Экопсихологические взаимодействия: виды и типология

2252

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления экологической психологии, вводится понятие об экопсихологических взаимодействиях между компонентами отношения «человек — окружающая среда» как предмете исследования, как теоретическом инструменте исследования, как исходной предпосылки для гносеологической и онтологической парадигм исследования. Приводятся примеры экопсихологических взаимодействий в системах «человек — природная среда», «человек — образовательная среда», «человек — профессиональная среда» и «человек — домашнее животное».

Общая информация

Ключевые слова: экологическая психология, экопсихологические взаимодействия «человек — окружающая среда», предмет исследования, теоретический инструмент исследования, гносеологическая и онтологическая парадигмы исследования, «человек — природная среда», «человек — образовательная среда», «человек — профессиональная среда», «человек — домашнее животное»

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 3. С. 13–27.

Фрагмент статьи

Как уже было указано, несмотря на разноликость вышеперечисленных направлений экологической психологии, их объединяет общая методологическая установка. А именно, исходной предпосылкой, отличающей эти исследования, является представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития и обучения, переживаний и поведения, психологического, психического и физического здоровья и т. п., должны рассматриваться в контексте отношения «индивид — среда» или, более широко, в контексте отношения (или системы) «человек — окружающая среда (природная, социальная)». Это отношение в разных исследованиях конкретизируется поразному в виде отношений типа «человек — природная среда (в максиме: планета)», «индивид (группа) — социальная среда», «индивид — образовательная среда», «индивид — профессиональная среда», «индивид — пространственнопредметная среда», «Я — Другой/ие», «Я — Я другой» и т. п. Совокупность составляющих внешней среды индивида, образующих его внешнее жизненное пространство, и его внутренней среды (как набор ценностей и представлений о мире и себе, часто неосознаваемых), выступает как жизненная среда данного индивида [6; 20 и др.], в ситуационном взаимодействии с которой происходит развитие психики человека на разных этапах его онтогенеза. Взаимодействие человека с внутренней его средой весьма наглядно представлено в позиции «Я — второе Я» и «Я — Я другой» (см.: [2]). В структуре жизненной среды выделяются пространственнопредметная, коммуникативная, деятельностная и субъектная (т. е. совокупность субъектов взаимодействия) ее составляющие [9; 11]. Соответственно, социализация и индивидуализация человека на разных возрастных этапах его психического развития предстает как процесс и результат совокупности его взаимодействий с окружающей жизненной средой, т. е. системы экопсихологических взаимодействий.

Литература

  1. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окно в мир тренинга: Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб., 2004.
  2. Горбов Ф.Д. Я — второе Я / Ф.Д. Горбов. М.Воронеж, 2000.
  3. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростовн/Д, 1996.
  5. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.
  6. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  7. Кочетков Н.В. Определяющие компоненты субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи // Социальная психология и общество. 2011. № 1.
  8. Панов В.И. Экологическая психология: состояние и перспективы (вместо предисловия от программного комитета) // 2я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12—14 апреля 2000 г.). М., 2000.
  9. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М., 2004.
  10. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие. М., 2006.
  11. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.
  12. Панов В.И , Капцов А.В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. № 2 (5).
  13. Панов В.И., Никольская А.В. Взаимодействия в малой группе: экопсихологический подход // Малая группа как объект и субъект психологического влияния: Материалы Всероссийской научной конференции. Курск, 21—22 октября 2011 г. Ч. 1 / Под общ. ред. А.С. Чернышева; Курск. гос. унт. Курск, 2011.
  14. Панов В.И., Позднякова Г.П., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Двигательная активность как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста // Системная организация и детерминация психики / Под ред. В.А. Барабанщикова. М., 2009. Гл. 17.
  15. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М., 2010.
  16. Рубцов В.В. Основы социальногенетической психологии. М.Воронеж, 1996.
  17. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб., 2010.
  18. Соловьева Е.В. Основы средовой психологии. СПб., 2006.
  19. Челпанов Г.И. Задачи современной психологии // Век психологии. К 100летию Психологического института Российской академии образования. 1912—2012: Материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под общ. ред. В.В. Рубцова. СПб., 2012.
  20. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
  21. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.Воронеж, 2004. 
  22. Экопсихологические исследования. Сборник материалов 5й Российской конференции по экологической психологии (Москва, 26—27 марта 2008 г.) / Под ред. В.И. Панова. М., 2009.
  23. Экопсихологические исследования2: к 15летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник / Под ред. В.И. Панова. М.СПб., 2011.
  24. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.

Информация об авторах

Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, e-mail: ecovip@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2410
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2252
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2