Социально-психологические аспекты работы спортивного психолога и тренера с командой

1119

Аннотация

В статье представлены социально-психологические аспекты работы психолога со спортивной командой. Описана работа психолога по созданию, сплочению спортивной команды. Приводятся рекомендации по организации деятельности спортивного психолога.

Общая информация

Ключевые слова: спортивная психология, командообразование, социально-психологические аспекты работы психолога

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Веракса А.Н., Леонов С.В. Социально-психологические аспекты работы спортивного психолога и тренера с командой // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 111–122.

Фрагмент статьи

Вопросы объединения, организации способностей и умений каждого игрока в отдельности в единый механизм, сохра­нения перспективных спортсменов в коллективе, несмотря на выгодные фи­нансовые предложения со стороны кон­курентов, встают перед менеджерами и тренерами команды, и спортивный пси­холог принимает участие в их решении.

В круг задач, реализуемых спортив­ным психологом, также входит организа­ция мероприятий по сплочению спортив­ного коллектива, оптимизация отноше­ний между атлетами как в индивидуаль­ных, так и в командных видах спорта. Спортивное достижение является ре­зультатом скоординированной и согласо­ванной работы большого числа специали­стов, ведущих подготовку спортсменов.

В данной статье преимущественно рассмотрены вопросы командообразова­ния, связанные с подготовкой спортив­ных команд. Спортивная команда опре­деляется как группа с присущими ей со­циально-психологическими свойствами, феноменами, эффектами и т. п., как группа людей, которые должны взаимо­действовать друг с другом для достиже­ния стоящих перед ними целей. При этом, как отмечает И. Салас [14], у каж­дого члена команды обязательно есть свои функции и роли.

<...>

Литература

  1. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. Учеб. пособие. М., 2000.
  2. Anshel M. H. Sport psychology: From theory to practice. Scottsdale, 1994.
  3. Bandura A. Self-efficace: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change// Psychological Review. 1977. № 2.
  4. Beckhard R. Optimizing team-building efforts // Journal of Contemporary Business. 1972. № 3.
  5. Bloom G., Stevens D., Wickwire T. Expert Coaches' perception of team building // Journal of Applied Psychology. 2003. № 15.
  6. Connely D., Rotella R. J. The social psychology of assertive communication: Issues in teaching assertiveness skills to athletes // The Sport Psychologist. 1991. № 5.
  7. Crace R. K., Hardy C. J. Individual values and team building process // Journal of Applied Psychology. 1997. № 9.
  8. Eitington J. E. The winning trainer. Houston, 1989.
  9. Feltz D., Chase M., Moritz S., Sullivan P. A conceptual model of coaching efficacy: Preliminary investigation and instrument development // Journal of Educational Psychology. 1999. № 4.
  10. http://ru.wikipedia.org/.
  11. Kenow L., Williams J. Relationship between anxiety, self-confidence, and evaluation of coaching behaviors // The Sport Psychologist. 1992. № 6.
  12. Martens R. Coaches Guide to Sport Psychology. Champaign, 1987.
  13. Neuman G. A., Edwards J. E., Raju N. S. Organizational development interventions: A meta-analysis of their effects on satisfaction and other attitudes // Personnel Psychology. 1989. № 42.
  14. Salas E. Team training and performance // Science Agenda. 1993. № 6.
  15. Smith R. E., Smoll F. L. Coach-mediated team building in youth sports // Journal of Applied Psychology. 1997. № 9.
  16. Sullivan P., Kent A. Coaching efficacy as a predictor of leadership style in intercolle­giate athletics // Journal of Applied Sport Psychology. 2003. № 15.
  17. Woodcock M., Francis. D. Organization development through teambuilding. N. Y., 1981.
  18. Yukelson D. Principles of effective team building interventions in sport: A direct serv­ices approach at Penn State University // Journal of Applied Psychology. 1997. № 9.
  19. Zander A. Making groups effective. San Francisco, 1982.

Информация об авторах

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Леонов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8883-9649, e-mail: svleonov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2634
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1119
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4