Социальная психология и общество
2017. Том 8. № 1. С. 108–125
doi:10.17759/sps.2017080107
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков*
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 16- 06-00307а «Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития»).
Ключевые слова: субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, личность, самоотношение, межличностные отношения, среда развития, подростки из семей, подростки из детского дома
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080107
Для цитаты: Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю., Данилова М.В. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 108–125. DOI: 10.17759/sps.2017080107
Полный текст
Благополучие человека как одна из основополагающих ценностей современного общества является междисциплинарной категорией и находится в фокусе внимания целого ряда наук. Специфика психологического подхода к исследованию благополучия и, в частности, удовлетворенности жизнью заключается, прежде всего, в том, что акцент делается именно на субъективный характер рассматриваемого феномена [35]. М. Селигман [40] и М. Аргайл [2] определяют удовлетворенность жизнью как субъективное представление о том, что события и ситуации жизни складываются благополучно, как оценку дистанции между актуальной ситуацией и представлением о ситуации идеальной. В рамках данного подхода выработано представление о трехкомпонентной структуре субъективного благополучия, включающей присутствие положительного аффекта, отсутствие отрицательного аффекта и удовлетворенность жизнью. Первые два компонента — это динамические эмоциональные составляющие субъективного благополучия, в то время как удовлетворенность жизнью является обобщенной и статичной когнитивной его оценкой [33; 38].
В ряде исследований удовлетворенность жизнью понимается как субъективная оценка жизненной ситуации человека, включающая весь спектр внутренних переживаний, связанных с благополучием [6; 10; 29]. В данной работе удовлетворенность жизнью мы рассматриваем как один из компонентов субъективного благополучия личности.
Эмпирические исследования субъективного благополучия показали его высокую обусловленность внутренними и внешними факторами. Так, E. Diener [34] установил, что личностные черты объясняют от 40 до 50% изменчивости в субъективном благополучии и в связи с этим предположил, что счастье можно до некоторой степени считать личностной чертой. Ряд исследователей рассматривают черты личности, такие как самопринятие, направленность на саморазвитие, в качестве составляющих психологического благополучия [39]. В качестве внутренних, личностных факторов рассматривают также позитивную оценку здоровья, личностную автономию, самоотношение, оптимизм, личностный рост. К отрицательно коррелирующим факторам относят слабость соматического здоровья, негативный фон настроения, низкую самооценку, высокую тревожность [2; 15; 16; 32; 37]. Что касается подросткового возраста, то личностными характеристиками, связанными с субъективным благополучием и счастьем (Subjective Well-Being or happiness), исследователи называют ориентацию на саморазвитие (Self-directedness), которая способствует благополучию, и направленность на избегание неудач (Harm Avoidance), препятствующую ощущению благополучия [36].
Внешними факторами, позитивно влияющими на удовлетворенность жизнью, для разных возрастных групп являются удовлетворяющий субъекта социальный статус, его включенность в значимые социальные взаимодействия, профессиональную деятельность, досуговую и творческую активность, брачные отношения, материальное положение. К факторам негативного влияния относят бедность, а также социальную изоляцию и отсутствие значимых социальных контактов [1; 2; 4; 6; 11]. Зарубежные и отечественные исследования субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью как его составляющей выявили их особенности в зависимости от страны проживания, этнической идентичности, социальных условий жизни [3; 30; 34].
Установлено, что удовлетворенность жизнью, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на настроение человека, его психическое состояние, психологическую устойчивость [10].
Вместе с тем исследований этого феномена у подростков крайне мало, и их результаты носят противоречивый характер. Так, по результатам Международного отчета, посвященного психологическому здоровью подростков, эта возрастная группа в целом удовлетворена своей жизнью. Подростки демонстрируют позитивную самооценку и уверенность в себе. [27]. В то же время масштабное исследование, проведенное в 1992—2008 гг. на различных экспериментальных площадках России, Украины, Киргизии, показало, что у 30% обследованных подростков отмечается существенное превышение допустимого для данной возрастной категории уровня эмоционального неблагополучия и депрессивности [20].
Исследования, проведенные на подростках, указывают на важную роль семьи, ее материального достатка, общения с родителями и позитивного отношения к школе в формировании их психического и соматического здоровья [27]. В сиротских учреждениях основные воспитательные функции возложены на педагога. Исследователи показывают важную роль авторитета педагога и высокую значимость отношений с ним для разновозрастных групп воспитанников [7; 8]. Педагог в этих условиях выступает в качестве значимого социального взрослого, который оказывает существенное влияние на развитие личности подростка и его психологическое благополучие [7]. Вместе с тем, широко описаны последствия семейной депривации [21; 22; 23; 24]. У воспитанников сиротских учреждений исследователи отмечают проявления замкнутости, недоверия к окружающим, робости, озабоченности. Характерные для подросткового возраста изменения в самосознании, связанные с формированием собственной системы самооценивания и самоотношения, проявляются в сниженной самооценке и завышенных притязаниях, что отражает личностную незрелость и неадекватное преставление о себе [4; 5; 13; 17]. Таким образом, многочисленные исследования свидетельствуют о том, что воспитание в условиях семейной депривации влечет за собой нарушения в системе самоотношения и отношений со значимыми взрослыми. В то же время эти показатели могут выступать в качестве важнейших факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью подростков.
Все вышесказанное делает актуальным исследование удовлетворенности жизнью у подростков, воспитывающихся в разных условиях, в том числе в условиях сиротских учреждений, и выявление влияния самоотношения и восприятия отношений со значимыми взрослыми на удовлетворенность жизнью.
Задачи, гипотезы,
методы исследования
Задачами исследования стали: изучение самоотношения и доверия к себе в разных сферах жизнедеятельности у подростков, воспитывающихся в семьях и в сиротском учреждении; изучение отношений со значимыми взрослыми в зависимости от условий воспитания; исследование удовлетворенности жизнью подростков, проживающих в семьях и сиротских учреждениях; выявление факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью подростков в зависимости от условий социализации.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения о наличии различий в показателях удовлетворенности жизнью в зависимости от условий социализации подростков. Мы предположили, что значимыми факторами, взаимосвязанными с удовлетворенностью жизнью, могут быть самоотношение, доверие к себе в разных сферах жизнедеятельности и качество отношений со значимыми взрослыми. При этом роль ведущих факторов может видоизменяться в зависимости от условий социализации.
Методы исследования: Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева [19]; Рефлексивный опросник доверия Т.П. Скрипкиной (модификация для школьников) [12]; Опросник детско-родительских отношений для подростков (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская) [14]. Для диагностики удовлетворенности жизнью использовалась Шкала субъективного психологического благополучия (Е. Динер) [18; 33]. Математико-статистическая обработка данных включала сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ (по Спирмену), дисперсионный и регрессионный анализ.
Выборка. В исследовании участвовали подростки в возрасте от 14 до 16 лет, всего 96 человек. В том числе 46 подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях (26 девушек, 20 юношей, средний возраст 15 лет) и 50 подростков, воспитывающихся в полных семьях (25 девушек, 25 юношей, средний возраст 15,5 лет).
Результаты исследования
Анализ параметров самоотношения подростков обнаружил, что все показатели самоотношения находятся в обеих исследуемых группах в пределах средних значений (разброс показателей по различным шкалам составил от 4,70 до 6,72 балла). При этом в группе подростков из семей диапазон значений составляет от 5,30 до 6,72 баллов, в группе подростков из детского дома он составил от 4,7 до 6,60 баллов. Процедура однофакторного дисперсионного анализа достоверных различий между группами не выявила. Обращает на себя внимание более низкая вариативность почти по всем параметрам самоотношения подростков из детского дома, что, по-видимому, подчеркивает относительно устойчивый характер этих показателей и специфическую роль общей среды воспитания.
Анализ параметров доверия к себе как одной из сфер самоотношения личности выявил, что подростки, воспитывающиеся родителями, демонстрируют высокий уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения в семье, с родителями, с друзьями, а также в умении провести свой досуг.
Таблица 1
Данные рефлексивного опросника уровня доверия к себе
Таблица 2
Параметры отношений «подросток—взрослый» по оценке воспитанников детского дома и подростков из семей (баллы)
Анализ параметров восприятия детско-родительских отношений в группе подростков, воспитывающихся в семье, и отношений воспитанник—воспитатель в группах подростков из детского дома также выявил достоверные различия по ряду параметров (табл. 2). Отметим, что подростки из семей оценивали отношения к ним родителей, а подростки, воспитывающиеся в детском доме, отношение воспитателей (значимых «социальных взрослых»).
Дисперсионный анализ выявил достоверные различия между группами подрстков с разным семейнм статусом по всем параметрам эмоционального блока отношений. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, в меньшей степени ощущают любовь, принятие (p<0.01), эмоциональную близость, эмпатию (p<0.05). В то же время они сталкиваются с эмоциональным дистанцированием (p<0.01) со стороны лица, выполняющего воспитательную функцию (табл. 2).
Анализ параметров блока общения и взаимодействия показывает, что для воспитателей детского дома в меньшей степени характерна направленность на сотрудничество с воспитанниками (p<0.05), на демократичную схему принятия решений (p<0.05), чем для родителей. Воспитанники детского дома воспринимают фигуру воспитателя как более директивную (p<0.05), менее склонную доверять им ответственность за поступки и действия (p<0.01).
По большинству параметров блока контроля достоверных различий не обнаружено. Однако показатели «авторитарности» и «контроля» свидетельствуют, что подростки из детских домов ощущают большую власть и контроль воспитывающего лица (p<0.05). Выявленные различия по шкале «удовлетворение потребностей ребенка» свидетельствуют о том, что подростки-сироты чаще отмечают недостаток внимания, информации и игнорирование материальных потребностей со стороны воспиталелей (p<0.01). Стоит отметить отсутствие значимых различий по параметрам поощрений и реализации наказаний, а также по шкалам «непоследовательность» и «неуверенность» в воспитании (табл. 2).
Таким образом, наибольшее число различий получено по блокам, включающим непосредственное двусторонее взаимодействие «взрослый—подросток»: эмоциональный блок и блок общения. Воспитанники детского дома испытывают сложности в удовлетворении своих потребностей как во внимании, так и в получении необходимой информации. Возможно, формальность и авторитарность в отошениях «воспитатель—вопитанник» во многом объясняется тем, что воспитатель, имея дело с большим детским коллективом, ориентирован прежде всего на выполнение своих рабочих обязанностей, требований режима, упуская эмоциональную составляющую процесса воспитания. Эмоциональный фон ситуации воспитания подростков в семьях более благоприятный, подростки получают поддержку и понимание от значимых взрослых, взаимоотношения с ними характеризуются ориентацией на сотрудничество и предоставление автономности, что соответствует потребностям возраста. По блокам, отражающим односторонее воздействие взрослого на подростка, различия не так существенны, что говорит в целом о непротиворечивом и адекватном социальным требованиям подходе значимых взрослых к процессу воспитания.
Удовлетворенность жизнью у подростков из семей находится в области выше 114
средних значений (М — 25,1; а — 6,3). Это является показателем оптимистичного мироощущения, удовлетворенности своей жизнью, проявляется в уверенности в том, что жизнь складывается успешно, в позитивном восприятии настоящих и будущих событий жизни. Уровень удовлетворенности жизнью у воспитанников детского дома существенно ниже среднего значения (М — 19,0; а — 8,0) и достоверно отличается от соответствующего показателя у подростков из семей (p<0.05). Это свидетельствует о том, что воспитанники не довольны тем, как идут дела в большинстве жизненных сфер, негативно воспринимают события своей жизни, сомневаются в правильности своих действий и поступков. Для них свойственен сниженный фон настроения и ощущение недостатка необходимых ресурсов для достижения жизненного благополучия.
Для выявления факторов, связанных с удовлетворенностью жизнью, был проведен корреляционный и регрессионный анализ. В качестве личностных факторов рассматривались показатели самоотношения и доверия к себе в разных сферах жизни. В группе подростков, воспитывающихся в родительской семье, обнаружены прямые связи удовлетворенности жизнью с доверием к себе в отношениях с учителями (р<0.01), противоположным полом (р<0.01), доверием в учебе (р<0.01) и в досуге (р<0.01), с показателем саморуководства (р<0.01), и обратные связи — с внутренней конфликтностью (р<0.05) и самообвинением (р<0.05). Эти связи свидетельствуют о том, что ориентация на собственные силы и активность в саморазвитии, позитивные эмоции по отношению к себе и своим действиям, ожидание успешности в социальной сфере, низкий уровень внутриличностной конфликтности соответствуют более высоким показателям удовлетворенности жизнью у подростков, воспитывающихся в семье.
В группе подростков из детского дома связей с удовлетворенностью жизнью существенно меньше. Выявлены прямые связи с доверием к себе в умении взаимодействовать с родителями (р<0.05), с доверием к своим интеллектуальным способностям (р<0.05), закрытостью (р<0.05) и обратная связь — с внутренней конфликтностью (р<0.05). То есть сохранение доверия к родителям и связей с ними выступает важным ресурсом субъективного благополучия у этих подростков. Связь закрытости с удовлетворенностью жизнью в контексте исследования можно трактовать как действие защитного механизма, при котором в трудной жизненной ситуации снижение рефлексии и степени осознанности способствует более высокому уровню удовлетворенности жизнью. Обратные связи уровня внутриличностных конфликтов с удовлетворенностью жизнью, полученные в обеих группах, свидетельствуют об их негативном влиянии на субъективное благополучие подростков.
В качестве средовых факторов удовлетворенности жизнью рассматривались показатели восприятия отношений со взрослыми. В группе подростков, воспитывающихся в семье, удовлетворенность жизнью взаимосвязана с восприятием ими отношений с матерью и с отцом. Обнаружены прямые связи с принятием (р<0.01), эмпатией (р<0.01), эмоциональной дистанцией (р<0.05), сотрудничеством (р<0.05), автономностью (р<0.01), удовлетворением потребностей ребенка (р<0.05) и обратные — с показателями конфликтности (р<0.05), авторитарности (р<0.01), неадекватности образа ребенка у матери (р<0.01). Выявились также прямые связи удовлетворенности с восприятием отношений с отцом как эмпатийных (р<0.05), доверяющих принятие решений (р<0.05), поощряющих (р<0.01) и обратные — с реализацией наказаний (р<0.01), непоследовательностью (р<0.01), авторитарностью (р<0.01), требовательностью (р<0.01), контролем (р<0.05) и неадекватностью образа ребенка у отца (р<0.01). То есть предоставление автономности, сохранение эмоциональной дистанции в сочетании с эмоционально наполненными, доверительными отношениями с родителями способствуют восприятию собственной жизни как благополучной, и, напротив, излишний контроль, непоследовательность, применение наказаний, недоверие родителей снижают удовлетворенность жизнью.
В группе воспитанников сиротского учреждения выявлена лишь одна взаимосвязь удовлетворенности жизнью с восприятием отношений с воспитателем, а именно, обратная связь с неадекватностью образа ребенка в глазах воспитателя (р<0.05).
Обобщая эти результаты, можно сказать, что общим внешним условием ощущения удовлетворенности жизнью подростков, как воспитывающихся в семье, так и подростков-сирот, является адекватное восприятие подростка взрослыми, о чем свидетельствуют отрицательные связи удовлетворенности жизнью и неадекватностью образа ребенка в глазах воспитателя и обоих родителей.
Регрессионный анализ позволил выделить наиболее важные предикторы удовлетворенности жизнью в группах подростков с разным семейным статусом. Для подростков, воспитывающихся в семье, личностными предикторами с общим вкладом 37% явились саморуководство (в = 0.41; p<0.001), доверие к себе в отношениях с учителями (в = 0.22; p<0.05), доверие к себе в отношениях с друзьями (в = 0.36; p<0.001) и низкий уровень внутриличностного конфликта (в = -0.27; p<0.05). Позитивный вклад (25%) в удовлетворенность жизнью у этих подростков вносит эмоциональная дистанция с матерью (в = 0.17; p<0.01), а негативный — авторитарность матери (в = -0.14; p<0.05) и реализация наказаний отцом (в = -0.17; p<0.01).
В группе воспитанников сиротских учреждений предикторами (общий вклад 38%) удовлетворенности жизнью явились самопринятие (в = 0.34; p<0.05), доверие к себе в интеллектуальной деятельности (в = 0.5; p<0.01), а в качестве негативного предиктора выступила неадекватность образа подростка в глазах воспитателя (в = -0.57; p<0.01). То есть чувству удовлетворенности жизнью подростков-сирот способствуют эмоциональное позитивное отношение к себе и ожидание собственной успешности в интеллектуальной деятельности, а также адекватность образа воспитанника в глазах воспитателя.
Обсуждение результатов
исследования
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о существенной зависимости удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте от внутренних (личностных) и внешних (условий жизни и отношений со взрослым окружением) факторов, чем можно, по-видимому, отчасти объяснить противоречивость результатов, полученных разными авторами [20; 27]. В нашем исследовании у подростков, живущих в семье, выявлен достаточно высокий уровень субъективного благополучия, что соответствует международным данным [27], хотя этот показатель и имеет высокую индивидуальную вариативность. У подростков, воспитывающихся в условиях семейной депривации, уровень субъективного благополучия ниже среднего, а у некоторых ниже нормативных значений, что отражает их недовольство собственной жизнью и ощущение недостатка ресурсов для достижения жизненного благополучия. Исследование еще раз подтвердило, что ситуация жизни вне семьи оказывается неблагоприятной для развития личности подростка. Воспитанники фактически лишены возможности полноценных взаимоотношений и с родителями, и с воспитателями [23; 25]. Как показало исследование, воспитанники детского дома практически лишены такого значимого для них ресурса, как поддержка, эмпатия, эмоциональная близость в отношениях с воспитывающим лицом. При этом они сохраняют доверие к своей семье и в отношениях с родителями. И, как показал анализ, это доверие выступает в качестве одного из предикторов их удовлетворенности жизнью. По результатам исследования были выявлены проблемы, требующие своего разрешения. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от подростков, воспитывающихся в семье, более низкими показателями доверия к себе, что может создавать трудности в самостоятельной организации своей учебной и интеллектуальной деятельности, а также в умении строить взаимоотношения со сверстниками, учителями и родителями. У них возникают трудности в важнейших для подросткового возраста зонах развития личности: ведущая психическая функция (интеллектуальная), важнейшая деятельность (учебная) и важнейший институт социализации и интеграции подростка во взрослую жизнь (семья и взаимоотношения с родителями). Что касается роли воспитателя в формировании субъективного чувства удовлетворенности жизнью, то, судя по результатам корреляционного и регрессионного анализа, она оказалась незначительной, несмотря на постоянную включенность воспитателя в повседневные дела и события жизни воспитанников. Большую роль играют ресурсы собственной личности, такие как самопринятие, доверие к себе в интеллектуальной деятельности. Помимо этого, существуют, вероятно, другие, более мощные, факторы влияния на психологическое благополучие—неблагополучие подростков-сирот. Возможно, — это общая ситуация их развития, отсутствие привязанности к значимым взрослым, устойчивых социальных связей, неблагоприятный ход личностного развития, неопределенность перспектив будущего и др. [5; 21; 31].
Выводы
1. Изучение самоотношения подростков и доверия к себе в разных сферах жизнедеятельности выявило особенности этих характеристик. Показатели самоотношения укладываются в границы средних значений и не обнаружили достоверных различий между группами в зависимости от условий социализации.
2. Выявлено, что подростки, воспитывающиеся в семьях, демонстрируют высокий уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения в семье, с родителями, с друзьями, в умении провести свой досуг. У подростков из детского дома уровень доверия во всех сферах жизнедеятельности ниже, особенно доверия к себе в интеллектуальной деятельности, в учебе, доверия в семье и в отношениях с родителями.
3. Исследование восприятия отношений со значимыми взрослыми обнаружило достоверные различия между группами подростков с разным семейным статусом по всем параметрам эмоционального блока отношений, блоку общения и взаимодействия, а также контролю.
Подростки, воспитывающиеся в детском доме, в меньшей степени ощущают любовь, принятие, эмоциональную близость, эмпатию, выявлена высокая степень эмоционального дистанцирования со стороны лица, выполняющего воспитательную функцию. Воспитанники воспринимают фигуру воспитателя как не направленную на сотрудничество, более директивную, менее склонную доверять ответственность. Они ощущают авторитарность и контроль воспитывающего лица, испытывают дефицит внимания, информации и игнорирование материальных потребностей.
По параметрам реализации поощрений и наказаний, по степени противоречивости отношений со взрослыми («непоследовательность» и «неуверенность») различий между группами не выявлено.
4. Исследование удовлетворенности различными сферами жизни обнаружило высокий уровень удовлетворенности у подростков, воспитывающихся в семье, в то время как у воспитанников детского дома этот показатель существенно ниже среднего значения и достоверно отличается от соответствующего показателя подростков из семьи.
5. Выявлена специфика факторов, влияющих на субъективное благополучие в зависимости от условий социализации. Для подростков, воспитывающихся в семье, предикторами субъективного благополучия выступают саморуководство, доверие к себе в отношениях с учителями, с друзьями и низкий уровень внутриличностного конфликта. Позитивный вклад в удовлетворенность жизнью у этих подростков вносит эмоциональная дистанция с матерью, а негативный — авторитарность матери и реализация наказаний отцом. Для воспитанников сиротских учреждений предикторами удовлетворенности жизнью являются самопринятие, доверие к себе в интеллектуальной деятельности, адекватность образа подростка в глазах воспитателя.
Заключение
Результаты говорят о том, что в формировании субъективного психологического благополучия у разных социальных групп подростков могут быть задействованы различные личностные и социально-психологические ресурсы.
Исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций. В условиях воспитания детей и подростков вне родительской семьи необходимо изыскивать все возможности сохранения связи и конструктивных социально-нормативных отношений воспитанников с их возможными родствениками или родителями и содействовать установлению отношений доверия между ними. В условиях семейного воспитания необходимо при работе с семьей способствовать формированию доверительных отношений, отношений эмоционального принятия между родителями и детьми, избегать авторитарного стиля, недоверия, наказаний в отношении подростков. При организации психологической помощи подросткам важно учитывать значимую роль доверия к себе и позитивного самоотношения в качестве предикторов субъективного благополучия.
Литература
- Анисимова О.М., Трошихина Е.Г. Самоуважение и развитие личности // Вестник Санкт-Петрбургского университета. 2008. Вып. 4. С. 65—74.
- Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
- Бочарова Е.Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активно- сти личности: кросскультурный аспект // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 53—63.
- Головей Л.А., Данилова Ю.Ю. Семейные факторы формирования доверия и удов- летворенности жизнью в подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия.12, Психология. Социология. Педагогика. 2015. Вып. 1. С. 28—37.
- Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Становление личности и профес- сиональное самоопределение подростков из детских домов // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Под ред. А.В. Махнач, А.М. При- хожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во ИП РАН, 2015. С. 271—299.
- Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Ал- тейя, 2001. 240 с.
- Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации раз- вития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского уни- верситета. Сер. 14. Психология. 2012. № 4. С. 73—83.
- Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для «социаль- ных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 143—153.
- Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О. Социально-психологическая специфика авто- ритета педагога в глазах разностатусных и разновозрастных воспитанников закры- тых образовательных учреждений для реальных и «социальных» сирот // Социаль- ная психология и общество. 2012. № 3. С. 48—57.
- Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и полити- ка / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 476—510.
- Куликов Л.В. Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимо- шенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конференции «Ананьев- ские чтения — 97». СПб.: СПбГУ, 1997. Вып. 3. С. 42—46.
- Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М: ИП РАН, 2008. 571 с.
- Лактионова А.И., Махнач А.В. Жизнеспособность и социальная адаптация под- ростков-сирот // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Инсти- тут психологии РАН», 2015. С.191—222.
- Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр «Ака- демия», 2007. 432 с.
- Мардасова Т.А., Григорьев Р.А. Психологические особенности удовлетво- ренности жизнью [Электронный ресурс] // NovaInfo.Ru Психологические нау- ки (Электронный журнал). 2015. № 34 (2). URL: http://novainfo.ru/archive/34/ psikhologicheskieosobennosti-udovletvorennosti-zhiznyu (дата обращения: 25.08.2015).
- Мардасова Т.А. Специфика ценностно-смысловой сферы личности незамужних женщин с различной степенью одиночества // Психология личностных проявлений в процессе жизнеосуществления человека / Под ред. Л.Д. Деминой, И.А. Ральнико- вой, Д.В. Труевцева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. 358 с.
- Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологические исследования про- блем сиротства // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Инсти- тут психологии РАН», 2015. С.7—61.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
- Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональ- ное благополучие современных подростков и ресурсы его повышения: опыт между- народного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психоло- гия. № 2. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 9—21.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 400 с.
- Программа диагностики готовности воспитанников к профессиональному само- определению на основе системы критериев, учитывающих особенности развития ребенка и потребности современного рынка труда / Сост. И.А. Бобылева, О.В. Заво- дилкина, Н.П. Иванова. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2005. 80 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Ред. И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
- Психология современного подростка / Ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонко- вой-Ямпольской и др. М.: Медицина 1980. 232 с.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: статистиче- ский сборник. M.: Росстат, 2015. 311 с.
- Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): междуна- родный отчет по материалам обследования 2009/2010 гг.». [Электронный ресурс]. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2012 г. [Политика здравоохра- нения для детей и подростков, № 6]. URL: http://www.euro.who.int/ data/assets/ pdf_file/0003/181551/E96444_part1-Rus.pdf (дата обращения: 27.06.2016).
- Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 18 с.
- Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004. 180 с.
- Шамионов Р.М. Базовые убеждения и культурные установки как предикторы эмоционального и психологического благополучия горожан и сельчан // Социаль- ная психология и общество. 2015. Т. 6, № 4. С.102—122.
- Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учрежде- ний // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 119—125.
- Diener E. Subjective wellbeing // Psychological Bulletin, 1984. Vol. 95. P. 542—575.
- Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment, 1985. Vol. 49. P. 71—75.
- Diener E., & Suh E. National differences in subjective well-being // Well-being: The foundations of hedonic psychology / D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz (Eds.). New York: Sage, 1999. P. 434—450.
- Diener E., Ng W., Harter J., Arora R. Wealth and happiness across the world: material pros- perity predicts life evaluation, whereas psychosocial prosperity predicts positive feeling // Jour- nal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol 99. № 1. P. 52—61. doi: 10.1037/a0018066
- Nima A.Al., Archer T., Garcia D. Adolescents’ happiness-increasing strategies, tempera- ment, and character: Mediation models on subjective well-being [Электронный ресурс] // Health. 2012. Vol. 4. № 10. October. P. 802—810. URL: https://doi.org/10.4236/ health.2012.410124 (дата обращения: 25.06.2016). doi: 10.4236/health.2012.410124
- Nissim B.D., Adi B., Idit D. Factors That Affect the Feeling of Happiness in Israel // Asian Journal of Empirical Research. 2013. Vol. 3. № 10. P. 1300—1309.
- Pavot W., Diener E. The affective and cognitive context of self-reported measures of subjective well-being // Social Indicators Research. 1993. Vol. 28. № 1. P. 1—20.
- Ryff C., Singer B. The Contours of Positive Human Health [Электронный ресурс] // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. № 1. P. 1—28. URL: http://links.jstor. org/sici?sici=1047840X (дата обращения: 03.07.2016). doi: 1207/s15327965pli0901_1
- Seligman M.E.P., Ernst R.M., Gillham J. et al. Positive education: Positive psychology and classroom interventions // Oxford Review of Education. 2009. Vol. 35. P. 293—311. doi: 10.1080/03054980902934563
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3635
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 2319
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4