Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 1. С. 8–13
doi:10.17759/bppe.2021180101
ISSN: 2658-3100 (online)
Развитие эмоционального интеллекта с использованием нейропсихологических упражнений на основе музыкальных сказок у детей с интеллектуальными нарушениями
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие эмоционального интеллекта, эмоциональный интеллект, нейропсихологическая коррекция, музыкальные сказки, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, музыкальные комплексы
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180101
Для цитаты: Глинская И.С. Развитие эмоционального интеллекта с использованием нейропсихологических упражнений на основе музыкальных сказок у детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 8–13. DOI: 10.17759/bppe.2021180101
Полный текст
Описание целей и задач программы
Цель программы — развитие эмоционального интеллекта на основе музыкальных сказок у детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи программы:
• коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы, обучение детей пониманию и осо
знанию эмоциональных переживаний и состояний;
• содействие коррекции негативных проявлений эмоционально-волевой сферы детей;
• содействие формированию полноценной социальной позиции ребенка;
• формирование общей базы движений;
2021. Том 18. № 1. С. 8-13
• содействие коррекции и развитию координационных способностей и двигательных действий у детей;
• содействие развитию психических процессов и улучшению работы головного мозга.
Отличительные особенности программы:
• коррекционно-развивающая ресурсность;
• психокоррекционная ресурсность;
• технологический ресурс: 1) развитие эмоционального интеллекта; 2) развитие двигательной
базы; 3) развитие речевых способностей.
Возраст и особенности детей, участвующих в реализации программы
Данная программа рассчитана на работу с детьми с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста с учетом индивидуальных особенностей.
Особенности детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста заключаются в малой осознанности как своих переживаний, так и переживаний других людей, а также неспособности понять причины их возникновения.
В общей совокупности черт личности детей с интеллектуальными нарушениями большое значение придается развитию эмоционального интеллекта, который являются стимулятором человеческой активности. Психолого-педагогической наукой выявлено, что дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в вербальной интерпретации эмоциональных состояний:
• самовосприятие имеет некритичный характер,
• восприятие других людей поверхностное, нечеткое,
• образы эмоциональных состояний словесно не воспроизводятся,
• обнаруживается бедный запас понятий, обозначающих эмоциональное состояние,
• неправильно интерпретируются состояния других людей.
Поэтому очень важно, зная особенности эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития эмоционального интеллекта. Для более эффективной социализации ребенка в обществе необходимо развивать его адекватность в выражении своих и понимании чужих чувств, расширять репертуар вариантов социального поведения, способов выхода из жизненных ситуаций. В связи с чем на этапе обучения по программе ребенок может успешно овладеть средствами и способами элементарного анализа своего поведения и поведения других людей.
Программа направлена на решение еще одной задачи — формирование общей двигательной базы и содействие развитию психических процессов и улучшению работы головного мозга.
У большинства детей с ОВЗ имеются отставания в развитии статических и двигательных функций, отмечаются нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата. У многих детей отмечаются нарушения акта ходьбы и бега: у одних они вялые и медлительные, у других — резкие с излишними движениями. Многие дефектологи отмечают, что дети с УО имеют своеобразный двигательный облик, указывая на признаки «моторного инфантилизма», отражающего задержку онтогенеза двигательной функции, созревания корковых механизмов, тормозящих двигательную активность ребенка.
Учитывая специфику детей с интеллектуальными нарушениями, при проведении коррекционно-развивающей работы по данной программе используются нейропсихологические упражнения, эффективность которых отмечается современной психолого-педагогической наукой. Применение методов нейропсихологической коррекции, к которым относятся растяжки, перекрестные (реципрокные) упражнения, упражнения для развития координации движений и мелкой моторики рук, игры на релаксацию и визуализацию, позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Музыкальные сказки, по которым составляются двигательные комплексы, способствуют активизации двигательной активности детей с элементами драматизации. В данных условиях ребенку предоставляется возможность эмоциональной и двигательной передачи образа персонажей музыкальных сказок.
Программа призвана способствовать эмоционально-положительному отношению к различным жизненным ситуациям, с которыми дети знакомятся через сказочные сюжеты. В ходе проведения занятий в рамках программы создаются условия для достижения единства эмоционального и познавательного развития, обретения детьми некоторых речевых и неречевых навыков выражения эмоциональных состояний.
При составлении программы соблюдались следующие требования
• Сюжеты сказок должны быть доступны для восприятия детей, они подбирались с учетом особенностей возраста участников и степени интеллектуальных нарушений.
• Фонограмма музыкальной сказки должна быть хорошего качества.
• Целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и 3/4.
Музыкальные сказки разбивались на сюжетные композиции, которые наполнялись двигательными комплексами с применением нейропсихологических упражнений. Каждая композиция требует различных физических затрат, поэтому двигательные комплексы чередуются на протяжении всей музыкальной сказки — от самых спокойных до самых подвижных и трудных.
Условия проведения
Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении, свободном от парт или столов, в котором есть ковер либо есть возможность использовать гимнастические коврики.
Перечень учебно-методического обеспечения:
• фонограммы к музыкальным сказкам и комплексам;
• техническое средство для воспроизведения фонограммы (магнитофон, колонки и др.);
• текст сказки с иллюстрациями или видеофрагменты изучаемой сказки, воспроизводимой на
экране компьютера;
• гимнастические оборудование по количеству детей: мячи, обручи, скакалки, гимнастические
палки и др.;
• ковер (ворсовое напольное покрытие) или индивидуальные гимнастические коврики;
• напольные точки-маркеры для размещения детей в пространстве и ориентирования при перестроении.
Продолжительность программы в учебном году
Занятия по каждому комплексу рассчитаны на одно полугодие, всего 16 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. За учебный год дети проходят два сказочно-музыкальных комплекса, которые подбираются в зависимости от уровня сложности и подготовленности детей (по результатам диагностики уровня сенсомоторного развития).
Форма занятий: групповая (4-12 человек).
Эффективность программы и способы ее отслеживания
С целью отслеживания результативности производится входящий и итоговый мониторинги. За основу программы исследования взяты:
• с целью изучения уровня понимания эмоциональных состояний человека и причин их проявления — методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова) и методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), адаптированная к особенностям детей с УО (ИН);
• с целью изучения психомоторного развития — диагностические задания Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревича
Структура занятия
Программа построена на содержании музыкальных сказок. За основу взяты музыкальные комплексы, подготовленные Н.А. Фоминой для сюжетно-ролевой ритмической гимнастики по физическому воспитанию дошкольников, разбитые на музыкальные композиции. Изучение комплекса происходит поэтапно: от изучения содержания одной композиции к изучению следующей, постепенно присоединяя изучаемые композиции к ранее изученным.
Первый блок.
Основная цель — повторение двигательных композиций, изученных на предыдущих занятиях, закрепление последовательности событий музыкальной сказки. Такая деятельность помогает настроить детей на изучаемый материал, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, разогреть внимание и интерес ребенка к занятию. Разминка строится на основе припоминания и закрепления ранее изученных композиций комплекса. По времени выполнение этих упражнений занимает 5-15 минут.
Второй блок.
Состоит из смыслового восприятия истории или сказочного фрагмента, привязанного к определенной музыкальной композиции:
1. смотрим или читаем отрывок сказки;
2. работа по вопросам, направленным на понимание сюжета, эмоционального окраса героев
данного отрывка;
3. перевод образа и основных движений героя в элементы музыкальной композиции с исполь
зованием движений, рекомендуемых для нейропсихологической коррекции.
По времени эта часть занимает около 15-20 минут.
Третий блок.
Направлен на разучивание движений музыкальной композиции, связанной со смысловым содержанием сказки. Движения, используемые в композиции, подбираются из упражнений, направленных на нейропсихологическую коррекцию. Целью упражнений является развитие межполушарного взаимодействия, базирующегося на принципе замещающего онтогенеза. Межполушарное взаимодействие имеет большое значение для синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются эти упражнения в течение 10 минут.
Четвертый блок.
Данный этап помогает закреплению изученных композиций, отработке точности движений, работе над эмоциональной насыщенностью образа героев композиций. Задания могут носить как групповой, подгрупповой, так и индивидуальный характер. По времени эта часть занимает около 10 минут.
Литература
- Буянова А.Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. 2015. № 3 (3). С. 59–61. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения: 19.05.2021).
- Катасонова А.В. Эффективность нейропсихологической коррекции у детей младшего школьного возраста с олигофренией легкой степени // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Т. 11, № 3. С. 69–82.
- Корепанова М.В, Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». М.: ИД РАО; Баласс, 2005. 144 c.
- Моргачева Е.Н. Умственная отсталость: клинико-психологическое изучение младших школьников. М.: РГГУ, 2008. 420 с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 284 c.
- Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. М.: Баласс, 2008. 144 c.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 946
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 324
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2