Опыт супервизии и подготовки ведущих социально-психологического тренинга

849

Аннотация

В статье последовательно и в достаточно развернутой форме описывается содержательный опыт супервизии начинающих тренеров, представлена типология ошибочных стратегий начинающих ведущих, приводятся примеры построения индивидуального профиля позиций ведущего в процессе работы с группой на занятии. В качестве завершающей части статьи выступает текст полноценной программы мастер-класса «Методика проектирования и проведения социально-психологических тренингов».

Общая информация

Ключевые слова: социально-психологический тренинг, развивающая среда, групповая образовательная деятельность, безоценочность и приоритет процесса, базовые позиции ведущего

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ясвин В.А. Опыт супервизии и подготовки ведущих социально-психологического тренинга // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 3. С. 96–113.

Фрагмент статьи

Впервые в работе тренинговой груп­пы мне довелось участвовать в 1988 г. в качестве слушателя программы психо­логического факультета Ленинградского государственного университета «Прак­тическая психология для системы на­родного образования». Затем была спе­циализация по методике проведения со­циально-психологического тренинга и более 20 лет практической работы с са­мыми различными группами: от безра­ботных до руководителей предприятий, от старшеклассников до директоров школ, от семейных пар до курсантов во­енных училищ и т. д.

С 2003 г. я начал вести курс «Соци­ально-психологический тренинг» в Мос­ковском городском психолого-педагоги­ческом университете, затем в Москов­ском государственном областном уни­верситете и в Институте психологии им. Л. С. Выготского Российского государ­ственного гуманитарного университета, а в 2007 г. мне поступило предложение вести мастер-классы по подготовке тре­неров в Институте современных психо­логических технологий.

В данной статье вниманию читателей будет представлен некоторый опыт су­первизии работы начинающих тренеров и программа мастер-класса «Методика проектирования и проведения социаль­но-психологических тренингов».

<...>

Литература

Основная литература

  1. Вачков И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. М., 2010.
  2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 2000.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000.
  4. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. М., 2004.
  5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Дополнительная литература

  1. Бакли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. СПб., 2002.
  2. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007.
  3. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъ­ектного подхода к групповой работе: Учеб. пособие. СПб., 2004.
  4. Джексон П. Импровизация в тренинге. СПб., 2002.
  5. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб., 2004.
  6. Захаров В. П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психоло­гического тренинга: Методические указания. Л., 1990.
  7. Захаров В. П., Хрящёва Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учеб. посо­бие. Л., 1989.
  8. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
  9. Ли Д. Практика группового тренинга. СПб., 2002.
  10. Льюис Д. Л. Тренинг эффективного общения. М., 2002.
  11. Макшанов С. И. Психология тренинга. СПб., 1997.
  12. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тре­нинг. М., 1989.
  13. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сце­нарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995.
  14. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалё­ва. М., 2011.
  15. Рай Л. Развитие навыков тренинга. СПб., 2002.
  16. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2003.
  17. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимо­действии. СПб., 2002.
  18. Ситников А. П. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996.
  19. Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989.
  20. Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образователь­ной среде. М., 1997.

Информация об авторах

Ясвин Витольд Альбертович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией управления развитием образовательных систем НИИ столичного образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: vitalber@yandex.ru