Восприятие отношений в группе как фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья

1165

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к обучению в вузе. Представлены результаты изучения различными исследователями факторов адаптации и дезадаптации на первом этапе обучения в университете студентов с разным состоянием здоровья. Основное место занимает характеристика и оценка результатов исследования по изучению основных социально-психологических факторов адаптации студентов с ОВЗ в университете. Определен уровень адаптации, выделены две группы факторов: личностные и социальная перцепция. Представлены результаты исследования личностных особенностей, способствующих успешной адаптации к обучению студентов с ОВЗ. Показано значение особенностей восприятия внутригрупповых отношений в процессе адаптации. Полученные результаты в группах студентов с высоким и низким уровнем адаптации к обучению в ВУЗе показывают целесообразность изменения и дополнения системы сопровождения студенческой молодежи в период вхождения в образовательную среду вуза.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация первокурсников, ОВЗ, социально-психологические факторы адаптации, личностные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, восприятие системы взаимоотношений в студенческом коллективе

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060411

Для цитаты: Терюшкова Ю.Ю. Восприятие отношений в группе как фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 150–160. DOI: 10.17759/sps.2015060411

Фрагмент статьи

Адаптация вчерашнего школьника к обучению в высшем учебном заведении зависит от многих факторов, но наи­более важными являются личностные качества самого студента и особенности организации социального пространства в вузе. Успешное преодоление первого этапа способствует повышению эффек­тивности образования и становлению профессионала.

Литература

  1. Абрамов К.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе: автореф. дис. …. канд. психол. наук. М., 2010. 24 с.
  2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к усло­виям учебы в вузе // Человек и общество. Вып. XI—II. М., 1973. С. 25—27.
  3. Березовин Н.А. Адаптация студентов и НОТ. Минск, 1990. 151с.
  4. Детский церебральный паралич: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. педагогических, психологических и медицинских учеб. Заведений / Сост. Л.М. Шипицина и М.М. Мамайчук. СПб.: Дидактика Плюс, 2003. 368 с.
  5. ГрачевС.П. Специфика формирования социального статуса незрячего студента в учебной группе (проблема идентификации) // Проблемы социально-психологиче­ской адаптации студентов и аспирантов с нарушенным зрением в современном вузе . Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспиран­тов и тифлопедагогов. СПб, 2000. С. 46—49.
  6. Гудонис В.Г. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.
  7. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.Я. Методика исследования адаптированности сту­дентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 23—29.
  8. ЛахтинА.Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе / Н.С. Козлов, А.Ю. Лах­тин // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). Ч. 1. С. 189—194.
  9. ЛитвакА.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб: Изд. РГПУ имени А.И. Герцена, 1998. 271 с.
  10. Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития. М.: Флинта, 2005. 216 c.
  11. НейманЛ.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слу­ха и речи: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.
  12. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации чело­века // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 100—106.
  13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. по­собие. Самара: БАХРАХ-М, 2002. 672 c.
  14. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адап­тации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становле­ния личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1998. Ч. 1. С. 48—55.
  15. Социальная психология: учеб. пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Пэр. Сэ, 2006. 351 с.
  16. Терюшкова Ю.Ю. Рабочая тетрадь по психологии: метод. пособие / Ю.Ю. Те­рюшкова, Федер. агентство по образованию, Петрозав. гос. ун-т. Петрозаводск: Изд­во ПетрГУ, 2010. 125с.
  17. Терюшкова Ю.Ю. Тренинг сплочения группы как средство содействия адаптации первокурсников [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образо­вания. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-16336 (дата обращения: 02.04.2015)
  18. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. 1999. № 1—2. С. 41—46.

Информация об авторах

Терюшкова Юлия Юрьевна, практический психолог, старший преподаватель, Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2292
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1165
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0