Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

340

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы интерактивного обучения. Данный тип обучения связан с переходом на компетентностное образование и состоит в создании на занятии атмосферы взаимодействия педагога и обучающихся и обучающихся между собой. При интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения. Проведено сопоставление традиционного (пассивного и активного) обучения и интерактивного, отмечены отличия на всех уровнях – в целеполагании, формах, методах, средствах и содержании обучения, а также в деятельности педагога. Педагог осуществляет педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и процесса взаимодействия обучающихся, их общения, выполняя функции помощника, консультанта. Среди методов интерактивного обучения выделены устные словесные методы (эвристическая беседа, гибридные формы лекции), наглядные методы, практические методы и проблемно-поисковые, методы активного обучения (метод анализа производственной ситуации, «кейс-стади», игровые методы, исследовательский метод, проблемное обучение, метод «мозгового штурма», метод проектов, викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и под.).

Общая информация

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, технический вуз, гуманитарные дисциплины, субъект-субъектная парадигма обучения

Рубрика издания: Проблемы профессиональной подготовки

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Крылова М.Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. № 4. С. 39–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/science_and_education/archive/2016_n4/Krylova (дата обращения: 16.11.2024)

Фрагмент статьи

Динамичный характер современного профессионального образования признаётся всеми современными исследователями. Основным понятием системы образования становится компетенция и компетентность, а в системе профессионального образования – профессиональная компетентность, понимаемая в первую очередь как способность специалиста к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

Литература

  1. Азбукина Е.Ю. Технология кейс-стади в профессиональном образовании // Совет ректоров. 2012. № 6. С. 38-41.
  2. Антонец В.А. Васина Н.В., Криворотько Л.А. Деловые игры и игровые упражнения как средство интерактивного обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. 2013. № 1. С. 246-249.
  3. Артюхина М.С., Артюхин О.И. Теоретико-методические основы проведения интерактивных лекций // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-2. С. 304-308.
  4. Болотюк Л.А., Сокольникова А.М., Швед Е.А. Применение интерактивных методов обучения на практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 90.
  5. Губаренко И.В., Городова Д.В. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени // Наука. Искусство. Культура. 2013. № 2. С. 209-214.
  6. Гуляева И.В. Потенциал интерактивного обучения в становлении полноценных межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 84-92.
  7. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. № 4. С. 13.
  8. Джанзакова А.А., Сарбасова К.А. Педагогические условия использования интерактивных обучающих технологий // Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 46-48.
  9. Егенисова А.К., Дуйсенбаева А. Использование метода кейс-стади в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 129-132.
  10. Куликов А.В., Фирсова С.Ю. Применение интерактивных методов проведения практических занятий для студентов направления «Технология транспортных процессов» // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 10. № 13 (116). С. 80-82.
  11. Остапенко И.А., Кроливецкая И.Е. Недостатки лекционной формы обучения и пути их преодоления // Научно- методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 23. С. 77-81.
  12. Разгон А.В. Интерактивная лекция как перспективный метод обучения // Вестник алтайской науки. 2014. № 2-3 (20-21). С. 78-80.
  13. Рассказова Ж.В. Образовательный потенциал интерактивного обучения // Педагогика и современность. 2014. Т. 1. № 1-1. С. 45-48.
  14. Славгородская Е.Л. Активные средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 96-105.
  15. Торгашова Н.А., Данилкина О.В. Проблемы и трудности использования интерактивных методов обучения // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Барнауле. 2012. Вып. 15. С. 138-141.
  16. Холодкова Н.Ю., Афиногенов А.Я. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в ГОУ СПО ТО «ТКПТС». – Тула: ТКПТС, 2013. 43 с.
  17. Шишелова Т.И., Коновалов Н.П., Шульга В.В. Практика использования интерактивных профессиональных значимых проектов на младших курсах ИРГТУ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 221-225.

Информация об авторах

Крылова Мария Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков, Азово-Черноморский агроинженерный институт, донской государственный аграрный университет, Россия, e-mail: krylovamn@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 702
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 340
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3