Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 2. С. 111–122
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Социально-психологические аспекты работы спортивного психолога и тренера с командой
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: спортивная психология, командообразование, социально-психологические аспекты работы психолога
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Веракса А.Н., Леонов С.В. Социально-психологические аспекты работы спортивного психолога и тренера с командой // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 111–122.
Фрагмент статьи
Вопросы объединения, организации способностей и умений каждого игрока в отдельности в единый механизм, сохранения перспективных спортсменов в коллективе, несмотря на выгодные финансовые предложения со стороны конкурентов, встают перед менеджерами и тренерами команды, и спортивный психолог принимает участие в их решении.
В круг задач, реализуемых спортивным психологом, также входит организация мероприятий по сплочению спортивного коллектива, оптимизация отношений между атлетами как в индивидуальных, так и в командных видах спорта. Спортивное достижение является результатом скоординированной и согласованной работы большого числа специалистов, ведущих подготовку спортсменов.
В данной статье преимущественно рассмотрены вопросы командообразования, связанные с подготовкой спортивных команд. Спортивная команда определяется как группа с присущими ей социально-психологическими свойствами, феноменами, эффектами и т. п., как группа людей, которые должны взаимодействовать друг с другом для достижения стоящих перед ними целей. При этом, как отмечает И. Салас [14], у каждого члена команды обязательно есть свои функции и роли.
<...>
Литература
- Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. Учеб. пособие. М., 2000.
- Anshel M. H. Sport psychology: From theory to practice. Scottsdale, 1994.
- Bandura A. Self-efficace: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change// Psychological Review. 1977. № 2.
- Beckhard R. Optimizing team-building efforts // Journal of Contemporary Business. 1972. № 3.
- Bloom G., Stevens D., Wickwire T. Expert Coaches' perception of team building // Journal of Applied Psychology. 2003. № 15.
- Connely D., Rotella R. J. The social psychology of assertive communication: Issues in teaching assertiveness skills to athletes // The Sport Psychologist. 1991. № 5.
- Crace R. K., Hardy C. J. Individual values and team building process // Journal of Applied Psychology. 1997. № 9.
- Eitington J. E. The winning trainer. Houston, 1989.
- Feltz D., Chase M., Moritz S., Sullivan P. A conceptual model of coaching efficacy: Preliminary investigation and instrument development // Journal of Educational Psychology. 1999. № 4.
- http://ru.wikipedia.org/.
- Kenow L., Williams J. Relationship between anxiety, self-confidence, and evaluation of coaching behaviors // The Sport Psychologist. 1992. № 6.
- Martens R. Coaches Guide to Sport Psychology. Champaign, 1987.
- Neuman G. A., Edwards J. E., Raju N. S. Organizational development interventions: A meta-analysis of their effects on satisfaction and other attitudes // Personnel Psychology. 1989. № 42.
- Salas E. Team training and performance // Science Agenda. 1993. № 6.
- Smith R. E., Smoll F. L. Coach-mediated team building in youth sports // Journal of Applied Psychology. 1997. № 9.
- Sullivan P., Kent A. Coaching efficacy as a predictor of leadership style in intercollegiate athletics // Journal of Applied Sport Psychology. 2003. № 15.
- Woodcock M., Francis. D. Organization development through teambuilding. N. Y., 1981.
- Yukelson D. Principles of effective team building interventions in sport: A direct services approach at Penn State University // Journal of Applied Psychology. 1997. № 9.
- Zander A. Making groups effective. San Francisco, 1982.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2604
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1111
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0