Психосоциальное развитие высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных военнослужащих срочной службы

763

Аннотация

В статье представлены результаты и их интерпретационный анализ исследования взаимосвязи статусно-ролевой позиции индивида в неформальной интрагрупповой структуре закрытых сообществ и особенностей его психосоциального развития (на примере армейских подразделений, укомплектованных военнослужащими срочной службы). Исследование разработано и реализовано на базе психосоциальной теории развития. Его эмпирической базой послужили армейские подразделения повышенной режимности — т. е. являющиеся реально закрытыми сообществами. Всего в исследовании приняли участие 13 такого рода групп. В каждой из них, по результатам социометрической, референтометрической процедур и методического приема определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, с использованием разработанного М.Ю. Кондратьевым алгоритма, вычислялся интегральный статус членов группы в структуре межличностных отношений. Параллельно, с использованием методики «Дифференциал психосоциального развития», выявлялись особенности психосоциальной идентичности респондентов. На основе анализа полученных данных показано, что уровень психосоциального развития высокостатусных членов закрытых сообществ существенно ниже, чем среднестатусных и низкостатусных. С использованием психосоциальной теории развития как базового интерпретационного ключа представлена развернутая объяснительная схема данной феноменологии.

Общая информация

Ключевые слова: психосоциальное развитие, групповой статус, неформальная интрагрупповая структура власти, закрытое сообщество

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090110

Для цитаты: Ильин В.А., Свирин Д.В. Психосоциальное развитие высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных военнослужащих срочной службы // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 1. С. 144–161. DOI: 10.17759/sps.2018090110

Фрагмент статьи

В современных условиях вопросы обеспечения национальной безопасности являются одним из ведущих приоритетов государственной политики. При этом одной из ключевых, в данном контексте, задач выступает поддержание высокого уровня боеготовности вооруженных сил минимально затратными — как в экономическом, так и в социальном планах — средствами.

Литература

  1. Ерасова Н.Ю. Становление профессиональной идентичности индивида в контексте психосоциального подхода к проблеме развития // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 111—118.
  2. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2009. 392 с.
  3. Ильин В.А. Теория и практика психосоциального развития: личность, группа, общество. M.: Издательство РГСУ, 2016. 287 с.
  4. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. М.: ПЕР СЭ, 2006. 272 с.
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
  6. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Воронеж: МОДЭК, 1997. 336 с.
  7. Минакова Е.А. Психологические особенности интеграции старшеклассников- мигрантов в условиях современного мегаполиса: дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 159 с.
  8. Минакова Е.А. Влияние этнокультурной специфики образовательного учреждения на процесс формирования эго-идентичности школьников // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 17—27.
  9. Сипягин Д.В. Влияние психосоциальной идентичности личности на статусно- ролевую позицию индивида в группе: дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 216 с.
  10. Сипягин Д.В. Возможности и перспективы использования психосоциального подхода к проблеме развития в условиях средней школы // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 25—32.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Информация об авторах

Ильин Валерий Александрович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-5616, e-mail: 0405@mail.ru

Свирин Дмитрий Владиславович, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, e-mail: metrodor.moscow@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3424
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 763
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0