Оособенности жизненной стратегии родителей детей-инофонов и ее влияние на образовательную среду

162

Аннотация

Разные жизненные стратегии и ресурсы родителей-мигрантов оказывают различное опосредованное (через детей) влияние на образовательную среду. Выделены два основных типа родителей: те, кто желает интегрироваться в жизнь принимающей страны и использует все возможности, и те, кто этого не хочет и предпочитает стратегию выживания, имея краткосрочные планы пребывания. Соответствующим образом ведут себя и их дети: одни интегрируются в образовательную среду, овладевая языком, нормами поведения и культуры, другие пренебрегают всем этим, что вызывает проблемы у каждой из сторон взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: трудовые мигранты, родители-инофоны, дети-инофоны, жизненные стратегии, развитие, выживание, личностные ресурсы, средовые ресурсы, интеграция, адаптация, образовательная среда

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Москвитина О.А. Оособенности жизненной стратегии родителей детей-инофонов и ее влияние на образовательную среду // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Том 31. № 1. С. 103–109.

Фрагмент статьи

Уже более четверти века вследствие региональных и глобальных политических, социальных, экономических и демографических изменений, в частности притока трудовых мигрантов, беженцев из ближнего и дальнего зарубежья и переселенцев из бывших республик Советского Союза, наблюдается увеличение числа детей-инофонов в школах российских мегаполисов. По последним данным Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Краснодарский край лидируют по увеличению количества мигрантов.

Литература

  1. Абдуназар М. «Я открыл школу для детей мигрантов в Москве» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.the-village.kz/village/children/children-experience/2639‑kg-maksatbek (дата обращения: 25.04.2019).
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. В Совете Федерации прошел круглый стол по вопросам социализации детей мигрантов (08.09.2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruvek.ru/?module=news&action=view&id=7260 (дата обращения: 21.04.2019).
  4. В школах Москвы начали выявлять второе гражданство у учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://informatio.ru/news/society/pravilno/ (дата обращения: 20.04.2019).
  5. Гавычева А. Эксперты нашли в Москве три «иностранных» района. Более четверти населения в них не владеет русским языком (6 июня 2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/news/491191 (дата обращения: 23.04.2019).
  6. Деминцева Е. Б., Зеленова Д. А., Космидис Е. А. и др. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья [Электронный ресурс] // Демографическое обозрение. 2017. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-adaptatsii-detey-migrantov-v‑shkolah-moskvy-i‑podmoskovya (дата обращения: 25.04.2019).
  7. Дети-инофоны (22 мая 2017 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ds56.krsl.gov.spb.ru/individualnoesoprovozhdenie/deti-inofony/ (дата обращения: 17.04.2019).
  8. Долгов Ю. Н., Смотрова Т. Н. Типология жизненных стратегий личности // Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. (20 октября 2011 г.). Томск, 2011. С. 76–82.
  9. Иващенко Е. Долой учебники. Реально ли детям мигрантов получить нормальное образование в российских школах (06.11.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fergananews.com/articles/10269 (дата обращения: 18.04.2019).
  10. Кожинова Е. Исследователи впервые подсчитали число детей мигрантов в российских школах (2019–01–06) [Электронный ресурс]. Режим доступа:/https://www.kuban.kp.ru/daily/26926.4/3973119/(дата обращения: 18.04.2019).
  11. Кормакова В. Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности // Наука. Искусство. Культура. 2016. Вып. 1 (9). С. 154–161.
  12. Куприна Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. № 9. С. 65–74.
  13. Куприна Т. В., Иброхимов А. С. Иностранные языки vs экономические процессы: результаты взаимодействия // Многоязычие в образовательном пространстве. 2018. № 10. С. 52–60.
  14. Ломская Т. Приток мигрантов в Россию достиг исторического минимума (08 апреля 2019 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа://https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/08/798624‑chislo-migrantov-rossii (дата обращения: 19.04.2019).
  15. Сахаров А. Подмосковье названо одним из регионов‑лидеров по приросту населения (22 апреля 2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://360tv.ru/news/obschestvo/podmoskove-nazvano-odnim-iz-regionovliderov-po-prirostu-naselenija/ (дата обращения: 22.04.2019).
  16. Число детей мигрантов в столичных школах доходит до 60 % [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tncmo.ru/620‑chislo-detej-migrantov-v‑stolichnykh-shkolakh-dokhodit-do‑60 (дата обращения: 21.04.2019).

Информация об авторах

Москвитина Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, лаборатории Практической психологии образования МГППУ, старший научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии ПИ РАО

Метрики

Просмотров

Всего: 748
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 162
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3