Социальная психология и общество
2014. Том 5. № 1. С. 114–128
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Изучение специфики отношения различных категорий учащейся молодежи к экологическим проблемам: апробированная программа учебной дисциплины для бакалавриата, специалитета и магистратуры
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экологическая психология, отношение к экологическим проблемам, учащаяся молодежь, перцептивно-аффективный компонент отношения, когнитивный компонент отношения, практический компонент отношения, поступочный компонент отношения
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кочетков Н.В. Изучение специфики отношения различных категорий учащейся молодежи к экологическим проблемам: апробированная программа учебной дисциплины для бакалавриата, специалитета и магистратуры // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 1. С. 114–128.
Полный текст
Начиная со второй половины ХХ века, темы, касающиеся экологического кризиса, набирали популярность, в результате чего были созданы крупнейшие природоохранные организации, созданы крупные экологические программы, затрагивающие глобальные социальноэкономические процессы, приняты соответствующие законодательные акты. Подобные изменения затронули сферы образования и науки, в частности, психологию — по темам, связанным с экологической психологией, были защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. На фоне этого кажется несколько странным отсутствие опубликованных программ для высших форм образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры. Программы, подобные этой, должны помочь решить проблему необходимой экологизации образования, коррекции экологического образования и просвещения.
Программа дисциплины
«Психология отношений учащейся
молодежи к экологическим
проблемам»
Специальность 03.03.01 — Психология.
1. Автор и составитель программы: кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета Н.В. Кочетков.
Общее количество часов по дисциплине — 90.
2. Место дисциплины в учебном плане
Базовыми для данной дисциплины являются общая психология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, психология личности, психология развития и возрастная психология, психодиагностика.
Цели дисциплины «Психология отношений учащейся молодежи к экологическим проблемам»:
• сформировать у студентов научно обоснованное представление о специфике восприятия учащейся молодежью экологических проблем;
• научить студентов дифференцировать при анализе экологического сознания акцентировку восприятия на эмоциональной, познавательной, поступочной или практической направленности реальной активности молодежи в отношении экологических проблем;
• сориентировать студентов на крити- ческо-научное использование традиционно применяемого методического инструментария для исследования особенностей экологического сознания личности.
Студент, изучивший дисциплину, должен:
• уметь анализировать психологическую сущность экологического сознания и соотносить характеризующие его основные параметры социально-психологического характера;
• уметь в аналитическом плане различать акцентировку личностно-смысловой направленности индивида в отношении экологических проблем;
• владеть навыками и умениями адекватной психологической диагностики личностной направленности применительно к экологическим проблемам;
• владеть навыками психолого-коррекционной работы и психологического сопровождения в сфере взаимоотношений «человек-природа»;
• профессионально ориентироваться в возрастных особенностях проявлений экологического сознания и эко-активности различных групп детей, подростков, юношества и молодежи.
В курсе дисциплины рассматривается целый ряд проблем, связанных с экологическим сознанием и поведенческой активностью учащейся молодежи применительно к современным экологическим проблемам широкого социума.
В первую очередь, студенты получают определенную «знаниевую» основу, касающуюся того, каким образом именно в этом ракурсе рассмотрения предстает общепсихологическая категория «отношение». В этом плане тематика данной части учебной дисциплины напрямую связана с такими курсами, как общая психология, социальная психология, психология общения, социальная психология личности и т. д.
Кроме того, в рамках данного курса студентам предоставляется возможность ознакомиться с принципиально важными закономерностями и зависимостями, раскрывающими психологическую сущность процессов восприятия и оценки принципиально значимых экологических проблем личностями, находящимися на разных этапах онтогенетического
развития и, прежде всего, на этапе отчетливого личностного самоопределения (эпоха юности и эпоха молодости).
В рамках настоящего учебного курса слушателям предоставляется возможность на научно выверенной основе ознакомиться с результатами как теоретических (в том числе не только собственно психологических, но и философских, и социологических), так и собственно экспериментальных и эмпирических исследований, касающихся проблематики особенностей восприятия и познания в сфере взаимодействия «человек-природа».
Самоценным достоинством предлагаемого курса является то, что в его рамках предложен определенный алгоритм организации научно-исследовательской работы в рамках заявленной проблематики: предлагается к рассмотрению на конкретном примере схема планирования и организации эмпирического исследования, а также методический инструментарий, который может быть эффективно модернизирован при смене гипотетического блока работы, но в рамках того же предметного поля изучения.
Принципиально значимо и то, что предлагаемый список основной и дополнительной литературы позволяет, с одной стороны, проследить историю разработки заявленной проблематики, с другой — опереться на реальные современные эмпирические исследования, учитывающие качественное повышение значимости рассматриваемых вопросов в условиях принципиально меняющегося современного мира.
Проверка по ходу лекций понимания студентами наиболее значимых позиций по теме — ответы на вопросы лектора; проверка знаний на семинарских занятиях очных студентов — наряду с устными ответами допускаются письменные экспресс-ответы на заранее подготовленные письменные вопросы лектора; проверка знаний в ходе самостоятельных работ; написание реферата по выбранной теме; проверочное тестирование знаний; зачет.
6. Содержание дисциплины
Тема 1. Категория «отношение» и ракурс ее рассмотрения применительно к вопросу субъективного отношения личности к экологическим проблемам
Основные психологические дефиниции категории «отношение». Соотношение понятий «отношение» в обыденном сознании и в психологической науке. Особенности субъективного отношения личности к различным сферам окружаю- предмет психологического исследования. Учение об «экзопсихике» А.Ф. Ла- зурского, учение «о соотносительной деятельности» В.М. Бехтерева, «отношенческая концепция» М.Я. Басова, «концепция отношений» В.Н. Мясищева, трехфакторная модель «значимого другого» А.В. Петровского. Концептуальная модель С.Д. Дерябы и В.А. Ясвина о системе интегральных параметров субъективного отношения личности к экологическим проблемам.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте и соотнесите известные Вам дефиниции понятия «отношение».
2. Попытайтесь пересмотреть известные Вам классификации отношений, учитывая такой вектор, как «отношение к природе» и «отношение к экологическим проблемам».
3. Обозначьте качественные точки роста интереса к проблематике экологического сознания, отношения к природе и экологическим проблемам в логике истории разработки этого круга вопросов.
4. Охарактеризуйте позицию А.Ф. Ла- зурского применительно к проблематике экологической психологии.
5. Конспективно отметьте основные положения «концепции отношений» В.Н. Мясищева.
6. Попытайтесь в содержательном плане проанализировать содержательную взаимосвязь трехфакторной модели «значимого другого» А.В. Петровского и концептуальную модель системы параметров субъективного отношения к природным объектам С.Д. Дерябы и В.А. Ясвина.
Рекомендованная литература
Основная литература: 5, 7, 13
Дополнительная литература: 12, 25, 28, 29, 34, 37, 38.
Тема 2. Экологические проблемы в смежных с психологией отраслях знания (философский и социологический ракурс рассмотрения)
Психологический анализ соотношения социального, экономического и духовного кризисов современного человека. Бессознательный экологический вандализм. Консервационизм. Биоцентризм. Экологизм. Концепция права, морали, этики в экологическом сознании. Экологические проблемы в обществе и социально-экономические процессы как проблема социологической науки. Социальноэкологический мониторинг. Влияние социолого-демографического фактора на уровень экологического сознания.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Попытайтесь осуществить содержательное соотнесение принятых в философско-социологической литературе представлений о социальном, экономическом, духовном кризисах, которые переживает современная личность.
2. Как Вы можете охарактеризовать такую позицию личности, как бессознательный экологический вандализм?
3. Является ли консервационизм характерным примером экоцентрического мировоззрения?
4. Охарактеризуйте соотнесенность локальных, региональных и глобальных экологических проблем и конфликтов.
5. Что Вы можете рассказать об особенностях и результатах наиболее известных мониторинговых исследований по проблемам общественного мнения в области экологических проблем?
Рекомендованная литература
Основная литература: 1, 4, 8, 9, 11
Дополнительная литература: 31, 35, 39.
Тема 3. Экологические проблемы в психологических исследованиях
Аксиологический подход к экологическим проблемам: широкое и узкое понимание. Принцип реализации аксиологического подхода по А.А. Калмыкову. Эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный типы экологического сознания. Ориентация экологического сознания на группу и общество: реалистичность, рациональность, экспрессивность. Два основных типа экологического сознания — антропоцентрический и эксцентрический. Нравственно-культурологическое отношение к экологическим проблемам:человек, природа — «или, и».
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каковы основные задачи, которые могут быть поставлены в логике экологической психологии в рамках аксиологического подхода?
2. Охарактеризуйте специфику именно в психологическом плане такой сферы эколого-социальной психологии, как экологическое сознание.
3. Попытайтесь психологически охарактеризовать промежуточные позиции в континууме «антропоцентрическое- экоцентрическое» экосознание.
4. Осуществите содержательно-сопоставительный анализ позиций А.И. Валитовой и Ю.А. Барклянского применительно к их взглядам о необходимости охраны окружающей среды в сочетании с экономическими интересами широкого социума.
5. Постарайтесь историко-психологически обосновать или опровергнуть следующую позицию «раздельное видение человека и природы — во многом результат процесса формирования субъективного отношения к экологическим проблемам еще в детстве».
Рекомендованная литература
Основная литература: 5, 8, 9, 11, 12, 13 Дополнительная литература: 4, 9, 10, 15, 17, 21.
Тема 4. Программа эмпирического исследования особенностей субъективного отношения учащейся молодежи к экологическим проблемам
Соотнесенность цели, объекта, предмета эмпирического исследования. Специфические особенности определения гипотетического блока исследования в сфере экологической психологии. Сочетание основной и частных гипотез. Особенности методического инструментария, позволяющего учесть специфику социоэкологического предмета изучения. Рассмотрение организационной модели конкретного психологического эмпирического социально-экологического исследования как универсального алгоритма проектирования локальных эмпирических разработок в области социальной и экологической психологии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. По основным характеристикам оцените эвристичность и возможную область применения методики «Натурафил».
2. Обоснуйте ответ на вопрос: может ли научно аргументированное доказательство справедливости одной частной гипотезы являться основанием для вывода о проверке справедливости основной гипотезы исследования?
3. Осуществите последовательную (обоснование, процедура, обработка данных и интерпретация) защиту правомерности применения предложенной опросной методики при анализе особенностей субъективного отношения учащейся молодежи к экологическим проблемам.
4. Внесите критические замечания в список «позиций» описанной опросной методики.
5. Представьте преподавателю проект программы эмпирического исследования особенностей субъективного отношения к экологическим проблемам испытуемых различного возраста и разной профессиональной принадлежности.
Рекомендованная литература
Основная литература: 5, 10, 13
Дополнительная литература: 13, 22, 24.
Тема 5. Уровень эрудиции и интенсивность субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи
Знание о наличествующих экологических проблемах как стимул к позитивному изменению отношения личности к ним. Эрудиция в области экологических проблем и личностная направленность на эмоциональную, познавательную, практическую и поступочную активность в сфере экологических проблем. Многокомпонентный характер субъективного отношения личности к природным объектам и экологическим проблемам. Интегральный показатель субъективного отношения личности к природе и экологическим проблемам. Принципиальная связь эмоционального и познавательного компонента субъективного отношения к природе и уровня эрудированности учащейся молодежи. Отсутствие прямой зависимости реальной отношенческой активности в экологической сфере от уровня эрудированности личности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Является ли знание об экологических проблемах прямым стимулом в позитивно-активном плане изменения отношения личности к ним?
2. Какой из компонентов субъективного отношения представителей учащейся молодежи является, как правило, базово-определяющим?
3. Как Вам кажется, какой — эмоциональный или познавательный — компонент субъективного отношения развивающейся личности к экологическим проблемам является «запускающим» комплексную «отношенческую активность»?
4. В чем, на Ваш взгляд, состоит принципиальное различие между «по- ступочной» и «практической» активностью в сфере экологических проблем со стороны современной российской учащейся молодежи?
5. Попытайтесь проанализировать специфику «отношенческой активности» учащейся молодежи исходя из логики феномена «вложенного труда».
Рекомендованная литература
Основная литература: 2, 3, 13
Дополнительная литература: 11, 12, 14, 16, 17, 35, 36.
Тема 6. Базово-определяющие компоненты субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи различных категорий
Качественные отличия различных категорий учащейся молодежи к экологическим проблемам. Различные векторы «убывания» и «нарастания» интенсивности субъективного отношения к экологическим проблемам в рамках контингентного континуума учащейся молодежи. Качественные различия показателей различных контингентов студентов разнопрофильных колледжей и институтов по критерию эмоциональной интенсивности субъективного отношения к экологическим проблемам. Качественные различия показателей различных контингентов студентов разнопрофильных колледжей и институтов по критерию познавательной интенсивности субъективного отношения к экологическим проблемам. Качественные различия показателей различных контингентов студентов разнопрофильных колледжей и институтов по критерию практической интенсивности субъективного отношения к экологическим проблемам. Качественные различия показателей различных контингентов студентов разнопрофильных колледжей и институтов по критерию поступоч- ной интенсивности субъективного отношения к экологическим проблемам.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каким образом, на Ваш взгляд, соотносятся «эмоциональная заряжен- ность» отношенческой активности и профессиональная ориентация, когда речь идет о сфере экологических проблем в сознании различных категорий учащейся молодежи?
2. Проанализируйте, какое место в содержательно-рейтинговом плане занимает эмоциональный компонент в комплексе отношенческой активности каждой из шести категорий учащейся молодежи.
3. Проанализируйте, какое место в содержательно-рейтинговом плане занимает познавательный компонент в комплексе отношенческой активности каждой из шести категорий учащейся молодежи.
4. Проанализируйте, какое место в содержательно-рейтинговом плане занимает практический компонент в комплексе отношенческой активности каждой из шести категорий учащейся молодежи.
5. Проанализируйте, какое место в содержательно-рейтинговом плане занимает поступочный компонент в комплексе отношенческой активности каждой из шести категорий учащейся молодежи.
Рекомендованная литература
Основная литература: 5, 13
Дополнительная литература: 1, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 19, 30, 33.
Тема 7. Основные приоритеты экологической политики как призма «отношенческой активности» учащейся молодежи в сфере экологических проблем
Глобально значимый характер процессов экологического сознания для развития мирового сообщества. Основные приоритеты экологической политики современной России. Экологическое образование, экономика природопользования, экологическое право и управление природопользованием — равнозначные и равноценные приоритетные области экологической политики современной России. Ориентация учащейся молодежи на приоритет экологического образования и экономики природопользования по сравнению с экологическим правом и управлением природопользования в целом по всем категориям учащейся молодежи. Эмоциональный, познавательный, поступочный и практический компоненты субъективного отношения учащейся молодежи применительно к каждому из приоритетов экологической политики современной России.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Дайте сравнительную характеристику четырех основных приоритетов экологической политики РФ, сформулированных ЦЭПРом.
2. Попытайтесь в концептуальном плане сформулировать пятый приоритет экологической политики — «экологическая безопасность».
3. Почему, на Ваш взгляд, «образовательная» составляющая в логике приоритетов является сегодня главенствующей?
4. Почему, на Ваш взгляд, «управленческая» и «правовая» составляющие в логике приоритетов являются сегодня второстепенными?
5. Каким, на Ваш взгляд, должен стать «прорывной» образовательной ход на современном этапе попыток повышения уровня экологической культуры россиян — личностно ориентированный или дисциплинарно-ролевой? Обоснуйте свой вывод.
Рекомендованная литература
Основная литература: 1, 10
Дополнительная литература: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 20, 23, 26, 27, 32, 33.
7. Тематика семинаров и вопросы,
рассматриваемые на них, изложены
в содержании дисциплины (см. п. 6)
8. Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля по дисциплине
Промежуточный контроль — проверка знаний на семинарских занятиях, в том числе ответы на заранее подготовленные письменные вопросы лектора, проверка знаний в ходе самостоятельных работ. Рубежный контроль — сдача реферативных материалов (проводится после изучения первых трех тем и после изучения четвертой темы). Итоговая форма контроля — зачет. Необходимый материал для допуска к зачету — рефераты по первым трем и четвертой темам.
1. Сравнительный анализ дефиниций понятия «отношение» в отечественной психологической, философской и социологической литературе.
2. Философское и социологическое представление об экологических проблемах глазами социального психолога.
3. Специфика субъективного отношения к «миру природы» по сравнению с отношением личности к «миру людей» и «миру вещей».
4. Сравнительный анализ подходов к пониманию категории «отношение» А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.М. Бехтерева.
5. Сравнительный анализ бессознательного экологического вандализма и консервационизма.
6. Экологические проблемы в обществе и социально-экономические процессы как проблема социологической науки.
7. Влияние социолого-демографического фактора на уровень экологического сознания.
8. Аксиологический подход к экологическим проблемам.
9. Эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный типы экологического сознания.
10. Проблема эрудиции в сфере экологических проблем как стимул для повышения природоохранной деятельности личности.
11. Эмоциональная составляющая интегрального показателя активности учащейся молодежи в сфере решения экологических проблем.
12. Познавательная составляющая интегрального показателя активности учащейся молодежи в сфере решения экологических проблем.
13. Практическая составляющая интегрального показателя активности учащейся молодежи в сфере решения экологических проблем.
14. Поступочная составляющая интегрального показателя активности учащейся молодежи в сфере решения экологических проблем.
15. Статусная позиция каждой из составляющих интегрального показателя активности личности в области решения экологических проблем.
16. Психологические особенности социального статуса учащегося как участника реализации основных задач экологической политики современной России.
17. Многокомпонентный характер субъективного отношения личности к природным объектам и экологическим проблемам.
18. Специфика отношений различных типов учащейся молодежи к экологическим проблемам.
19. Гендерные особенности субъективного отношения к живой и неживой природе учащейся молодежи.
20. Влияние учащейся молодежи на субъективное отношение взрослых членов семьи к экологическим проблемам: трансактный анализ.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1862
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 571
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0