Роль восприятия городской среды в адаптации подростков

2104

Аннотация

Статья посвящена изучению роли городской среды в адаптации подростков. В ней исследуется взаимосвязь адаптационной способности подростка с особенностями и качеством восприятия городской среды. Показано, что из объектов городской среды для подростков большой интерес представляют места с высокой интенсивностью социальных контактов, динамичностью происходящих изменений, которые при этом дают ощущение безопасности, прямо влияющее на эмоциональный комфорт подростка; характеристики восприятия объектов городского пространства подростками взаимосвязаны с их уровнем социальной адаптации и эмоциональным комфортом.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, адаптация, экологическая психология, городская среда, образ города, семантическое пространство

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пряжникова Е.Ю., Голубь О.В. Роль восприятия городской среды в адаптации подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57545 (дата обращения: 02.12.2024)

Полный текст

 

Жизнедеятельность большинства современных людей складывается в условиях городской среды. По оценкам ООН, к 2025 г. доля городского населения в мире будет составлять 63% [2, с. 519]. В современной России доля городского населения достигает более 70%, следовательно, большинство детей и подростков нашей страны сегодня рождаются и проживают в больших и малых городах. Условия городской среды обусловливают формирование у подрастающего поколения специфической системы ценностей, а экосоциальные принципы устройства городской инфраструктуры во многом определяют направленность социализаци ребенка.

Городская среда исследуется психологической экологией с изучением воздействия экологических факторов (факторов окружающей среды) на психику человека, в экологической психологии Дж. Гибсона, поведенческой географии Р. Баркера, социальной экологии Р. Парка и Е. Берджеса. Рассмотрение понятия «городская среда» как предмета научных исследований в экологической психологии позволило обозначить основные источники, определившие причины появления экологического подхода в психологии, направления и содержание современных научных исследований в данной области. Данная область исследований возникла из понимания, что лабораторные исследования поведения, сознания человека могут сильно отличаться от реального поведения человека в среде, в его жизненном пространстве. Городское жизненное пространство вскоре стало предметом исследований одного из направлений экологической психологии - психологии среды, в рамках которой изучаются отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением [3; 4; 5; 7; 9;11; 12; 13].

Городская среда как семантическое пространство представлено в сознании человека в виде образов, обладающих разной модальностью (А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин, Ч. Осгуд, Дж. Келли, У. Найссер, Р.Л. Солсо, И. Бидерман, Й. Хоффман, Ж.-Ф. Ле Ни, А. Пайвио и др.). Образ города - это прежде всего репрезентация городского пространства (физического, социального, культурного, языкового, информационного и др.) в сознании субъекта (индивида или социальной группы). Это сложная конструкция, состоящая из элементов двух типов: образов и понятий. Образ города представляет собой сложную систему значений, определенным образом связанную со средой, в которой существует субъект - своеобразную пространственную модель, или когнитивную карту, переплетенную и деформированную сетью личностных смыслов, индивидуальных значений и действием потребностно-мотивационных компонентов. Городское пространство отражается в сознании человека в виде системы понятий-образов, или когнитивной карты, а структура внутренней ментальной модели, взаимосвязи между ее объектами, взятыми из пространства городской среды, простраивается через соотношение этих объектов с уже существующей картиной мира и, в зависимости от сферы потребностей реципиента, приобретает свою особенную индивидуальную организацию. Сложившийся в сознании человека образ города представляет собой определенным образом организованную семантическую структуру, где образы объектов внешней действительности представлены в тесном переплетении с желаниями, фантазиями, значениями и образами внутреннего мира реципиента.

Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, повлекшие за собой трансформацию традиционных институтов и образа жизни, усложнили процессы социализации детей и подростков. Углубляется противоречие между объективно усложняющимися социальными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к подрастающему поколению, и результатами социализирующей, воспитательной и образовательной деятельности основных институтов и агентов социализации - семьи и образовательных учреждений. Негативные социальные последствия налицо: рост детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, гражданской безответственности и пассивности. В связи с этим становятся особенно актуальными исследования сущностного смысла социальной адаптации и социализации, а также связанных с этими процессами проблем (Т.В. Азарова, М.В. Антропова, М.В. Битянова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, М.М. Кольцова, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.).

Рассмотрение вопросов адаптации подростка в окружающем мире без учета восприятия взрослеющим человеком окружающей действительности, принятое в психологии развития, не учитывает взаимосвязь процессов развития, адаптации и социализации и особенностей (феноменов) культурной, социальной и природной среды проживания человека, которые оказывают существенное влияние на внутренние состояния индивида.

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации: преобладающее влияние семьи постепенно снижается, уступая влиянию окружающей среды в лице различных субъектов социального пространства. В соответствии с задачами и особенностями развития подросткового возраста, которые определяют особенности восприятия окружающего пространства через систему личностных смыслов и аффективных реакций, рассматривается вопрос функционирования подростка в социуме.

Таким образом, актуальность проведенного нами исследования обусловлена:

•       необходимостью изучения влияния городской среды на формирование социокультурных моделей поведения подрастающего поколения;

•       практической потребностью в организации целенаправленной деятельности, способствующей успешной социализации детей и подростков в условиях городской среды, через развитие адаптационных способностей подростков.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области социологии города (Л.А. Зеленов, В.И. Казанцев, Н.Ю. Рупасов, С.В. Пирогов, М.Г. Светуньков, О.Н. Яницкий, Э. Берджесс, Г. Зиммель, Р. Парк), психологии образования( А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, И.В. Дубровина, В.Д. Шадриков), экологической психологии (Дж. Гибсон, Дж. Голд, К. Левин, С.Д. Дерябо, Д.Ж. Маркович, В.И. Панов, В.А. Ясвин), социальной экологии (А.В. Лосев, В.А. Ситаров, Г.Г. Провадкин, В.В. Пустовойтов, Н.Ф. Реймерс), психологии развития (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина).

Целью нашего исследования было выявление взаимосвязи феномена восприятия городской среды подростками и их адаптации. Объектом исследования стал процесс адаптации подростков в условиях городской среды, а предметом исследования - взаимосвязь восприятия городской среды подростками и их адаптации. В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 12-14 лет учащиеся лицеев г. Нижневартовска.

На первом этапе исследования с помощью корреляционного анализа (коэффициента корреляции Спирмена) мы провели исследование взаимосвязи показателей адаптивности, полученных с помощью методики К.Роджерса и Р.Даймонда, и уровня агрессивности подростков, выявленного с помощью шкалы Кука-Медлей. Обнаружена взаимосвязь между высокими показателями агрессивности подростков и низким уровнем социальной адаптированности (при р < 0,01); в то же время при показателях агрессивности по шкале Кука-Медлей «средний уровень с тенденцией к высокому» отмечается положительная корреляция с успешностью социальной адаптации (при р < 0,01). Это указывает на то, что для освоения нового социального пространства, присвоения и ассимиляции ценностей, норм и правил чужой среды в процессе данного вхождения подростку необходим определенный уровень агрессии, который определяется как средний или чуть выше среднего. При очень низких показателях агрессивности степень социальной адаптированности подростка также низкая (при р < 0,05).

В ходе опроса подростки назвали 37 объектов городского пространства. С помощью частотного анализа были выявлены наиболее часто упоминаемые места. Результаты частотного анализа отражены на рис. 1.

Однако после применения метода пиктограмм А.Р. Лурия с целью исследования семантической значимости выявленных объектов городской среды представленность объектов городского пространства выглядит иначе (табл.1): наиболее семантически значимым для подростков оказалось озеро «Комсомольское».


Рис. 1. Наиболее часто упоминаемые подростками объекты городского пространства (по количеству упоминаний)

Т а б л и ц а 1

Список семантически значимых для подростков объектов городского пространства

№ п/п

Объект городского пространства

1

Озеро «Комсомольское»

2

«Олимпия»

3

Рынок «Сибирский балаган»

4

Площадь Дворца искусств

5

Набережная

С данными, полученными в ходе обработки семантического дифференциала, был проведен T-test, результаты которого позволяют говорить о качестве восприятия подростками объектов городского пространства, т. е. о том, какие именно показатели делают объекты городской среды привлекательными для подростков: «дружелюбный», «уникальный», «надежный»,              «интересный», «притягивающий», «динамичный»,

«безопасный». Представленные показатели восприятия городского пространства можно разделить на два фактора: привлекательности и безопасности.

Ориентация на освоение социальной среды, уход от мира семьи вследствие внутренних задач развития в подростковом возрасте требуют от подростка движения от знакомого к незнакомому, что обостряет внутреннее противоречие, которое и является источником развития личности в данном возрасте, - как сохранить ощущение внутренней безопасности в соприкосновении с новым и неизведанным, которое может пугать своей непредсказуемостью? Для подростка привлекательно все неосвоенное, новое, которое относится к миру взрослости, но при освоении этого нового для подростков также важны такие характеристики, как «дружелюбность», «надежность» и «безопасность» нового осваиваемого социального пространства. Уровень агрессивности окружающей среды, соответствующий внутренним адаптационным способностям конкретного подростка, будет способствовать успешности освоения нового социального и окружающего пространства и, в конечном итоге, адаптации как результату.

Другими словами, можно сказать, что процесс взросления вызывает тревогу у подростков, потому что они оказываются в совершенно новых для них ситуациях, которые, с одной стороны, привлекают их, а с другой - пугают своей неизвестностью. Поэтому для подростков важно, чтобы во время процесса их вхождения в неизвестный (а потому, возможно, и опасный) мир взрослых у них были «безопасные», знакомые места, в которых они могли бы укрыться при необходимости.

Высокий уровень агрессивности и низкие показатели социальной адаптированности влияют на выбор мест городской среды, которые воспринимаются подростками как враждебные, что может говорить о механизме возникновения дезадаптации, - о формировании склонности к риску у таких подростков через недооценку или прямое игнорирование опасности: освоение социального пространства в таком случае происходит за счет деформированной самооценки, высокого уровня тревожности, принятия асоциальных ценностей как способа адаптации к агрессивной социальной среде или среде, требования которой превосходят адаптационные возможности подростка.

На втором этапе исследования мы изучали особенности восприятия подростками значимых для них мест города. Для этого мы сравнивали данные семантического дифференциала по восприятию подростками объектов городской среды и результаты методики исследования уровня социальной адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда по шкалам «Социальная адаптация» и «Эмоциональный комфорт». Корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между социальной адаптацией, эмоциональным комфортом и некоторыми параметрами, характерными для значимых мест города (табл. 2)

Результаты корреляционного анализа характеристик восприятия объектов городского пространства подростками и их уровня социальной адаптации и эмоционального комфорта

Параметры

Социальная адаптация

Эмоциональный комфорт

Озеро «Комсомольское» - «динамичность»

0,573

0,568

Озеро «Комсомольское» - «красивый»

0,502

0,554

«Олимпия» - «надежный»

0,523

0,516

Городской парк - «притягивающий»

0,656

-0,060

Набережная - «красивый»

0,508

0,232

Озеро «Комсомольское» - «дружелюбный»

0,566

0,073

Рынок «Сибирский балаган» - «удобный»

0,663

0,599

Площадь Дворца искусств - «интересный»

0,516

0,518

Набережная - «притягивающий»

0,589

0,125

 

Из табл. 2 видно, что выделенные в нашем исследовании параметры имеют прямую взаимосвязь с социальной адаптацией (при р < 0,01). Однако, исходя из полученных результатов, мы можем сказать, что она не является стабильной - изучаемые параметры имеют значимую корреляцию с социальной адаптацией не для всех объектов городской среды. Поэтому можно сделать вывод, что каждое значимое место городской среды выполняет определенную функцию в процессе социальной адаптации. Объекты городского пространства, привлекательные для подростка в силу насыщенности происходящих в данном месте городской среды событий и возможности приобщиться к миру взрослых, тем не менее при многочисленном воздействии агрессивных факторов, влияющих на эмоциональный комфорт подростка, буду оставаться для него «закрытыми» для посещения, лишь подростки с высоким уровнем агрессивности или социально дезадаптированные подростки смогут приблизиться к данным местам городской среды. Напротив, объекты городской среды, обладающие такими характеристиками, как «безопасность» и «дружелюбность», будут притягивать социально адаптированных подростков.

Нами были рассмотрены также характеристики восприятия подростками наиболее семантически значимых объектов городского пространства г. Нижневартовска.

Т а б л и ц а 3

Характеристики восприятия озера «Комсомольское»

Параметры

Среднее значение

Удобный

3,7

Интересный

4,4

Динамичный

5,9

Дружелюбный

5,9

Красивый

5,8

Благополучный

5,2

Как видно из табл. 3, озеро «Комсомольское» привлекает подростков динамичностью и безопасностью своей атмосферы. Их также привлекают интерес и ощущение благополучия, которые они там испытывают. Именно эти параметры и делают озеро «Комсомольское» значимым местом для школьников.

Эти показатели интересно сравнить с характеристиками цвета (определение эмоционального отношение ребенка к обозначенным объектам городского пространства осуществлялось по методике Люшера ), который в понимании подростков, соответствует озеру «Комсомольское».

Как показано на рис. 2, подростки наиболее часто по отношению к озеру «Комсомольское» выбирали желтый цвет, который является одним из основных цветов и соответствует потребности свободно развиваться. Желтый цвет предпочитается людьми, которые ищут измененных, освобождающих отношений, и, подгоняемые жаждой странствий, отправляются в дальние путешествия. Он вызывает чувство простора, изменения и развития, освобождения и облегчения, он также считается цветом озарения и освобождения.

Желтый цвет означает освобождение и релаксацию. Поэтому, на наш взгляд, озеро «Комсомольское» для подростков - это в первую очередь место, где они могут чувствовать себя свободно и расслабленно. Здесь им интересно и комфортно. Но главным является то, что озеро «Комсомольское» становится для них местом, которое предоставляет возможности для развития, при этом они не связаны здесь строгими обязательствами и правилами, как, например, в школе, и вольны в своем поведении.

 

Характеристики восприятия «Олимпии»

Параметры

Среднее значение

Надежный

6, 7

Безопасный

6,5

Светлый

5,1

Надежный

4,9

Удобный

3,5

Ухоженный

2,3

Как видно из табл. 4, «Олимпия» для подростков является значимым местом совсем по другим причинам, нежели озеро «Комсомольское». Здесь на первое место выходит такой показатель, как «надежный». Другими словами, «Олимпия» значима для подростков своей безопасностью для протекания социальной адаптации.

Синий цвет означает спокойствие, вызывает умиротворенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Физиологически соответствует спокойствию, психологически - удовлетворенности. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность.

Этот цвет сочетается с желтым, который выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд, изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленном в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся.

Поэтому мы можем предположить, что «Олимпия» является значимым местом для подростков (рис. 3), поскольку оно обеспечивает умиротворение и возможность проявить свою энергию.

Доминирующими показателями (табл. 5) являются «интересный» и «динамичный». Подростки не ощущают себя в безопасности, находясь на площади Дворца Искусств, однако она их привлекает динамикой происходящего, насыщенностью событий, интенсивностью процессов коммуникации. Причем подростки любят посещать данное место компанией.

Характеристики восприятия площади Дворца искусств

Параметры

Среднее значение

Интересный

5,5

Динамичный

5,4

Уникальный

4,9

Притягивающий

3,1

Красивый

2,2

Рис. 4. Столбиковая диаграмма результатов частотного анализа цветовых предпочтений; площадь Дворца искусств

Интересно, что здесь (рис. 4) в равном положении оказалось три цвета: синий, красный и желтый. Эти цвета являются основными, и они противоположны по своим значениям. Красный - энергия, движение, воля, сила. Желтый - развитие. Синий - свободный от раздражения покой. Темно-синий цвет - это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически - это покой, психологически - это удовлетворение. Тот, кто находится в таком уравновешенном гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Синий цвет как спокойная (разряженная) эмоциональность является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.

Подобное сочетание «не сочетаемого», возможно, связано с тем, что площадь Дворца искусств представляет интерес для подростков, но, поскольку они не достаточно часто там бывают из-за отсутствия ощущения безопасности, у них еще не сложилось четкое понимание того, чем же для них является это место. Это место может представлять интерес для подростков именно тем, что на площади они могут быть разными - энергичными и спокойными, задумчивыми и безмятежными и т.д. Ощущение свободы действий и в то же время некой загадки неизведанной территории, делает площадь Дворца искусств значимым и привлекательным местом для подростков.

Итак, различные объекты городского пространства обладают разной семантической значимостью для подростков. В восприятии подростками объектов городского пространства можно выделить действие двух противоположных факторов (табл. 3-5) - привлекательности и безопасности. Успешное сочетание этих двух факторов в социальном взаимодействии подростком составляет основу успешности его социальной адаптации. Каждое значимое место городской среды выполняет определенную функцию в процессе социальной адаптации.

В целом, результаты нашего исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1.    Ориентация на освоение социальной среды, уход от мира семьи вследствие внутренних задач развития подросткового возраста требуют от подростка движения от знакомого к незнакомому, что обостряет внутреннее противоречие, которое и является источником развития личности в данном возрасте, - как сохранить ощущение внутренней безопасности в соприкосновении с новым и неизведанным, которое может пугать своей непредсказуемостью? Для подростка привлекательно все неосвоенное, новое, которое относится к миру взрослости, но при освоении этого нового для подростков также важны такие характеристики, как «дружелюбность», «надежность» и «безопасность» нового осваиваемого социального пространства.

2.    Социальная адаптация связана с уровнем агрессивности подростка: при низких и высоких значениях агрессивности можно говорить о наличии дезадаптации, о формировании склонности к риску в поведении; при средних показателях агрессивности с тенденцией к высокому уровню адаптация у подростков протекает успешно. Это может говорить о необходимости агрессии при освоении нового социального пространства.

3.    Среди объектов городской среды для подростков большой интерес представляют места с высокой интенсивностью социальных контактов, динамичностью происходящих изменений, которые при этом дают ощущение безопасности, прямо влияющее на эмоциональный комфорт подростка.

4.    Процесс вхождения во взрослую жизнь вызывает тревогу у подростков, потому что они оказываются в совершенно новых для них ситуациях, которые, с одной стороны, привлекают, а с другой - пугают своей неизвестностью. Поэтому для подростков важно, чтобы во время процесса их вхождения в неизвестный (а потому, возможно, и опасный) мир взрослых у них были «безопасные» места, которые отличаются открытостью и регламентированностью социального взаимодействия, такими местами могут выступать крупные культурно-оздоровительные центры.

5.      В процессе восприятия городской среды для подростков большое значение имеет наличие в объектах городской среды таких параметров, как «динамичность», «дружелюбность», «безопасность» и «интересность».

Литература

  1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995. № 2.
  2. Гидденс Э. Социология: 2-е изд. М., 2005.
  3. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М., 1990.
  4. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. М., 1982.
  5. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина: 3-е изд. М., 2000.
  7. Нийт Т. Общие тенденции развития теорий о взаимоотношении человека и среды // Человек, среда, общение / Под ред. Х. Миккина. Таллинн, 1980.
  8. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология: Школьный справочник. Ярославль, 1998.
  9. Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
  10. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа/ В.Н. Гуров, Л.Я Селюкова. Ставрополь, 1993.
  11. Хейдметс М. Человек. Среда. Пространство: Сб. статей. Тарту, 1979.
  12. Хейдметс М. Социально-психологические проблемы жилой среды // Человек, среда, общение/ Под ред. Х. Миккина. Таллин, 1980.
  13. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

Информация об авторах

Пряжникова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования», Заведующая лабораторией «Психологические основы профессионального консультирования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: e-pryazhnikiva@yandex.ru

Голубь Оксана Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Волгоградский государственный университет, факультет естественных наук, Волгоград, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2233
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2104
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0