Комплексное исследование особенностей личностного развития социальных сирот в подростковом возрасте

444

Аннотация

Статья подводит некоторые итоги исследования личностного развития социальных сирот подросткового возраста. Приводятся результаты изучения специфики взаимосвязей уровня личностного развития (по методике Джейн Левинджер) с механизмами саморегуляции и параметрами идентичности у таких детей по сравнению с не сиротами. В заключение делается вывод о том, что индивидуально-личностные особенности могут в определенной степени компенсировать неблагополучные условия социализации.

Общая информация

Ключевые слова: личностное развитие, подростковый возраст, социальные сироты

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сулимина О.В. Комплексное исследование особенностей личностного развития социальных сирот в подростковом возрасте // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Том 28. № 2. С. 61–69.

Фрагмент статьи

Проблема личностного развития в подростковом возрасте в различных условиях социализации является актуальной областью современных исследований, востребованных в рамках психологической практики. Взросление молодежи сегодня происходит на фоне нестабильности института семьи, размытости моральных ценностей, уже не обеспечивающих твердой опоры для выстраивания личности; все чаще возникают ситуации неопределенности, когда привитые социальные нормы, стереотипы поведения и выученные социальные роли не срабатывают, и т. п.

Литература

  1. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. 16 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 352 с.
  3. Дергачева О. Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
  4. Дергачева О. Е., Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2008. № 3. С. 91–106.
  5. Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению — основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 320 с.
  6. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идент чность: теория и практика. М.: СГУ, 2009. 454 с.
  7. Карабанова О. А., Орестова В. Р. Методы исследования идентичности в концепции статусов идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа. 2005. № 1. С. 39–90.
  8. Леонтьев Д. А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / под ред. И. А. Петуховой. М.: Смысл, 2001. С. 154–161.
  9. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56–65.
  10. Леонтьев Д. А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67–80.
  11. Леонтьев Д. А. Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Левинджер // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 59–75.
  12. Леонтьев Д. А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10, № 3. С. 97–106.
  13. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
  14. Леонтьев Д. А., Михайлова Н. А., Рассказова Е. И. Апробация методики незаконченных предложений Вашингтонского университета // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 6–35.
  15. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  16. Олпорт Г. Зрелая личность // Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. С. 330–353.
  17. Палиева Н. А. Воспитание и личностное развитие детей-сирот в условиях альтернативных форм жизнеустройства: автореф. дис. … к. психол. наук. Ставрополь: СтавГУ, 2008. 38 с.
  18. Петровский В. А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.
  19. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 347 с.
  20. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. 7–132.
  21. Dabrowski K. Positive disintegration. Boston: Little, Brown & Co., 1964. 121 p.
  22. Diener E. Subjective well-being: the science of happiness and a proposal for a national index. American Psychologist, 2000, 55 (1), pp. 34–43. doi: 10.1037 / 0003–066X.55.1.34.
  23. Loevinger J. Ego development: conceptions and theories. San–Francisco: Jossey-Bass, 1976. 542 p.
  24. Maddi S. R. The courage and strategies of hardiness as helpful in growing despite major, disruptive stresses. American Psychologist, 2008, 63 (6), pp. 563–564. doi: 10.1037 / 0003–066X.63.6.563.

Информация об авторах

Сулимина Оксана Владимировна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии факультета психологии, Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института, Россия, e-mail: sulimina_oxana@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 434
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 444
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2