Вертикальный вектор мозговой организации отклоняющегося поведения: от нейродинамических дисфункций к регуляторным

69

Аннотация

Нарушения произвольной саморегуляции — важный фактор отклоняющегося поведения, что определяет значимость изучения их мозговых механизмов. Запросы превентивной практики требуют выявления наиболее онтогенетически ранних механизмов, во многом основанных на работе энергетического блока мозга. Коррекционное воздействие на этот блок позволяет преодолеть нейродинамические дисфункции и системно обусловленные ими проблемы произвольной саморегуляции, т. е. нормализовать работу вертикального вектора мозговой организации поведения для предотвращения возможных поведенческих девиаций. В статье представлен нейропсихологический анализ результатов исследований, освещающих распространенные дисфункциональные состояния вертикального вектора мозговой организации поведения. Особое внимание уделено субнормальному уровню дисфункций. Сделан вывод о том, что регуляторные дисфункции, относящиеся к числу детерминант отклоняющегося поведения, могут носить как первичный, так и вторичный характер; в последнем случае в их основе лежит дефицитарность структур энергетического блока мозга, современная нейропсихологическая стратегия преодоления которой также описана в статье.

Общая информация

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, нейропсихологическая коррекция

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023000001

Получена: 14.08.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Потапов А.М., Луковцева З.В., Чиркина Р.В. Вертикальный вектор мозговой организации отклоняющегося поведения: от нейродинамических дисфункций к регуляторным [Электронный ресурс] // Психология и право. С. 1–16. DOI: 10.17759/psylaw.2023000001

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. 318 с.
  2. Астапов В.М., Микадзе Ю.М. Нейропсихология. Строение и нарушения центральной нервной системы. Атлас: учеб. пособие для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2023. 59 с.
  3. Бадалян Л.О. Детская неврология: учеб. пособие. М.: МЕДпрессинформ, 2016. 608 с.
  4. Баулина М.Е. Нейропсихология: учеб. для вузов. М.: ВЛАДОС, 2018. 391 с.
  5. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента (традиция московской школы патопсихологии). М: Изд-во Моск. ун-та, 2020. 272 с.
  6. Велисевич Д.В. Органически обусловленные когнитивные нарушения, не достигающие степени деменции (принципы и критерии судебно-психиатрической оценки): автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2022. 21 с.
  7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2005. 384 с.
  8. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
  9. Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей: метод сенсомоторной коррекции. М.: Генезис, 2018. 165 с.
  10. Дацковский И. Два подхода к диагностике психопатий [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. 2019. Том 7. № 4(26). URL: http://medpsy.ru/climp/2019_4_26/article06.php (дата обращения: 16.07.2023).
  11. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2006. 224 с.
  12. Клиточенко Г.В., Малюжинская Н.В. Этиология, патогенез и диагностика перинатального поражения нервной системы у детей // Лекарственный вестник. 2019. Том 13. № 1. С. 38—41.
  13. Ковязина М.С., Корсакова Н.К. Новый взгляд на старую проблему: категория «Синдром» в психологии // Национальный психологический журнал. 2015. № 2(18). С. 66—76.
  14. Коган Б.М., Ляпина А.М. Системная оценка нейропсихологических подходов коррекционной работы с детьми с особенностями развития // Системная психология и социология. 2022. № 4(44). С. 48—58.
  15. Корнеев А.А., Захарова М.Н., Курганский А.В., Ломакин Д.И., Мачинская Р.И. Прогностическое значение электроэнцефалографических и нейропсихологических показателей состояния регуляторных функций мозга для оценки вероятности отклонений поведения у подростков [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 135—150. DOI: 10.17759/exppsy.2021140106
  16. Корсакова Н.К., Вологдина Я.О. Варианты нейропсихологического синдрома и этапы генеза концепции А.Р. Лурии о мозговой организации психических функций [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 64—69. DOI: 10.17759/chp.2022180309
  17. Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. К истории концепции А.Р. Лурии о трех структурно-функциональных блоках мозга человека [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2021. № 2. C. 3. DOI: 10.24412/2219-8245-2021-2-3
  18. Кравцов О.Г. Проблема личностного развития несовершеннолетних правонарушителей: культурно-исторический подход [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 49—56. DOI: https://doi.org/10.17759/chp. 2020160105
  19. Кузнеченкова С.О. Нейройога: Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
  20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с.
  21. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
  22. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
  23. Незнанов Н.Г., Коцюбинский А.П. Биопсихосоциальная парадигма: возможности и перспективы // Социальная и клиническая психиатрия. 2021. № 2. С. 5—12.
  24. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие. М.: Генезис, 2008. 50 с.
  25. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.
  26. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. М.: Генезис, 2007. 474 с.
  27. Семенович А.В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2018. 232 с.
  28. Соколовская Т.А., Ступак В.С. Организация медицинской помощи детям с последствиями перинатальной патологии: проблемы и региональные особенности [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. 2023. № 2(69):5. DOI: 10.21045/2071-5021-2023-69-2-5
  29. Сукиасян С.Г. Психосоматический диатез как составляющая концепции «Непсихиатрическая психиатрия» [Электронный ресурс] // Sciences of Europe. 2021. № 72-1. C. 11—12. DOI: 10.24412/3162-2364-2021-72-1-11-22
  30. Султанова А.С. Нейропсихологический подход к обеспечению психического здоровья детей и подростков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2017. Tом 9. № 1(42). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2017_1_42/nomer07.php (дата обращения: 25.07.2023).
  31. Суркова К.Л., Сергиенко А.А., Зверева Н.В. Нейропсихологический и логопедический анализ развития психических функций у детей ЭКО раннего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет): методы и результаты пилотажного исследования [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2021. Tом 13. № 3. DOI: 10.24412/2219-8245-2021-3-3
  32. Тебердиева С.О. Диагностика и профилактика поражений центральной нервной системы у новорожденных детей с пороками развития внутренних органов: дисс. ... канд. мед. наук. М., 2019. 100 с.
  33. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2005. 496 с.
  34. Шишкина О.А. Органическое расстройство личности у женщин, совершивших правонарушения: клинический и судебно-психиатрический аспекты: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2021. 23 с.
  35. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: метод. руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. 80 с.

Информация об авторах

Потапов Алексей Михайлович, клинический психолог, Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы (ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-3470-1183, e-mail: potapov.aleksey.33@gmail.com

Луковцева Зоя Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3033-498X, e-mail: sverchokk@list.ru

Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7040-7792, e-mail: rimmach@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 104
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 69
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1