Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии

1792

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу понятий «толерантность» и «ассертивность». Проблема современного межкультурного взаимодействия состоит в необходимости смены стратегии толерантности на стратегию ассертивности. Рассмотрена практика мультикультурализма и идеология толерантности. Выделены шесть барьеров межкультурного взаимодействия. Проведено сравнение идей толерантности в европейских, арабских, дальневосточных культурах и в России. Рассмотрены границы проявления толерантности. Описаны правила толерантного поведения. Предложено в научном анализе и в реальной практике межкультурного взаимодействия переходить к стратегии ассертивности. Толерантность — это проявление уважения к точке зрения другого человека при условии взаимного уважения. Ассертивность — это защита своих прав и соблюдение прав другого человека при условии, что он также соблюдает ваши права. Описаны способы ассертивного поведения: готовность к сотрудничеству, открытость поведения, распределение обязанностей, отстаивание своих прав и интересов, определение перспектив дальнейшей работы; а также тактики ассертивного по ведения: «интересы», «антидискриминация», «достижения», «нормы», «активность», «доброжелательность».

Общая информация

Ключевые слова: мультикультурализм, толерантность, ассертивность, межкультурное взаимодействие, тактики ассертивности, правила и принципы ассертивности

Рубрика издания: Теоретические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080302

Для цитаты: Почебут Л.Г., Безносов Д.С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 3. С. 8–19. DOI: 10.17759/sps.2017080302

Полный текст

 
 

Изучение проблем психологии межкультурного взаимодействия становится особенно актуальным. В настоящее время из арабских стран в Европу прибыли тысячи мигрантов. Неконтролируемый поток мигрантов создает психологические проблемы и трудности, как для местного населения, так и для самих мигрантов. Взаимная аккультурация протекает очень сложно, сопровождается массовыми демонстрациями, стихийными столкновениями и террористическими актами. В Европейском Союзе официальной идеологией ранее был провозглашен мультикультурализм, направленный на взаимную аккультурацию и адаптацию различных народов, проживающих в одном государстве. Практика мультикультурализма основана на идеях толерантности и нацелена на то, чтобы прибывшие мигранты осваивали язык, нормы, законы, культуру, традиции своей новой родины. Этническое большинство, составляющее страны Европы, согласно практике мультикультурализ­ма, должно сформировать аккультурационные ожидания и адаптироваться к мигрантам. Мультикультурализм предполагает, что этносы, исторически населяющие Европу, в какой-то степени должны перенять культуру, обычаи, религиозные традиции мигрирующих этносов. То есть должна быть осуществлена взаимная аккультурация. Перед народами Европы встал судьбоносный вопрос: готовы ли они, проживающие в странах современной Европы, принципиально изменить свой образ жизни, освоить арабский язык с целью свободного общения с мигрантами, поменять стиль и нормы общения, манеру одеваться, пищевые традиции и т.д. Историческая практика межэтнических отношений свидетельствует о фактической невозможности полной взаимной аккультурации. Мультикультурализм — это дорога с двусторонним движением. Правила движения по этой дороге таковы: если должна измениться культура одной стороны (мигрантов), то в свою очередь должна меняться и культура другой стороны (аборигенного населения). Притча о Вавилонской башне, рассказанная в Библии, предупреждает народы о невозможности их полного слияния, о крахе, который их ждет в случае утраты собственной этнической идентичности. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в некоторых странах Европы, показывает психологическую несовместимость европейских и арабских культур. Прежде всего, несовместимость проявляется на социетальном и социально-психологическом уровнях, которые детерминированы специфичными барьерами межкультурного взаимодействия.

Межкультурное взаимодействие, в отличие от внутрикультурного, обладает рядом особенностей, способствующих возникновению социально-психологических барьеров, вызывающих трудности. Социально-психологические барьеры, согласно Б.Д. Парыгину, означают определенные состояния или свойства человека, блокирующие его духовно­психические резервы и замедляющие его жизнедеятельность [8, с. 165].

При изучении проблем межкультурного взаимодействия мы выделили шесть основных социально-психологических барьеров.

Первый барьер возникает при использовании вербальных и невербальных средств коммуникации. В разговорной речи вербальные средства означают знание родного и других языков. Вербальный язык включает такие компоненты, как морфемы, фонемы, грамматику, лексику и синтаксис. Вербальные средства являются основой смысловой системы, обеспечивающей обмен между людьми, идеями, чувствами и состояниями. Невербальные средства представляют собой поведенческие и паралингвистические особенности. Вступая в межкультурное взаимодействие, общаясь с другими людьми на чужом для него языке, человек не может полностью овладеть спецификой чужого языка, понимать глубинный смысл высказываний партнера, невербальное поведение, сопровождающееся мимикой. Изучение билингвизма свидетельствует о том, что существует тесная связь между культурой и языком. В сознании носителей нескольких языков представлены специфические языковые (вербальные и невербальные) культурные системы. Когда человек говорит на одном языке, включается одна культурная система, когда он переходит на другой язык, то соответственно переключается на другую систему [6, с. 457—460].

Второй барьер обусловлен наличием etic- и emic-элементов. Изучение универсальных свойств психики людей, не зависящих от культуры, возможно при использовании анализа etic-элементов. Кросс-культурные различия и сравнение 10

психических особенностей людей проявляются при изучении emic-элементов. При межкультурном взаимодействии человек должен знать и учитывать не только общие правила поведения (etic-элементы), но и ситуативные особенности, связанные с emic-элементами. К примеру, в каждой культуре существует определенная социальная дистанция при общении людей (etic-элемент). Однако в различных культурах дистанция общения существенно различается. Испанцы, итальянцы, латиноамериканцы используют более близкую социальную дистанцию при общении с партнерами. Общение людей в североевропейских странах происходит на более далеком расстоянии [9, с. 16—18].

Третий барьер вызван проявлением этноцентризма, который понимается как тенденция смотреть на окружающий мир и других людей с помощью своих культурных фильтров. Эти фильтры представляют собой особые механизмы, посредством которых культура воздействует на психику человека. Культурные различия, правила, нормы, традиции могут приводить к непониманию партнеров, ошибкам в коммуникации, конфликтам. Например, острая конфликтная ситуация была спровоцирована так называемым «карикатурным джихадом». 30 сентября 2005 г.в газете «JyllandsPosten», выпускаемой в Дании, было опубликовано 12 рисунков,подписанных «Лики Мухаммеда» и содержащих карикатуры на исламского пророка [13, с. 81—82]. Возник конфликт, который был обусловлен этноцентричным взглядом на мир носителей некоторых западных христианских культур и имел символический характер. В восприятии жителей восточной исламской Азии изображение и оценка религиозных символов имеет глубокий культурный смысл. Подобное проявление этноцентризма со стороны некоторых представителей европейских культур привело к далеко идущим последствиям. Террористические атаки на Европу отчасти обусловлены подобным проявлением этноцентризма.

Четвертый барьер на пути эффективного межкультурного взаимодействия связан со стереотипами восприятия и поведения, которые могут лежать в основе фундаментальной, мотивационной и предельной ошибок атрибуции. С целью удовлетворения собственных интересов (self-servingbias) могут возникнуть и другие атрибуции: искажение информации, защитные механизмы и пр. Атрибутивные тенденции при общении людей друг с другом имеют место во всех культурах, но в разных культурах проявляются своеобразно [11, с. 297—300].

Пятый барьер заключается в неопределенности или двусмысленности информации об основных правилах, посредством которых будет осуществляться межкультурное взаимодействие. У людей нет уверенности в том, что правила и нормы поведения, которые приняты в различных культурах, идентичны. Такая неопределенность присуща и вербальному и невербальному поведению. При проведении межкультурных переговоров участникам переговоров следует добиваться уменьшения неопределенности, устранения двусмысленности в понимании целей, задач, норм и правил поведения.

Шестой барьер — это несоответствие взаимных ожиданий, что также может привести к непониманию с обеих сторон и возникновению конфликта. При межкультурном взаимодействии существенно повышается вероятность такого несоответствия. Люди могут интерпретировать это несоответствие как неприятие их морали и системы ценностей, что вызывает негативные эмоции, которые могут поколебать или даже разрушить Я-концепцию человека. Конфликты непонимания возникают не только при общении людей, они также могут быть связаны с условиями инокультурной жизни — питанием, манерой одеваться, общественным транспортом, ведением бизнеса и пр. [12, с. 361—366].

Барьеры межкультурного взаимодействия могут приводить к фрустрации, эмоциональным переживаниям, потере интереса к подобному взаимодействию из-за необходимости приложения дополнительных усилий. Барьеры способствуют возникновению стресса аккультурации или культурного шока [10, с. 86—90].

Мультикультуразм как официальная идеология Евросоюза основан на идеях толерантности. В 1995 г. в Европе ЮНЕСКО была принята Декларация толерантности, которая ориентирует личность на паритетный диалог, на познание нового, освоение чужого опыта. В философии толерантность понимается как нравственное начало, как отношение к другому человеку, принадлежащему к другой культуре или религии, как к личности, достойной уважения. Нельзя сравнивать толерантность с простой терпимостью, снисходительностью, равнодушием или вынужденным терпением неприятных людей и нетактичного их поведения. Отличие толерантности от простой терпимости состоит в защите личности, сохранении собственной автономии [9, с. 68].

Члены каждой культуры на протяжении исторического развития выработали свою систему установок на взаимодействие с людьми других культур, в понятие толерантность они вкладывали собственный смысл. Впервые официально религиозная толерантность была провозглашена во французской культуре и понималась как уважение свободы других людей, их политических и религиозных взглядов. Идеи толерантности в философской традиции развивал французский мыслитель Мишель Монтень. Он написал книгу «Об искусстве жить достойно» и утверждал, что терпимость, здравый смысл, разумное чувство меры призваны способствовать развитию гармонии личности, свободы духа. В эпоху религиозных войн, фанатизма и догматизма Монтень провозгласил принципы толерантного межконфессионального общения и взаимодействия [7, с. 176]. В XVIII в. французский философ и просветитель Ф. Вольтер боролся против религиозного фанатизма, предрассудков и суеверий. Именно Ф. Вольтеру принадлежит изречение, которое заложило основы толерантного отношения к людям и их идеям: «Я не согласен с тем, что Вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая Ваше право высказать собственное мнение» [3]. В середине XIX в. Огюст Конт основал новое направление — позитивистскую философию, провозгласив толерантность и релятивизм ее основными принципами. Он отмечал, что позитивистская философия должна быть более беспристрастной и более терпимой в отношении всех иных философских течений [4, с. 57—58].

В английской культуре толерантность определяется как способность и готовность без протеста принимать личность другого человека, его поведение и идеи. Ф. Бекон в своей книге «Новый Органон» призвал людей к толерантности, к тому, чтобы враждующие религии в Великобритании примирились [2]. Дж. Локк считал, что другой человек имеет право быть иным, он дал философскую интерпретацию понятию «инаковость», призвал к толерантному отношению к другим людям. В науке признано, что именно Дж. Локк, опубликовав книгу «Послание о веротерпимости», изложил основы толерантности [5].

Таким образом, идея толерантности имеет глубокие философские корни и проникла в общественное сознание европейцев. Можно утверждать, что в западно-европейском понимании толерантности основное внимание сосредоточено на когнитивных компонентах толерантных взаимоотношений. Толерантность характеризуется как «уважение—понимание— принятие», как способность и готовность вести себя в соответствии с ценностями культуры мира, как стремление к согласию и плюрализму.

В арабском мире понимание толерантности опирается не на когнитивные составляющие психики, а на эмоциональные. Толерантность связана с разнообразием чувств, таких как сострадание, мягкость, прощение, терпение, снисхождение к людям, расположение к ним, готовность к примирению с противником. Чувственный компонент межэтнических отношений выражается в сострадании, снисхождении к более слабому партнеру. Сильный партнер не рассматривается в этих культурах как объект, достойный толерантности (сострадания), а напротив, как объект интолерантности, которого необходимо подчинить своей воле.

В дальневосточных культурах (Китай, Вьетнам, Корея, Япония и др.) внимание людей сосредоточено на поведенческом компоненте. Под толерантностью понимают соблюдение правил поведения и норм морали, а также проявление великодушия в отношении других людей. Носители этих культур способны на принятие и адаптацию людей из других культур, переосмысление и переработку их идей. Однако культурные заимствования в этих культурах осуществляются только при условии сохранения своих культурных традиций, ценностей, норм, нравственных ориентиров. В межличностном и межэтническом общении люди стремятся сохранить собственное достоинство («свое лицо») и не уронить достоинство партнера, («его лицо»).

В русской культуре понятие «толерантность» рассматривается в нескольких значениях. Прежде всего, толерантность часто связывают с феноменом терпимости, как пассивное принятие окружающего мира и происходящих в нем событий. Однако в связи с принятием Декларации принципов толерантности, это понятие уже трактуется в России не как пассивное, а как активное нравственное начало, как импульс, направленный на уважение прав и свобод другого человека, признание его права сохранять свою индивидуальность, иметь собственное мнение, отказ от философского и религиозного догматизма, обеспечение равноправного диалога при разрешении межэтнических или межгосударственных конфликтов, уважение самобытности и идентичности каждого народа, разрешение конфликтов на основе международного и государственного права. Российский исследователь Г.Л. Бардиер считает, что толерантность — это готовность человека мирно уживаться с другими людьми, учитывая свое сходство и различие с ними [1, с. 47]. Таким образом, российское понимание толерантности близко по духу европейскому пониманию, однако черты общей терпимости, заложенные в психике русского человека, сохраняются.

В межкультурном взаимодействии могут быть использованы две стратегии поведения — толерантность и ассертивность. Эти стратегии не противоречат друг другу, поскольку ассертивность как более широкая стратегия включает в себя толерантность.

Стратегия толерантности предполагает уважение точки зрения, суждений, мнений, позиции окружающих людей, при соблюдении условия, что они также уважают вашу позицию. Уважение к точке зрения других людей проявляется при использовании трех основных тактик поведения:

1)    признание возможности существования другой точки зрения, иных норм и правил поведения в другой культуре;

2)    предоставление возможности высказать свою точку зрения, вести себя иным образом, если это не противоречит правовым нормам.

3)    возможность сохранения и отстаивания собственного мнения в случае несогласия с точкой зрения другого человека, устойчивость к его давлению и манипуляциям.

Толерантность основана на «платиновом» правиле межкультурного взаимодействия и ориентирует человека на следующее поведение: «Делай также, как и другие люди». Это правило люди часто соблюдают, вступая в межкультурное взаимодействие и общение. «Платиновое» правило ориентирует человека на определенное поведение, когда он приезжает в другую страну и попадает в иную культуру. Оно означает, что человек в новой для него ситуации, не зная всех особенностей и правил, должен в своем поведении подражать окружающим, соблюдать их обычаи, нормы, традиции. При этом ни в коем случае он не должен навязывать свои ценности, образ жизни, религию и пр. Пословицы и поговорки практически всех стран мира сфокусированы на этом правиле.

Например, известная русская пословица гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи» [9, c. 106].

Однако толерантность не должна означать сдачу своей позиции, постоянных уступок, выхода из взаимодействия с потерями и неудовлетворенностью. В межэтническом взаимодействии важна нацеленность на защиту своих интересов, своей культуры, традиций, норм и правил поведения. Толерантность имеет границы своего проявления. Первая граница определяется по степени вреда, наносимого человеком обществу или другому человеку. Примером может служить вред, наносимый некоторыми мигрантами жителям Германии, Франции, Бельгии и других стран во время празднования Нового 2016 года. Поэтому не удивительны призывы отгородиться от мигрантов из арабских стран высоким забором. Вторым примером может служить вред, наносимый людям в случае совершения террористического акта. Этот вред, наносимый обществу и конкретным людям очевиден и огромен, поэтому толерантное отношение к терроризму недопустимо.

Границы толерантности заданы также соблюдением прав человека. Нарушение прав человека со стороны отдельных людей означает, что они не могут рассчитывать на толерантное к ним отношение. Безусловно, границы толерантности различны в зависимости от типа культуры, общества. Невозможно описать «истинную» толерантность, пригодную для любого общества. В каждом обществе люди сами должны определиться с границами толерантности. Так, например, жители Бельгии и Голландии более толерантны к гомосексуалистам, чем жители России. В свою очередь в России люди более толерантны к высказыванию различных мнений о событиях в Крыму и на Донбасе, чем граждане Украины. Границы толерантности зависят от нравственных норм, политической ситуации, истории межэтнических отношений.

Тактики поведения, которые служат барьерами толерантности и приводят к интолерантности, можно представить следующим образом:

•    нарушение прав человека со стороны государства или окружающих людей;

•    сознательное искажение или сокрытие информации, необходимой человеку для принятия решения и организации своего поведения;

•     скрытый или явный обман;

•    манипуляцияповедением, мнением, настроением людей;

•    агрессивное поведение одних людей по отношению к другим;

•    причинение другому человеку физического или морального вреда.

Эти тактики приводят к интолерантному отношению к человеку или группе. Правило интолерантности, которым также часто руководствуются люди, означает: «С другими людьми нужно поступать так, как ты не поступил бы с самим собой». Применение этого правило на практике приводит к неравенству людей, к идее превосходства одной культуры над другими.

В случае столкновения с интолерантностью человек должен уметь активно отстаивать свои права и интересы. Активная самозащита должна осуществляться на основе сложившейся в культуре морали и принятого в обществе законодательства. Манипуляции, обман, агрессия и давление на человека могут привести к тому, что он становится жертвой эгоизма и корыстных интересов других людей, утратить свои права, а порой и имущество или жизнь. В этой связи целесообразно говорить о толерантности, как составной части более широкого явления ассертивности.

Стратегия ассертивности нацелена на соблюдение прав другого человека при условии, что он также соблюдает ваши права. Ассертивность можно определить как способность и умение человека защищать свои права и интересы, достигать личных целей, не унижая других людей, а уважая и не нарушая их прав, свобод, интересов и целей.

Ассертивное поведение гораздо труднее и сложнее толерантного. Толерантное поведение основано на проявлении доверия и уважении к другому человеку и ожидании обоюдного уважения и доверия. Ассертивное поведение требует не просто проявления уважения, но и умения защищаться от интолерантного поведения других людей. Если ожидания толерантности со стороны окружающих не оправдались, то необходимо обратиться к ассертивности. В отличие от толерантности, основанной на доверии к другому человеку, переход к ассертивности вызван недоверием к партнеру, поэтому взаимодействие существенно усложняется, а межкультурное взаимодействие может приобрести более конфликтную форму.

Способами ассертивного поведения являются:

1) проявление готовности к сотрудничеству, поиску общих интересов и взаимовыгодных выходов из сложившейся ситуации;

2)  дружелюбное, доброжелательное, открытое и искренне поведение, которое может способствовать установлению более доверительных отношений;

3)   четкое распределение обязанностей между партнерами, оформление письменных договоренностей, инструкций, соглашений;

4)    настаивание на своих правах, интересах, ценностях;

5)    определение перспектив дальнейшей совместной работы [12, c. 554].

Мы разработали следующие тактики ассертивного поведения.

•     Тактика «интересы» проявляется в осознании, анализе своих целей и интересов, а также целей и интересов противоположной стороны.

•     Тактика «антидискриминация» как недопущение дискриминационного и манипулятивного поведения других людей по отношению к субъекту, а также отсутствие подобного поведения со стороны суъекта по отношению к партнеру по взаимодействию.

•     Тактика «достижения» предполагает анализ приемов и способов достижения своих целей, реализации интересов.

•     Тактика «нормы» означает приверженность нормам справедливости, взаимности, законности, морали и т.д.

•     Тактика «активность» направлена на активное отстаивание своих целей и интересов, своей точки зрения и позиции.

•     Тактика «доброжелательность» — это проявление внимательного и доброжелательного отношения к партнеру по взаимодействию.

Принципы ассертивного поведения при межкультурном взаимодействии.

1.   Конструктивное межкультурное общение возможно при взаимном понимании культурных различий. Эффективное общение осуществляется только тогда, когда взаимодействующие люди соглашаются с существованием культурных различий, понимают их сущность и учитывают в своем поведении.

2.   Цель межкультурного взаимодействия заключается в отстаивании человеком первостепенной значимости своих интересов в том случае, когда взаимодействующие партнеры находятся в его культурной среде, стране, фирме и т.д. Признание первостепенной значимости интересов партнера должно происходить, когда собеседники находятся на территории партнера: в его культурной среде.стране, фирме. Таким образом, в межкультурном взаимодействии осуществляется специфический подход к осознанию целей и соблюдению интересов представителей различных культур. Ассертивность проявляется в защите не только своих интересов и интересов своего народа в целом, но и учет интересов представителей другого народа.

3.   В процессе межкультурного взаимодействия важна ориентация на будущее, а не на прошлое. В межкультурном взаимодействии должны доминировать перспективы на будущее. Важна ориентация на потомков (как они будут жить и взаимодействовать в дальнейшем), а не на предков (какие отношения складывались между культурными группами в прошлом).

4.      Межкультурное взаимодействие терпит неудачу, если:

а)    люди в процессе общения отрицают систему ценностей, принятых в культуре другого человека, считают эти ценности не достойными внимания и уважения;

б)    оскорбляют национальные чувства, которые отражают глубокие культурные корни исторической памяти народа;

в)      унижают национальное достоинство, которое выражается в вере в собственные силы и надежде на процветание в будущем.

Признаки межкультурного ассертивного общества состоят в следующем.

5.   Построение правового государства, возможность регуляции межэтнических и других конфликтов на правовой основе. Соблюдение социальных, экономических и иных прав человека, его права разговаривать на родном языке и развивать свою культуру.

6.  Создание гражданского общества, накопившего большой социальный капитал, основанный на взаимном доверии, моральных и правовых нормах, гражданской активности, защите своих прав и свобод.

7.     Самодостаточность общества, проявляющаяся в высоком уровне благосостояния членов общества, отсутствии резких различий между богатыми и бедными. Только общество с высоким уровнем благосостояния способствует проявлению толерантности всех возможных видов — этнической, конфессиональной, экономической, межличностной и т.д.

8.     Наличие чувства собственного достоинства у людей и сохранение их самобытной культуры позволяет им с уважением относиться к культуре и личности других людей.

9.     Оптимальный уровень культурной, социальной, этнической, религиозной идентичности. Сохранение самобытной культуры людей позволяет им с уважением относиться к культуре и правам других людей.

10.   Открытость общества, опыт межкультурного общения и взаимодействия, возможность туристических поездок и поездок с целью обучения и пр.

11.   Профилактика интолерантности, устранение причин терроризма, приводящих к росту межэтнической, межконфессиональной напряженности [12, с. 551].

Эра ассертивности приходит на смену эры толерантности. Новая ситуация межкультурного взаимодействия требует от человека более высокого и качественного уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, умения жить в новом более сложном межкультурном обществе.

 

Литература

  1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 120 с.
  2. Бекон Ф. Новый Органон. М., 2009. 145 с.
  3. Вольтер Ф. «Философские письма». СПб.: «Макро-мегас», 1914. 187 с.
  4. Конт О. Дух позитивной философии. СПб.: Изд-во СПб. философского общества, 2001. 140 с.
  5. Локк Дж. Послание о веротерпимости: в 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 91—134.
  6. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 414 с.
  7. Монтень М. Об искусстве жить достойно. М., «Канон+», РООИ «Реабилитация», 1973. 200 с.
  8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: СПГУПР, 1999. 591 с.
  9. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб.: Изд-во СПбУ, 2005. 280 с.
  10. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012. 280 с.
  11. Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2017. 400 с.
  12. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 665 с.
  13. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 324 с.

Информация об авторах

Почебут Людмила Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4390-1442, e-mail: Ludmila.pochebut@gmail.com

Безносов Дмитрий Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры управления социальной сферой, ФГБОУ ВО «Государственный институт психологии и социальной работы» (ФГБОУ ВО ГИПСР), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6436-479X, e-mail: don-bizon@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3261
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 1792
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9