Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 2. С. 5–16
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Социально-психологическое исследование надежности малых групп в напряженных и экстремальных условиях*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проекты 11-16-46002а/Ц и 11-06-01102а.
Ключевые слова: совместная деятельность, групповое поведение, организованность группы, субъектность группы, надежность малых групп, экстремальные условия, напряженные условия
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование надежности малых групп в напряженных и экстремальных условиях // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 5–16.
Полный текст
Проблема исследования
Раньше всего понятие «надежность» начали использовать в инженерной психологии, куда оно было транслировано в 1960-е годы из технических наук. В работах В. Д. Небылицына противопоставлены принципы исследования надежности технических систем и человека, выделено в качестве проблемы психологии исследование натуральных, природных и социальных факторов надежности [7].
В большинстве инженерно-психологических работ при определении понятия «надежность» акцент делается на запас прочности [1; 9 и др.]. Идея профессиональной надежности получила развитие применительно к профессиям летчика и космонавта [2; 6 и др.]. Серьезно поставлена проблема надежности и в психологии спорта [10 и др.], и в рамках экопсихологического подхода в психологии [8 и др.].
Однако перечисленные исследования относятся главным образом к изучению психологических проблем надежности индивида. Собственно изучение социально-психологических аспектов проблемы надежности группы в напряженных и экстремальных условиях не проводилось, однако был осуществлен ряд исследований по близким проблемам: социально-психологические последствия стресса [13], социально-психологический субсиндром стресса [4], неоднозначность воздействия напряженных условий на группу [3], регрессивные тенденции становления группы [14].
В большинстве работ преобладает статический подход к изучению группы в трудных, стрессовых, напряженных и экстремальных условиях. Исследователи делают акцент на устойчивости и на том, что с устойчивостью связаны «стрессоустойчивость», «помехоустойчивость», «резистентность», «сопротивляемость», т. е. подчеркивают отсутствие значительных изменений в поведении группы, успешность решения групповых задач, размеренный, спокойно-деловой тон в общении, достаточно быстрое достижение единства мнений и действий и т. п. Представляется, что описание и изучение психологических фактов только в рамках устойчивости не является достаточным.
Необходимо уточнение и дополнение такого подхода к изучению поведения и деятельности группы в напряженных и экстремальных условиях динамическим подходом, учитывающим изменчивость группы, адекватность ее действий условиям. Методологически такой подход в психологии обоснован в работе К. Левина «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии». Исследование группы как динамической системы дает возможность рассмотреть во взаимосвязи и единстве динамические изменения среды, конкретные условия совместной деятельности группы и характеристики собственно группы [5]. Анализ работ по социально-психологическим проблемам групп и совместной деятельности привел к выводу, что по психологическому содержанию к реализации динамического подхода в исследовании группы в напряженных и экстремальных условиях наиболее близкой является концепция организованности группы [12; 15].
В отличие от статического подхода к исследованию совместной деятельности и поведения группы, предполагающего анализ в основном внешних воздействий (что отражено в понятиях «помехоустойчивость», «стрессоустойчивость», «эмоциональная устойчивость», «резистентность»), динамический подход (который, как мы считаем, раскрывается понятием «надежность») предполагает анализ и внешних, и внутренних условий совместной деятельности группы, которые создают необходимость адекватного изменения способа организации совместной деятельности в соответствии с напряженными и экстремальными условиями.
Если мы говорим о надежности как социально-психологическом качестве группы, то имеем право предположить существование групп, обладающих этим качеством, — надежных групп, которые характеризуются высокой эффективностью совместной деятельности, достигаемыми в широких пределах изменениями группового поведения и совместной деятельности, способностью наметить и осуществлять план совместной деятельности, поддерживать эффективное взаимодействие. Ненадежные группы, напротив, будут проявлять тенденции к дезорганизации совместной деятельности в напряженных и экстремальных условиях.
Предположения, изложенные выше, позволили сформулировать основную гипотезу исследования: надежность группы представляет системное интегральное качество группы, актуализирующееся в напряженных и экстремальных условиях. Надежность малой группы предполагает оптимизацию групповой структуры с приоритетом направленности ее активности;
наличие способности группы к ориентировке;
самоуправляемость группы в сохранении организационного порядка;
специфическую структуру лидерства, включающую стратегическое и тактическое лидерство;
адекватную нравственно-позитивную реакцию на ошибки в совместной деятельности.
Процедура и методы исследования
Использовался методический блок, органически сочетающий методы эксперимента, наблюдения и опроса. Ведущим методом исследования надежности малых групп в экстремальных и напряженных условиях является социальнопсихологический эксперимент. Предмет нашего исследования — надежность группы — требует сочетания лабораторного и естественного эксперимента, так как полномасштабное воспроизведение экстремальных и напряженных условий не приемлемо для нас по этическим соображениям.
Надежность группы в нашем исследовании является зависимой экспериментальной переменной. В качестве независимой экспериментальной переменной выступают условия совместной деятельности. Независимая экспериментальная переменная в ходе осуществления исследования принимала три основных значения: оптимальные, напряженные и экстремальные условия. Посредством манипулирования независимой экспериментальной переменной вводилось в действие явление надежности.
Были намеренно подобраны группы, близкие, идентичные по своим основным неэкспериментальным (нейтральным) переменным. Практически все группы (за исключением двух групп, изучавшихся в экстремальных условиях) были учебными; основным видом деятельности выступала учебная деятельность; все испытуемые относились к одной возрастной группе (ранняя юность). Для всех групп, участвовавших в исследовании, совместная деятельность, выполняемая группой, была важной, интересной, престижной и значимой.
Естественный эксперимент проводился в центрах отдыха и развития подростков и юношей Курской области. Исследовались также учебные группы в профессиональных училищах, студенческие группы в вузах и школьные классы (всего 25 групп, 613 человек) в период с 1988 по 2008 г. Исследование надежности малых групп в экстремальных условиях было осуществлено нами в 1988 г. в Институте психологии АН СССР. Исследование двух групп проходило в условиях относительной социальной изоляции и режима непрерывной деятельности с дефицитом сна до 72 часов.
Результаты исследования
Данные, полученные в экспериментальном исследовании надежности малых групп в напряженных и экстремальных условиях, можно кратко суммировать в следующих суждениях. Были выявлены значительные различия по уровню выраженности и по динамике основных показателей надежности в напряженных условиях групп разного уровня организованности. Качественной особенностью надежности в напряженных условиях групп среднего и высокого уровня организованности является полная безотказность в особо мотивированной деятельности. Надежность группы в напряженных условиях детерминирована ее организованностью. Группы различного уровня организованности характеризуются различной динамикой основных показателей надежности в напряженных и экстремальных условиях. Причинно-следственная связь между надежностью и организованностью по своему характеру не является линейной, а носит сложный и опосредованный характер. Выступая в качестве опосредующего звена надежности, организованность качественно изменяет содержание основных показателей надежности в напряженных условиях. Группы разного уровня организованности характеризуются качественно различными типами динамики основных показателей надежности в напряженных условиях.
На основании данных лабораторного эксперимента исследованные группы можно оценить как надежные в экстремальных условиях. Надежность и ее основные показатели изменялись в относительно небольших интервалах с тенденцией к понижению в начале режима непрерывной деятельности некоторым повышением к концу режима непрерывной деятельности и дальнейшим повышением в оптимальных условиях по завершении режима непрерывной деятельности. В наибольшей мере данный тип динамики присущ такому показателю надежности, как результативность. Но такая тенденция проявления результативности не однозначна. В экстремальных условиях возрастает количество ошибок (как общее, так и среднее количество ошибок, приходящихся на одно задание). Кроме того, существенно возрастает разброс продуктивности в экстремальных условиях по сравнению с оптимальными. Таким образом, в экстремальных условиях появляется вероятность как чрезвычайно высокой результативности совместной деятельности, так и довольно низкой. Диапазон возможных исходов совместной деятельности в экстремальных условиях расширяется.
Экспериментальное исследование надежности малых групп позволило определить компоненты, механизмы и пути повышения надежности группы. Важнейшим компонентом надежности является групповое сознание. Оно проявляется в единстве мнений, в принятии групповых целей, обобщенной и адекватной оценке условий совместной деятельности, полноте образа группового поведения и поведения каждого индивида на всех этапах осуществления совместной деятельности. Высокий уровень его развития позволяет группе согласованно отражать существенные качества личности. Из всего многообразия черт личности группой воспринимаются и оцениваются те черты, которые непосредственно способствуют укреплению или разрушению группы.
Групповая мотивация. Сложившаяся групповая мотивация актуализируется в единстве и симультанности психологического настроя группы на совместную деятельность, в готовности каждого индивида включиться в решение групповой задачи на каждом этапе не только за себя, но и за любого другого индивида. Это проявляется в способности членов группы согласованно и быстро актуализировать свои чувства и волю, слить их в единое эмоционально-волевое состояние группы, устойчивое к воздействиям извне. Групповая мотивация определяет «предстартовое» состояние группы в напряженных и экстремальных условиях, влияет на способность группы быстро мобилизовать себя.
Общность образа организационных межличностных отношений. Для группы как субъекта совместной деятельности особую значимость приобретает способность индивидов отражать представление всей группы о своих членах и характере их взаимодействия. Факт существования личного и группового вариантов осознания организационных отношений наблюдается в группах всех категорий, а степень совпадения и качественное содержание сильно отличаются. Сближение образов личного и группового вариантов организационных отношений можно рассматривать как конкретное воплощение социально-психологических свойств коллектива в личности, своего рода «внедрение» группы в личность, позволяющее членам группы ориентироваться в организационных связях.
Социальная установка на обогащение организационных отношений в группе. Совместная деятельность в напряженных и экстремальных условиях (постановка новых целей и задач, поиск адекватных средств их достижения и их реализация) предполагают оптимизацию форм организационного взаимодействия. Эффективность совместной деятельности надежных групп повышается вследствие того, что они готовы к ним не только операционально, «технически», но и психологически; они стремятся к совершенной форме совместной деятельности. Такая социальная установка обеспечивает высокую эффективность деятельности и адекватную перестройку взаимодействия. Ненадежные группы не только не имеют операциональной основы для освоения оптимальных форм отношений и взаимодействия, но и не осознают их преимуществ.
Обогащенная волевая групповая саморегуляция . В напряженных и экстремальных условиях обозначается тенденция опосредования волевых усилий наиболее развитыми групповыми явлениями. Таким образом, вводятся компенсаторные механизмы, способствующие сохранению и даже заметному повышению эффективности совместной деятельности. В напряженных и экстремальных условиях одни группы больше актуализируют нравственную культуру и действенный гуманизм во взаимоотношениях и взаимодействии (подчеркнутая вежливость, скромность, ответственность, «не- замечание» ошибок, теплая поддержка и подбадривание допустивших ошибку). В других группах лучше «работают» неформальные компоненты (близкая психологическая дистанция между участниками, одинаковый возраст, излюбленные «словечки» и обороты речи, которыми раньше привычно вызывали смех и хорошее настроение, юмор, эффектные жесты).
Социальная установка на успешное преодоление ситуации организационной неопределенности. Важным социальнопсихологическим условием преодоления экстремальной ситуации является переживание испытуемыми уверенности в успешности преодоления трудностей в процессе осуществления совместной деятельности в экстремальных условиях. Это фактически «второе дыхание», дающее заметный прилив сил и бодрости и становящееся основанием для удержания и повышения эффективности совместной деятельности.
Оптимальная психологическая дистанция между членами группы в системе межличностных отношений. В напряженных и экстремальных условиях каждый из членов группы должен внести определенный вклад в решение задач, стоящих перед группой. Личностная позиция каждого члена группы в условиях отклонения от эталона действий, принятых в группе, фиксируется и подвергается пристрастной оценке со стороны группы. Любые ошибки группа соотносит с членом группы, по вине которого ошибка произошла. Способ реагирования на ошибки, умение сохранять коммуникации и доводить дело до конца свидетельствуют о степени надежности группы.
Экспериментальное исследование надежности группы в напряженных и экстремальных условиях позволило установить социально-психологические механизмы надежности группы. Мы пришли к выводу, что в качестве указанных механизмов выступают социальнопсихологические явления, которые находят выражение в напряженных и экстремальных условиях и позволяют актуализировать латентные в оптимальных условиях компоненты надежности.
Качественное обогащение и преобразование лидерства. В надежных группах лидерство не было конфликтным, абсолютным и жестким, наблюдалось сотрудничество между лидерами. Лидеры играют ведущую роль в процессе согласования совместной деятельности, видение ими предстоящей совместной деятельности в напряженных и экстремальных условиях «концептуально», отличается целостностью и полнотой. Имеет место отчетливое выделение лидеров «стратегического» и «тактического» действия, что обогащает взаимодействие в группе и позволяет оптимизировать совместную деятельность в напряженных и экстремальных условиях по результативности и прилагаемым усилиям. «Стратегические» лидеры ставят перед группой отдаленные задачи, вносят дух рационализма в организацию совместной деятельности. «Тактические» лидеры сосредоточиваются на «технологических компонентах» совместной деятельности, они конкретизируют работу каждого члена группы, уточняют детали взаимодействия, вносят коррективы в исполнение действий членами группы.
Активное обращение к групповому опыту совместной деятельности. В надежных группах отчетливо проявляется сохранение положительного опыта совместной деятельности. Внешне это выражается как добровольное принятие членами группы системы правил и отношений, позволяющих реализовывать наиболее рациональный вариант совместной деятельности (требующий наименьших затрат сил для получения приемлемого для группы результата). Найдя такой вариант, члены надежных групп стремятся закрепить его (дают ему словесный «ярлык») и воспроизводят его в похожих условиях.
Сохранение организационного порядка . Надежные группы в напряженных и экстремальных условиях активно сохраняют организационный порядок, т. е. привычные схемы взаимодействия, привычные рабочие позы, привычное расположение членов группы у пультов приборов-моделей, ориентацию приборов относительно конкретных испытуемых (в лабораторном эксперименте). Это типично для выполнения деятельности, условия которой не содержат элементов новизны, внезапности, неожиданности.
Гибкое и целесообразное изменение взаимодействия членов группы. Взаимодействие членов надежных групп в напряженных и экстремальных условиях направлено на деловую интеграцию группы, сосредоточено на ключевых моментах осуществления совместных действий, необходимых для достижения групповых целей. Члены таких групп испытывают потребность менять взаимодействие во имя достижения наилучшего возможного результата, они стремятся учесть возможные последствия от изменений, вносимых во взаимодействие. Инициативы по изменению взаимодействия в соответствии с ситуацией исходят от каждого из большинства членов надежных групп. Для этих групп характерна антиципация возможных последствий от предполагаемых и вносимых изменений во взаимодействие. Указанные изменения соотносятся с вероятностью достижения наилучшего возможного результата.
Развитие ориентировочной части совместной деятельности. Ориентировочная часть совместной деятельности в напряженных и экстремальных условиях надежных групп имеет больший удельный вес в сравнении с исполнительной частью. В таких группах уделяется большое внимание согласованию предстоящих совместных действий, тщательной разработке плана совместной деятельности. После длительного обсуждения план совместной деятельности принимается как добровольное руководство к действию членами группы. Содержательная часть плана предстоящей совместной деятельности в напряженных и экстремальных условиях улучшается по сравнению с оптимальными условиями и характеризуется тщательным распределением действий и операций, стабильностью, способностью каждого члена группы обосновать распределение действий и операций, а также порядок их выполнения.
Установка на совершенствование функциональной структуры группы в напряженных и экстремальных условиях внешне проявляется в делении группы на микрогруппы по функциональному признаку для решения каких-либо отдельных задач, в уточнении функций отдельных членов группы. Обычно подобное поведение базируется на оценке результатов предшествующей деятельности группы, сравнении этих результатов с эталоном (наилучшим возможным результатом) или с результатом, который показала другая группа в этих обстоятельствах. Следствием совершенствования функциональной структуры группы, как правило, становится оптимизация совместной деятельности по процессу и результатам.
Нами были предложены и апробированы способы повышения надежности группы.
Обучение. Достаточно плодотворным способом повышения надежности групп представляется обучение групп совместной деятельности в разнообразных условиях, направленное на совершенствование их подготовленности к совместной деятельности. Введение разнообразных форм совместной взаимозависимой учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно интенсифицирует деловое общение внутри группы, при этом значительно расширяется взаимопомощь, доброжелательность: одни члены группы добровольно оказывают помощь, другие ее охотно принимают.
Актуализация ситуаций межгруппового взаимодействия. Образ другой группы, а тем более сам факт ее присутствия на едином поле деятельности оказывает значительное воздействие на состояние данной группы и основные параметры совместной деятельности. Образ другой, «более успешной» группы выполняет функции регулятора сплоченности. Еще более полно описываемый нами эффект проявляется в условиях соревнования групп. Это побуждает каждую группу упражняться в реализации совместных действий, в ходе которых осуществляется взаимная «подгонка» активности индивидов, формируется умение «ориентироваться» на других и «вписывать» свою активность в совместную деятельность.
Актуализация внутренних ресурсов группы. Надежность группы в напряженных и экстремальных условиях можно сохранить и даже повысить, если актуализировать следующие социально-психологические ресурсы группы.
Установление оптимальной психологической дистанции между индивидами в системе межличностных отношений (сокращение числа социометрических «звезд» и отсутствие аутсайдеров и отверженных).
Ярко выраженное лидерство подразумевает наличие стратегических и тактических лидеров, сочетание лидерских и сублидерских функций у многих членов группы, совместимость лидеров. Лидеры, будучи сильным меньшинством группы, отличаются целостным, «концептуальным» видением ситуации и играют ведущую роль в подготовке плана предстоящей совместной деятельности. На стадии совместной деятельности лидеры осуществляют контроль и коррекцию совместных действий, управляют взаимодействием членов группы, а также мотивируют группу на достижение наилучшего возможного результата.
Достаточно высокий уровень развития группы как коллектива и высокий уровень организованности группы. Актуализация данного внутригруппового ресурса позволяет достичь внутреннего единства на основе социально-ценных мотивов, полного принятия целей вышестоящей организации.
Формирование мотивации достижения успеха. Актуализация данного ресурса имеет целью формирование позитивной социальной мотивации, «социального оптимизма» личности.
Оптимизация эмоционального настроя на совместную деятельность. Этот ресурс является важным основанием эффективных психологических средств изменения личности в группе.
Быстрое и полное включение каждого индивида в совместную деятельность на уровне как принятия ее целей, мотивов и задач, так и практического содействия их реализации, т. е. реализации принципа сосредоточенности и актуализации функций группы как организованной системы.
Исследование надежности группы было бы неполным без экспериментального формирования группы, обладающей явно выраженными показателями надежности, т. е. надежной группы. Исходя из представления о лидерстве как социальнопсихологическом механизме интеграции группы, ее саморазвития, мы считаем, что процесс формирования надежности группы целесообразно осуществлять «изнутри», через стимулирование процесса ее самоформирования, посредством специального отбора лидерского «ядра». В отличие от традиционных подходов к формированию группы, предусматривающих ведущую роль в этом процессе внешних обучающих и управляющих воздействий, наш подход к формированию надежных групп предполагает приоритет внутренних детерминант.
В процессе осуществления формирующего эксперимента мы исходили из того, что каждый человек, ранее включенный в организованную группу, способен оценить свою организационную роль в будущей группе и этот процесс может быть облегчен введением соответствующей программы самооценивания, позволяющей выделить лиц, имеющих высокий уровень притязаний на лидерство и готовых включиться в организацию в рамках тех свойств группы, которые они желают актуализировать в предстоящей деятельности. Кандидаты с высокой выраженностью данных качеств составляют «резерв лидеров».
Затем «потенциальные» лидеры оцениваются на приборах-моделях совместной деятельности («Арка», ГСИ-7) с целью выявления соответствия их притязаний и намерений реальным организаторским возможностям. После этого проводится коррекция состава лидеров и комплектование лидерского актива, составляющего основу для будущей экспериментальной группы. Затем осуществляется доукомплектование группы из лиц, принимавших участие в отборе на предварительном этапе, и включение группы в реальную совместную деятельность. Таким образом, формирование надежности группы опосредуется совместной деятельностью в напряженных условиях.
Независимая экспериментальная переменная на данном этапе исследования принимает два основных значения: наличие в составе группы ядра лидеров, имеющих высокую потребность внести вклад по организационному свойству «стрессо- устойчивость группы» (экспериментальная группа); отсутствие в группе ядра лидеров, имеющих высокую потребность внести вклад по организационному свойству «стрессоустойчивость группы» (контрольная группа). В качестве зависимой экспериментальной переменной выступала надежность группы в напряженных условиях. Измерение зависимой экспериментальной переменной проводилось на восьмой и шестнадцатый дни.
Более высокая (по сравнению с контрольной) результативность экспериментальной группы характеризуется полной безотказностью, более высокой продуктивностью и меньшим разбросом максимальной и минимальной результативности в напряженных условиях в шестнадцатый день эксперимента, когда было осуществлено второе измерение основных показателей надежности. Наибольший прирост продуктивности проявился в особо мотивированной деятельности в напряженных условиях. В этих условиях наблюдается наименьший разброс максимальных и минимальных значений результативности, что свидетельствует о стабильности результатов, показываемых экспериментальной группой. Экспериментальную группу отличает особенно заметное увеличение удельного веса ориентировочной части деятельности в рамках особо мотивированной деятельности в напряженных условиях. Характеризуя уровень выраженности и динамику взаимодействия, следует отметить достижение экспериментальной группой максимального уровня вариативности и иерархии во взаимодействии и включенности во взаимодействие. В контрольной группе, напротив, два из трех эмпирических референтов взаимодействия имеют тенденцию к переходу на более низкий уровень, референт же «включенность во взаимодействие» остается на прежнем уровне. Это позволяет говорить, что динамика показателя «взаимодействие» в напряженных условиях для контрольной группы противоположна аналогичной для экспериментальной группы. Таким образом, лидерскому «ядру» экспериментальной группы удалось распространить свое влияние на группу в целом, добиться принятия членами группы своих ведущих норм и ценностей. Это позволяет оценить специфическое лидерство как ведущий социально-психологический механизм формирования надежности группы.
Заключение
В рамках динамического подхода надежность операционализирована и раскрыта как системное социально-психологическое качество группы, актуализирующееся в напряженных и экстремальных условиях. Надежность групп изучена в реальных малых группах, осуществляющих совместную деятельность в оптимальных, напряженных и экстремальных условиях. Раскрыты социальнопсихологические компоненты и механизмы надежности группы. Концепция надежности групп развивает и уточняет параметрическую теорию коллектива и концепцию организованности группы применительно к условиям, ранее недостаточно исследованным. Надежность проявляется как результат взаимодействия групповых параметров «волевое единство» и «организационное единство» в напряженных и экстремальных условиях. Экспериментально обоснована возможность повышения надежности групп посредством обучения совместной деятельности в разнообразных условиях за счет использования внутренних ресурсов группы, актуализации ситуации межгруппового взаимодействия, а также формирования надежных групп через отбор и комплектование на основе специфического лидерства.
Литература
- Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой. М., 1998.
- Горбов Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М., 1975.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1985.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
- Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5.
- Ломов Б. Ф., Мясников В. И. Медико-психологические аспекты профессиональной надежности космонавта // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6.
- Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М., 1990.
- Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.
- Пископпель А. А. Историко-методологический анализ концепции надежности социо-технических систем : Дисс. ... д-ра филос. наук. М., 1995.
- Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М., 1983.
- Подорога В. Я. Экспериментальное изучение влияния напряженных ситуаций на групповую деятельность старшеклассников : Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1973.
- Сарычев С. В., Чернышев А. С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. Курск, 2000.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
- Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов) : Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1980.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3024
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 1788
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5