От школы к взрослой жизни. Обзор зарубежных подходов

979

Аннотация

В последнее время в нашей стране все более отчетливо проявляется потребность в создании цельной системы поддержки людей с ограниченными возможностями, в частности людей с синдромом Дауна. В силу исторических причин мы начали задумываться об этом лет на 20–25 позже, чем граждане других развитых стран. Поэтому представляется полезным ближе познакомиться с зарубежным опытом. Сразу хочется отметить, что позитивные перемены происходили главным образом под влиянием пересмотра отношения общества к людям с особыми потребностями.

Общая информация

Рубрика издания: Интеграция в общество

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Грозная Н.С. От школы к взрослой жизни. Обзор зарубежных подходов // Синдром Дауна XXI век. 2008. № 1. С. 24–30.

Фрагмент статьи

Концепции и модели поддержки

Построение системы поддержки в разные периоды следова­ло соответствующим идеологическим принципам. Так, в се­редине 1970-х годов в Швеции родилась концепция «норма­лизации», которая была подхвачена и развита в других западных странах. Она сменила «медицинскую модель», предполагавшую, что человеку с отклонением в развитии на­илучшая помощь может быть оказана в специализированном учреждении опеки.

Основные положения концепции нормализации заключа­ются в том, что ребенок с особыми потребностями обладает всеми правами, которыми обладают другие дети, и лучшим местом проживания для него является семья, где и должны быть созданы все условия для его развития. Многие переме­ны происходили в рамках этих представлений. Однако со вре­менем некоторые положения этой концепции потребовали переосмысления. Модель нормализации предполагала, что ребенок должен быть готов к принятию его школой и общест­вом. Кроме того, как подчеркивают некоторые исследовате­ли, нормализация не учитывала широкого спектра индивиду­альных отличий в обществе и неизбежно вызывала вопрос, что такое «норма».

В настоящее время в развитии служб поддержки людей с ограниченными возможностями все больше и больше при­нимаются на вооружение принципы так называемой социаль­ной модели. Она предполагает, что человек не обязан быть «готовым», чтобы участвовать в жизни семьи, учиться в шко­ле, работать. Акцент смещается в сторону готовности общест­ва, школы и т. д. Большее внимание уделяется адаптации сре­ды к возможностям ребенка, созданию системы социальных связей и развитию его способностей, которые могут быть вос­требованы там, где он живет, учится и/или работает, иными словами, к обучению применяется функциональный подход.

<...>

Литература

  1. Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль? // Социальная эксклюзия в образо­вании: Хрестоматия по курсу / Сост. Ш. Рамон, В. Шмидт; Московская высшая школа социальных и экономических наук. – М., 2003.
  2. Питерси М. Взрослый человек c синдромом Дауна в меняющемся мире / Пер. с англ. Н. Грозной // К лучшему будущему че­рез воспитание в семье, раннюю помощь, интеграцию и занятость: 1-я Международная рабочая встреча по синдрому Дауна и поддержке умственно иных людей, Москва, 6–8 октября 1995 г. (Неопубл. текст выступления).
  3. Buckley S. Living with Down syndrome // Down syndrome issues and information / Down Syndrome Educational Trust. Portsmouth, 2000.
  4. Buckley S., Bird G., Sacks B., Archer T. A comparison of mainstream and special education for teenagers with Down syndrome: impli­cations for parents and teachers // Down Syndrome News and Update. 2002. Vol. 2. Iss. 2.
  5. Peters S.J. Inclusive education: Аchieving education for all by including those with disabilities and special education needs. http://sitere-sources.worldbank.org/DISABILITY/Rеsources/Education/Inclusive_Education_En.pdf
  6. Unger D.D. Working in the community through supported employment. http://www.ndss.org/content.cfm?fuseaction=Community AreaArticle&Article=228 on March 3, 2003.
  7. Van Dyke D. et al. Sexuality and Individuals with Down Syndrome // Down Syndrome: A Review of Current Knowledge. Chich­ester,1999.
  8. Vandewall T. Expanding Horizons, one Person at a Time // The Mail Box (PC)2. 1999. February. 
  9. Walker-Hirsch L. The facts of Life… And More: Circles // Down Syndrome: Visions for the 21st Century / Ed. by W. I. Cohen, L. Nadel, M. E. Madnick. N. Y., 2002.

Информация об авторах

Грозная Наталья С., координатор редакционно-издательской деятельности «Даунсайд Ап», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1041
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 979
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1