Исследование аспектов интолерантного поведения молодёжи XXI века

491

Аннотация

In article the problem intolerant behaviour in the youth environment is considered. Possible ways of reduction intolerant the reasons of its occurrence, feature of display are considered. The basic directions of liquidation intolerant, by means of formation of tolerance are determined during training and education of rising generation.

Общая информация

Ключевые слова: interethnic conflicts, tolerance, morals, conformism

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ефимова Д.В., Кибакин С.В., Сафронов С.М. Исследование аспектов интолерантного поведения молодёжи XXI века // Социосфера. 2010. № 1. С. 33–37.

Полный текст

“Варварскому стремлению разжечь конфликт цивилизаций и религий

мы обязаны противопоставить духовность и терпимость»

(Путин В. В., 2000) [3].

 

В связи с ростом терроризма, нестабильности и стохастичности международной об­становки особую остроту приобретает вопрос о росте межцивилизационных и межэтни­ческих конфликтов и соответственно социальной терпимости и нетерпимости (Путин В. В., 2002; Bush G., 2003; Зиновьев А. А., 1991; Солженицын А. И., 1991; Жириновский В. В., 1997 и др.). Интолерантность в её социальных и психологических проявлениях ин­тенсивно исследуется в нашей стране за рубежом (Marcuse H., 1970; Nicholson P., 1985; Кнабе Г., 1999; Марченкова В. А., 1999; Асмолов А. Г., 2001; Риэрдон Б. Э., 2001; Варта­нова И., 2002; Кардинская С. В., 2002; Пичугина Т. А., 2002; Трубина Л., 2003) [1].

По мнению многих организаторов образования – терпимое отношение человека к окружающим является азбукой нравственного воспитания. Ведущие психоаналитики в становлении толерантной личности значительную роль отводят семье (Фрейд 3., 1998; Адлер А., 2000; Фрейд А., 1991, 1999; Дмитриева Н. В., 1998), так как нетерпимость часто выступает предпосылкой деструктивных и девиантных форм поведения молодежи (Короленко Ц. П., Донских Т. А., 1990; Pike A., McGuire S. oth., 1996; Берон Р., Ричардсон Д., 1997; Михайлова О. Ю., 2000; Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А., 2000) [4].

В последние годы нетерпимость и конфликтность субъекта изучается в кругу фунда­ментальных проблем психологии индивидуальности и совместной деятельности (Солда­това Г. У., 1998; Рубцов В. В., 1996, Петренко В. Ф., Митина О. В. и др., 2000; Донцов А. И., 2001). Исследованию диады толерантность-интолерантность посвящено множество научных исследований, однако проблема происхождения и коррекции интолерантности остается недостаточно исследованной (Аминевы Г. и Э., 2000). А между тем данная те­матика лежит в русле приоритетного направления РАН «Человек как субъект обществен­ных изменений: психологические проблемы» (см. Миронов В. В., 1999) и Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстре­мизма в российском обществе».

Теоретическая неразработанность в фундаментальной психологии, недостаточная экспериментальная изученность и в то же время важное прикладное значение проблемы психологических аспектов интолерантной индивидуальности является актуальной и по­рождает множество вопросов, определяет множество задач для решения столь острой проблемы.

Развивающееся в российском обществе чувство «национального унижения», свя­занного с поражением в холодной войне, распадом СССР, финансовой зависимостью от других стран повлекло за собой рост популярности экстремальных идей, особенно среди молодежи. Возникают устойчивые стереотипы по отношению к представителям других культур, которые усваиваются в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственного мнения о тех или иных культурных группах. К собственно психологическим барьерам относятся эгоцентрические установки сознания – «бессозна­тельного архетипа свой/чужой», т. е. видение мира через призму только своих интересов. Эгоцентристу свойственно считать свои взгляды и свой образ жизни единственно вер­ными; он осуждает, может быть агрессивен по отношению к тем, кто живет иначе; он не желает принимать их точки зрения, менять собственные утверждения.

Нетерпимость к иному или к неизвестному естественна у ребенка, в той же мере, в какой инстинкт завладеть всем, что ему нравится. Ребенка приучают к терпимости шаг за шагом, так же как приучают уважать чужую собственность. К сожалению, если управ­лять собственным телом, в конце концов, обучаются все, толерантность остается вечной лакуной образования и у взрослых, потому что в повседневной жизни люди постоянно травмируются инакостью. Самая опасная нетерпимость (интолерантность) – та, которая рождается в отсутствии какой бы то ни было доктрины, как результат элементарных импульсов. Поэтому она не может критиковаться, не сдерживается рациональными аргу­ментами. Причина негативных проявлений других – в нас самих, в нашей нетерпимости, когда-либо продемонстрированной [2].

Толерантность – категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих при отсутствии собственных личных ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентации за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. В понятие толерантности закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. Толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его куль­турного и социального уровня. Человек может оказаться в обществе или просто в окру­жении агрессивных людей, резко противостоящих его идеям и принципам. Причиной могут быть непонимание, слухи, зависть, ненависть, гнев. Однако важно научиться не только не поддаваться на провокацию, сохранять ментальное равновесие, но и поста­раться успокоить своих оппонентов всем своим поведением, словами и, возможно, даже принеся извинения. Если не стараться придти к норме и здравому смыслу, то возмож­на вспышка и даже совершение преступления. В такой ситуации терпимость являет­ся ценностью, которая спасает жизнь (Соколова Е., 2000). Терпимость – это не только добродетель высокого класса и нравственная ценность, но и ненасильственная страте­гия самозащиты и выживания, незаменимое оружие для победы (Степанов В. П., 2001). Наивысшим уровнем развития личности является конвенциональный уровень – когда поведение регулируется высшими моральными принципами типа «золотого правила» конфуцианства: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфей 7:12)., «Не делай другим того, чего себе не хочешь» (Деяния 15:29). Подростки, поднявшиеся на этот уровень, избегают выдвигать обвинения и осуждения (Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П., 1993).

На развитие морального сознания и нравственного поведения влияют сверстники, социальная роль, связанная с принадлежностью ребенка к тому или иному полу, теле­видение, «семья, общество, государство, причем формирование установок толерантного сознания должно начинаться с самых первых этапов формирования личности, с первых контактов ребенка и родителей». Исследования установили, что ригидный стиль воспи­тания приводит к истерическим расстройствам, дезадаптации у детей; у них отмечается упрямство, нетерпимость, протестное поведение. Дети вырастают нетерпимыми в се­мьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются раз­витием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской нетерпи­мости безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого отношения предпочитаются силовые методы, особенно физические наказания (Репу D. G., Bussey К., 1984).

Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность, кото­рая проявляется в склонности приспособиться к любому окружению, к любой точке зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманны­ми в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Давление конформности увеличивается с численностью группы (Costanzo P. R., 1970; Wilder D., 1977). С яростью, отстаивая свою независимость от старших, подростки за­частую абсолютно не критически относятся к мнению собственной группы и её лиде­ров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое в свою очередь утверждается в противоположность к каким-то «ОНИ». Страстное желание быть как все (а «все» – это исключительно «свои») распространяется на одежду, вкусы, стиль по­ведения. Такое противоречие, когда индивидуальность утверждается через единообра­зие, часто становится источником внутренней тревоги. Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить вызов, приходиться выдержать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем оно нетерпимее к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще к непохожести (Добрович А. Б., 1987 и др.). Нон­конформист способен к успешному сопротивлению группе, если обладает достаточным умом и творческими способностями, проявляет терпимость и чувство долга, верит в себя и устойчив к стрессу. Благодаря таким людям осуществляются нововведения и действу­ют силы общественного преобразования [2].

На сегодняшний день важнейшей задачей образования XXI века является коррекция интолерантности посредством воспитания толерантных отношений и утверждения цен­ностей человеческого достоинства. Нельзя не согласиться с А. А. Ухтомским, который отмечает, что общество будет продвигаться вперед только тогда, когда люди научатся терпеть, слышать, понимать, чувствовать и предусматривать вместе.

В концепции модернизации российского образования до периода 2010 года и в про­грамме ЮНЕСКО «Образование 2000» декларируется, что современный выпускник должен: быть творческим, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценить ин­новации; самоопределяться, уметь брать на себя ответственность за свое образование; решать проблемы, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения; быть уверенным в своих возможностях; быть толерантным, доброжелатель­но относиться к многообразию жизни. Толерантность рассматривается как индивидуаль­ное и общественное отношение к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужому мнению, как готовность и способность к сотрудничеству между людьми и на­родами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной принадлеж­ности. Такая позиция является своевременной и отвечает требованиям, предъявляемым к образованию, которое способно помочь человеку познать себя, многообразие окружа­ющего мира, счастье общения и гармоничной самореализации. Образование в состоянии изменить негативные тенденции в духовной и нравственной сфере человека, предоста­вить возможность строить свою жизнь на основе   толерантных отношений, исключаю­щих любые проявления насилия и конфронтации.

Одной из воспитательных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является научение молодежи умело предупреждать ситуации, порождающие эмоцио­нальную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей.

P.P. Валитова отмечает, что формированию людей с незакомплексованным сознани­ем, лишенным высокомерного подхода во взаимоотношениях между народами, полами, поколениями, с интеллектом, способным вырабатывать свободные, сдержанные, ответ­ственные суждения, должна способствовать этическая теория толерантности. В связи с этим в систему образования необходимо внести изменения, среди которых «очищение учебных пособий от предрассудков и предубеждений в отношении других народов, ре­лигиозного или атеистического мировоззрения».

Сегодня важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимо­сти, уважения прав людей всех рас и народов. П. Степанов замечает, что на первое место выдвигается работа педагога не столько над расширением знаний учащегося о других культурах, сколько над отношением к другим культурам.

Учебные цели воспитания толерантности состоят не только в усвоении содержания, но и в формировании всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерант­ности ценностей.

Учебное заведение должно стать «мастерской», где учащиеся стартуют, входя в со­временную общественную жизнь.

Таким образом, можно выделить основные направления ликвидации интолерантно­сти посредством формирования толерантности в процессе обучения и воспитания под­растающего поколения:

  1. развитие у учащихся межкультурной толерантности, воспитание в духе открыто­сти и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
  2. обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для раз­решения разногласий и конфликтов;
  3. привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и при­знания многообразия окружающего мира;
  4. совершенствование знаний и умений взаимодействия с людьми на основе уваже­ния человеческого достоинства и принятия другого;
  5. формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и сотрудни­чества на основе толерантных ценностей.

Литература

  1. Асмолов, А. Г. Мы обречены на толерантность / А. Г. Асмолов // Семья и школа. – 2001. – № 11. – 12. – С. 32–35.
  2. Линецкая, Л. М. Интолерантность в структуре индивидуальности: психофизиологические пре­дикторы / Л. М. Линецкая: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 . – М.: РГБ, 2005.
  3. Путин, В. В. Речь на совместном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Сове­та при президенте по науке и технологиям. /Официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru/. – 20.03.02.
  4. Риэрдон, Б. Э. Толерантность – дорога к миру / Б. Э. Риэрдон. – СПб.: Бонфи, 2001. – С. З.
  5. Adler, A. What life should mean to you / A. Adler. – Boston: Little, Brown, 1931. – P. 148.

Информация об авторах

Ефимова Д.В., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Кибакин С.В., Пензенская государственная технологическая академия, Россия

Сафронов С.М., Пензенская государственная технологическая академия, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2486
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 491
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1