Современные подходы к проблеме изучения буллинга в казахстанской школе

962

Аннотация

Автором рассматриваются проблемы буллинга (насилия) в школьной среде в Республике Казахстан. Отражены статистические показатели данного социально- психологического феномена. В рамках исследования определены основные причины насилия в школе и особенности поведения подростков разных возрастных групп (с учетом проявления кризиса подросткового возраста). Проведена диагностика и анализ жертвенного поведения детей. Изложены результаты экспериментального исследования подростков пятых и девятых классов. Статья направлена на актуализацию профессиональной деятельности психолога в школе.

Общая информация

Ключевые слова: буллинг, школьная среда, жертвенное поведение, подросток, страх, безнаказанность, профессиональная ответственность

Рубрика издания: Наши гости

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Байздрахманова А.К. Современные подходы к проблеме изучения буллинга в казахстанской школе // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 24. № 2. С. 169–175.

Фрагмент статьи

На современном этапе развития общества психологи обращают внимание на увеличение количества случаев насилия в школе среди подростков. Агрессивные действия, совершенные детьми, такие, как хулиганство, драки, школьная травля, вызывают подчас сильный общественный резонанс. Буллинг как социально-психологическая проблема затронул и школы в Республике Казахстан.

Литература

  1. Акажанова Т. А. Девиантология: Учеб. пособие. Алматы: Зан адебиетi, 2008. 114 с.
  2. Алексеева Н. C. Насилие и психическое здоровье детей // Семья в России. 2006. № 2. С. 73–80.
  3. Баева И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия россий- ского государственного университета им. А. И. Герцена. 2002. Т. 2, № 3. С. 16–23
  4. Быковская Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006. № 1 (14). С. 221–229.
  5. Волкова E. H. Система защиты детей и подростков от насилия и жестокого обращения // Социальная педагогика. 2007. № 4. С. 77–79.
  6. Волкова Т. Г. Особенности образа «я» личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. … канд. психол. наук. Барнаул: АлтГУ, 2004. 271 с.
  7. Государственная программа развития образования РК на 2011–2020 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.gov.kz/en/strategy/state-program-education-development-republic-kazakhstan-2011–2020 (дата обра- щения: 04.12.2015).
  8. Дусманбетов Г. А., Шерьязданова Х. Т. Психология деструктивных факторов процесса социализации старших подростков. Алматы: Казахский государственный женский педагогический институт, 2003. 110 с.
  9. Буллинг — школьное насилие. Форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychforum.ru/archive/ index.php/t-4302.html (дата обращения: 04.12.2015).
  10. Лейн Д. А.   Школьная   травля   (буллинг)   [Электронный   ресурс].   Режим   доступа:   http://www.supporter.ru/ docs/1056635892/bullmg.doc (дата обращения: 04.12.2015).
  11. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. … канд. психол. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 210 с.
  12. Программа предупреждения буллинга Д. Олвеуса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. violencepreventionworks.org/public/bullying.page (дата обращения: 04.12.2015).
  13. Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. № 2, т. 5. С. 71–86.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1988
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 962
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0