Социальная психология и общество
2015. Том 6. № 3. С. 157–166
doi:10.17759/sps.2015060312
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
К 100-летию Южного федерального университета. Социальная психология в Южном федеральном университете (РГУ): этапы становления и научные направления
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная психология, научное направление, социально-психологическая концепция
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060312
Для цитаты: Лабунская В.А. К 100-летию Южного федерального университета. Социальная психология в Южном федеральном университете (РГУ): этапы становления и научные направления // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 157–166. DOI: 10.17759/sps.2015060312
Полный текст
Кафедра, в название которой входила социальная психология (кафедра общей и социальной психологии), была создана на отделении психологии философского факультета РГУ в 1971 г. В 1990 г. в результате структурных преобразований была сформирована кафедра социальной и промышленной психологии, а в 1991 г. организована кафедра социальной психологии и психологии личности, которая просуществовала до 1999 г. Начиная с сентября 1999 г. и по настоящее время, кафедра социальной психологии является самостоятельным структурным подразделением в составе факультета психологии РГУ (1999—2006), ЮФУ (2006—2014), Академии психологии и педагогики Южного федерального университета (с июля 2014 г.). В различные периоды существования кафедр, в название которых входила социальная психология, ими руководили И.Г. Белявский (1971 — 1982), П.Н. Ермаков (1982—1990), А.С. Горбатенко (1990— 1991), С.Т. Джанерьян (1996—1999), В.А. Лабунская (1991 — 1996; 1999 — по настоящее время). В соответствии с научными интересами руководителей и сотрудников выше перечисленных кафедр формировались направления исследований, выполненных в рамках социальной психологии.
Контекст развития социальной
психологии в РГУ (ЮФУ)
Социальная психология, как предметное поле исследований в РГУ (ЮФУ), как специализация в рамках подготовки психологов, входила в пространство научных интересов, отражая общие тенденции становления социальной психологии в СССР в 1960-1980 гг. прошлого столетия. В это время формировались научные школы и направления исследований, открывались диссертационные советы по защитам кандидатских и докторских диссертаций в области социальной психологии. Центры социально-психологических исследований были в большей мере представлены в Ленинграде и Москве, что определяло подготовку кандидатов наук для Ростовского государственного университета.
В 1970—1980 гг. на отделении психологии философского факультета РГУ начинают свою работу кандидаты психологических наук, деятельность которых отражала основные направления исследований в области социальной психологии, сформировавшиеся на факультетах психологии МГУ и ЛГУ, в психологическом институте АПН (Лабунская В.А. Психологические условия успешного опознания эмоциональных состояний по выражению лица. Л., 1976; Горбатенко А.С. Социально-психологическое исследование отношения к новому члену группы. М., 1980; Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности. Л., 1983; Терехин В.А. Аппаратурные методы исследования совместимости и срабатываемости (критерии оценки и эффективность использования). Л., 1984; ТащеваА.И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах. М., 1987; Кузнецова Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социальнопсихологического тренинга. М., 1989). Можно сказать, что специфической особенностью развития социальной психологии в РГУ (ЮФУ) того периода становится стремление интегрировать различные научные направления. Находясь в постоянном диалоге, а порой и конфликтуя между собой, представители различных школ, работающие в РГУ (ЮФУ), создавали условия для развития различных направлений. Важным моментом, на мой взгляд, является защита кандидатской диссертации В.А. Шкуратовым, написанной на стыке исторической и социальной психологии (Шкуратов В.А. Критический анализ современной зарубежной исторической психологии (школа И. Мейерсона). Л., 1981.).
Рассматривая контекст становления социальной психологии в РГУ (ЮФУ), необходимо отметить вклад в этот процесс первого заведующего кафедрой общей и социальной психологии — доктора психологических наук, профессора И.Г. Белявского, который, изучая совместно с В.А. Шкуратовым проблемы исторической психологии, обратил внимание на многие феномены социальной психологии, продолжая тем самым формирование исторической социальной психологии (см.: Проблемы исторической психологии. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1982). Не менее важную роль в развитии социальной психологии в РГУ (ЮФУ) сыграл академик РАО П.Н. Ермаков, который не только долгое время руководил кафедрой общей и социальной психологии, но и открыл в 1995 г. первый на Юге России Совет по защитам кандидатских, затем докторских диссертаций по специальности 19.00.05 — Социальная психология, что существенно повлияло на развитие различных предметных областей социальной психологии в РГУ (ЮФУ). За время существования ученого совета по защитам диссертаций в нем было успешно защищено 60 диссертаций по социальной психологии, из них 20 диссертаций защитили сотрудники РГУ (ЮФУ), которые, главным образом, работают или работали на кафедре социальной психологии и на кафедре психологии личности, причем следует особо отметить, что первые диссертационные исследования по социальной психологии, выполненные на факультете психологии РГУ, относятся к периоду существования кафедры социальной психологии и психологии личности, когда ее возглавляла доктор психологических наук, профессор С.Т. Джанерьян (Е.А. Молоткова, Т.А. Шкурко, В.Г. Ромек, М.Т. Ногерова, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус и др.).
Дальнейшая экспертиза диссертационных исследований проходила на кафедре социальной психологии, которая была организована в 1999 г. в результате разделения кафедры социальной психологии и психологии личности; последняя существует по настоящее время (зав. кафедрой — доктор психологических наук, профессор С.Т. Джанерьян), как и кафедра социальной психологии. На кафедре психологии личности ведутся исследования, затрагивающие различные аспекты социальной психологии, например, в области семейных отношений (А.И. Тащева); изучаются проблемы самораскрытия и самопредъявления личности в общении (И.П. Шкуратова, Е.В. Зинченко); стратегии совладания с трудными жизненными событиями (И.П. Шкуратова.).
Сильнейший сдвиг в развитии социальной психологии в РГУ (ЮФУ) произошел в связи с защитой сотрудниками факультета психологии докторских диссертаций по социальной психологии (Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении, 1989; Рюмшина Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ, 2005; Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе, 2005; Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление, 1998.)
На общий контекст развития социальной психологии в РГУ (ЮФУ) повлияло создание в 2000 г. кафедры психологии развития и акмеологии, которую возглавила доктор психологических наук, профессор Т.П. Скрипкина. Она существенно расширила проблемное поле социальной психологии, представленной в РГУ (ЮФУ), создавая исследовательские проекты на стыке психологии развития и социальной психологии, педагогической и социальной психологии, психологии личности и социальной психологии. В круг научных интересов Т.П. Скрипкиной входило изучение социального доверия, особенностей проявления доверия на разных этапах онтогенеза. Под ее руководством выполнены исследования доверия в различных ситуациях социально-психологического взаимодействия: в педагогическом процессе, в бизнесе, в инновационной деятельности, в группах подростков — несовершеннолетних преступников, в разновозрастных группах детей, воспитывающихся в условиях депривации; под руководством Т.П. Скрипкиной выполнен ряд кандидатских диссертаций по социальной психологии.
На кафедре психологии развития и акмеологии работали также кандидат психологических наук В.А. Терехин, разрабатывающий проблему совместимости в процессе совместной деятельности, а также доктор психологических наук, профессор А.В. Сидоренков, который в результате структурных преобразований стал заведовать кафедрой психологии управления и акмеологии, а в последнее время — кафедрой психологии управления и юридической психологии. А.В. Сидоренков является автором теории малых групп — микрогрупповой теории; под его руководством защищены кандидатские диссертации по социальной психологии, а также выполнены совместно с учениками научные проекты, результаты которых представлены в ведущих психологических журналах России.
Наряду с вышеназванными направлениями развития социальной психологии, осуществляемыми сотрудниками факультета, необходимо отметить весомый вклад профессора О.С. Васильевой, до недавнего времени возглавлявшей кафедру психологии здоровья и физический культуры ЮФУ. Работая на кафедре социальной психологии и психологии личности, О.С. Васильева подготовила ряд кандидатских диссертаций.
Необходимо отметить также тот факт, что создание Академии психологии и педагогики ЮФУ привело к увеличению направлений социально-психологических исследований. Так, на кафедре организационной и прикладной психологии, возглавляемой профессором Е.И Роговым, изучаются социальные представления в сфере профессиональной деятельности. Наряду с этими исследованиями, доктором философских наук Е.Е. Роговой осуществляется разработка проблемы одиночества в условиях современного общества.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что общий контекст развития различных направлений социальной психологии в РГУ (ЮФУ) соответствует научно-исследовательским традициям, которые сложились во многих вузах России: социально-психологичекая проблематика может быть представлена на различных кафедрах, она включается в другие области психологического знания, интегрирует научные интересы исследователей, которые занимаются практической и прикладной психологией. На этом фоне перед любой кафедрой социальной психологии встает задача определить свое «научное лицо», учебную программу подготовки специалистов в области социальной психологии.
Кафедра социальной психологии:
научные направления
и учебно-методическая
деятельность
Кафедра социальной психологии, как отмечалось выше, была открыта в 1999 г., ее возглавила доктор психологических наук, профессор В.А. Лабунская. За прошедшие годы сформировалось научное направление кафедры: «Социальная психология общения и взаимодействия в различных контекстах жизнедеятельности», которое интегрировало ряд научно-исследовательских тем, в основе которых лежат оригинальные социально-психологические концепции. Одна из них — это концепция «социальная психология общения и экспрессивного поведения личности», разрабатываемая В.А. Лабунской. Методологией исследований, выполняемых в рамках этой концепции, является интеграция идей психологии социального познания, социального конструкционизма, семиологии и личностно-динамического, структурнофункционального подходов к невербальному выражению, экспрессивному поведению личности. В рамках рассматриваемой концепции выявлены основные характеристики интерпретации невербального экспрессивного поведения личности. Подход к проблеме кодирования и интерпретации невербального поведения отражен в диссертационных исследованиях И.И. Дроздовой, А.В. Корочен- цевой, О.О. Пугачевского, Г.В. Серикова, Т.А. Шкурко и других.
В рамках концепции «социальная психология общения и экспрессивное поведение личности» разработаны теоретико-эмпирические подходы к решению проблемы конструирования и преобразования внешнего облика личности на различных этапах жизненного пути, на основе которых изучаются гендерные и личностные детерминанты интерпретации внешних атрибутов личности, отношение к внешнему облику в контексте бытия человека, внешний облик в конструировании представлений «свой-чу- жой», «друг-враг», в актуализации обыденных дискриминационных практик.
Так, на основе концепции «социальная психология общения и экспрессивного поведения личности» изучается затрудненное и незатрудненное общение, создана теоретическая схема анализа личности как субъекта общения, описаны феномены: «сворачивание эмпатии» в ситуациях затрудненного общения (Ю.А. Менджерицкая), «тотальные трудности общения», порожденные завистью (Л.А. Архангельская.); выявлены факторы динамики представления о другом и о себе как о трудном партнере (Е.Д. Бреус), трудности общения детей из семей мигрантов (Л.А. Гейденрих), этнокультурные представления о трудностях общения учителей с учениками (М.Т. Ногерова); установлены различия в представлениях о враге и друге на различных этапах жизненного пути (Д.Н. Тулинова); выявлены направления трансформации представлений о Другом в связи с кризисом сложившейся системы отношений (В.Д. Альперович); определены взаимосвязи между выраженностью надежды, удовлетворенностью жизнью, оценками значимых событий (И.С. Мансурова).
Другая концепция — «Экзистенциально-гуманистическая психология, онтопсихология общения, психология манипуляции», развиваемая в рамках научного направления кафедры, разрабатывается профессором кафедры социальной психологии Л.И. Рюмшиной. Теоретические и эмпирические исследования общения с позиций экзистенциально-гуманистической психологии послужили основанием для создания онтопсихологии общения или ценностно-смыслового подхода к общению и личности, раскрывающего бытийную сущность общения и его роль в человеческом существовании. С позиций ценностно-смыслового подхода выполняются прикладные исследования в области рекламы, СМИ; рассматриваются вопросы, касающиеся социокультурной опосредованности общения, поиска способов и средств взаимопонимания, разрешения конфликтных ситуаций, влияния манипулятивных склонностей личности на удовлетворенность отношениями; изучаются особенности лиц, склонных к манипуляциям и ставших их объектом; в рамках разрабатываемой Л.И. Рюмшиной концепции защищен ряд диссертаций.
История развития кафедры социальной психологии ЮФУ (РГУ) свидетельствует о том, что каждый сотрудник данной кафедры, создавая научные проекты в рамках основного научного направления, привносит новые аспекты в его развитие. Так, доцент Е.Д. Бреус, акцентируя свое внимание на изучении психологии затрудненного общения, исследует социально-психологические детерминанты конфликтного взаимодействия, конфликтную компетентность руководителей и сотрудников организаций, вербальные и невербальные конфликто- гены, возрастные, гендерные, межкультурные различия представлений о себе и другом как трудном партнере общения, факторы динамики этих представлений.
Доцент И.В. Введенский занимается социальной психологией рекламы и разрабатывает количественные и качественные методы проведения маркетинговых исследований, изучает социально психологические аспекты формирования брендов и имиджа организаций; осуществляет на протяжении последних 20 лет ежегодное экспертное исследование успешности фирм, предпринимателей и ведущих брендов Ростовской области. Он является автором известных работ в области психологии искусства (см.: Александр Аксинин: Вечные книги / визуальные образы. Ростов-н/Д: ЮФУ, 2008; Metafrafika. Aleksandr Aksinin (Метаграфика. Александр Аксинин). Польша: PRACOWNIA, 2012.). Дипломные проекты студентов, выполненные под руководством И.В. Введенского, посвящены, главным образом, изучению образа организаций различного типа, как у их сотрудников, так и у клиентов.
Доцент Д.В. Воронцов развивает достаточно новое для социальной психологии направление исследований — «Конструирование сексуальной привлекательности и гендерной идентичности личности в межличностном общении». Он разрабатывает методологические принципы изучения межличностного общения с позиций гендерной теории, на основе концепций социального конструирования реальности и с учетом властного измерения системы отношений личности. Д.В. Воронцов подходит к анализу гендерного измерения межличностных отношений, процесса экспрессии личностных характеристик в общении и социального восприятия партнеров, используя системы гендерных представлений. В своих работах он ищет ответы на вопросы о том, как в процессе общения складываются и воспроизводятся гендерные характеристики личности, которые под влиянием различных социально-психологических явлений (самоподтверждающиеся пророчества, атрибутивные процессы, социальные ожидания, социальный надзор и т.п.) воспринимаются в качестве устойчивых сущностных проявлений маскулинности и фемининности; каким образом половые различия, а также различия в сфере сексуальности (сексуальные предпочтения) приводят к установлению определенных властных отношений между партнерами по общению; как социальные характеристики личности мужчин и женщин связаны с характером системы отношений между ними; каким образом система отношений личности определяет гендерные различия. В течение последних лет Д.В. Воронцов занимается написанием докторской диссертации, которая выполняется в соответствии с разрабатываемыми им теоретико-методологическими подходами к общению и взаимодействию.
Доцент Т.А. Шкурко продолжает разработку проблемы социально-психологических факторов формирования и развития отношений личности, расширяя данную тематику изучением контролирующего поведения в межличностном взаимодействии. Т.А. Шкурко разработаны теоретико-методологические основы танцевально-экспрессивного тренинга, способствующего коррекции системы внутригрупповых и межличностных отношений. Ею установлены взаимосвязи между контролирующими тенденциями поведения и успешностью педагогической деятельности; созданы теоретическая и эмпирическая модели контролирующего типа личности; проведен анализ выраженности потребности в контроле у топ-менеджеров и менеджеров среднего звена. В последнее время Т.А. Шкурко занимается разработкой социальной психологии отношений в городской среде различного типа.
Доцент Г.В. Сериков сосредоточил свое внимание на изучении социальнопсихологических аспектов интерпретации, познания внутренних, сущностных сторон человека на основе их внешнего выражения, на рассмотрении психодраматургических подходов в социальной психологии общения. Под руководством Г.В. Серикова осуществляются дипломные проекты, выполняемые на стыке социальной и этнопсихологии, а также студенческие работы, затрагивающие вопросы влияния социально-психологических личностных особенностей на различные аспекты взаимодействия.
На кафедре социальной психологии работают преподаватели, которые по своему возрастному статусу относятся к молодым ученым. В частности, кандидат психологических наук, старший преподаватель В.Д. Альперович, продолжая разработку основного научного направления кафедры, обратилась к изучению социально-психологических факторов трансформации представлений о Другом. В рамках данной темы В.Д. Альперович исследует трансформации представлений о Другом как Враге и Друге в связи с динамикой системы отношений взрослой личности. В последнее время В.Д. Альперович, планируя свою научную карьеру, остановилась на нарративном подходе в социальной психологии.
К группе молодых ученых принадлежит доцент кафедры социальной психологии Д.В. Погонцева. За прошедшее пятилетие после защиты ею кандидатской диссертации она смогла внести немалый вклад в развитие научного направления кафедры. Так, Д.В. Погонцева определила свой научный путь, изучая социально-психологические аспекты представлений о красивой женщине. Занимаясь разработкой данной темы, Д.В. Погонцева обратилась к рассмотрению ряда вопросов социальной психологии дискриминации на основе внешнего облика. Она выделила в качестве главных детерминант актуализации дискриминационных практик гендерно-стратификационные характеристики взаимодействия, принадлежность его участников к определенным этническим группам и религиозным конфесиям.
Хотелось бы отметить научно-исследовательскую деятельность преподавателя кафедры Л.В. Поповой, которая в последние годы изучает социально-психологические аспекты антитеррористи- ческой деятельности. В развитии научного направления кафедры приняла участие А.А. Бзезян. Она подготовила диссертацию, посвященную изучению социально-психологических особенностей отношения к дискриминации представителей этнокультурных групп с различным типом внешнего облика (2015).
В завершении обзора научно-исследовательской деятельности кафедры социальной психологии ЮФУ (РГУ) хочу отметить тот факт, что выше были представлены работы тех преподавателей, которые работают на данной кафедре длительный период времени, большинство — со дня ее основания. Вместе с этим хочу подчеркнуть, что на разных этапах формирования кафедры оказывали влияние на развитие ее научного направления совместители: профессор И.В. Мостовая, доктор психологических наук В.И. Пищик. Под руководством И.В. Мостовой и В.И. Пищик были защищены кандидатские диссертации, тематика которых расширила проблемное поле социальной психологии, представленной на кафедре.
Характерной особенностью развития кафедры социальной психологии ЮФУ (РГУ) является то, что каждый сотрудник кафедры читает курсы и спецкурсы, которые отражают их научную и связанную с ней практическую деятельность. За время существования кафедры подготовлено большое количество учебных пособий, учебно-методических указаний, презентаций лекций. Каждый курс и спецкурс, читаемый сотрудниками кафедры, имеет полный комплекс учебнометодических разработок.
В соответствии с развитием научного направления кафедры, с включением новых научно-исследовательских тем, отражающих тенденции развития современного российского общества, изменялся, дополнялся набор курсов и спецкурсов, читаемых бакалаврам и магистрам кафедры, это: «Количественные и качественные методы исследований в психологии», «Социальная психология конструктивного взаимодействия» (В.Д. Альперович); «Политическая психология», «Социальная психология конфликтного взаимодействия», «Психологические основы управления персоналом» (Е.Д. Бреус); Социально-психологические методы маркетинговых исследований»
(И.В. Введенский); «Социологическая социальная психология», «Социальнопсихологические основы консультирования», «Гендерная психология общения», «Социально-психологические методы воздействия на личность и поведение» (Д.В. Воронцов); «Социальная психология», «Психология общения», «Социальная психология экспрессивного поведения личности», «Психология затрудненного общения», «Социальная психология ведения переговоров» (В.А. Лабун- ская); «Социальная психология ментальности поколений», «Социально-психологические технологии бизнес-консуль- тирования» (В.И. Пищик); «Психология управления впечатлением», «Основы социально-психологического тренинга», «Визуальная диагностика личности» (Д.В. Погонцева); «Психология безопасности», «Технологии стресс-менеджмен- та в деятельности организации» (Л.В. Попова); «Гуманистическая психология», «Психология манипуляции», «Экзистенциально-гуманистическая психология как психология бытия» (Л.И. Рюмшина); «Этнопсихология», «Культурно и этнопсихологические исследования», «Психодрама» (Г.В. Сериков); «Социально-психологические основы PR-коммуникаций», «Основы танцевально-экспрессивного тренинга», «Социальная психология личности», «Основы социально-психологического тренинга» (Т.А. Шкурко).
Сегодня, кафедра социальной психологии занимается подготовкой бакалавров, имеет магистерскую программу «Социальная психология», прошедшую международную аккредитацию, аспирантуру и докторантуру по специальности 19.00.05 — Социальная психология.
В связи с созданием Академии психологии и педагогики ЮФУ, в которую входит кафедра социальной психологии, изменилась структура управления по сравнению со структурой управления факультетом психологии. Наряду с директором Академии (академик РАО П.Н. Ермаков), возглавляет психологическое направление, являясь его заместителем, член-корр. РАО И.В. Абакумова, которая проявляет постоянный интерес к социально-психологическим исследованиям, выполняя вместе со своими аспирантами работы на стыке общей и социальной психологии, психологии развития и социальной психологии.
Кафедра социальной психологии надеется, что и в новом для РГУ (ЮФУ) столетии будут развиваться в Академии психологии и педагогики различные направления социальной психологии, сохраняться тенденция не только интеграции исследований, но и создания оригинальных социально-психологических школ, развитие которых будет определять научное, педагогическое лицо кафедры социальной психологии.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2073
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 734
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1