Представления о справедливости и стили воспитания родителей как фактор морального развития подростков

966

Аннотация

Исследуются взаимосвязи между представлениями родителей о справедливости и особенностями морального развития старших подростков. Представлен статистический анализ взаимосвязи между представлениями родителей и подростков о справедливости, где обнаружены положительные значимые связи в отношении выраженности показателей чувствительности к справедливости с четырех позиций (жертвы, свидетеля, нарушителя, бенефициара). Показаны положительные значимые связи между уровнем совестливости подростков и отцов; между компонентами стиля воспитания родителей и показателями чувствительности к справедливости у подростков, а также представлениями подростков о стиле воспитания их родителей. В стиле воспитания родителей наиболее значимыми оказались следующие компоненты: уровень протекции, требований, удовлетворения потребностей и проекция детских качеств на подростка. Обнаружены различия во влиянии воспитательной позиции матерей и отцов на чувствительность к справедливости у подростков, в частности, негативное влияние материнской инфантилизации.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, чувствительность к справедливости, моральное развитие, стиль воспитания, уровень совестливости

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090206

Для цитаты: Авдулова Т.П., Уханова Д.П. Представления о справедливости и стили воспитания родителей как фактор морального развития подростков // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 2. С. 81–92. DOI: 10.17759/sps.2018090206

Литература

  1. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. С. 108—125. doi:10.17759/ sps.2017080107.
  2. Гулевич О.А. Основные стадии моральной социализации // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2010. С. 52—66.
  3. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 35—41.
  4. Кармакар Р. Зависимость просоциальной мотивации подростков от восприятия ими последовательности родительского воспитания // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 101—115. doi:10.17759/sps.2017080207
  5. Мироненко И.А. Проблема нравственности в современной российской психологии // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-тво «Институт психологии РАН», 2010. С. 15—28.
  6. Нартова-Бочавер С.К., Астанина Н.Б. Психологические проблемы справедливости взарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2014. № 1. С. 16—32.
  7. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, изд-во НГУ, 1995. 535 с.
  8. Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М. Представления современного российского подростка о значимых личностных качествах // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 44—55.
  9. Hoffman M.L. Moral Development // Carmichael’s manuals of child psychology / In
  10. P.H. Mussen (Ed.), New York. 1970. Vol. 2. P. 712—722.
  11. Lotz S., Baumert A., Fechtenhauer D., Gresser F., Schl sser T. Justice Sensitivity, Moral Emotions, and Altruistic Punishment [Электронный ресурс]. IACM 23rd Annual Conference Paper. SSRN. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1612791 (дата обращения: 1.12.2017).
  12. Palmer E.J., Hollin C.R. Sociomoral reasoning perceptions of parenting and self- reported delinquency in adolescents // Applied Cognitive Psychology. 2001. Vol. 37. P. 822—829.
  13. Siegler R. Children`s Thinking (2-nd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1991. 528 p.

Информация об авторах

Авдулова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8650-2751, e-mail: avdulova@bk.ru

Уханова Дарья Павловна, педагог-психолог, Школа № 2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова, Москва, Россия, e-mail: nedasha.net@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3289
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 966
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2