Московская зимняя психологическая школа студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология социальных проблем: вызовы XXI века»

732

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Рикель А.М., Соловьева О.В. Московская зимняя психологическая школа студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология социальных проблем: вызовы XXI века» // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 123–129.

Полный текст

С 17 по 20 февраля 2011 г. в подмосковном пансионате «Университетский» проходила Московская зимняя психологическая школа «Психология социальных проблем: вызовы XXI века», организованная факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Научная программа Школы была разработана кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ.

Основной целью Школы стало осмысление роли психолога в решении актуальных социальных проблем современного российского общества. Участникам Школы (студентам, аспирантам и молодым ученым) было предложено подготовить исследовательский или практический проект, нацеленный на внесение вклада в решение конкретной социальной проблемы.

Для участников Школы были организованы лекции ведущих ученых — специалистов по актуальным проблемам современного российского общества, которые способствовали большему погружению в содержательную часть проектов и разработке новых идей с опорой на результаты последних исследований. Школу открыли ее научные руководители: зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии Т. Г. Стефаненко и основатель кафедры социальной психологии Г. М. Андреева. Доктор философских наук, академик РАО Г. М. Андреева выступила также с общей установочной лекцией «Психология социальных проблем», в которой показала, что развитие социальной психологии связано с включением в ткань исследований социального контекста изучаемых явлений, т. е. реальных проблем общества. Обратившись к истории социальной психологии в нашей стране, Европе и США, Г. М. Андреева продемонстрировала, что пристальное внимание к социальным проблемам традиционно характерно для этой науки. В США это выразилось в создании в 1936 г. Общества психологического изучения социальных проблем, а позже — Журнала социальных проблем. В Европе в 1972 г. вышла книга «Социальный контекст социальной психологии», в которой С. Московичи предложил термин «социальный контекст» и призвал к социологи- зации социальной психологии. В нашей стране в первых книгах по возрожденной социальной психологии в 70-е гг. ХХ в. предлагалось анализировать психологическую сторону социальных явлений, а в 1986 г., в начале перестройки, была проведена Школа молодых ученых МГУ «Психология социальных проблем», на которой был осуществлен социально­психологический анализ происходивших в стране преобразований. По мнению Г. М. Андреевой, главной социальной проблемой для нашей страны сейчас является проблема формирования гражданского общества как совокупности организаций, движений, кружков. Важнейшие характеристики гражданского общества — это социальная зрелость, социальная ответственность и способность к самоорганизации. Подчеркнув, что проблема формирования гражданского общества заслуживает более активной позиции психологов, Г. М. Андреева призвала участников Школы к выработке этой позиции, в том числе в рамках междисциплинарного сотрудничества с социологами, экономистами, юристами, журналистами и другими специалистами.

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ИП РАН Т. П. Емельянова в своей лекции «Общественные проблемы сквозь призму социальных представлений россиян» рассказала об актуальных социальных проблемах в ракурсе их представленности в общественном сознании. Выделив основные антиномии общественного развития современной России (демократия — авторитаризм, олигархия — государственное регулирование экономики, национальное — общемировое), она акцентировала внимание аудитории на наиболее актуальных темах общественного дискурса — социальных представлениях о социально-политических и экономических преобразованиях российского общества. К ним относятся социальные представления о демократии, гражданской ответственности, идеальном коллективном лидере, о предпринимательстве, богатстве, социальной справедливости. Т. П. Емельянова подчеркнула, что введенное С. Московичи в 60-е гг. XX в. понятие «социальные представления» изначально направлено на анализ изменений.

В лекции были представлены результаты четырнадцати эмпирических исследований, проведенных Т. П. Емельяно­вой и ее коллегами с 1998 по 2010 гг. в России, Франции и ФРГ для изучения характеристик конструирования основных компонентов социальных представлений, касающихся политических и экономических преобразований российского общества (общее число участников — около 3000 человек). Проведенные исследования показали, что к концу 90-х гг. проблематика демократии исчезает из российских газет. В ядре социальных представлений россиян о демократии оказываются следующие социальные проблемы: появление безработицы, рост коррупции, обнищание населения, возникновение диктатуры денег. У чехов же, по данным И. Марковой, в ядре социальных представлений о демократии наличествуют другие компоненты: свобода личности, права человека, личная ответственность. Демократия в России начинает рассматриваться как анархия или как миф. Был зафиксирован также дефицит представлений о социальной ответственности (социальная ответственность связывается респондентами прежде всего с ОСАГО). Выяснилось, что социальные представления о справедливости разделяют общество, а не объединяют его, поскольку они разные у разных социальных групп. Выяснилось также, что государственников (для которых главное — это гражданский долг, законопослушание) и либералов (для которых гражданская ответственность — это собственная активность через участие в НКО и благотворительность) среди респондентов примерно одинаковое число, т. е. наше общество находится в точке бифуркации. В качестве механизма конструирования социальных представлений в социально-фру- стрированных группах выделяют механизм коллективного копинга (термин «коллективный копинг» предложен австрийским социальным психологом В. Вагнером). По полученным данным, различий в менталитете коллег из разных стран меньше, чем различий между разными социальными слоями внутри страны. Основными факторами конструирования социальных представлений являются коллективная память и прогнозирование будущего, а также актуальная ситуация как комплекс внешних и внутренних условий конструирования.

Отдельной темой лекции стал рассказ о результатах последних исследований социальных представлений о России и русских за рубежом (у чехов и американцев, а также у эмигрантов из России), которые особенно значимы в контексте двух кризисов идентичности, переживаемых россиянами, — кризиса утраты принадлежности к сверхдержаве и кризиса вхождения в мировое пространство. Эти представления в основном негативны (у молодых чехов в наибольшей степени). Образ россиян у эмигрантов из России оказался тоже достаточно негативным: эмигранты видят россиян как людей, отстранившихся от Родины.

Лекция доктора психологических наук, профессора факультета психологии СПб.ГУ Н. В. Гришиной была посвящена теме «Психология жизненного сценария человека». Она предложила аудитории взглянуть на социальные проблемы общества в ракурсе радикальных изменений, произошедших в образе жизни и жизненном сценарии человека за последнее столетие и связанных с расширением свобод и возможностей человека. В современной ситуации индивидуальные задачи выстраивания собственной жизни, «жизнетворчества» приобретают особую актуальность. По мысли Н. В. Гришиной, на фоне тенденций к де­стереотипизации и индивидуализации жизненных сценариев появляются новые социальные проблемы, связанные с отказом от многообразия жизненных возможностей, с появлением деструктивных жизненных моделей, таких как дауншифтинг и др. С точки зрения Н. В. Гришиной, психологи должны занять более активную позицию в обществе, взять на себя ответственность, связанную с обсуждением образцов, моделей, реализацией людьми своих жизненных сценариев в новых условиях.

В докладе также была затронута методологическая проблема соотношения личностной и ситуационной составляющих социального поведения человека. Н. В. Гришина показала, что на смену персонологическим подходам, доминировавшим в психологии последние сто лет, в связи с развитием психологической практики приходят ситуационные подходы. Исследования конца 60-х гг. прошлого века показали, что персоноло­гические характеристики являются слабым предиктором социального поведения. С точки зрения Н. В. Гришиной, методологический прорыв в психологии связан с именами социолога У. Томаса, психолога К. Левина, а также Л. С. Вы­готского с его идеей социальной ситуации развития. Это движение в сторону признания значимости социальных ситуаций для поведения человека продолжилось в работах М. Аргайла и его коллег, а также интеракционистски ориентированных психологов во главе с Д. Магнуссоном. 80-е годы ХХ века отмечены выходом ряда книг по проблемам ситуаций и проведением конференций по психологии ситуаций. На смену идеям социальной адаптации в 70— 80-е гг. в психологию пришли идеи со­владания с трудными ситуациями, возник всплеск исследований копинг-стра- тегий. Сейчас наука делает следующие шаги по осмыслению взаимодействия человека с социальной реальностью, опирающиеся на признание подвижности и изменчивости последней. В этих условиях человек не столько совладает с реальностью, сколько решает проблемы, встающие перед ним. Такая логика рассуждений представлена и в недавно вышедшей (к сожалению, малым тиражом) книге Н. В. Гришиной «Психология ситуаций: теории и исследования».

Помимо лекций, в программе Школы были предусмотрены мастер-классы. С их помощью участники Школы могли попробовать себя в роли практического психолога, помогающего решить ту или иную социальную проблему. Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ Т. Ю. Базаров обсудил с участниками своего мастер-класса «Эксперимент в социальной психологии: потенциал для развития и изменения» классическую для социальной психологии проблему лидерства. Был показан фильм о реальном полевом эксперименте, положенном в основу телепроекта НТВ «Ген всевластия», научным консультантом которого он выступил. В рамках этого мастер-класса Т. Ю. Базаров предложил свой практический подход к определению современных лидеров, склонных к доминированию, индивидуализму и конкурентности.

Кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ Е. В. Битюцкая провела мастер-класс «Проективные методики в диагностике восприятия социальной ситуации». Она предложила участникам актуализировать возникающие у них трудные стрессовые ситуации с помощью проективной рисуночной методики. Работа этого мастер- класса, который проходил в традиционной для социальных психологов форме группового обсуждения, была направлена на осознание участниками собственного отношения к трудным ситуациям, индивидуальных особенностей их восприятия и совладания с ними.

Также в работе Школы приняла участие начальник отдела психологической подготовки и психологического консультирования Центра экстренной психологической помощи МЧС России И. Н. Елисе­ева. Она провела мастер-класс «Психологическая составляющая помощи людям в чрезвычайных ситуациях». Ее большой практический опыт непосредственного участия в предупреждении социальных катастроф, связанных со стихийными бедствиями, техногенными авариями и террористическими актами, вызвал особенный интерес у участников Школы. Участники мастер-класса И. Н. Елисеевой на примере предложенных им реальных ситуаций из практики работы психологов МЧС обсудили виды и формы информационно-психологической поддержки пострадавших в чрезвычайных ситуациях; способы работы специалистов с администрацией населенных пунктов, оказавшихся в зоне бедствия или теракта (это экспертная и консультативная поддержка принятия решений); способы работы с пострадавшими (психологическая поддержка, сопровождение процесса нормального «горевания», актуализация сил и ресурсов). Цель работы психолога в зоне бедствия или теракта — обеспечить сохранность людей и специалистов через снижение социальной напряженности, установление контакта, формирование отношений доверия, адекватное взаимодействие с пострадавшими, выстраивание социальной среды, в которой весь персонал относится к пострадавшим не как к жертвам, объектам заботы, а как к людям, субъектам переживания и действия.

С приветственным словом к участникам Школы обратились декан факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Ю. П. Зин­ченко , подчеркнувший значимость социальной психологии для развития психологической науки и практики в нашей стране, и заместитель декана, кандидат психологических наук, доцент О. А. Ти- хомандрицкая, пожелавшая участникам профессионального и личностного роста в результате работы Школы.

В работе Школы наряду с двадцатью преподавателями факультета психологии МГУ приняли участие более 60 студентов, аспирантов и молодых ученых, причем среди них были представители не только московских вузов (МГУ, НИУ-ВШЭ), но и Южного федерального университета, Дагестанского государственного университета и Казанского государственного университета , что обеспечило межрегиональный статус Школы.

Участникам Школы, по их собственному признанию, не хватало времени на отдых и сон, настолько плотно была организована научная программа ЗПШ. Итогом трех дней работы стали 9 научно-исследовательских и практических проектов , их темы родились в результате коллективного творчества, которому способствовали лекции, мастер-классы, групповые дискуссии, а также собственная исследовательская позиция участников проекта. Так, в рамках проекта «Поле этнических отношений» участникам удалось снять учебно-просветительский видеоролик, содержащий, в частности, программу действий психолога при решении комплекса актуальных проблем, связанных с этнической нетерпимостью. Участники проекта «Социальная справедливость и несправедливость» провели оригинальное исследование, в котором выяснили определенные ракурсы восприятия справедливости в близких для студентов социальных ситуациях. «Психофизиологическая» проектная группа предложила необычную модель, объединяющую инструмент многомерного шкалирования и метод социометрии, для измерения социальных связей между участниками ЗПШ. В рамках проекта «Био- психосоциальная модель ксенофобии» была предпринята попытка анализа этой актуальной проблемы с привлечением представлений, выработанных в различных направлениях психологической науки. Члены проектной группы «Полевой эксперимент в исследовании социальных проблем» осуществили реальное экспериментальное воздействие, нацеленное на изменение установок относительно отдельно взятой социальной проблемы, которая до экспериментального воздействия не воспринималась как значимая, а после этого воздействия уже касалась жизни большинства участников ЗПШ. Не менее «экспериментальным» был и проект «Социальная изоляция», участники которого также в жанре полевого эксперимента изучали особенности поведения члена своей же команды в условиях некоторой изоляции от жизнедеятельности группы. В рамках отдельного проекта участниками разрабатывались «Игровые методы для решения творческих задач», при этом в качестве материала для дискуссии в рамках проекта был выбран материал реальной дискуссии, состоявшейся в ЗПШ. Особенно тщательно проработанным оказался проект «Свой и чужой мир», в рамках которого участникам удалось получить не только интересные данные о внутригрупповых различиях в восприятии «своего» и «чужого» участниками ЗПШ, но и снять научно-популярный видеоролик на эту тему. Ярким оригинальным проектом можно назвать исследование на актуальную тему коррупции с провокационным названием «Коррупция как кооперация», участники которого предложили рассматривать коррупцию как особую форму кооперации. Проведенный ими эксперимент показал различия в отношении к данной проблематике среди участников Школы и вскрыл неожиданные аспекты восприятия этой сложной социальной проблемы.

Каждый из представленных в последний день Школы проектов запомнился экспертному жюри чем-то особенным, что позволило наградить все девять проектов в различных номинациях. Сертификаты по каждой номинации были вручены участникам 13 апреля 2011 г. на круглом столе по итогам Зимней психологической школы в рамках XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Проведение круглого стола, в частности, показало, что работа над созданными во время Школы проектами не завершилась в рамках самой школы: обработка, анализ и рефлексия полученных на ЗПШ результатов продолжилась в Москве. Более того, активность, с которой участники круглого стола (продлившегося в итоге на 2 часа больше отведенного ему времени) обсуждали проекты друг друга, лишний раз доказала организаторам Школы важность и злободневность анализа молодыми психологами современных социальных проблем.

Несмотря на дефицит времени, на ЗПШ установилась теплая творческая атмосфера, которой способствовало неформальное общение студентов, аспирантов и преподавателей. В рамках Школы состоялся просмотр художественного фильма «Вавилон» с его последующим обсуждением под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры нейро- и патопсихологии Л. С. Печниковой. Аспирантами кафедры социальной психологии были организованы знакомство участников в игровой форме и психологический коман­дообразующий квест под символическим названием «Форт ЗаПаШных», а кульминацией неформальной программы Школы стал капустник и выборы президента Школы. Новым президентом Школы в напряженной борьбе был избран студент факультета психологии МГУ Иван Зайцев.

Зимняя психологическая школа этого года стала очередным звеном в традиционной для факультета психологии МГУ цепочке зимних и летних выездных школ, в которых с удовольствием участвуют и студенты, и аспиранты, и преподаватели: ведь именно в такой атмосфере неформального общения и сотрудничества только и могут рождаться наиболее интересные научно-исследовательские и практические проекты.

Ответственный секретарь ЗПШ-2011, ассистент кафедры социальной психологии А. М. Рикель, заместитель заведующего кафедрой социальной психологии по научной работе, кандидат психологических наук, доцент О. В. Соловьева

Информация об авторах

Рикель Александр Маркович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6940-4244, e-mail: a.m.rikel@gmail.com

Соловьева Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: olga_solovyova@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1923
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 732
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0