Социальная психология и общество
2014. Том 5. № 3. С. 116–124
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Частная школа: социальная и социально-психологическая специфика в условиях современного российского образовательного пространства
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: государственная образовательная организация, негосударственная образовательная организация, частная школа, социальная и межличностная ситуации развития, безопасность, престижность, индивидуально-личностный подход
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Для цитаты: Кондратьев М.Ю., Соснова И.В. Частная школа: социальная и социально-психологическая специфика в условиях современного российского образовательного пространства // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 116–124.
Полный текст
Сегодня в современной России вряд ли можно представить себе по-настоящему общественно значимую проблему, как проблема образования подрастающего поколения. Речь идет не только о настоящем, но и о будущем и страны, и народа. Не вызывает сомнений и тот факт, что наиболее острой, злободневной и, главное, болезненной проблемой в рамках этого вопроса является реальность, которая связана с учреждениями среднего общеобразовательного уровня. При этом не случайно еще несколько лет назад наиболее жестко стояли вопросы «устройства» будущих школьников в общеобразовательные учреждения. К счастью, на сегодня эта задача если не полностью решена, то, во всяком случае, социально микширована, «обезболена». Другое дело, что снятие «судорожного» состояния — далеко не всегда подлинное и при этом действительно содержательное решение остростоящей общественноглобальной проблемы.
Как правило, принятие быстродействующих разряжающих обстановку преимущественно организационных мер приводит лишь к тому, что ситуация перестает быть ситуацией чрезвычайной, экстремальной, грозящей попросту социальным взрывом. Что же касается содержательного решения проблемы, подобное «облегчение» текущего момента — лишь возможность осознать действительные причины социальных сложностей и разработать содержательные применительно к школе психолого-педагогические пути и конкретные технологические и организационные способы выстраивания эффективной системы управления процессом. Применительно к проблемам среднего образования, на наш взгляд, решающим тормозом его развития является бюрократически обусловленная недостаточность дифференциации форм и содержания общеобразовательного процесса. В определяющей степени помимо не просто консервативных, а наиболее архаичных форм чиновничье- государственного контроля причиной сложившегося положения дел является излишне унифицированная, закостенелая форма организации образовательных учреждений, максимально сужающая вариативность их организационного существования и функционирования.
И все же нельзя не расценивать как безусловное социальное достижение тот факт, что кроме государственных образовательных учреждений уже в течение достаточно достойного для анализа времени в Российской Федерации существуют негосударственные образовательные организации-школы, пока, к сожалению, так и не занявшие конкурентноспособного места в системе общего среднего образования, но все же существующие и порой развивающиеся, а не просто выживающие.
В рамках данной статьи мы осознанно не будем останавливаться на анализе специфики ведомственных негосударственных школ уже хотя бы по двум причинам. Во-первых, потому что их крайне мало (если, конечно, говорить об образовательных организациях, которые в принципе заслуживают какого-то внимания), а во-вторых, потому что каких-либо универсальных закономерностей, раскрывающих специфику их выживания и развития, практически не существует, так как специфика эта в подавляющем большинстве случаев определяется не статусом образовательной организации, а особенностями взаимоотношений их фирмы-хозяина с государством.
Понятно, что такие негосударственные образовательные организации, как частные школы, в этом плане существенно более многочисленны, многообразны по своему профилю, но, как ни парадоксально, специфика их развития и выживания в современных российских условиях оказывается куда более подчиненной целому ряду вполне универсальных, характеризующих именно организационносоциальные особенности этой категории образовательных учреждений закономерностей. Качественный характер этих закономерностей практически напрямую связан с психологической и, в том числе, социально психологической спецификой частной школы как определенного типа образовательной организации.
Если говорить о профильной направленности частных школ, то их дифференциация в этом плане многократно, если не на порядок превышает дифференцированность школ государственных. Это во многом понятно, потому что достаточно странно выглядело бы желание родителей отдать своего ребенка в школу общеобразовательную, но частную, а значит, платную. Отметим, что в последние годы государственные школы представлены относительно широким спектром различных учебно-воспитательных направленностей: от школ для одаренных до коррекционных образовательных учреждений на фоне подавляюще главенствующего числа обычных общеобразовательных средних школ. В том случае если именно с этой точки зрения сравнивать частные и государственные средние школы, картина оказывается прямо противоположной. Подавляющее большинство частных школ — это как раз образовательные учреждения, содержательно направленные на решение обученческо- воспитательных задач, касающихся широкого контингента учащихся: от тех, кто презентирован в качестве одаренных, и до тех развивающихся личностей, которые по стандартам официальной педагогики относятся к категории требующих различного коррекционного воздействия и влияния.
На этом фоне скорее как исключение выглядят частные школы в традиционном плане общеобразовательного профиля. Здесь следует отметить, что подобные образовательные организации, как правило, имеют, по меньшей мере, следующую специфику. Во-первых, будучи в целом общеобразовательными учреждениями, они отличаются достаточно жесткой и ярко выраженной специализацией, что называется, «по классам». При этом подобная дифференциация выстроена чаще всего не по принципу наиболее простого грубого противопоставления — гуманитарные, естественнонаучные и физико-математические, а в логике конкретных учебных дисциплин, как правило, откровенно связанных с учебной факультетской направленностью одного из немногих в России общепризнанных ведущих вузов. Во-вторых, такие частные школы по преимуществу в той или иной степени юридически вы- веренно связаны с этими вузами и совместными программами, и исторически, что обеспечивает им полноценный имиджево-конкурентный вес на современном рынке образовательных услуг.
Немаловажным фактором, привлекающим внимание потенциальных клиентов частных школ, является то, что они занимают своеобразное промежуточное место между домашним или экстернат- ным обучением ребенка и его обучением в государственном среднем образовательном учреждении. Здесь следует специально отметить, что и субъективное представление родителей о «нормальном» образовании, и общественное мнение по этому поводу вполне совпадают: для нормального психического, умственного и социального развития ребенок и подросток должны обучаться в среде сверстников, вместе с ними, среди них, получая не только необходимые знания, но и опыт социального общения и взаимодействия, обеспечивающий в дальнейшей, а в конечном счете, и во взрослой жизни навыки и умения конструктивных партнерства и конкуренции. Родители учащихся частных школ (а это, как правило, люди, в достаточной степени в социальном и, в первую очередь, в материальном плане состоявшиеся) чаще всего не готовы отправить своих детей в свободное плаванье по государственному среднему образованию при условиях отсутствия контроля за тем, с кем учится ребенок, кем и как он обучается. В то же время далеко не все эти родители готовы лишить ребенка общения со сверстниками, жертвовать своим собственным временем и удобствами в ситуации домашнего обучения. Совершенно очевидно, что при подобных обстоятельствах частная школа оказывается наиболее безболезненным компромиссным выбором, к которому они и прибегают. Особенно отчетливо подобная ситуация просматривается, когда речь идет о состоятельных семьях, постоянно живущих в пригородах крупных мегаполисов и, прежде всего, Москвы.
Так, например, в Подмосковье существует достаточно разветвленная (и при этом территориально привязанная к наиболее известным коттеджным поселкам) сеть частных школ, колледжей и лицеев, которые ориентированы именно на местное «коттеджное население». По сути дела, речь идет об организации «придомашнего» образования, позволяющего, с одной стороны, обеспечивать хоть в какой-то степени систему взаимоотношений детей со сверстниками, а с другой — в необходимой степени жестко и последовательно (конечно, при желании) контролировать и эту систему взаимоотношений в частности, и весь процесс «школьной жизни» в целом.
Чтобы иметь адекватное представление, какое место занимают, могут и должны занимать частные школы в современном российском образовательном пространстве, необходимо располагать реальной картиной мотивации, которая руководит родителями учащихся этих школ, когда они принимают решение платить за обучение своего ребенка в ситуации предоставленной им возможности его бесплатного государственного образования. В данном случае исключительно умозрительные заключения вряд ли были бы уместны и поэтому мы провели упрощенное анкетное обследование среди родителей, дети которых уже учатся в частных школах, и родителей, которые планируют отправить своих детей на обучение в подобного рода образовательные учреждения. Оказалось, что решающими осознаваемыми (или во всяком случае озвучиваемыми как таковые) причинами выбора именно частных школ для обучения своих детей эти две категории родителей называют следующие: безопасность, престижность, индивидуальный подход, контроль за образовательным процессом. Попробуем хотя бы кратко проанализировать каждый из этих факторов.
1. Безопасность. Не будем забывать, что говоря о категории семей, которые сегодня делают выбор в пользу именно негосударственного и, в том числе, частного среднего образования, мы ведем речь никак не о семьях олигархов, но все же о семьях «высокого среднего класса», семьях состоятельных, чаще всего более чем обеспеченных. Оценивая результаты анкетирования, мы изначально восприняли полученные данные как отражение ситуации, при которой родители обеспокоены вопросом, что называется, внешней, внешкольной безопасности ребенка. Но, как оказалось, ведя речь о безопасности, эти родители имеют в виду, прежде всего, безопасность внутришкольную, то есть гарантии того, что их ребенок не будет подвержен буллингу, то есть откровенной агрессии со стороны сверстников-соучеников. В этом контексте даже педагогическая агрессия, которая нередко рассматривается родителями учащихся общеобразовательных государственных школ в качестве одной из серьезных опасностей, интересующей нас категорией родителей не ставится ни в какое сравнение с потенциально возможной агрессивностью среды сверстников, которые могут (и, по мнению родителей, обязательно будут) завидовать их детям. В данном случае интересным является тот факт, что родители совершенно физически здоровых детей пытаются оградить последних от буллинга с не меньшей интенсивностью, чем родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Вторым по значимости фактором, обеспечивающим набор в частные школы, оказывается фактор, связанный не столько с собственно их образовательным потенциалом и вообще не столько с учащимися — детьми и подростками, сколько с позицией самих родителей в социуме и с чувством родительской самодостаточности — престижность обучения именно в частном платном образовательном учреждении. Подобная позиция, как правило, обусловлена не столько стремлением продемонстрировать всему миру свою социальную состоятельность, сколько необходимостью поддерживать определенный уровень своего реноме в ближайшем референтном окружении. Особенно отчетливо именно этот мотив срабатывает в частных школах, претендующих на статус элитных и находящихся в территориальной близости от коттеджных поселков, расположенных рядом с крупными мегаполисами. Ни в коей мере не считая, что подобная позиция фатально обрекает ребенка на статус не столько субъекта, сколько объекта, все же отметим, что подобный мотив устройства в частную школу в качестве мотива, безоговорочно ведущего, в результате сложившихся неблагоприятных обстоятельств может привести к качественным и порой необратимым личностным деформациям развивающегося человека.
3. Пожалуй, практически единственным в содержательном смысле собственно образовательным фактором, определяющим выбор именно частной школы для обучения ребенка, выглядит то, что в условиях подобного типа образовательных учреждений наиболее полноценно может быть реализован индивидуальноличностный подход к образованию. Принципиальным здесь является то, что несмотря на порой неоправданно жестко осуществляемый территориальными образовательными департаментами контроль за содержанием учебных программ в частных школах, во всяком случае, по сравнению с государственными, и у администрации, и у педколлектива остается существенно больше возможностей учитывать личностную специфику каждого учащегося. Безусловно, подобный люфт психолого-педагогической свободы оказывается порой решающим, когда речь идет о частных школах, специализирующихся на образовании детей с теми или иными ограничениями возможностей здоровья. Но и в ситуации, когда речь идет о физически здоровых учащихся, подобные свободные педагогические валентности позволяют стимулировать наиболее личностно-развивающее становление ребенка.
Здесь следует отметить, что, как показывает опыт работы частных школ, при наборе в них новых учащихся практически неэффективной оказывается традиционная реклама, а решающим выступает то, что называется «сарафанным радио», стержнем информации в рамках которого выступает информация об индивидуальных, а потому уникальных возможностях для развития личности каждого ребенка, предоставляемых данным образовательным учреждением.
Отметим также, что когда речь идет о детях с достаточно выраженными ограничениями возможностей здоровья, этот указанный нами третий фактор выбора частного образовательного учреждения, а не государственной школы нередко выходит на второе место, отодвигая на третье вышеуказанный фактор родительской престижности.
4. Наконец, четвертым из наиболее существенных факторов выбора частной школы в качестве образовательного учреждения для ребенка выступает не столько образовательный фактор, сколько фактор, касающийся родительской позиции в деле образования, — контроль за образовательным процессом. Думается, что здесь совмещаются, как минимум, две родительские позиции. Одна касается того, что подавляющее большинство родителей считают себя понимающими в образовании никак не меньше тех, кто его реализует в отношении их детей, а вторая (вообще еще более жизненно глобальная), связана с представлением, что тот, кто платит, и «музыку заказывает».
Здесь, по-видимому, следует отметить, что четвертое место данного фактора во многом определено не столько тем, что его и вправду считают не самым значимым, сколько нежеланием ряда родителей демонстрировать свою позицию, так как она вряд ли может, по их мнению, рассматриваться в качестве социально одобряемой.
Качественно отличительной особенностью частных школ является то, что в условиях достаточно широкой вариативности реализации образовательного процесса его эффективность в значительной степени зависит от научно выверенного психологического сопровождения. Следует отметить, что психолого-педагогическое, общепсихологическое и клиникопсихологическое направления этой работы в определяющей степени в содержательном плане обусловлены спецификой образовательного профиля, который имеет та или иная частная школа. В значительной степени по-иному дело обстоит относительно социально-психологических поддержки и сопровождения образовательного процесса в подобного рода негосударственных учреждениях. Связано это с тем, что в социально-психологическом плане специфика профессионального функционирования частных школ практически любой профильной направленности детерминируется практически универсальными закономерностями, характеризующими социальные и межличностные ситуации развития личности учащихся всего массива частных школ.
Социально-психологический контекст образовательного процесса (вне зависимости от того, об образовательном учреждении какого типа идет речь) выступает всегда как одно из обстоятельств, определяющих степень эффективности конкретного образовательного учреждения. В этом плане исключением не являются и частные школы, так как не только, а порой и не столько успешное освоение учебного плана их учащимися гарантирует последним достижение действительной социальной зрелости, позитивных социальных перспектив и полноценности личностного развития. Во многом столь благополучная и развивающая личность ситуация складывается лишь тогда, когда эта личность формировалась на этапе самого сенситивного для личностного развития и становления периода своего онтогенеза — эпохи
«школьной жизни» в системе позитивных референтных групп и референтных отношений. Социальная и особенно межличностная ситуации развития, в которых формируется личность учащегося — ребенка и подростка, во многом достаточно специфичны, если они имеют отношение к частной школе. Практически во всех подобных образовательных учреждениях существуют универсальные особенности систем межличностных отношений, качественно отличающиеся от того, что характеризует межличностные взаимодействия и общение в государственных школах.
Во-первых, системы отношений «администрация-родители», «педагоги-родители», «родители-администрация», «родители-педагоги» в частных школах, как правило, выстроены по-иному, чем это происходит в соответствующих государственных образовательных учреждениях. В данном случае мы далеки от мысли, что исключительно денежное довольствие администрации и членов педагогического коллектива определяется платными взносами учащихся, а потому неизбежно формируется ситуация, при которой система взаимоотношений обусловлена императивным давлением родителей. Скорее наоборот, нередки ситуации в государственных образовательных школах, которые, будучи поддерживаемыми государством по остаточному принципу, пытаются выжить на конкурентном рынке современных образовательных услуг, когда появляется, что называется, «генеральный спонсор», ребенок которого учится в подобном образовательном учреждении, а жена является председателем родительского комитета. Вот ситуация полного бессилия школы противостоять своему благодетелю.
В частных школах, как правило, родители — люди одного круга и примерно одних возможностей. Правда, и всевластия в подобной ситуации ни у педагога, даже если он классный руководитель, ни у представителя администрации, даже если он директор, нет. Приходится искать пути к партнерству и пути партнерства.
Как показывает сегодняшняя реальная педагогическая практика, современные российские частные школы и их представители уже наработали позитивный опыт в этом плане через ошибки, через потери. Количественно опыт, замешанный на времени развития и выживания частных школ, перерос в качество и образовательной, и управленческой деятельности.
Кстати, подобное содержательное приращение — никак не специфика реальности именно образовательного пространства. Более того, целый ряд еще более контактных социальных сфер активности оказался куда более мобильным и показательным. Так, еще в конце 80-х годов прошлого века наряду с имеющимися государственными открылись кооперативные магазины, на первых порах в которых продолжали работать продавцы, трудившиеся на этих точках, еще принадлежащих государству. Понятно, что хамство, обвешивание, неряшливость не исчезли со сменой формы собственности, поэтому прежних продавцов попросту сменили.
Конечно по-иному, другими темпами, но в целом именно в этой же логике все происходило и с частными школами. Сегодня функционирует подавляющее большинство из выживших и развивающихся, освободившихся от «родимых пятен» социалистического государства. Именно поэтому партнерство и готовность к реализации индивидуального подхода — отличительная черта частных школ по сравнению с их государственными собратьями, если речь идет об отношениях администрации и педагогов, с одной стороны, и родителей — с другой. Также и конкурентная борьба за педагога-креативщика, по сути дела, «хедхантерство», оказывается отличительной чертой частных школ, которые действительно претендуют на подлинно содержательную элитность.
Во-вторых, в социально-психологическом плане качественно новыми оказываются взаимоотношения в частных школах между родителями учащихся. Прежде всего, они во многом определяются не сравнимой с традиционной для школы степенью включенности в школьную жизнь, при этом включенности всеобщей, охватывающей родителей практически всего класса. Во многом это поддерживается не только и личностными и материальными вкладами в деятельность школьной жизни, но и тем, что, как правило, в рамках одной школы оказываются родители, что называется, одного круга, во всяком случае одного социального слоя, одной социальной страты.
Мы уже упоминали, что есть определенная разница между частными школами в самих мегаполисах и частными школами, работающими с, если так можно выразиться, «загородными детьми». Именно эти школы ориентированы на живущих в одних и тех же коттеджных поселках и потому сплоченность, единомыслие, совпадение в мироощущении родителей учащихся этих частных образовательных учреждений, как правило, откровенно высоки.
В-третьих, было бы принципиально ошибочным не учитывать специфику межличностных отношений в системах «сверстник-сверстник», когда речь идет о частных школах. По сравнению с государственными школами, здесь наполняемость класса порой в два-три раза меньше. Было бы также ошибочно считать, что дети (даже если речь идет о младших школьниках) не отдают себе отчета в том, что они дети из похожих семей. Похожих хотя бы в социально-материальном плане. Качественно значимым фактором является и то, что, как правило, они вынуждены, выстраивая свои взаимоотношения с соучениками, учитывать характер взаимоотношений своих родителей с родителями одноклассников.
И еще один момент, который не может быть не принят во внимание, когда речь идет о частных школах, — это наличие братьев и сестер, обучающихся или обучавшихся в этой же школе. В обычных государственных школах сегодня этот фактор малозначим, хотя в советское время в связи с жесткой привязкой обучения по месту прописки он так же играл определенную роль.
В завершение статьи, ни в коей мере не претендуя на выдвижение содержательно исчерпывающих выводов, попытаемся хотя бы в «назывном» плане обозначить ключевое организационное решение, без чего, на наш взгляд, наивно предполагать возможность действительного развития такого немаловажного сегмента современного российского образовательного пространства, как частные школы.
Как было упомянуто выше, излишняя «законтролированность» процесса развития частных школ на предшествующих сегодняшнему дню этапах во многом тормозила развитие данного направления образовательной активности. Как показывает жизненная практика, призывы к повышению эффективности работы и реорганизации ассоциации негосударственных образовательных учреждений в данном случае не дают желаемого результата и, как правило, остаются лишь призывами декларативного характера. По нашему мнению, наиболее продуктивным, психологически выверенным и организационно оправданным шагом может стать введение в перечень необходимых отчетных документов как федеральных, так и региональных образовательных ведомств и их подразделений, необходимой контрольно-отчетной информации, касающейся выраженных в цифрах достижений в развитии частных школ. Совершенно очевидно, что в этих обстоятельствах (когда без подтверждения факта реального развития сектора частных школ невозможно рапортовать об успехах в образовании в целом) частные школы перестанут рассматриваться чиновниками от образования как нежелательные конкуренты школ государственных.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1676
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 592
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0