеллекта к обучению в инклюзивных условиях: исследования показывают, что у большинства из них наблюдаются выраженные дефициты в фонематическом восприятии, лексико-грамматических навыках и зрительно-пространственной ориентации (Мурашова, Саюк, 2022).

Альтернативная и дополнительная коммуникация

Одним из наиболее перспективных направлений в поддержке социально-коммуникативной интеграции стало развитие альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Использование пиктографических систем существенно облегчает процесс социального взаимодействия детей с нарушением интеллекта, повышая их самостоятельность и уверенность в общении (Белимова, Защиринская, 2024). Эффективность таких систем зависит от их графической структуры и уровня их иконичности (Защиринская, Белимова, 2024): простые пиктограммы лучше воспринимаются и быстрее интерпретируются детьми с клиническим диагнозом «легкая умственная отсталость» (по МКБ-10). При этом важно учитывать не только визуальную доступность, но и особенности речевых и языковых процессов, поскольку дети с нарушением интеллекта могут испытывать трудности с формированием и декодированием языковых и информационных систем (Закрепина, Стребелева, 2023).

Использование цифровых технологий в обучении и поддержке

Современные технологии предлагают широкий спектр цифровых инструментов, способствующих образовательной и социальной интеграции детей с нарушением интеллекта. Телемедицинские платформы показали свою эффективность в дистанционном консультировании и поддержке лиц с когнитивными особенностями, обеспечивая удобный доступ к медицинской помощи (Krysta et al., 2021). Виртуальная реальность активно используется в обучении навыкам самообслуживания и адаптации к окружающей среде, но требует дальнейшего исследования в контексте ее влияния на когнитивное развитие детей (Almuaqel, 2023). Универсальный дизайн для обучения (Universal Design for Learning, UDL), подразумевающий возможность самостоятельного управления обучением с учетом индивидуальных потребностей, показал хорошие результаты в образовательном процессе, особенно при использовании цифровых книг, аудиосистем и специализированного программного обеспечения (AlRawi, AlKahtani, 2022). В России активно развиваются методики коррекционно-развивающих занятий, способствующих развитию когнитивных функций и повышению учебной мотивации, которые могут быть дополнены применением цифровых инструментов (Закрепина, Стребелева, 2023).

Риски цифровизации и влияние цифровых медиа

Несмотря на потенциал цифровых технологий, существует ряд рисков. Исследования показывают, что у детей с нарушением интеллекта отмечаются трудности при интерпретации визуального контента, включая эмодзи и мемы, что может приводить к неправильному пониманию сообщений (Белимова, Микляева, 2024). Кроме того, мультимодальные медиатексты, включающие сложные сочетания текстовой и визуальной информации, могут оказывать повышенную когнитивную нагрузку, затрудняя восприятие содержания (Ахренова, Зарипов, 2023).
Изменение цифрового языка вносит методические и коррекционно-педагогические сложности: в коммуникации все чаще используются символы, пиктограммы и сокращения, которые создают затруднения в интерпретации их детьми. Развитие альтернативного языка, включающего эмодзи и пиктограммы, требует тщательного изучения в контексте его влияния на формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта (Копусь, 2021). Современные исследования указывают на необходимость разработки специальных методик цифровой грамотности для таких пользователей, чтобы снизить риски их социальной изоляции и когнитивных перегрузок (Белимова, Микляева, 2024), а также риски, связанные с кибернасилием (Бадмаева, Дозорцева, 2024) и возможными последствиями в виде формирования агрессивного паттерна поведения (Шипкова, Шпорт, Булыгина, 2024).
Таким образом, анализ существующих исследований подтверждает, что цифровизация оказывает значительное влияние на социальную интеграцию детей с нарушением интеллекта. С одной стороны, технологии открывают новые возможности для коммуникации, обучения и социализации, с другой — создают новые барьеры, связанные с когнитивной нагрузкой, сложностью восприятия информации и недостаточной адаптацией к цифровой среде. Решение этих проблем требует междисциплинарного подхода, включающего разработку доступных цифровых инструментов, модернизацию учебных программ и учет особенностей альтернативной коммуникации в современном образовательном пространстве.

Обсуждение результатов

Результаты анализа научных публикаций подтверждают, что цифровизация оказывает значительное влияние на социально-коммуникативную интеграцию детей с нарушением интеллекта, создавая как новые возможности, так и дополнительные барьеры. Исследование выявило несколько ключевых аспектов, требующих детального рассмотрения: цифровое неравенство, проблемы инклюзивного образования, роль альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), эффективность цифровых технологий и существующие риски цифровой среды.
Несмотря на развитие цифровых технологий, дети с нарушением интеллекта остаются уязвимой группой в контексте цифрового неравенства. Ограниченность цифровой грамотности, недостаточная адаптация интерфейсов и сложность восприятия информации приводят к когнитивным затруднениям в использовании интернет-ресурсов в образовательных и социальных целях (Стариков, 2021; Glencross et al., 2021). При изучении международного опыта инклюзии подтверждается гипотеза о труднодоступности цифровой среды для данной группы пользователей.
Исследования показывают, что отсутствие единых стандартов цифровой доступности усугубляет ситуацию (Владимирова, Чистякова, Мирошниченко, 2023). Существуют международные нормативные акты (WCAG) и их российский аналог (ГОСТ Р 52872-2019). Однако их внедрение в практику нуждается в правовом и нормативном регулировании в области доступности цифровой среды для людей с нарушением интеллекта (Стецко, Киселёва, 2024).
На фоне мировых трендов в развитии инклюзивного образования учащиеся с нарушением интеллекта с существенными затруднениями применяют в реальной жизни свои цифровые возможности. В Европе наблюдается рост числа учащихся с особыми образовательными потребностями, инклюзивно включенных в массовые школы; но дети с интеллектуальными нарушениями остаются исключенной группой (Buchner et al., 2021; Göransson et al., 2022). Формальная реализация инклюзивных инициатив не всегда приводит к реальной интеграции.
В странах с менее развитыми образовательными системами ситуация еще сложнее. В Южной Африке переход к инклюзии привел к разработке трех различных учебных программ для детей с разной степенью интеллектуальных нарушений, что фактически закрепило их сегрегацию (McKenzie, 2021). В Греции родители в целом поддерживают идею инклюзии, но отмечают нехватку квалифицированных педагогов и персонализированного подхода в обучении (Mavropalias, Alevriadou, Rachanioti, 2021).
В высшем образовании проблема становится еще более острой. В США и Ирландии внедрены программы для студентов с нарушением интеллекта, но их успех ограничен нехваткой адаптированных учебных материалов и недостаточной подготовленностью вузов к работе с этой группой субъектов вузовского образования (Grigal, Dukes, Walker, 2021; O’Donovan, 2021). В России исследование в дошкольной среде выявило существенные ограничения в готовности этих детей к обучению в инклюзивной среде, что усложняет выбор дальнейшего образовательного маршрута (Мурашова, Саюк, 2022).
Таким образом, результаты анализа современных первоисточников подтверждают, что инклюзия требует не только правовых, но и ведомственных актов с целью изменения подходов и методик в преподавании, внедрении адаптивных образовательных программ и подготовки специалистов.
В качестве одного из преимуществ социальной интеграции детей с нарушением интеллекта рассматривается альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК). Использование пиктографических систем значительно облегчает процесс общения и способствует формированию самостоятельности (Белимова, Защиринская, 2024). Эффективность пиктограмм зависит от уровня их иконичности: простые графические символы воспринимаются точнее, чем детализированные изображения (Защиринская, Белимова, 2024). Данный эмпирический факт согласуется с гипотезой о том, что визуальная простота способствует лучшему пониманию. В этом контексте концепция универсального дизайна приобретает особое значение, поскольку позволяет создавать интуитивно понятные интерфейсы для пользователей с разными интеллектуальными возможностями (Bencini, 2023).
Цифровые технологии могут эффективно использоваться для обучения и социализации детей с нарушением интеллекта, но их внедрение требует понимания специфики данной группы. Например, телемедицинские платформы показали свою полезность в организации дистанционного консультирования и поведенческих вмешательств (Krysta et al., 2021). Виртуальная реальность используется для обучения базовым социальным навыкам, но пока остается недостаточно изученной в области когнитивной коррекции (Almuaqel, 2023).
Методики универсального дизайна для обучения демонстрируют высокую эффективность в образовании, особенно при использовании цифровых книг, аудиосистем и специализированных программ (AlRawi, AlKahtani, 2022). В российских исследованиях подчеркивается важность адаптированных коррекционно-развивающих занятий, в том числе с применением цифровых технологий (Закрепина, Стребелева, 2023). Технологии могут способствовать инклюзии, если они адаптированы под потребности детей с нарушением интеллекта.
Результаты исследования выявили ряд рисков, связанных с цифровизацией. Одной из проблем является сложность интерпретации визуального контента, включая эмодзи и мемы, что может вызывать когнитивную перегрузку и недопонимание (Белимова, Микляева, 2024). Мультимодальные медиатексты, включающие текст, изображения и звук, могут затруднять восприятие информации у детей с нарушением интеллекта (Ахренова, Зарипов, 2023). Изменения в цифровом языке оказывают влияние на коммуникацию: современные текстовые форматы включают большое количество сокращений, пиктограмм и символов, что затрудняет их понимание людьми с когнитивными особенностями (Копусь, 2021).
Цифровизация требует дополнительных механизмов адаптации для пользователей с нарушением интеллекта. Разработка специальных методик цифровой грамотности способствует учету когнитивных ограничений при создании цифрового контента и внедрению персонализированных интерфейсов.
Обобщая полученные данные, можно утверждать, что цифровые технологии обладают высоким потенциалом для поддержки социальной и образовательной интеграции детей с нарушением интеллекта. Однако их успешное применение требует устранения барьеров цифрового неравенства, внедрения адаптивных методик инклюзивного образования и учета специфики восприятия информации данной группой. Таким образом, результаты исследования подтверждают исходную гипотезу о том, что технологии могут уменьшить цифровое неравенство и способствовать инклюзии, но для этого необходима комплексная адаптация образовательной среды, информационных ресурсов и инструментов цифровой коммуникации.

Заключение

Применение метода систематического анализа позволило получить целостное представление о проблемах и перспективах цифровой инклюзии, определить ключевые барьеры и предложить рекомендации по их преодолению. Анализ научных исследований показал, что цифровые технологии могут выступать как инструментом инклюзии, так и фактором, усугубляющим цифровое неравенство. В контексте международных усилий по развитию инклюзивного образования и созданию доступной цифровой среды, дети с нарушением интеллекта на практике испытывают влияние системных барьеров, связанных с недоступностью цифровых ресурсов, неподготовленностью образовательных систем и сложностью восприятия мультимодального контента. В современных работах рассматриваются как технологические, так и педагогические аспекты создания инклюзивной цифровой среды, однако остаются пробелы в исследованиях, касающихся специфики когнитивных ограничений и адаптации интерфейсов.
Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что технологии могут способствовать социальной интеграции данной группы, если они адаптированы в соответствии с принципами универсального дизайна, альтернативной коммуникации и цифровой доступности. Однако для успешного внедрения таких технологий требуется междисциплинарный подход, включающий педагогические, технические и правовые аспекты.
Для эффективной цифровой интеграции детей необходимо уделить особое внимание разработке адаптированных цифровых решений. Важно создавать интуитивно понятные интерфейсы и интегрировать альтернативные способы коммуникации, такие как пиктограммы и визуальные подсказки. Наиболее успешными стратегиями являются персонализированные интерфейсы, мультимодальные способы взаимодействия, а также универсальный дизайн на образовательных и социальных цифровых платформах. Однако внедрение данных решений требует детального изучения индивидуальных потребностей пользователей и многоуровневой адаптации цифровых продуктов. Особое внимание следует уделить внедрению стандартов доступности, таких как WCAG, в национальные нормативные документы, регулирующие разработку цифровых образовательных ресурсов. Это позволит снизить барьеры в использовании цифровых технологий и повысить их эффективность для изучаемой группы детей.
Важна целенаправленная подготовка педагогов и специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта, по вопросам применения цифровых технологий в образовательном процессе. В современных условиях цифровая грамотность должна включать не только базовые навыки работы с цифровыми ресурсами, но и умение адаптировать их для детей с особыми образовательными потребностями. Развитие специализированных программ подготовки и повышения квалификации педагогов позволит более эффективно использовать возможности цифровых технологий в инклюзивном образовании.
Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение эффективности современных цифровых технологий, таких как виртуальная реальность, телемедицина и адаптивные образовательные платформы, в формировании когнитивных и коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта. Дополнительные исследования необходимы для оценки влияния различных форм цифрового контента, включая мультимодальные медиатексты и эмодзи, на процесс восприятия информации и развитие социального взаимодействия у данной группы пользователей.
Особое внимание следует уделить анализу рисков цифровой среды, поскольку ее стремительное развитие приводит к новым когнитивным вызовам. Дальнейшие исследования могут быть направлены на понимание эффективности внедрения в языковую среду цифровых технологий, включая пиктограммы, символы и мультимодальные форматы. Специалистам следует учитывать роль цифровых возможностей в повышении когнитивной нагрузки для детей и разработке рекомендаций по оптимизации интерфейсов и образовательных платформ для обучающихся с нарушением интеллекта.
В целом, дальнейшие исследования должны быть ориентированы на междисциплинарный подход, объединяющий педагогические, технические, психологические и нормативно-правовые аспекты. Комплексные решения, учитывающие потребности детей с нарушением интеллекта на всех уровнях жизнедеятельности — от образования до социальной жизни — позволят добиваться реального снижения цифрового неравенства и повышения уровня инклюзии.
Таким образом, разработка рекомендаций позволила сформулировать ключевые принципы внедрения цифровых технологий, ориентированных на потребности детей с нарушением интеллекта. Среди них: необходимость создания интуитивно понятных интерфейсов, использование простых и предсказуемых навигационных схем, адаптация цифрового контента с учетом когнитивных особенностей, а также привлечение специалистов по инклюзивному дизайну на всех этапах разработки цифровых решений.
Цифровая среда может способствовать и одновременно препятствовать интеграции изучаемой категории детей. Для минимизации рисков и использования потенциала технологий необходимо внедрение комплексных стратегий, объединяющих методические, технические и нормативные компоненты социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта. При условии создания доступных цифровых решений и адаптивных образовательных программ можно преодолевать цифровое неравенство и повышать уровень социальной инклюзии данной группы детей.
Ограничения. Исследование основано на анализе ограниченного числа кейсов и экспертных мнений, что может снижать степень обобщаемости результатов. В работе использованы доступные источники и эмпирические материалы, однако некоторые аспекты интеграционных процессов остаются недостаточно освещенными из-за закрытости информации. Интеграционные процессы изменяются под влиянием внешних факторов (экономических, технологических, политических), что может требовать обновления выводов в будущем.

Литература

  1. Ахренова, Н.А., Зарипов, Р.И. (2023). Лингвопрагматические характеристики современного поликодового мультимодального медиатекста в контексте информационно-психологического воздействия. Медиалингвистика, 10(4), 428—449. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.401
    Akhrenova, N.A., Zaripov, R.I. (2023). The linguopragmatic characteristics of modern polycode-multimodal media text in the context of information-psychological influence. Media Linguistics, 10(4), 428—449. (In Russ.). https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.401
  2. Бадмаева, В.Д., Дозорцева, Е.Г. (2024). Дети и преступления с использованием интернет-технологий. М.: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68579568 (дата обращения: 14.03.2025).
    Badmaeva, V.D., Dozortseva, E.G. (2024). Children and crimes using internet technologies. Moscow: V.P. Serbsky National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology Publ. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68579568 (viewed: 14.03.2025).
  3. Белимова, П.А., Защиринская, О.В. (2024). Восприятие пиктографических систем альтернативной коммуникации при расстройствах интеллектуального развития. Клиническая и специальная психология, 13(3), 100—122. https://doi.org/10.17759/cpse.2024130305
    Belimova, P.A., Zashchirinskaia, O.V. (2024). Perception of Pictographic Alternative Communication Systems in Disorders of Intellectual Development. Clinical Psychology and Special Education, 13(3), 100—122. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpse.2024130305
  4. Белимова, П.А., Микляева, А.В. (2024). Как применение визуальных образов изменяет коммуникацию, опосредованную использованием цифровых устройств? Обзор эмпирических исследований. СибСкрипт, 26(5), 782—794. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-782-794
    Belimova, P.A., Miklyaeva, A.V. (2024). Effect of Visual Images on Digital Communication: Empirical Research Review. SibScript, 26(5), 782—794. (In Russ.). https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-5-782-794
  5. Владимирова, О.Н., Чистякова, Н.П., Мирошниченко, О.А. (2023). Вопросы информационной доступности для людей с инвалидностью, имеющих ментальные нарушения, включая РАС. Аутизм и нарушения развития, 21(1), 49—58. https://doi.org/10.17759/autdd.202321010
    Vladimirova, O.N., Chistyakova, N.P., Miroshnichenkо, O.A. (2023). Information Accessibility for People with Mental Disabilities, Including Autism Spectrum Disorders. Autism and Developmental Disorders, 21(1), 49—58. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/autdd.2023210106
  6. Закрепина, А.В., Стребелева, Е.А. (2023). Теоретико-методические ориентиры для разработки содержания коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с умственной отсталостью I—IV классов (АООП вариант 9.1). Специальное образование, 2(70), 16—34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54093982 (дата обращения: 14.03.2025).
    Zakrepina, A.V., Strebeleva, E.A. (2023). Theoretical and methodological guidelines for developing the content of rehabilitation classes for students with intellectual disability of grades I-IV (ABGEP variant 9.1). Special Education, 2(70), 16—34. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54093982 (viewed: 14.03.2025).
  7. Защиринская, О.В., Белимова, П. А. (2024). Когнитивные нарушения у подростков с расстройствами интеллектуального развития при декодировании символов альтернативной коммуникации разной иконичности. Российский психиатрический журнал, 2, 46—52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=73735133 (дата обращения: 14.03.2025).
    Zashchirinskaya, O.V., Belimova, P. A. (2024). Cognitive impairments in adolescents with disorders of intellectual development in decoding alternative communication symbols with varying iconicity. Russian Journal of Psychiatry, 2, 46—52. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=73735133 (viewed: 14.03.2025).
  8. Копусь, Т.Л. (2021). К вопросу об исследовании цифрового языка. Сервисplus, 15(2), 13—23. https://doi.org/10.24412/2413-693X-2021-2-13-23
    Kopus, T.L. (2021). On the research of digital language. Service Plus, 15(2), 13—23. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2413-693X-2021-2-13-23
  9. Мурашова, И.Ю., Саюк, Ю.С. (2022). Логопедическое сопровождение дошкольников с нарушениями интеллекта по формированию готовности к обучению грамоте в группе комбинированной направленности. В: Проблемы инклюзии детей с интеллектуальными нарушениями в современном образовании: материалы научно-практической онлайн-конференции (29 марта 2021 г.)(с. 26—31). М. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48609829 (дата обращения: 14.03.2025).
    Murashova, I.Yu., Sayuk, Yu.S. (2022). Speech therapy supports preschoolers with intellectual disabilities in developing readiness for literacy in a mixed-focus group. In: Problems of Inclusion of Children with Intellectual Disabilities in Modern Education: materials of the scientific and practical online conference (March 29, 2021) (pp. 26—31). Moscow. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48609829 (viewed: 14.03.2025).
  10. Рафикова, Р.А. (2024). Теоретические аспекты социализации детей подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости. Science and Education, 5(3), 566—577.
    Rafikova, R.A. (2024). Theoretical aspects of socialization of adolescent children with mild mental retardation. Science and Education, 5(3), 566—577. (In Russ.).
  11. Стариков, А.В. (2021). Актуальность информационной компетентности для обучающихся с нарушениями интеллекта в современном информационном обществе. В: Н.В. Чекалева (ред.), Горизонты образования: материалы II Международной научно-практической конференции (Омск, 22–23 апреля 2021 г.)(с. 159—161). Омск: Изд-во ОмГПУ. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47260229 (дата обращения: 14.03.2025).
    Starikov, A.V. (2021). The relevance of information competence for students with intellectual disabilities in the modern information society. In: N.V. Chekaleva (ed.), Horizons of Education: proceedings of the II International Scientific and Practical Conference (Omsk, April 22-23, 2021) (pp. 159—161). Omsk: Publishing house of Omsk State Pedagogical University. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47260229 (viewed: 14.03.2025).
  12. Стецко, Е.В., Киселёва, Д.А. (2024). Цифровые потребности инвалидов и перспективы их реализации в системе городских сервисов. Общество. Среда. Развитие (TerraHumana), 4(73), 25—32. https://doi.org/10.53115/19975996_2024_04_025_032
    Stetsko, E.V., Kiseleva, D.A. (2024). Digital needs of people with disabilities and prospects for their implementation in the urban services system. Environment. Development (Terra Humana), 4(73), 25—32. (In Russ.). https://doi.org/10.53115/19975996_2024_04_025_032
  13. Шипкова, К.М., Шпорт, С.В., Булыгина, В.Г. (2024). Зарубежные исследования нейропсихологических и биологических основ агрессивного поведения. Психология и право, 14(4), 161—175. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140411
    Shipkova, K.M., Shport, S.V., Bulygina, V.G. (2024). Foreign Studies of the Neuropsychological and Biological Bases of Aggressive Behavior. Psychology and Law, 14(4), 161— (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140411
  14. Almuaqel, I.A. (2023). Virtual reality and inclusive learning of individuals with intellectual and developmental disabilities: A review of findings and the path ahead. IEEE Transactions on Engineering Management, 71, 13049—13065.https://doi.org/10.1109/TEM.2023.3243530
  15. AlRawi, J.M., AlKahtani, M.A. (2022). Universal design for learning for educating students with intellectual disabilities: A systematic review. International Journal of Developmental Disabilities, 68(6), 800—808.https://doi.org/10.1080/20473869.2021.190050
  16. Bencini, G. (2023). Universal Design and Communication Rights: Meeting the Challenge of Linguistic and Communicative Diversity. In: I. Garofolo, G. Bencini (Eds.), Design for Inclusion (pp. 76—82). Amsterdam: IOS Press. https://doi.org/3233/SHTI230402
  17. Buchner, T., Shevlin, M., Donovan, M.-A., Gercke, M., Goll, H., Šiška, J., Janyšková, K., Smogorzewska, J., Szumski, G., Vlachou, A., Demo, H., Feyerer, E., Corby, D. (2021). Same progress for all? Inclusive education, the United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities and students with intellectual disability in European countries. Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities, 18(1), 7—22.https://doi.org/10.1111/jppi.12368
  18. Glencross, S., Mason, J., Katsikitis, M., Greenwood, K.M. (2021). Internet use by people with intellectual disability: Exploring digital inequality—A systematic review. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 24(8), 503—520. https://doi.org/10.1089/cyber.2020.0499
  19. Göransson, K., Bengtsson, K., Hansson, S., Klang, N., Lindqvist, G., Nilholm, C. (2022). Segregated education as a challenge to inclusive processes: A total population study of Swedish teachers’ views on education for pupils with intellectual disability. International Journal of Inclusive Education, 26(14), 1367—1382. https://doi.org/10.1080/13603116.2020.1810789
  20. Grigal, M., Dukes III, L.L., Walker, Z. (2021). Advancing access to higher education for students with intellectual disability in the United States. Disabilities, 1(4), 438—449.https://doi.org/10.3390/disabilities1040030
  21. Krysta, K., Romańczyk, M., Diefenbacher, A., Krzystanek, M. (2021). Telemedicine treatment and care for patients with intellectual disability. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(4), Article 1746. https://doi.org/10.3390/ijerph18041746
  22. Mavropalias, T., Alevriadou, A., Rachanioti, E. (2021). Parental perspectives on inclusive education for children with intellectual disabilities in Greece. International Journal of Developmental Disabilities, 67(6), 397—405. https://doi.org/10.1080/20473869.2019.1675429
  23. McKenzie, J. (2021). Intellectual disability in inclusive education in South Africa: Curriculum challenges. Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities, 18(1), 53—57. https://doi.org/10.1111/jppi.12337
  24. O'Donovan, M.-A. (2021). The elusive inclusive university: What does this look like for students with intellectual disability? An Irish perspective. Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities, 18(1), 68—74. https://doi.org/10.1111/jppi.12375
  25. Oranga, J., Obuba, E., Boinett, F.J. (2022). Barriers to parental involvement in the education of learners with intellectual disabilities. Open Journal of Social Sciences, 10(2), 410—423. https://doi.org/10.4236/jss.2022.102029
  26. Young, D.A., Quibell, R. (2000). Why rights are never enough: Rights, intellectual disability and understanding. Disability & Society, 15(5), 747—764. https://doi.org/10.1080/713661998

Информация об авторах

Оксана Владимировна Защиринская, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), заведующая кафедрой психотравматологии, Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского; доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2666-3529, e-mail: zaoks@mail.ru

Полина Андреевна Белимова, PhD in Psychology, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского, инженер, Университет ИТМО, центр юзабилити и смешанной реальности, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8581-4924, e-mail: belimova_polina@mail.ru

Вклад авторов

Защиринская О.В. — идеи исследования; планирование исследования; контроль за проведением исследования.

Белимова П.А. — аннотирование, написание и оформление рукописи.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Статья не содержит материалов, подлежащих оценке Этического комитета.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 108
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 8

 Скачиваний PDF

За все время: 47
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 5

 Всего

За все время: 155
В прошлом месяце: 59
В текущем месяце: 13