Взаимосвязь агрессивности младших подростков и их представлений о взаимоотношениях в семье

481

Аннотация

Работа посвящена проблеме агрессивности и возможности её взаимосвязи с представлениями о взаимоотношениях в семьях у младших подростков. В работе рассматриваются проблема изучения семейных взаимоотношений, трудности непосредственного их изучения и предлагается органичное решение этой проблемы — рассмотрение всего вопроса в парадигме социальных представлений. В рамках этого подхода была описана теоретическая природа детерминации поведения посредством социальных представлений, а также описаны особенности при исследовании этой детерминации в рамках данного исследования. С целью обнаружения взаимосвязей между представлениями о своей семье и уровнем выраженности агрессивности у младших подростков авторами были исследованы 110 подростков в возрасте от 12 до 14 лет. Из них 51 мальчик и 59 девочек. Было установлено, что многие элементы представлений о своей семье имеют тесную взаимосвязь с выраженностью агрессивности и выявлены ключевые из них, имеющие взаимосвязь со многими формами агрессивности.

Общая информация

Ключевые слова: социальные представления, агрессивность, детско-родительские взаимоотношения, подростки, подростковый возраст

Рубрика издания: Исследования в области психолого-социальной работы с семьей

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Адеркас А.М., Яничева Т.Г. Взаимосвязь агрессивности младших подростков и их представлений о взаимоотношениях в семье // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 103–114.

Фрагмент статьи

Родители и специалисты, взаимодействующие с подростками, сталкиваются с рядом трудностей, самой заметной из которых является резкий рост агрессии в этом возрасте. Поэтому изучение взаимосвязей агрессивности с другими переменными, а также поиск детерминант подростковой агрессии остаётся актуальной задачей для различных направлений психологической науки.

Литература

  1. Адеркас А. М., Яничева Т. Г. Представления о стиле родительского отношения младших подростков различного пола // Ананьевские чтения — 2019: психология обществу, государству, политике, материалы международной научной конференции. 2019 г. СПб.: Скифия-принт, 2019. С. 50–51.
  2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 512 с.
  3. Бэрон Р. Агрессия. СПб.: Питер, 2014. 416 с.
  4. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб.: ФАРМиндекс, 2001. 68 с.
  5. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 400 с.
  6. Изард К. Э. Психология эмоций СПб.: Питер, 2008. 464 с.
  7. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
  8. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
  9. Немов Р. С. Общая психология: в 3 т.: Т. 3: Психология личности. М.: Юрайт, 2014. 752 с.
  10. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2011. 512 с.
  11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2011. 672 с.
  12. Barefoot, J. C. (1992). Developments in the measurement of hostility. In H. S. Friedman (Ed.). Hostility, Coping & Health. Washington DC: American Psychological Association. pp. 13–31
  13. Buss A. H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of Consulting Psychology, 1957, 21, pp. 343–349.
  14. Herzlich Cl. La representation social [Social representation]. In Introduction a la psychologie social [Inroducation to social psychology]. P., 1972, pp. 303–323 (in French)
  15. Moscovici S. The origin of social representations: a response to Michael. New ideas in Psychology, 1990, 8 (3), pp. 383–388.
  16. Smith, T. W. Hostility and health: Current status of a psychosomatic hypothesis. Health Psychology, 1992, 11, pp. 139–150.
  17. Wagner W. Social representations and beyond: Brute facts, symbolic coping and domesticated worlds. Culture and psychology, 1998, 3 (4), pp. 297–329.
  18. Wagner W. The Social representation paradigm. The Japanese Journal of Experimental Social Psychology, 1996, 35 (3), pp. 247–255.

Информация об авторах

Адеркас Антон Максимович, магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет, e-mail: anton.aderkas@gmail.com

Яничева Татьяна Гелиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0613-7353, e-mail: yanicheva@ourfuture.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 386
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 481
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0