Ответы практической этнопсихологии на актуальные социальные вызовы

671

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Хухлаев О.Е. Ответы практической этнопсихологии на актуальные социальные вызовы // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 130–133.

Полный текст

11 — 12 марта 2011 г. Департамент образования Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет и Психологический институт Российской академии образования провели Третью всероссийскую научно-практическую конференцию «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» на тему «Миры культур и культура мира». Организатором конференции выступила кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. В состав оргкомитета, председателем которого был заведующий кафедрой, канд. психол. наук О. Е. Хухлаев, вошли этнопсихологи, представляющие как столицу, так и регионы: канд. психол. наук А. А. Бучек (Петропавловск-Камчатский); канд. психол. наук В. Н. Галяпина (Ставрополь), д-р психол. наук В. Грицен­ко (Смоленск); д-р социол. наук Р. И. Зи­нурова (Казань); канд. психол. наук, д-р полит. наук Н. К. Радина (Нижний Новгород); канд. психол. наук П. В. Румянце­ва (Санкт-Петербург); канд. психол. наук Т. А. Соловьева (Архангельск); канд. психол. наук С. Степанова (Воронеж); канд. психол. наук Т. Ц. Тудупова (Улан-Удэ); канд. психол. наук Э. Р. Хакимов (Ижевск); канд. психол. наук, д-р пед. наук О. В. Хухлаева (Москва).

В программный комитет конференции вошли ведущие российские специалисты в области этнопсихологии д-р ист. наук, проф. А. А. Белик, д-р психол. наук, проф. Н. М. Лебедева-, д-р психол. наук, проф. В. В. Рубцов-, д-р психол. наук, проф. Г. У. Солдатова-, д-р психол. наук, 130 проф. Т. Г. Стефаненко-, д-р ист. наук, проф. В. И. Харитонова, д-р психол. наук, проф. В. Ю. Хотинец.

В конференции приняли участие около 200 человек. Среди них были ученые из различных регионов РФ от Петропавловска-Камчатского до Смоленска, от Ставрополя до Ханты-Мансийска, а также гости из Белоруссии, Литвы, Молдо­вы, Украины, Финляндии и Эстонии.

Научно-практическая тематика конференции обусловила, с одной стороны, участие в ней ученых — исследователей в области этнопсихологии (9 докторов и 50 кандидатов наук), а с другой — были широко представлены практики, в первую очередь, школьные психологи.

Основное проблемное пространство конференции заняли дискуссионные площадки, на которых проходило обсуждение ключевых вопросов практической этнопсихологии. В работе каждой из них участвовали эксперты — авторитетные специалисты по данной проблематике, они поддерживали дискуссии, давали экспертную оценку и отвечали на проблемные вызовы.

11 марта на дискуссионной площадке «Прикладные этнопсихологические исследования» д-р социол. наук, проф. Н. Р. Маликова рассказала о социально­психологических ресурсах межэтнической толерантности в процессе формирования этносоциальной идентичности южно-осетинской молодежи в условиях конфликта, д-р полит. наук, проф. Н. К. Радина обсуждала проблемы взаимосвязи толерантности и социальной дистанции с позиций социокультурного

анализа; канд. психол. наук, доц. А. Н. Татарко предложил материалы об экономических представлениях этнических групп России в контексте теории социального капитала, а д-р психол. наук, проф. В. Ю. Хотинец сделала доклад о реализации этносоциального проекта «Модель общекультурного пространства в полиэтническом регионе».

Дискуссионная площадка «Проблемы формирования межкультурной компетентности» была местом обсуждения вопросов, связанных с практическим опытом развития этнокультурной компетентности студентов-психологов, о чем на примере этнологической экспедиции рассказала канд. психол. наук, доц. А. А. Бучек. Также участники затронули тему социально-языковой адаптации иммигрантов, на чем подробно остановилась канд. психол. наук В. Л. Рыскина.

На дискуссионной площадке «Этнокультурные методы в психологической помощи» обсуждение было сосредоточено вокруг психотерапевтических элементов в рамках традиционных сакральных практик и современного народного целительства, что было в фокусе сообщения д-ра ист. наук, проф. В. И. Хари­тоновой. Большой интерес вызвало сообщение канд. ист. наук А. А. Ожигано- вой, посвященное психотерапевтическим и целительским практикам в современном исламе.

Одна из дискуссионных площадок была 12 марта посвящена вопросам по- ликультурного образования и культуры мира в образовательной среде. Участники с заинтересованным вниманием выслушали сообщение эстонских исследователей Ph. D. А. А. Джалаловой и Н. Н. Зориной «Мультикультурное образование: от детского дошкольного учреждения до вуза» и подробно обсудили региональную специфику образовательной среды. На дискуссионной площадке «Билингвальное образование и обучение мигрантов» были затронуты вопросы, связанные с этнорегиональными особенностями организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера (канд. психол. наук Н. Г. Айварова). Л. К. Брокане (Ph. D.) рассказала о перспективах межкультурного образования в Латвии, Ю. Н. Феденок подробно рассмотрела особенности коммуникативного поведения мигрантов в школьных коллективах. Е. Ю. Протасова (д-р пед. наук) познакомила участников конференции с основными моделями языкового образования в Финляндии. В рамках дискуссионной площадки «Прикладные этнопсихологические исследования» канд. психол. наук, доц. О. С. Павлова рассмотрела вопросы, связанные со спецификой этнокультурных ценностей чеченских и ингушских студентов; А. И. Троянской были представлены материалы об этнокультурных особенностях самоорганизации личности в профессии; канд. психол. наук Е. А. Гришиной — о результатах исследований динамики эмоциональных состояний личности в условиях временной кросс-культурной миграции; канд. психол. наук В. Н. Шляпников в своем сообщении подробно осветил проблемы этнокультурных особенностей воспитания волевой регуляции.

Помимо проблемно развернутых и содержательно насыщенных обсуждений в рамках секций-дискуссионных площадок, участники конференции получили возможность как полноценные партнеры участвовать в работе мастер- классов и приобрести знания о психотехнологии выстраивания конструктивных кросс-культурных коммуникаций в системе образования (ведущие А. А. Гре­цов и М. С. Розанова), о стратегиях взаимодействия психолога с педагогом в полиэтнической образовательной среде (ведущая М. Ю. Чибисова), о социально-психологическом подходе к разработке способов снижения предубежденности (ведущий О. Е. Хухлаев), о социальном проектировании в межкультурном взаимодействии (ведущая В. Н. Галяпи- на) и о взаимосвязи мотивов учения школьников с существующими в семье ценностями (ведущие И. Я. Лейбман и С. А. Макеева). Мастер-класс И. Е. Лю- битова позволил участникам конференции понять, как психодраматическая работа может быть связана с этнокультурными техниками, а те, кто посетил мастер-класс И. П. Ильюкевича, смог оценить этнический танец как способ самовыражения.

Кроме того, на конференции впервые проходила специально разработанная оргкомитетом форма взаимодействия — «проектные группы». Это групповая работа под руководством ведущих специалистов по разработке тематических проектов, связанных с практической этнопсихологией.

В рамках одной из проектных групп участники искали пути использования ресурсов социальных сетей для регулирования межнациональных отношений; в рамках другой — разрабатывали проекты по интеграции мигрантов в социокультурное пространство многонационального города; работа в третьей сосредоточилась вокруг образовательных проектов развития культуры мира в условиях вуза; четвертая проектная группа решала вопрос, что может предложить бизнес-сообществу практическая этнопсихология.

Наиболее удачные проекты были обсуждены на закрытии конференции: наибольшую практикую значимость имели два из них — «Интеграция мигрантов средствами образования» и «квест-игра» для социальных сетей «Ты — супергерой мира», направленная на развитие межкультурной компетентности.

На стендовых докладах в рамках двух постер-сессий (11 и 12 марта) было представлено большое количество разнообразных сообщений, наибольший интерес из которых у участников вызвал доклад К. А.Б очавер «Дружба и романтические отношения в России, Германии и Австрии: размывание границ», а также М. В. Моисеевой и С. А. Розенблюм «Обучение детей-мигрантов в российских школах как один из аспектов ин­клюзивного образования».

В целом участники конференции получили возможность и узнать много нового, и обменяться опытом, и поучаствовать в решении актуальных проблем практической этнопсихологии. Организационные аспекты конференции также не вызвали нареканий. В результате оргкомитет конференции получил большое количество позитивных откликов, таких как, например: «Примите благодарность за организацию чрезвычайно интересной конференции, за высочайший уровень ее проведения, за сочетание оригинального формата с глубоким содержанием!».

О. Е. Хухлаев — председатель оргкомитета конференции, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и проблем поликуль- турного образования МГППУ

Информация об авторах

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1979
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 671
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1