Синдром Дауна XXI век
2008. № 1. С. 24–30
От школы к взрослой жизни. Обзор зарубежных подходов
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Интеграция в общество
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Грозная Н.С. От школы к взрослой жизни. Обзор зарубежных подходов // Синдром Дауна XXI век. 2008. № 1. С. 24–30.
Фрагмент статьи
Концепции и модели поддержки
Построение системы поддержки в разные периоды следовало соответствующим идеологическим принципам. Так, в середине 1970-х годов в Швеции родилась концепция «нормализации», которая была подхвачена и развита в других западных странах. Она сменила «медицинскую модель», предполагавшую, что человеку с отклонением в развитии наилучшая помощь может быть оказана в специализированном учреждении опеки.
Основные положения концепции нормализации заключаются в том, что ребенок с особыми потребностями обладает всеми правами, которыми обладают другие дети, и лучшим местом проживания для него является семья, где и должны быть созданы все условия для его развития. Многие перемены происходили в рамках этих представлений. Однако со временем некоторые положения этой концепции потребовали переосмысления. Модель нормализации предполагала, что ребенок должен быть готов к принятию его школой и обществом. Кроме того, как подчеркивают некоторые исследователи, нормализация не учитывала широкого спектра индивидуальных отличий в обществе и неизбежно вызывала вопрос, что такое «норма».
В настоящее время в развитии служб поддержки людей с ограниченными возможностями все больше и больше принимаются на вооружение принципы так называемой социальной модели. Она предполагает, что человек не обязан быть «готовым», чтобы участвовать в жизни семьи, учиться в школе, работать. Акцент смещается в сторону готовности общества, школы и т. д. Большее внимание уделяется адаптации среды к возможностям ребенка, созданию системы социальных связей и развитию его способностей, которые могут быть востребованы там, где он живет, учится и/или работает, иными словами, к обучению применяется функциональный подход.
<...>
Литература
- Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль? // Социальная эксклюзия в образовании: Хрестоматия по курсу / Сост. Ш. Рамон, В. Шмидт; Московская высшая школа социальных и экономических наук. – М., 2003.
- Питерси М. Взрослый человек c синдромом Дауна в меняющемся мире / Пер. с англ. Н. Грозной // К лучшему будущему через воспитание в семье, раннюю помощь, интеграцию и занятость: 1-я Международная рабочая встреча по синдрому Дауна и поддержке умственно иных людей, Москва, 6–8 октября 1995 г. (Неопубл. текст выступления).
- Buckley S. Living with Down syndrome // Down syndrome issues and information / Down Syndrome Educational Trust. Portsmouth, 2000.
- Buckley S., Bird G., Sacks B., Archer T. A comparison of mainstream and special education for teenagers with Down syndrome: implications for parents and teachers // Down Syndrome News and Update. 2002. Vol. 2. Iss. 2.
- Peters S.J. Inclusive education: Аchieving education for all by including those with disabilities and special education needs. http://sitere-sources.worldbank.org/DISABILITY/Rеsources/Education/Inclusive_Education_En.pdf
- Unger D.D. Working in the community through supported employment. http://www.ndss.org/content.cfm?fuseaction=Community AreaArticle&Article=228 on March 3, 2003.
- Van Dyke D. et al. Sexuality and Individuals with Down Syndrome // Down Syndrome: A Review of Current Knowledge. Chichester,1999.
- Vandewall T. Expanding Horizons, one Person at a Time // The Mail Box (PC)2. 1999. February.
- Walker-Hirsch L. The facts of Life… And More: Circles // Down Syndrome: Visions for the 21st Century / Ed. by W. I. Cohen, L. Nadel, M. E. Madnick. N. Y., 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1047
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 986
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0