Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 3. С. 114–125
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Об использовании проективных методик для изучения особенностей межличностных отношений в детских домах семейного типа
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: межличностные отношения, проективные методики, детский дом семейного типа, школа-интернат, детский дом, воспитанники, родитель-воспитатель
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Виноградова Е.В. Об использовании проективных методик для изучения особенностей межличностных отношений в детских домах семейного типа // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 3. С. 114–125.
Фрагмент статьи
До недавнего времени основными типами учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являлись школы-интернаты и детские дома. Но, как показали многочисленные психологические и педагогические исследования, длительное пребывание ребенка в такого рода заведениях (ввиду специфики организации их жизнедеятельности) оказывает неблагоприятное влияние на его интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие [3; 5; 6; 8; 9; 10]. Межличностные отношения в группах воспитанников детских закрытых учреждений (школ-интернатов и детских домов) также отличаются от таковых в других детских сообществах [1; 2; 4; 8; 9; 11]. На взаимоотношения воспитанников интернатных учреждений оказывают влияние и жесткая регламентация деятельности детей и персонала, и акцент на дисциплинарные моменты, и замкнутость детей в рамках одного учебно-воспитательного заведения, что влечет за собой ограниченность контактов воспитанников, определенную «заданность» и обязательность общения, малую возможность выбора партнеров по общению.
Как показывает педагогическая практика, нередко такая «безусловная» принадлежность ребенка или подростка к группе не гарантирует ему эмоциональной стабильности и становления чувства защищенности, не обеспечивает формирования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе, аналогичных взаимоотношениям в семье. Кроме того, достаточно ограниченный круг контактов членов таких групп, как правило, не способствует выработке у воспитанников навыков общения со сверстниками и взрослыми, что проявляется в повышенной конфликтности детей, сниженной эмоциональности, пассивности в организации деятельности, отсутствии способности к сопереживанию. В результате нередко можно наблюдать, как в условиях детских закрытых учреждений в длительно функционирующих группах ухудшается психологическая атмосфера, понижается показатель удовлетворенности членством в группе, уменьшается сплоченность группы. Особенно ярко эти процессы проявляются в выпускных классах школ-интернатов. У воспитанников часто вообще пропадает интерес друг к другу; в их анкетах можно встретить ответы типа: «Меня никто не интересует», «Мне никто не нужен» и т. п. [2]. Казалось бы, в условиях постоянного взаимодействия (совместное проживание, совместная учеба, решение общих проблем) отношения между детьми должны быть подобны родственным, но, к сожалению, в большинстве случаев наблюдается иная картина.
<...>
Литература
- Аралова М. П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школ-интернатов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1991.
- Виноградова Е. В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1992.
- Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1982.
- Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
- Лишенные родительского попечительства / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.
- «О детском доме семейного типа»: Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195.
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. М., 1986.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.
- Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской, Д. И. Фельдштейна и др. М., 1986.
- Репина Н. В. Младший школьник в системе межличностных отношений детского дома и школьного класса: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1991.
- Черников А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М., 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3472
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1397
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0