Диагностика эмоциональной сферы обучающихся с синдромом дефицита внимания и гипереактивности

561

Аннотация

В настоящей статье предложена диагностическая процедура, обладающая доступностью и объективностью изучения эмоций, позволяющих прогнозировать поведение обучающихся с СДВГ. Диагностика эмоций обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности представлена двумя методиками: «Тест цветовых выборов» и «Тест цветовых ассоциаций». Данные проективные методики вскрывают неосознаваемые эмоции, регулирующие и побуждающие поведение обучающихся. Методики портативны, непродолжительны по времени и информативны. Эмоции представляются переменной, регулирующей и побуждающей поведение обучающихся в широком аспекте, т. е. в школе, семье и на улице. Помимо поведения эмоции оказывают определенное влияние на когнитивный аппарат, т. е. на память, внимание, мышление, речь обучающихся. Доминирование эмоциональной сферы в схеме влияния объясняется древними нейронными схемами головного мозга. В качестве доказательной базы доминирования эмоций в психике и поведении приводится их диагностика.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональные, когнитивные и поведенческие признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности обучающихся, диагностика эмоциональной сферы обучающихся, учебная деятельность обучающихся младшего школьного возраста

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пырьев Е.А. Диагностика эмоциональной сферы обучающихся с синдромом дефицита внимания и гипереактивности // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Том 32. № 2. С. 161–170.

Фрагмент статьи

Актуальность настоящей статьи продиктована потребностью образовательных учреждений в новых эффективных подходах к диагностике, обучению и воспитанию обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее будем пользоваться термином «обучающиеся с СДВГ»). Цель исследования: обоснование важности исследования эмоций для преодоления трудностей обучения и поведения обучающихся с СДВГ.

Литература

  1. Баулина М. Е. Актуальные проблемы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Практическая медицина. 2013. № 1 (66). С. 150–158.
  2. Белоусова Е. Д., Никанорова М. Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. С. 39–42.
  3. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.
  4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2002. 128 с.
  5. Вундт В. Основы физиологической психологии // Чувства и аффекты. СПб.: тип. П. П. Сойкина, 1910. Гл. XVI. В. 3. Т. 3. С. 125–280.
  6. Гёте И. В. Учение о цвете. Теория познания. М.: Либроком, 2011. 200 с.
  7. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1989. 339 с.
  8. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование. Л.: Наука, 1985. 144 с.
  9. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: выбор оптимальной продолжительности лекарственной терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2011. Т. 111, № 10. С. 28–32.
  10. Коновалов А. Н., Корниенко В. Н. Компьютерная томография в нейрохирургической клинике. М.: Медицина, 1985. 296 с.
  11. Кузнецова Л. Э., Гладько В. В. Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции // Молодой ученый, 2016. Т. 111, № 7. С. 327–331.
  12. Лазебник Т. А. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей. Методическое пособие. СПб.: МАЛО, 2002. 48 с.
  13. Логинова Е. С. Психофизиологическая структура вербального и невербального интеллекта детей 6–7 и 9–10 лет с разной успешностью обучения: автореф. дис. … канд. биол. наук. М.: Институт возрастной физиологии РАО, 2003. 20 с.
  14. Пейпец Дж. Висцеральный мозг, его строение и связи // Ретикулярная формация мозга. М.: Гос. изд. мед. лит., 1962. С. 520–532.
  15. Полунина А. Г. Давыдов Д. М., Брюн Е. А. Когнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркоманий при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью//Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 81–88.
  16. Пырьев Е. А. Экспериментальные исследования эмоциональной мотивации // Вестник Бурятского государственного университета. Психология. 2015. Т. 1, № 5. С. 8–14.
  17. Пырьев Е. А. Эмоции в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Психология. Кострома: КГУ, 2016. Т. 22. № 1. С. 107–111.
  18. Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
  19. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / пер. с чешск. М.: Медицина, 1986. 256 с.
  20. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер, 2003. 651 с.
  21. Фесенко Ю. А. Эмоциональные проявления при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников: диагностика и психокоррекция // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. Т. 3, № 1. С. 27–33.
  22. Цыганкова Н. И., Никольская И. М. Межличностные отношения младших школьников с гиперкинетическим расстройством // Вестник Тюменского государственного университета: Сер. Педагогика и психология. Тюмень: ТюмГУ, 2011. Т. 1, № 9. С. 216–225.
  23. Adorno T. W., Levinson D. J., Sanford R. N. The Authoritarian Personality. New York: Harper and Row, 1950. 228 p.
  24. Ekman R., Levenson R. W., Frisen W. V. Automatic nervous system activity distinguishes among emoyions. Science, 1983, 221, pp. 1208–1210.
  25. Hess W. R. Hypothalamus and thalamus (2nd ed.). Stuttgart: Thieme. 1969. 77 p.
  26. Le Doux J. E. Emotional memory systems in the brain. Behavioral Brain Research. New York: Guilford. Press, 1993, (58), pp. 69–79.
  27. Ludmer R., Dudai Y., Rubin N. Uncovering Camouflage: amygdala activation predicts long-term memory of induced perceptual insight. Singapore: Springer Nature Singapore Ptc Ltd. Neuron 69. 2011, pp. 102–114.
  28. MacLean P. D. The triune brain in evolution. Role in paleocerebral functions. New York, Plenum, 1990. 672 p.
  29. Mac Cracken J. T. A two-part model of stimulant action on attention-deficit hyperactivity disorder in children J. Neuropsychiatry Clin Neurosci, Biological Psychiatry, 1991, (3), pp. 201–209.
  30. Panksepp J., Panksepp, J. B. A continuing critique of evolutionary psychology: Seven sins for seven sinners, plus or minus two. Evolution and Cognition, 2001, 7 (1), pp. 56–80.
  31. Tomkins S. Affect, imagery, consciousness. Vol. 1. The positive affects. New York, Springer. 1962. V. 1. 184 p.
  32. Wattum P. J., Chappell P. B., Zelterman D., Scahill L. D., Leckman J. F. Patterns of response to acute naloxone infusion in Tourette’s syndrome. Mov. Disord, 2000, (15), 6. pp. 1252–1254.

Информация об авторах

Пырьев Евгений Александрович, кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: evgpyrev@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 886
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 561
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2