Материнство: варианты переживания и поведения*

2231

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования внутренней материнской позиции матерей детей раннего возраста с синдромом Дауна. Описаны три варианта внутренней материнской позиции, различающиеся содержанием эмоционального отношения к материнству, ребенку и себе в роли матери, ценностных ориентаций, представлений и ожиданий относительно материнства и детско-родительских отношений. Показано, что особенности развития внутренней позиции матери в ситуации рождения и воспитания ребенка с синдромом Дауна могут отражаться в характеристиках ее поведения в детско-родительских отношениях и взаимодействии с ребенком, а те, в свою очередь, являются одним из факторов, определяющих актуальный уровень психического развития ребенка. На основе специфики содержания внутренней материнской позиции формулируются основные направления психологической помощи этой группе матерей.

Общая информация

* Данная статья является продолжением публикации: Материнство: восприятие себя и ребенка / Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, С. Е. Иневаткина, Г. Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2. С. 10–17.

Рубрика издания: Психология и педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Айвазян Е.Б., Иневаткина С.Е., Одинокова Г.Ю. Материнство: варианты переживания и поведения // Синдром Дауна XXI век. 2010. № 2. С. 14–20.

Фрагмент статьи

Практически во всех основных психологических школах и направлениях детско-родительские отношения рассматри­ваются в качестве основного фактора, определяющего психическое развитие ребенка. Отечественные и зарубежные исследования развития детей доказывают, что искажения детско-родительских отношений приводят к различным нару­шениям в психическом развитии ребенка – это и эмоционально-поведенческие расстройства, и нарушения интеллекту­ального, моторного и психосоматического развития. В отечественных исследованиях, посвященных изучению развития детей-инвалидов, взаимодействие с близким взрослым рассматривают как основу формирования способов общения, типичных видов деятельности, ведущей деятельности, психологических новообразований, самостоятельности, личност­ных качеств ребенка, его взаимодействия со сверстниками. Подчеркивается, что развитие взаимодействия начинается с эмоционального контакта и постепенно перерастает в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка. В процессе сотрудничества ребенок усваивает способы приобретения общественного опыта, образ­цы поведения, овладевает определенными навыками и умениями, совершает мыслительные операции и т. д.

Литература

  1. Материнство: восприятие себя и ребенка / Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, С. Е. Иневаткина, Г. Ю. Одинокова // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2. С. 10–17.
  2. Айвазян Е. Б., Арина Г. А. Становление внутренней материнской позиции в период беременности // Дефектология. 2008. № 2. С. 8–15.
  3. Захарова Е. И. Проблема содержания психологической готовности к родам // Медико-психологические аспекты современной пери­натологии : книга материалов III Всероссийской научно-практической конференции по пренатальному воспитанию. М. : Academia, 2001. С. 93–97.
  4. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М., 1987. С. 221–227.
  5. Айвазян Е. Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности : дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 321 с.
  6. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М. : ЦОЛИУВ, 1983.

Информация об авторах

Айвазян Екатерина Борисовна, кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии Института коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия, e-mail: ajwaza@yandex.ru

Иневаткина Светлана Евгеньевна, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия

Одинокова Галина Юрьевна, научный сотрудник лаборатории ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1337
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 2231
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0