Особенности аффективного развития детей раннего возраста

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 13 мин. чтения

Резюме

The paper presents the ideas of the French psychoanalyst and clinician F.Dolto. The scheme of the body and body image; the stage of formation of the body image and the possible disorders in adverse conditions of an affective development of children of early age.

Общая информация

Ключевые слова: image and the scheme of the body, subject , desires, unconscious, fear, stage mirrors

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Мордас, Е.С. (2011). Особенности аффективного развития детей раннего возраста. Социосфера, (3), 20–24. URL: https://psyjournals.ru/journals/sociosphera/archive/2011_n3/46808 (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

В нашей работе мы используем подход и идеи известного клинициста, психо­аналитика – Ф. Дольто. «Любое испытание – это опыт жизни тела, опыт реальности. Чтобы психика продолжала жить дальше, нужно, чтобы был обмен речью, экспрес­сивной, актуальной с кем­то, кто дает тому, кого слушает, ценность субъекта его соб­ственной истории» [Дольто, 2006, с. 344].

Автор выделяет концептуальные положения – схема тела и образ тела. Об­раз тела – некое сообщение, посредством ассоциаций ребенка. Образ тела – не образ, представленный на рисунке, или в лепке; он проступает в диалоге ребенка и анали­тика. Ассоциации ребенка способны дать аналитику элементы для психоаналитиче­ской интерпретации.

Негативный образ тела влияет на разрушение здоровой схемы тела. Схема те­ла – реальность – жизнь нашей плоти в контакте с физическим миром. Наш опыт этой реальности зависит от целостности организма или от ее нарушений – невроло­гической, мышечной и пр., а также от наших физиологических ощущений. Увечная схема тела и здоровый образ тела может сосуществовать в одном и том же субъекте.

Если ребенок признается как субъект желания, если родители любят его в ре­альности, которую не стремятся дать забыть, могут дать ответы на его вопросы по­средством речи – это все структурирует здоровый образ тела. Тогда дети без рук и ног научаются рисовать ртом так же хорошо, как это делают дети, имеющие конеч­ности. Но это возможно в том случае, если ребенка любят и поддерживают у него те возможности, которыми он располагает.

Схема тела одна и та же для всех инвалидов. Образ тела носит индивидуальный характер – он связан с субъектом и его историей. Это живой синтез нашего эмоцио­нального опыта – отношений с людьми. Схема тела частично бессознательна, но также и сознательна и предсознательна. Образ тела – бессознателен.

Обоняние, зрение, слух, тактильные ощущения, ритм образа жизни матери – это то, что формирует образ тела. Благодаря нашему образу телу, воплощаемому схемой тела и пересекающемуся с ней, мы можем войти в коммуникацию с Другим.

Три динамических аспекта образа тела. Базовый образ – то, что позволяет ребенку чувствовать себя в самобытии. – Образуется понятие «существование, я есть». Базовый образ присущ каждой фазе развития. После рождения появляется дыхательно­обонятельный базовый образ (полость и грудная клетка). Далее форми­руется оральный базовый образ (зона рта, глотки, гортани, полость и грудная клетка, образ живота – пустота или заполненность). Далее анальный базовый образ – удер­жание или удаление из нижней части пищеварительного тракта, таз, тактильные представления ягодиц.

Функциональный образ – образ субъекта, имеющий цель осуществления же­лания. Локализуется в эрогенном месте, что вызывает желание, но обогащает воз­можность общения с другими частями тела. Кисть руки, прежде всего оральная хва­тательная – эрогенная зона.

Эрогенный образ соединяется с функциональным образом тела того места, где фокусируется эротическое удовольствие или неудовольствие в его отношении с дру­гими. Три образа, связанных между собой динамическим образом – есть синоним безопасности. Их разъединение позволяет влечению смерти преобладать над влече­нием жизни. Динамический образ – выражается в каждом из нас. Т. е. субъект чув­ствует себя в состоянии желания.

Символогенная кастрация, согласно автору, когда другой дает ребенку знать, что осуществление его желания в той форме, в которой он хотел, запрещено Зако­ном. Это значение передается через язык. Ребенок должен знать, что взрослый так же, как он, отмечен этим запретом – это то, что помогает вынести кастрацию и со­хранить доверие к взрослому.

Кастрация не равна сублимации, но может к ней привести. А так же может вы­вести на перверсию. Кастрация порождает новый способ существования перед ли­цом желания. Испытание кастрацией ведет индивида к большему доверию к самому себе и дифференцированной коммуникации с другими, так как благодаря кастрации активно используется речь.

Ф. Дольто выделяет пупочную кастрацию (момент отрыва от матери посредст­вом перерезания пуповины в момент рождения); оральную кастрацию (лишение ре­бенка всего того, что связано для него с каннибализмом по отношению к матери, то есть отлучение от груди, запрет брать в рот то, что является смертоностным ядом, т. е. не является пищевым. Эта кастрация, когда она разумна, приводит к желанию и воз­можности говорить, а значит, к открытию новых средств коммуникации и разных удовольствий с объектами. Мать сама должна быть способна на коммуникацию, а не на давание ему кормления и забирание у него экскрементов. Для ребенка оральная кастрация является разлукой с частью него самого, которая находилась в теле матери. Если мать не проявляет бдительность, он переносит свои каннибалические влечения на собственные руки, начинает сосать большой палец или кулак, питая иллюзию, что тем самым продолжает находиться у груди своей матери. Кроме этого, кулак позволя­ет ему заполнить огромную пропасть, и он удостоверяется, что рот никуда не исчез. Только после отлучения от груди начинается усвоение родного языка, начиная с соче­тания фонем, ощущений, эмоций, тактильных ощущений от близкого присутствия матери. Язык встраивается и становится символом связи «тело к телу». Ребенок – дублер своей матери сначала в симбиозе, затем в диаде).

Анальная кастрация берет начало в произвольном функционировании сфинк­тера (ребенок сам способен достичь контроля независимо от взрослых. Испражне­ния как таковые не могут быть подарком, согласно Дольто. Они становятся таковы­ми, если мать радуется больше им, нежели игровым действиям руками и голосом). Это время обретения автономии. И выражается в запрете на любое «действие» во вред другому и действование во вред своему собственному телу. По сути дела – за­прет на убийство и вандализм во имя здоровой гармонии группы. Анальная кастра­ция направляет ребенка к самоконтролю за его движениями, а не только за движе­ниями его экскрементов. Т. е. он научается контролировать свои движения.

Ребенок здесь же научается относиться с уважением к чужому в отсутствие хо­зяев этих вещей – это возможно, если дитя само имеет в собственном владении соб­ственные предметы, принадлежащие ему, и если взрослый не покушается на них, когда он отсутствует. Ни одна вещь ребенка не должна быть конфискована взрослым или выброшена, если такое решение не принял он сам. Если с уважением относится к вещам ребенка, то он будет с уважением относиться к чужим вещам. Анальная ка­страция должна научить ребенка разнице между тем, что есть его обладание, в чем он совершенно свободен и тем, что есть владение другого, использование чего воз­можно после просьбы, обращенной к другому дать на время предметы, которыми он хотел бы попользоваться, при этом ребенок принимает, что другой может ему в этом отказать (дарение и обмен игрушками).

Опыт зеркала. Посредством опыта зеркала ребенок открывает реальность, открывает свое тело по отношению к телу других. Недостаточно иметь в реальности плоское зеркало. Оно ничему не служит, если субъект на самом деле сталкивается с отсутствием зеркала своего существа в другом. Ребенок может потеряться в зеркале.

Стадия зеркала является для ребенка символичной, это период осознания его существования в мире для другого, поскольку он есть индивид среди других индиви­дов. Посредством зеркала ребенок открывает для себя собственное лицо, собствен­ное тело – это открытие тела по отношению к открытию тела других. Сначала чувст­вует то, что происходит в теле. Затем зеркально­зрительно сопоставляет собственное лицо с самим собой. Присваивает собственное тело себе – первичный нарциссизм. Зрительный образ обретает смысл лишь благодаря присутствию рядом с ребенком другого человека, вместе с которым его образ тела и схема тела будут узнаны (через тело матери и речь).

Генитальная кастрация – время открытия собственного пола, или эдипальный период. По истечению двух с половиной лет ребенок способен двигаться, ходить, развито обоняние, вкус, зрение, слух, тактильность, благодаря чему он делает собст­венные наблюдения и осуществляет собственные сенсорные эксперименты. Он име­ет опыт зеркала.

Страх кастрации формирует три установки:

  1. Подчинение, то есть разрешение эдипова комплекса, является удачным и адекватным решением для социального поведения, называемого нормальным.
  2. Бегство перед лицом страха кастрации. Выражается либо полным торможе­нием своей активности, либо в случае нестабильности – ментальным бегством, либо реальным бегством (т. е., те, кто поступает к психиатру).
  3. Протест и открытая борьба против страха кастрации выражаются в наруше­ниях в характере, сопровождаемых регрессией к стадиям архаичной организации сексуальности. Более менее сильные проявления необщительности и перверсий. Пе­реживания вины, она умиротворяется чувством страха. Если наказание не наступает, страх становится невыносимым, тогда следует самонаказание. Если наказание со­стоялось, оно усиливает еще больше чувство неполноценности и бунта, что приводит к новым агрессивным проявлениям, делинквентности. Субъект вовлечен в «гонку к смерти».

Аффективные отношения ребенка к растениям, животным, камням и дру­гим объектам реальности. Растения. Ребенок чувствителен к растениям с 3­месяцев. При виде растения он улыбается, возбуждается, глубоко дышит. Благодаря растению ребенок способен к обмену, обмену физиологическому, типично человеческому вы­ражению. К полутора годам любит расцвеченные пятна. Цветы, сама растительность и цвет вызывают у него восторг. Ребенку нужно брать цветы, перетирать их руками, же­вать ртом. Он вступает в контакт с миром начиная с его инкорпорирования. Факт по­едания цветка дает детям удовольствие от вида и сенсорное удовольствие.

Аффективные стадии вступления в контакт с внешним миром с помощью ар­хаичных средств. Ребенок испытывает желание есть маму. Он питается не только пищей, но и аффективным присутствием матери, которое поглощает одновременно с пищей. Таким образом он наполняется ею изнутри, когда она рядом. По отноше­нию к растениям, деревьям ребенок ведет себя с позиции инкорпорирования.

Дети любят идентифицировать себя со взрослыми. Аналогичным образом по­ступают с деревьями. Ребенок восторгается, когда наряжается в дерево с листьями. Таким образом, он переодевается в саму природу, испытывая от этого чувство вос­торга, полноты.

В случае непройденной стадии с цветами, можно наблюдать у детей пищева­рительные тяжелые расстройства, расстройства, имеющие отношение к их контакту с самим собой. Любовь к цветам пробуждает аппетит; развивает способность глотать, таким образом ребенок оказывается в согласии с природой, растительным миром.

Понятие деревьев, их ценности в целостности корней, ствола, ветвей деревьев не развито к четырем годам. До четырех лет понятия корней не существует. После четырех лет их отсутствие в рисунках детей – знак расстройства отношений между ребенком и родителями, т. е. его собственными корнями. У ребенка, имеющего на­рушения в корнях его собственной истории, нарисованное дерево выглядит как при­клеенное, отрезанное от корней.

Минералы. Влияние минералов наступает после растений. Вначале значимы следующие элементы – земля, песок, вода. У ребенка нет представления о минера­лах. Они поначалу просто вещи, чтобы трогать, играть, брать в рот, представления о них ограничивается понятием «камень». К 3 годам дети впервые переживают тление и увядание цветов и растений. На первый план выходит – камень.

Опыт увядания и попытки вернуть прежний облик живого говорит о том, что ребенок не осознал закономерность исчезновения вещей. В связи с этим, камень может стать сверхзначимым. Сверхзначимость камня также зарождается в условиях недостаточной аффективности со значимыми Другими, является показателем отсут­ствия устойчивой ценности в существовании. Родители не являются носителями безопасности как ценности в его глазах. Такой ребенок безнадежно что­то ищет, что имело бы нетленную эстетическую ценность.

У 3­летнего ребенка отношение к камням позитивное. В камне можно быть уверенным. Бумага рвется – ему нравитcя ее рвать; цветок вянет, пища съедается; отношение родителей к ребенку – сменяется. Камень не меняется.

Как только 3­летний ребенок фиксирует внимание на камнях – он начинает понимать умирание, ему трудно это принять, так как он чувствует, что это касается его тоже. Появляется потребность любить определенные камни, чтобы быть уверен­ным, что нечто важное от него не уйдет, даже если он меняется.

Животные. В 8–9 месяцев детей интересуют маленькие животные: блохи, му­равьи, червячки. Внимание на больших животных обращают лишь в том случае, ес­ли ими занимается взрослый человек.

Сначала, интересуясь маленькими животными, ребенок не испытывает ника­кого страха. Но потом он наблюдает, как его палец может раздавить, например, жу­ка. Жук больше не двигается, ребенок испытывает удовольствие и ужас. Он открыва­ет смерть на примере животного как остановку движений.

К 9 месяцам ребенок открывает животных; к моменту хождения – уток, кур; в 1,5–2 года – млекопитающих.

Ф. Дольто задается вопросом – почему, когда дети мучают животных, послед­ние не страдают. И отвечает: потому что и ребенок и домашнее животное чувствуют обмен витальности между собой.

Со смертью животного дети открывают для себя условия существования живо­го. Они еще не могут допустить смерть своих родителей, но они допускают смерть лю­бимых живых существ – животных. Когда ребенок начинает понимать, что смерть по­ражает и людей, он может отреагировать отрицанием человеческого существования.

В возрасте 2–3 лет дети удовлетворяют свои агрессивные и сексуальные жела­ния в игре с животными. Однажды на консультации у меня одна мама спросила: «Почему моя 3­летняя дочь постоянно душит кошку, которая живет в нашем доме?» Животное олицетворяет собой родительские фигуры. Отреагировать сексуально или агрессивно на родителей зачастую ребенок не может себе позволить, так как после­дует обратная связь, возможно наказание, защита типа агрессии, отвержение и пр. Поэтому животные замещают родителей и выполняют в семье фактически «психо­терапевтическую функцию».

Птицы. Потребность ребенка в аффективных обменах и живое средство пере­дачи (птица), символизирующее полет его мысли, часто является для ребенка необ­ходимым, чтобы вынести аффективные фрустрации.

Рыбы соответствуют особым аффективным потребностям. Символическое значение рыбы имеет специальный характер и влияет на внутриутробные конфлик­ты. У людей, которые нуждаются в присутствии и дружбе рыбы, во время их детства были проблемы в адаптации к родительским фигурам. Если у ребенка, у которого не было контакта с окружением: ни с животными, ни с насекомыми, ни с растениями или же который все время разрушал реальность, обнаруживается потребность ви­деть рыбу, можно быть уверенным – это путь к выздоровлению. Ребенок восстанав­ливает право любви к себе, восстанавливает бессознательное воспоминание о себе. Быть счастливым, как рыба в воде = как ребенок в утробе. Ребенок, который смотрит на рыбу и доволен ею, находится на пути завоевания, приобретения, разрешения внутриутробных или первых контактов с матерью, которые были нарушены.

Таким образом, переживание образа тела оказывает влияние на взаимоотно­шения человека с окружающими объектами реальности и с самим собой. «Тело» вы­ступает как носитель психологической истории индивида.

Литература

  1. Дольто Ф. Собрание сочинений. Т. I. Психоанализ и педиатрия. – Ижевск: ERGO. – 2008. – VIII. – 288 с.
  2. Дольто Ф. Собрание сочинений. Т. XVI. Бессознательный образ тела. – Ижевск: ERGO. – 2006. – 376 с.

Информация об авторах

Екатерина Сергеевна Мордас, кандидат психологических наук, доцент, кафедра основ клинического психоанализа, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Российская Федерация, e-mail: morkaty@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 5016
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 8

 Скачиваний PDF

За все время: 716
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 5732
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 9