Особенности суверенности психологического пространства у лиц с разным уровнем эмоциональной зрелости

537

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей психологического пространства у лиц с разным уровнем эмоциональной зрелости. Обозначены теоретические и прикладные аспекты изучаемой проблемы. Описаны основные концепции эмоциональной зрелости личности. Изучен вопрос о влиянии родительской семьи на становление важнейших структур психики человека. Обоснована адекватность применения субъектно- средового подхода к рассмотрению личности как к психопространственному феномену, в рамках которого основными являются категории «психологическое пространство» и «психологическая суверенность личности» (С.К.Нартова-Бочавер). Проведено эмпирическое исследование суверенности психологического пространства у лиц с разным уровнем эмоциональной зрелости. Показано, что состояние и сохранность психологического пространства, целостность его границ определяют и отражают эмоциональную зрелость личности, а его нарушения могут быть причиной снижения уровня развития эмоциональной зрелости. Ранняя среда, депривирующая психологическую суверенность личности является не только и не столько фактором, но источником развития эмоциональной зрелости личности.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональная зрелость личности, уровни эмоциональной зрелости, суверенность психологического пространства

Рубрика издания: Педагогика и психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кочарян А.С., Макаренко А.А., Чжао С. Особенности суверенности психологического пространства у лиц с разным уровнем эмоциональной зрелости [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. № 1. С. 35–39. URL: https://psyjournals.ru/journals/science_and_education/archive/2016_n1/kocharyan (дата обращения: 02.03.2024)

Фрагмент статьи

Теории эмоциональной зрелости [5]. Эмоциональная зрелость как эмоциональная компетентность. Согласно этой модели эмоциональная компетентность – это конструкт, отражающий эмоциональную зрелость человека и обобщающий интеллектуальные, регулятивные и эмоциональные составляющие психики. R. Busk определяет эмоциональную компетентность как способность действовать согласно с внутренней средой своих чувств и желаний. В следующей модели эмоциональная зрелость рассматривается как эмоциональный интеллект.

Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики. 2003. 477 с.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 220 с.
  4. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.: Гэотар Медицина, 1999. 376 с.
  5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: ACT, 2008. 480 с.
  6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2007. 783 с.
  8. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
  9. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: 2008. 400 c.
  10. Олыпанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. 80 с.

Информация об авторах

Кочарян Александр Суренович, заведующий кафедрой психотерапии, Харьковский национальный университет им. Каразина, e-mail: kochar50@yandex.ua

Макаренко Амалия Алексеевна, Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е.Жуковского «ХАИ», e-mail: makarenko.amaliya@mail.ru

Чжао Синь, Аспирант, Харьковский национальный университет им. Каразина, e-mail: caoZ@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 903
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 537
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0