Проблема профилактики буллинга в школьной среде

2936

Аннотация

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ проблемы буллинга в школьной среде. Говорится о распространенности явления школьной травли в подростковой среде, показана связь буллинга с психосоциальными проблемами учащихся. Предложен проект программы профилактики подросткового буллинга в школе.

Общая информация

Ключевые слова: буллинг, профилактика , школьная среда, подростки, модели , конфликтология, программа «Благополучное детство»

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сафронова М.В., Моисеева Н.М. Проблема профилактики буллинга в школьной среде // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 24. № 2. С. 114–121.

Фрагмент статьи

В течение последних трех десятилетий в современном обществе наблюдается тенденция разобщения, «фрагментации» друг друга, для которой характерно наличие различных форм нарушения общения. Одним из примеров такого нарушения общения является буллинг среди школьников-подростков.

Литература

  1. Абраменкова В. В. Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства // Психологическая наука и образование. 2001. № 4 (24). С. 48–60.
  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. 208 с.
  3. Кривцова С. В. Буллинг — вызов школе как организации // Образовательная политика. 2011. № 5 (55). С. 36–42.
  4. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: автореф. дис. … д. пед. наук. М.: Российская академия образо- вания, Институт теории образования и педагогики, 1998. 49 с.
  5. Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения  несовершеннолет- них. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. С. 5–86.
  6. Сафронова М. В. Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность//Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 182–185.
  7. Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: дис. … канд. психол. наук. Красноярск: СФУ, 2008. 154 с.
  8. Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ре- сурс] // Науковедение. 2014. Вып. 3 (22). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf (дата об- ращения: 04.12.2015).
  9. Шалаева С. Л. Мир взрослых и мир детства перед вызовами глобального общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regionsar.ru/node/340 (дата обращения: 04.12.2015).
  10. Цой Л. Н. Существующие подходы к исследованию, анализу, типологии и классификации конфликтов (дискус- сии с современниками) // Социальный конфликт. 2000. № 3 (27). С. 31–37.
  11. Goodman R., Meltzer H., Bailey V. The strengths and difficulties questionnaire: a pilot study on the validity of the self- report version. European Child and Adolescent Psychiatry, 1998, 7, pp. 125–130.

Информация об авторах

Сафронова М.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник государственного учреждения Научно(исследовательский институт физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ГУНИИФ СО РАМН)

Моисеева Н.М.

Метрики

Просмотров

Всего: 2062
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2936
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1