Социосфера
2011. № 1. С. 59–62
ISSN: 2078-7081
Трудные жизненные ситуации несовершеннолетних в контексте участия родителей в межведомственном взаимодействии по решению проблем детей *
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009–2011 годы)» (проект № 3.2.1/13360)
Ключевые слова: interagency cooperation, difficult situations, children, parents, typology of situations, social involvement
Рубрика издания: Социология и демография
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дудкин А.С. Трудные жизненные ситуации несовершеннолетних в контексте участия родителей в межведомственном взаимодействии по решению проблем детей // Социосфера. 2011. № 1. С. 59–62.
Полный текст
Многоаспектность межведомственного взаимодействия в обеспечении образования и социального благополучия детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, предопределяет необходимость мониторинга и компаративных исследований для учёта как структурных, так и функциональных динамических изменений социальнопедагогической поддержки и патронажа.
Активность участия родителей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является залогом успешного разрешения многих категорий проблем. При изучении межведомственного управленческого взаимодействия родители детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обычно рассматриваются как пассивные носители социальной проблемы, которую призваны решить специалисты органов и учреждений. При этом упускается из виду важнейший фактор личной (семейной) заинтересованности родных и близких ребёнка в нахождении оптимального способа социальной реабилитации и коррекции в рамках согласованных действий разных ведомств. В разнообразных межведомственных рабочих группах по подготовке предложений (совершенствованию механизма социальной защиты и образования детей) родители либо не участвуют, либо принимают формально-подчиненное участие (например, в психолого-медико-педагогических комиссиях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав).
Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки методических рекомендаций по комплексному психолого-педагогическому сопровождению ребёнка на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении во время и после выхода из трудной жизненной ситуации с учётом важной роли родителей.
Для решения задачи теоретического анализа управленческого межведомственного взаимодействия в организации социального патронажа и социально-психологического сопровождения ребёнка мы разработали рабочий вариант типологии трудных жизненных ситуаций.
Номенклатурный перечень типов ситуаций, в которых оказываются дети и подростки, рассматривается нами в качестве инструмента применения технологий социально-педагогической работы и нормативного регулирования проблем семейного неблагополучия. В перечень вошли свыше двадцати наименований самых распространённых и десоциализирующих детство обстоятельств, попадая в которые, ребёнок нуждается в комплексной посторонней помощи и поддержке:
1) сиротство;
2) уход ребёнка из дома / учреждения системы образования или системы социальной защиты;
3) безнадзорность;
4) беспризорность / бродяжничество;
5) невыполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида специалистами профильных учреждений;
6) несовершеннолетнее материнство;
7) попрошайничество;
8) физические барьеры для передвижения и удовлетворения специальных потребностей детей-инвалидов;
9) ограничение доступа к образованию детейинвалидов;
10) алкогольное (наркотическое) пристрастие ребёнка / родителей (опекунов, попечителей);
11) бедность и другие экономические проблемы семьи (включая неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, поиск средств на лечение ребёнка и др.);
12) уклонение родителя / родителей от уплаты алиментов на ребенка;
13) ВИЧ-инфекция, гепатит, туберкулёз и другие социально значимые заболевания, требующие длительного комплексного лечения;
14) проституция;
15) насилие (жестокое обращение) со стороны родителей (близких родственников, опекунов, попечителей);
16) неисполнение родителями (опекунами, попечителями) своих обязанностей (по содержанию, воспитанию ребёнка);
17) семейное неблагополучие, связанное с конфликтными отношениями между родителями (включая развод);
18) конфликт с несовершеннолетними (одноклассниками, соседями), препятствующий нормальному течению социализации и продуктивной социальной адаптации (в т. ч. насилие со стороны других детей);
19) конфликт с учителем, воспитателем, другими лицами из ближайшего окружения, препятствующий нормальному течению социализации и продуктивной социальной адаптации (в т. ч. насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опекунов, попечителей);
20) уголовно наказуемые преступления несовершеннолетних;
21) преступления по мотивам и соображениям, связанным с деструктивными молодёжными субкультурами.
Родительский фактор преодоления определённой проблемы ребенка в форме личного участия в проблемной ситуации является решающим более чем в половине типов трудных жизненных ситуаций. В связи с этим налаживание координационных связей учреждений образования с учреждениями социального обслуживания должно проходить в контексте удовлетворения потребностей и параллельного решения ряда проблем ребёнка с участием родителей. Отсутствие участия родителей или учёта их особенностей и потребностей в межведомственном взаимодействии – признак низкой эффективности социальной и педагогической работы, какими бы специалистами она ни осуществлялась. Особенно это касается ситуации детской инвалидности, безнадзорности, разнообразных конфликтных ситуаций.
Поэтому следует подчеркнуть следующие компоненты вовлечения родителей в процесс межведомственного взаимодействия.
Родителей по отношению к участию в сотрудничестве с учреждениями образования и социальной защиты можно разделить на группы уклоняющихся, пассивных и заинтересованных. К каждой категории подходят свои определённые формы социальной работы и привлечения.
Для заинтересованных родителей действуют советы отцов и матерей, родительские комитеты, молодёжные военно-патриотические организации, различные иные общественные объединения. С данной категорией родителей у специалистов учреждений, как правило, не возникает проблем, а скорее, наоборот, у неравнодушных родителей чаще возникают проблемы с чиновниками различных социальных служб и образовательных учреждений. Опыт показывает, что социально активные родители, пекущиеся о благополучии детей, самостоятельно ищут и налаживают не регламентированные и официально не оформляемые связи в учреждениях, построенные в основном на личных отношениях со специалистами разных ведомств. Вместе с тем инициативные родители деятельно подходят и к формальным механизмам получения социальной и педагогической поддержки от государства и муниципалитетов.
Заинтересованность, относительно полное знание своих прав и прав своего ребёнка, социальная активность характеризуют этот тип родительского участия.
Большую обеспокоенность у государства и общества вызывают группы пассивных и уклоняющихся родителей. Они обычно испытывают дефицит знаний по организационным вопросам и нормативным основам комплексных действий по сопровождению ребёнка в условиях образовательного учреждения средствами социальной работы. Социальная аморфность родителей тормозит индивидуализацию образовательного процесса в отношении детей, находящихся в ситуациях социального риска.
Коммуникации с образовательным учреждением у пассивных родителей сведены к вялому формальному реагированию на вызовы или приглашения со стороны специалистов. А уклоняющиеся родители вообще избегают взаимодействовать со специалистами учреждений, не принимая участия в налаживании социальной жизни ребёнка (детей).
Законодательство определяет меры воздействия на таких родителей в тех случаях, когда трудная жизненная ситуация крайне запущена и приводит к нанесению явного вреда здоровью и жизни ребенка. Ограничение в родительских правах и лишение родительских прав – это в определённом смысле провал усилий учреждений образования, социальной защиты и общественных организаций по социальной работе с семьёй, находящейся в социально опасном положении.
Поэтому практически важно выработать критерии определения контактного потенциала родителей в разрешении трудных жизненных ситуаций детей.
То есть в ходе налаживания социального партнёрства требуется адекватная оценка динамики развития не только жизненных компетенций ребёнка в ситуации, но и родителей (опекунов, попечителей, других законных представителей) по отношению к участникам образовательного процесса.
Например, если межведомственное взаимодействие заключается преимущественно в обмене информацией о несовершеннолетних и ситуациях, в которые они попадают, то в справочно-информационное консультирование по вопросам социального обслуживания и образования семей и детей должны быть включены и родители. Степень проявляемой в поведении потребности родителей в информации как раз и будет выступать существенным признаком, критерием контактного потенциала родителей.
Для каждого типа трудной жизненной ситуации, в которую попадает ребёнок, должен быть сформулирован свой диагностический набор критериев участия родителей, равно как и специалистов учреждений и активистов общественных организаций. При этом в данной системе формализации обеспечения межведомственного взаимодействия каждому типу ситуаций и критериев участия в обязательном порядке должны быть указаны нормативно-правовые акты, регулирующие действия сторон взаимодействия. Последним существенным элементом данной системы является анализ реальной жизненной ситуации ребёнка и семьи в целом в соответствии с классификатором социальных рисков ребёнка. Классификатор по ряду параметров должен определять негативный и позитивный потенциал развития ситуации ребёнка. По своему нормативному значению данный тип документа претендует на статус государственного стандарта социального обслуживания.
Интегративным результатом разработки и реализации указанного инструментария должно быть создание технологии оценки согласованности действий специалистов, адекватной общим и особым образовательным потребностям ребёнка, а также учитывающей тип родительского (и других законных представителей) участия в судьбе несовершеннолетнего.
Данный инструмент не создаст автоматически обоюдно согласованную координацию действий по обеспечению образования и социальной защиты ребёнка, однако он позволит существенно упростить, ускорить и развить систему взаимодействия учреждений с учреждениями и на фоне взаимодействия всех учреждений со своими клиентами.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5248
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 885
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0