Социальная психология и общество
2025. Том 16. № 2. С. 43–60
doi:10.17759/sps.2025160204
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Взаимосвязь между использованием информационно-коммуникационных технологий, внутрисемейным социальным капиталом и агрессивностью подростков
Резюме
Контекст и актуальность. Представители подрастающего поколения являются наиболее активными пользователями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в особенности интернета. Однако чрезмерное использование данных технологий может привести к цифровой зависимости, которая, в свою очередь, связана с рядом негативных последствий (уход из школы, проблемы с обучением и успеваемостью, социальным взаимодействием и т.д.), в том числе и с агрессией. Неслучайно участились случаи, когда подростки проявляют агрессию по отношению к людям, животным, которые не могут дать им отпор, снимают данные сцены на видео, а затем размещают их на популярных видеохостингах и сообществах в социальных сетях в интернете.
Цель. Исследование взаимосвязи между использованием ИКТ, внутрисемейным социальным капиталом и агрессивностью подростков.
Дизайн исследования. Исследование эффектов в ходе регрессионного анализа между использованием ИКТ (использование ИКТ, чрезмерное использование ИКТ – навязчивое использование интернета), внутрисемейным социальным капиталом и агрессией подростков осуществилось с помощью анализа модерации. Для того, чтобы повысить достоверность полученных результатов, нами была произведена очистка данных от побочных переменных, которые могли оказать влияние на результаты (уровень образования, религиозности, возраст, этническая и религиозная принадлежность, пол).
Участники. Для проверки эффектов между использованием ИКТ (ИКТ, чрезмерное использование ИКТ – навязчивое использование интернета), внутрисемейным социальным капиталом и агрессией подростков проводилось анкетирование подростков (N = 237) из разных регионов Российской Федерации. Из них 108 человек мужского пола и 129 человек женского пола от 14 до 16 лет (M = 15; SD = 1,31).
Методы (инструменты). Методика оценки вовлеченности в использование ИКТ (А.Н. Татарко с коллегами). Методика диагностики интернет-зависимости (В.Л. Малыгин). Методика оценки внутрисемейного социального капитала (Д.И. Дубров). Методика оценки агрессивности Басса-Дарки (адаптация П.А. Ковалева).
Результаты. Регрессионный анализ прямых эффектов показал, что использование ИКТ значимо предсказывает подростковую агрессивность. Модерационный анализ непрямых эффектов показал, что внутрисемейный социальный капитал является значимым модератором связи между использованием ИКТ и подростковой агрессивностью.
Выводы. Высокий уровень внутрисемейного социального капитала способен нивелировать связи между использованием ИКТ и подростковой агрессивностью, делая их незначимыми. То есть если подростки ощущают, что их отношения с родителями доверительные, наполненные эмоциональной теплотой, и они всегда могут рассчитывать на родительское внимание и поддержку и готовы сами ее оказать родителям, то даже при чрезмерном использовании ИКТ они не будут проявлять агрессию.
Общая информация
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые технологии, внутрисемейный социальный капитал, детско-родительские отношения, подростковая агрессивность
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2025160204
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-00119, https://rscf.ru/project/24-18-00119/.
Поступила в редакцию 09.08.2024
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Дубров, Д.И. (2025). Взаимосвязь между использованием информационно-коммуникационных технологий, внутрисемейным социальным капиталом и агрессивностью подростков. Социальная психология и общество, 16(2), 43–60. https://doi.org/10.17759/sps.2025160204
© Дубров Д.И., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Полный текст
Введение

Метод
Результаты
Изучаемые переменные / Variables studied |
М |
SD |
Использование ИКТ / ICT use |
3,98 |
0,65 |
Навязчивое использование интернета / Internet addiction |
3,57 |
0,76 |
Чрезмерное использование ИКТ / Excessive use of ICT |
3,69 |
1,04 |
ВСК / FSC |
4,32 |
1,01 |
Агрессивность / Aggressiveness |
3,34 |
1,24 |






Обсуждение результатов
Выводы
Литература
- Дубров, Д.И. (2019). Внутрисемейный социальный капитал как фактор межпоколенной трансмиссии ценностей: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.
Dubrov, D.I. (2019). Family social capital as a factor of intergenerational value transmission: PhD thesis. National Research University Higher School of Economics. (In Russ.). - Дубров, Д.И. (2016). Внутрисемейный социальный капитал как предиктор субъективного благополучия родителей и подростков. Казанский педагогический журнал, 6, 184–190.
Dubrov, D.I. (2016). Family social capital as a predictor of subjective well-being of parents and adolescents. Kazan pedagogical journal, 6, 184–190. (In Russ.).information and communication technologies, digital technologies, family social capital, child-parent relations, adolescent aggressiveness - Избили, сняли, убежали. Новое жестокое хобби подростков (2018). URL: https://ria.ru/20180904/1527755647.html (дата обращения: 01.08.2023).
Beaten, filmed, ran away. A new cruel hobby of teenagers (2018). URL: https://ria.ru/20180904/1527755647.html (Accessed 01.08.2023). (In Russ.). - Малыгин, В.Л. (2011). Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. М.: МГМСУ.
Malygin, V.L. (2011). Internet-dependent behavior. Diagnostic criteria and methods. Мoscow: MGMSU. (In Russ.). - Татарко, А.Н., Макласова, Е.В., Лепшокова, З.Х., Галяпина, В.Н., Ефремова, М.В., Дубров, Д.И., Бульцева, М.А., Бушина, Е.В., Миронова, А.А. (2020). Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий. Социальная психология и общество, 11(1), 159–179. https://doi.org/10.17759/sps.2020110110
Tatarko, A.N., Maklasova, E.V., Lepshokova, Z.K., Galyapina, V.N., Efremova, M.V., Dubrov, D.I., Bultseva, M.A., Bushina, E.V., Mironova, A.A. (2020). Assessment methodology of involvement in information and communication technology using. Social Psychology and Society, 11(1), 159–179. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2020110110 - Шипова, Л.В. (Ред.). (2016). Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие. Cаратов.
Shipova, L.V. (Ed.) (2016). Methods of psychological diagnostics of aggression and aggressiveness of schoolchildren: An educational and methodical manual. - Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. (2006). Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. Днепропетровск: Пороги.
Ur’eva, L.N., Bolbot, T.U. (2006). Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention: Monograph. Dnepropetrovsk: Porgy. (In Russ.). - Anderson, C.A., Bushman, B.J. (2002). Human aggression. Annual review of psychology, 53(1), 27–51. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135231
- Beran, T., Mishna, F., McInroy, L.B., Shariff, S. (2015). Children's experiences of cyberbullying: A Canadian national study. Children & Schools, 37(4), 207–214. https://doi.org/10.1093/cs/cdv024
- Chen, F., Zheng, D., Liu, J., Gong, Y., Guan, Z., Lou, D. (2020). Depression and anxiety among adolescents during COVID-19: A cross-sectional study. Brain, behavior, and immunity, 88, 36. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2020.05.061
- Ciucci, E., Baroncelli, A. (2014). Emotion-related personality traits and peer social standing: Unique and interactive effects in cyberbullying behaviors. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 17(9), 584–590. https://doi.org/10.1089/cyber.2014.0066
- Collins, A.M., Loftus, E.F. (1975). A spreading-activation theory of semantic processing. Psychological review, 82(6), 407. https://doi.org/10.1037/0033-295X.82.6.407
- Criss, M.M., Houltberg, B.J., Cui, L., Bosler, C.D., Morris, A.S., Silk, J.S. (2016). Direct and indirect links between peer factors and adolescent adjustment difficulties. Journal of applied developmental psychology, 43, 83–90. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2016.02.004
- Cutrín, O., Gómez-Fraguela, J.A., Luengo, M.Á. (2015). Peer-group mediation in the relationship between family and juvenile antisocial behavior. The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, 7(2), 59–65. https://doi.org/10.1016/j.ejpal.2015.06.001
- Davis, K. (2013). Young people’s digital lives: The impact of interpersonal relationships and digital media use on adolescents’ sense of identity. Computers in human behavior, 29(6), 2281–2293. https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.05.022
- Del Rey, R., Lazuras, L., Casas, J.A., Barkoukis, V., Ortega-Ruiz, R., Tsorbatzoudis, H. (2016). Does empathy predict (cyber) bullying perpetration, and how do age, gender and nationality affect this relationship? Learning and Individual Differences, 45, 275–281. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2015.11.021
- Enevold, J. (2012). Domesticating play, designing everyday life: The practice and performance of family, gender and gaming. In DiGRA Nordic'12: Proceedings of 2012 International DiGRA Nordic Conference. Digital Games Research Association-DiGRA.
- Festl, R., Scharkow, M., Quandt, T. (2015). The individual or the group: A multilevel analysis of cyberbullying in school classes. Human Communication Research, 41(4), 535–556. https://doi.org/10.1111/hcre.12056
- Fumero, A., Marrero, R.J., Voltes, D., Peñate, W. (2018). Personal and social factors involved in internet addiction among adolescents: A meta-analysis. Computers in human behavior, 86, 387–400. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.05.005
- George, M.J., Odgers, C.L. (2015). Seven fears and the science of how mobile technologies may be influencing adolescents in the digital age. Perspectives on psychological science, 10(6), 832–851. https://doi.org/10.1177/1745691615596788
- Haller, J., Mikics, É., Halász, J., Tóth, M. (2005). Mechanisms differentiating normal from abnormal aggression: glucocorticoids and serotonin. European journal of pharmacology, 526(1-3), 89–100. https://doi.org/10.1016/j.ejphar.2005.09.054
- Huesmann, L.R., Dubow, E.F., Boxer, P. (2009). Continuity of aggression from childhood to early adulthood as a predictor of life outcomes: Implications for the adolescent‐limited and life‐course‐persistent models. Aggressive Behavior: Official Journal of the International Society for Research on Aggression, 35(2), 136–149. https://doi.org/10.1002/ab.20300
- Jacobsen, W.C., Forste, R. (2011). The wired generation: Academic and social outcomes of electronic media use among university students. Cyberpsychology, behavior, and social networking, 14(5), 275–280. https://doi.org/10.1089/cyber.2010.0135
- Kim, K. (2013). Association between Internet overuse and aggression in Korean adolescents. Pediatrics international, 55(6), 703–709. https://doi.org/10.1111/ped.12171
- Kowalski, R.M., Giumetti, G.W., Schroeder, A.N., Lattanner, M.R. (2014). Bullying in the digital age: a critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychological bulletin, 140(4), 1073. https://doi.org/10.1037/a0035618
- Kraut, R., Kiesler, S., Boneva, B., Cummings, J., Helgeson, V., Crawford, A. (2002). Internet paradox revisited. Journal of social issues, 58(1), 49–74. https://doi.org/10.1111/1540-4560.00248
- Kraut, R., Patterson, M., Lundmark, V., Kiesler, S., Mukophadhyay, T., Scherlis, W. (1998). Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? American psychologist, 53(9), 1017–1031. https://doi.org/10.1037/0003-066X.53.9.1017
- Lee, S.J. (2009). Online communication and adolescent social ties: Who benefits more from Internet use? Journal of Computer-Mediated Communication, 14(3), 509–531. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2009.01451.x
- Lee, C., Shin, N. (2017). Prevalence of cyberbullying and predictors of cyberbullying perpetration among Korean adolescents. Computers in human behavior, 68, 352–358. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.11.047
- Maccoby, E.E., Martin, J.A. (1983). In Mussen, P.H. (Ed.). Socialization in the context of the family: Parent-child interaction. Handbook of child psychology: Formerly Carmichael's manual of child psychology. NY: Wiley.
- Mishna, F., Khoury-Kassabri, M., Gadalla, T., Daciuk, J. (2012). Risk factors for involvement in cyber bullying: Victims, bullies and bully–victims. Children and Youth Services Review, 34(1), 63–70. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2011.08.032
- Nagin, D., Tremblay, R.E. (1999). Trajectories of boys' physical aggression, opposition, and hyperactivity on the path to physically violent and nonviolent juvenile delinquency. Child development, 70(5), 1181–1196. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00086
- Przybylski, A.K., Weinstein, N. (2017). A large-scale test of the goldilocks hypothesis: quantifying the relations between digital-screen use and the mental well-being of adolescents. Psychological science, 28(2), 204–215. https://doi.org/10.1177/0956797616678438
- Rice, E., Petering, R., Rhoades, H., Winetrobe, H., Goldbach, J., Plant, A., ... Kordic, T. (2015). Cyberbullying perpetration and victimization among middle-school students. American journal of public health, 105(3), e66–e72. https://doi.org/10.2105/AJPH.2014.302393
- Shahidul, S.M., Karim, A.H.M., Mustari, S. (2015). Social Capital and Educational Aspiration of Students: Does Family Social Capital Affect More Compared to School Social Capital? International Education Studies, 8(12), 255–260. https://doi.org/10.5539/ies.v8n12p255
- Sticca, F., Ruggieri, S., Alsaker, F., Perren, S. (2013). Longitudinal risk factors for cyberbullying in adolescence. Journal of community & applied social psychology, 23(1), 52–67. https://doi.org/10.1002/casp.2136
- Valkenburg, P.M., Peter, J. (2007). Online communication and adolescent well-being: Testing the stimulation versus the displacement hypothesis. Journal of computer-mediated communication, 12(4), 1169–1182. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2007.00368.x
- Walther, J.B. (1996). Computer-mediated communication: Impersonal, interpersonal, and hyperpersonal interaction. Communication research, 23(1), 3–43. https://doi.org/10.1177/009365096023001001
- Wang, Y., Gao, J.L., Chen, H., Mao, Y.M., Chen, S.H., Dai, J.M., ... Fu, H. (2020). The relationship between media exposure and mental health problems during COVID-19 outbreak. Fudan University Journal of Medical Sciences, 47(2), 173–178. https://doi.org/10.3969/j.issn.1672-8467.2020.02.005
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 40
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 40
Скачиваний PDF
За все время: 13
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 13
Всего
За все время: 53
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 53