Трудные жизненные ситуации несовершеннолетних в контексте участия родителей в межведомственном взаимодействии по решению проблем детей *

885

Аннотация

The article examines the theoretical and methodological problems of establishing inter¬agency cooperation in providing social assistance to minors. The author proposes a principles for the model of the mobilization of parents to solve problems of their children. To analyze the structure of social and pedagogical work, distinguished types of difficult life situations that require special efforts to ensure children's education. Proceedings of the publication permit to develop and implement social technologies.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009–2011 годы)» (проект № 3.2.1/13360)

Ключевые слова: interagency cooperation, difficult situations, children, parents, typology of situations, social involvement

Рубрика издания: Социология и демография

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дудкин А.С. Трудные жизненные ситуации несовершеннолетних в контексте участия родителей в межведомственном взаимодействии по решению проблем детей // Социосфера. 2011. № 1. С. 59–62.

Полный текст

Многоаспектность межведомственного взаимодействия в обеспечении образования и социального благополучия детей, попавших в трудную жизнен­ную ситуацию, предопределяет необходимость мониторинга и компаративных исследований для учёта как структурных, так и функциональных динамических изменений социально­педагогической поддержки и патронажа.

Активность участия родителей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является залогом успешного разрешения многих категорий проблем. При изучении межведомственного управленческого взаимодействия родители детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обычно рассматриваются как пассивные носители социальной проблемы, которую призваны решить спе­циалисты органов и учреждений. При этом упускается из виду важнейший фак­тор личной (семейной) заинтересованности родных и близких ребёнка в нахо­ждении оптимального способа социальной реабилитации и коррекции в рамках согласованных действий разных ведомств. В разнообразных межведомственных рабочих группах по подготовке предложений (совершенствованию механизма социальной защиты и образования детей) родители либо не участвуют, либо принимают формально-­подчиненное участие (например, в психолого­-медико-­педагогических комиссиях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки мето­дических рекомендаций по комплексному психолого­-педагогическому сопро­вождению ребёнка на протяжении всего периода его обучения в образователь­ном учреждении во время и после выхода из трудной жизненной ситуации с учётом важной роли родителей.

Для решения задачи теоретического анализа управленческого межве­домственного взаимодействия в организации социального патронажа и соци­ально-­психологического сопровождения ребёнка мы разработали рабочий ва­риант типологии трудных жизненных ситуаций.

Номенклатурный перечень типов ситуаций, в которых оказываются дети и подростки, рассматривается нами в качестве инструмента применения техно­логий социально­-педагогической работы и нормативного регулирования про­блем семейного неблагополучия. В перечень вошли свыше двадцати наимено­ваний самых распространённых и десоциализирующих детство обстоятельств, попадая в которые, ребёнок нуждается в комплексной посторонней помощи и поддержке:

1) сиротство;

2) уход ребёнка из дома / учреждения системы образования или системы социальной защиты;

3) безнадзорность;

4) беспризорность / бродяжничество;

5) невыполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребёнка-­инвалида специалистами профильных учреждений;

6) несовершеннолетнее материнство;

7) попрошайничество;

8) физические барьеры для передвижения и удовлетворения специальных потребностей детей­-инвалидов;

9) ограничение доступа к образованию детей­инвалидов;

10) алкогольное (наркотическое) пристрастие ребёнка / родителей (опеку­нов, попечителей);

11) бедность и другие экономические проблемы семьи (включая неудовле­творительные жилищно-­бытовые условия, поиск средств на лечение ре­бёнка и др.);

12) уклонение родителя / родителей от уплаты алиментов на ребенка;

13) ВИЧ­-инфекция, гепатит, туберкулёз и другие социально значимые забо­левания, требующие длительного комплексного лечения;

14) проституция;

15) насилие (жестокое обращение) со стороны родителей (близких родствен­ников, опекунов, попечителей);

16) неисполнение родителями (опекунами, попечителями) своих обязанно­стей (по содержанию, воспитанию ребёнка);

17) семейное неблагополучие, связанное с конфликтными отношениями между родителями (включая развод);

18) конфликт с несовершеннолетними (одноклассниками, соседями), препятствующий нормальному течению социализации и продуктивной социальной адаптации (в т. ч. насилие со стороны других детей);

19) конфликт с учителем, воспитателем, другими лицами из ближайшего ок­ружения, препятствующий нормальному течению социализации и про­дуктивной социальной адаптации (в т. ч. насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опекунов, попечителей);

20) уголовно наказуемые преступления несовершеннолетних;

21) преступления по мотивам и соображениям, связанным с деструктивными молодёжными субкультурами.

Родительский фактор преодоления определённой проблемы ребенка в форме личного участия в проблемной ситуации является решающим более чем в половине типов трудных жизненных ситуаций. В связи с этим налаживание координационных связей учреждений образования с учреждениями социаль­ного обслуживания должно проходить в контексте удовлетворения потребно­стей и параллельного решения ряда проблем ребёнка с участием родителей. Отсутствие участия родителей или учёта их особенностей и потребностей в межведомственном взаимодействии – признак низкой эффективности соци­альной и педагогической работы, какими бы специалистами она ни осуществ­лялась. Особенно это касается ситуации детской инвалидности, безнадзорно­сти, разнообразных конфликтных ситуаций.

Поэтому следует подчеркнуть следующие компоненты вовлечения роди­телей в процесс межведомственного взаимодействия.

Родителей по отношению к участию в сотрудничестве с учреждениями образования и социальной защиты можно разделить на группы уклоняющихся, пассивных и заинтересованных. К каждой категории подходят свои определён­ные формы социальной работы и привлечения.

Для заинтересованных родителей действуют советы отцов и матерей, ро­дительские комитеты, молодёжные военно­-патриотические организации, раз­личные иные общественные объединения. С данной категорией родителей у специалистов учреждений, как правило, не возникает проблем, а скорее, наобо­рот, у неравнодушных родителей чаще возникают проблемы с чиновниками различных социальных служб и образовательных учреждений. Опыт показыва­ет, что социально активные родители, пекущиеся о благополучии детей, само­стоятельно ищут и налаживают не регламентированные и официально не оформляемые связи в учреждениях, построенные в основном на личных отно­шениях со специалистами разных ведомств. Вместе с тем инициативные роди­тели деятельно подходят и к формальным механизмам получения социальной и педагогической поддержки от государства и муниципалитетов.

Заинтересованность, относительно полное знание своих прав и прав своего ребёнка, социальная активность характеризуют этот тип родительского участия.

Большую обеспокоенность у государства и общества вызывают группы пассивных и уклоняющихся родителей. Они обычно испытывают дефицит зна­ний по организационным вопросам и нормативным основам комплексных дей­ствий по сопровождению ребёнка в условиях образовательного учреждения средствами социальной работы. Социальная аморфность родителей тормозит индивидуализацию образовательного процесса в отношении детей, находящих­ся в ситуациях социального риска.

Коммуникации с образовательным учреждением у пассивных родителей сведены к вялому формальному реагированию на вызовы или приглашения со стороны специалистов. А уклоняющиеся родители вообще избегают взаимодей­ствовать со специалистами учреждений, не принимая участия в налаживании социальной жизни ребёнка (детей).

Законодательство определяет меры воздействия на таких родителей в тех случаях, когда трудная жизненная ситуация крайне запущена и приводит к на­несению явного вреда здоровью и жизни ребенка. Ограничение в родительских правах и лишение родительских прав – это в определённом смысле провал уси­лий учреждений образования, социальной защиты и общественных организа­ций по социальной работе с семьёй, находящейся в социально опасном положе­нии.

Поэтому практически важно выработать критерии определения контакт­ного потенциала родителей в разрешении трудных жизненных ситуаций детей.

То есть в ходе налаживания социального партнёрства требуется адекват­ная оценка динамики развития не только жизненных компетенций ребёнка в ситуации, но и родителей (опекунов, попечителей, других законных представи­телей) по отношению к участникам образовательного процесса.

Например, если межведомственное взаимодействие заключается пре­имущественно в обмене информацией о несовершеннолетних и ситуациях, в которые они попадают, то в справочно-­информационное консультирование по вопросам социального обслуживания и образования семей и детей должны быть включены и родители. Степень проявляемой в поведении потребности ро­дителей в информации как раз и будет выступать существенным признаком, критерием контактного потенциала родителей.

Для каждого типа трудной жизненной ситуации, в которую попадает ре­бёнок, должен быть сформулирован свой диагностический набор критериев участия родителей, равно как и специалистов учреждений и активистов обще­ственных организаций. При этом в данной системе формализации обеспечения межведомственного взаимодействия каждому типу ситуаций и критериев уча­стия в обязательном порядке должны быть указаны нормативно-­правовые ак­ты, регулирующие действия сторон взаимодействия. Последним существенным элементом данной системы является анализ реальной жизненной ситуации ре­бёнка и семьи в целом в соответствии с классификатором социальных рисков ребёнка. Классификатор по ряду параметров должен определять негативный и позитивный потенциал развития ситуации ребёнка. По своему нормативному значению данный тип документа претендует на статус государственного стан­дарта социального обслуживания.

Интегративным результатом разработки и реализации указанного инст­рументария должно быть создание технологии оценки согласованности дейст­вий специалистов, адекватной общим и особым образовательным потребностям ребёнка, а также учитывающей тип родительского (и других законных предста­вителей) участия в судьбе несовершеннолетнего.

Данный инструмент не создаст автоматически обоюдно согласованную координацию действий по обеспечению образования и социальной защиты ре­бёнка, однако он позволит существенно упростить, ускорить и развить систему взаимодействия учреждений с учреждениями и на фоне взаимодействия всех учреждений со своими клиентами.

Информация об авторах

Дудкин А.С., Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, Пенза, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5248
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 885
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0