Развитие эмоционального интеллекта с использованием нейропсихологических упражнений на основе музыкальных сказок у детей с интеллектуальными нарушениями

322

Аннотация

Программа относится к коррекционно-развивающему психолого-педагогическому направлению. Данная программа направлена на развитие эмоционального интеллекта детей с интеллектуальными нарушениями с использованием музыкальных сказок. Проблема развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ является очень актуальной. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным, необходимо подготовить детей не только в интеллектуальном, но в эмоциональном плане. А использование музыкальных сказок дает широкий спектр образов героев, подкрепленных музыкальным сопровождением для интерпретации и вербализации эмоциональных состояний персонажей. Программа предполагает целый комплекс психопрофилактических мер, направленных не только на развитие эмоционального интеллекта, но и на использование методов нейропсихологической коррекции, влияющих на развитие полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, занятия по программе дают возможность применять на практике весь комплекс нейропсихологических упражнений через передачу с помощью движений характерных черт и действий персонажей, что делает доступной полноценную тренировку «мозга» для детей с интеллектуальными нарушениями.

Общая информация

Ключевые слова: развитие эмоционального интеллекта, эмоциональный интеллект, нейропсихологическая коррекция, музыкальные сказки, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, музыкальные комплексы

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180101

Для цитаты: Глинская И.С. Развитие эмоционального интеллекта с использованием нейропсихологических упражнений на основе музыкальных сказок у детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 8–13. DOI: 10.17759/bppe.2021180101

Полный текст

 

Описание целей и задач программы

Цель программы развитие эмоционального интеллекта на основе музыкальных сказок у детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи программы:

•             коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы, обучение детей пониманию и осо­

знанию эмоциональных переживаний и состояний;

•             содействие коррекции негативных проявлений эмоционально-волевой сферы детей;

•             содействие формированию полноценной социальной позиции ребенка;

•             формирование общей базы движений;

2021. Том 18. № 1. С. 8-13

•              содействие коррекции и развитию координационных способностей и двигательных действий у детей;

•              содействие развитию психических процессов и улучшению работы головного мозга.

Отличительные особенности программы:

•              коррекционно-развивающая ресурсность;

•              психокоррекционная ресурсность;

•              технологический ресурс: 1) развитие эмоционального интеллекта; 2) развитие двигательной

базы; 3) развитие речевых способностей.

Возраст и особенности детей, участвующих в реализации программы

Данная программа рассчитана на работу с детьми с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста с учетом индивидуальных особенностей.

Особенности детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного и младшего школьного возраста заключаются в малой осознанности как своих переживаний, так и переживаний других людей, а также неспособности понять причины их возникновения.

В общей совокупности черт личности детей с интеллектуальными нарушениями большое значение придается развитию эмоционального интеллекта, который являются стимулятором человеческой активности. Психолого-педагогической наукой выявлено, что дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в вербальной интерпретации эмоциональных состояний:

•              самовосприятие имеет некритичный характер,

•              восприятие других людей поверхностное, нечеткое,

•              образы эмоциональных состояний словесно не воспроизводятся,

•              обнаруживается бедный запас понятий, обозначающих эмоциональное состояние,

•              неправильно интерпретируются состояния других людей.

Поэтому очень важно, зная особенности эмоциональной сферы детей с интеллектуальными нарушениями, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития эмоционального интеллекта. Для более эффективной социализации ребенка в обществе необходимо развивать его адекватность в выражении своих и понимании чужих чувств, расширять репертуар вариантов социального поведения, способов выхода из жизненных ситуаций. В связи с чем на этапе обучения по программе ребенок может успешно овладеть средствами и способами элементарного анализа своего поведения и поведения других людей.

Программа направлена на решение еще одной задачи — формирование общей двигательной базы и содействие развитию психических процессов и улучшению работы головного мозга.

У большинства детей с ОВЗ имеются отставания в развитии статических и двигательных функций, отмечаются нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата. У многих детей отмечаются нарушения акта ходьбы и бега: у одних они вялые и медлительные, у других — резкие с излишними движениями. Многие дефектологи отмечают, что дети с УО имеют своеобразный двигательный облик, указывая на признаки «моторного инфантилизма», отражающего задержку онтогенеза двигательной функции, созревания корковых механизмов, тормозящих двигательную активность ребенка.

Учитывая специфику детей с интеллектуальными нарушениями, при проведении коррекци­онно-развивающей работы по данной программе используются нейропсихологические упражнения, эффективность которых отмечается современной психолого-педагогической наукой. Применение методов нейропсихологической коррекции, к которым относятся растяжки, перекрестные (реципрокные) упражнения, упражнения для развития координации движений и мелкой моторики рук, игры на релаксацию и визуализацию, позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Музыкальные сказки, по которым составляются двигательные комплексы, способствуют активизации двигательной активности детей с элементами драматизации. В данных условиях ребенку предоставляется возможность эмоциональной и двигательной передачи образа персонажей музыкальных сказок.

Программа призвана способствовать эмоционально-положительному отношению к различным жизненным ситуациям, с которыми дети знакомятся через сказочные сюжеты. В ходе проведения занятий в рамках программы создаются условия для достижения единства эмоционального и познавательного развития, обретения детьми некоторых речевых и неречевых навыков выражения эмоциональных состояний.

При составлении программы соблюдались следующие требования

•             Сюжеты сказок должны быть доступны для восприятия детей, они подбирались с учетом особенностей возраста участников и степени интеллектуальных нарушений.

•             Фонограмма музыкальной сказки должна быть хорошего качества.

•             Целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и 3/4.

Музыкальные сказки разбивались на сюжетные композиции, которые наполнялись двигательными комплексами с применением нейропсихологических упражнений. Каждая композиция требует различных физических затрат, поэтому двигательные комплексы чередуются на протяжении всей музыкальной сказки — от самых спокойных до самых подвижных и трудных.

Условия проведения

Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении, свободном от парт или столов, в котором есть ковер либо есть возможность использовать гимнастические коврики.

Перечень учебно-методического обеспечения:

•             фонограммы к музыкальным сказкам и комплексам;

•             техническое средство для воспроизведения фонограммы (магнитофон, колонки и др.);

•             текст сказки с иллюстрациями или видеофрагменты изучаемой сказки, воспроизводимой на

экране компьютера;

•             гимнастические оборудование по количеству детей: мячи, обручи, скакалки, гимнастические

палки и др.;

•             ковер (ворсовое напольное покрытие) или индивидуальные гимнастические коврики;

•             напольные точки-маркеры для размещения детей в пространстве и ориентирования при перестроении.

Продолжительность программы в учебном году

Занятия по каждому комплексу рассчитаны на одно полугодие, всего 16 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. За учебный год дети проходят два сказочно-музыкальных комплекса, которые подбираются в зависимости от уровня сложности и подготовленности детей (по результатам диагностики уровня сенсомоторного развития).

Форма занятий: групповая (4-12 человек).

Эффективность программы и способы ее отслеживания

С целью отслеживания результативности производится входящий и итоговый мониторинги. За основу программы исследования взяты:

•             с целью изучения уровня понимания эмоциональных состояний человека и причин их проявления — методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова) и методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), адаптированная к особенностям детей с УО (ИН);

•             с целью изучения психомоторного развития — диагностические задания Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревича

Структура занятия

Программа построена на содержании музыкальных сказок. За основу взяты музыкальные комплексы, подготовленные Н.А. Фоминой для сюжетно-ролевой ритмической гимнастики по физическому воспитанию дошкольников, разбитые на музыкальные композиции. Изучение комплекса происходит поэтапно: от изучения содержания одной композиции к изучению следующей, постепенно присоединяя изучаемые композиции к ранее изученным.

Первый блок.

Основная цель — повторение двигательных композиций, изученных на предыдущих занятиях, закрепление последовательности событий музыкальной сказки. Такая деятельность помогает настроить детей на изучаемый материал, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, разогреть внимание и интерес ребенка к занятию. Разминка строится на основе припоминания и закрепления ранее изученных композиций комплекса. По времени выполнение этих упражнений занимает 5-15 минут.

Второй блок.

Состоит из смыслового восприятия истории или сказочного фрагмента, привязанного к определенной музыкальной композиции:

1.          смотрим или читаем отрывок сказки;

2.          работа по вопросам, направленным на понимание сюжета, эмоционального окраса героев

данного отрывка;

3.          перевод образа и основных движений героя в элементы музыкальной композиции с исполь­

зованием движений, рекомендуемых для нейропсихологической коррекции.

По времени эта часть занимает около 15-20 минут.

Третий блок.

Направлен на разучивание движений музыкальной композиции, связанной со смысловым содержанием сказки. Движения, используемые в композиции, подбираются из упражнений, направленных на нейропсихологическую коррекцию. Целью упражнений является развитие меж­полушарного взаимодействия, базирующегося на принципе замещающего онтогенеза. Межполу­шарное взаимодействие имеет большое значение для синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются эти упражнения в течение 10 минут.

Четвертый блок.

Данный этап помогает закреплению изученных композиций, отработке точности движений, работе над эмоциональной насыщенностью образа героев композиций. Задания могут носить как групповой, подгрупповой, так и индивидуальный характер. По времени эта часть занимает около 10 минут.

 

 

Литература

  1. Буянова А.Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. 2015. № 3 (3). С. 59–61. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения: 19.05.2021).
  2. Катасонова А.В. Эффективность нейропсихологической коррекции у детей младшего школьного возраста с олигофренией легкой степени // Вестник        психиатрии     и психологии Чувашии. 2015. Т. 11, № 3. С. 69–82.
  3. Корепанова М.В, Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». М.: ИД РАО; Баласс, 2005. 144 c.
  4. Моргачева Е.Н. Умственная отсталость: клинико-психологическое изучение младших школьников. М.: РГГУ, 2008. 420 с.
  5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 284 c.
  6. Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. М.: Баласс, 2008. 144 c.

Информация об авторах

Глинская Ирина Станиславаовна, педагог-психолог, Школа № 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (МБОУ «Школа № 5 для обучаю-щихся с ОВЗ» ГОЩ), Щелково, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0206-1555, e-mail: sunrinao@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 931
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 322
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2