Ценности успеха в представлении студенческой молодежи поколения Z

1178

Аннотация

Авторы определяют значимость исследований ценностных оснований понимания жизнедеятельности представителями молодого поколения для его продуктивного включения в систему социально-производственных отношений. В статье представлены результаты исследования аксиологического аспекта представления об успехе студентов вузов, относящихся к поколению центениалов. Выборку исследования составил 591 обучающийся из трех вузов Красноярска. Для выявления значимости ценностей успеха использовалась методика С.А. Пакулиной «Мотивация достижения успеха студентов в вузе». Результаты исследования показывают, что представление студентов об успехе содержит широкий диапазон взаимосвязанных ценностей. При этом ценности интериоризованного (внутренне представленного) успеха имеют большую значимость, чем ценности экстериоризованного (внешне представленного) успеха. Общий уровень значимости ценностей успеха задается совокупным действием ценностей эмоционального состояния, личного успеха и ценностей социальной значимости. Авторы описывают риски такой структуры аксиологического аспекта успеха для молодых людей с высокой направленностью на достижения.

Общая информация

Ключевые слова: поколения, центениалы, студенты, успех, ценности

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100207

Для цитаты: Лукьянченко Н.В., Довыденко Л.В., Аликин И.А. Ценности успеха в представлении студенческой молодежи поколения Z // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 82–94. DOI: 10.17759/sps.2019100207

Литература

 

  1. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксис, 2013. 640 с.
  2. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 100 с.
  3. Белинская Е.П. Идентификационные модели подростков и молодежи: «герои нашего времени» [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 54. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.04.2019).
  4. Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р., Кончаловская М.М., Аянян А.Н. Социальные представления и ценностные ориентации в картине мира современных подростков: мозаика противоречий [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 53. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.03.2019).
  5. Гусельцева М.С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 54. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.03.2019).
  6. Дубовская Е.М., Киселева М.А. Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.03.2019).
  7. Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 116—130. doi: 10.17759/sps.2017080208
  8. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.
  9. Нечаев В.Д., Дурнева А.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2018. № 1. С. 36—45.
  10. Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.: Издательство ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», 2008. № 88. С. 23—32.
  11. Рапай К. Как мы живем, что покупаем и почему. М.: Альпина Паблишер, 2015. 167 с.
  12. Ржанова И.Е., Алексеева О.С. Ценностные предпочтения двух поколений [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.03.2018).
  13. Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 271 с.
  14. Сироткина И.Е., Смит Р. «Психологическое общество»: характеристика феномена // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 114—121.
  15. Уотсон П. Эпоха пустоты. Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло. М.: Эксмо, 2017. 830 с.
  16. Федотова В.А. Взаимосвязь ценностей и инновативных установок у представителей разных поколений россиян // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 82—92. doi: 10.17759/sps.2016070206
  17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
  18. Цымбаленко С.Б. Медийный портрет подростка двухтысячных годов. М.: ООДО «Лига юных журналистов», 2018. 72 с.
  19. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М.: Университет «Синергия», 2016. 185 с.
  20. 30 фактов о современной российской молодежи [Электронный ресурс] // AdIndex. URL: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml (дата обращения: 02.04.2019).
  21. Alkalai Y., Chajut E. Changes over time in digital literacy // Cyberpsychology and Behavior. 2009. Vol. 12 (6). P. 713—715.
  22. Giancola F. The Generation Gap: More Myth than Reality // Human Resource Planning. 2006. Vol. 29 (4). P. 32—37.
  23. Hargittai E. Digital Natives? Variation in internet skills and uses among members of the “net Generation” // Sociological Inquiry. 2010. Vol. 80 (1). P. 92—113.
  24. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991. 538 p.
  25. Jones C., Ramanau R., Cross S., Healing G. Net generation or Digital Natives: Is there a distinct new generation entering university? // Computers and Education. 2010. Vol. 54 (3). P. 722—732.
  26. Kennedy G., Judd T., Dalgarno В., Waycott J. Beyond natives and immigrants: Exploring types of net generation students // Journal of Computer Assisted Learning. 2010. Vol. 26 (5). P. 332—343.
  27. McClelland D.C. Human Motivation. New York, New Rochelle, Melborne, Sidney: Cambridge University Press, 1987. 663 р.
  28. Salajan F.D., Schonwetter D.J., Cleghorn B.M. Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? // Computers and Education. 2010. Vol. 55(3). P. 1393—1403.

Информация об авторах

Лукьянченко Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2813-9461, e-mail: Luk.nv@mail.ru

Довыденко Лариса Владимировна, магистр психологии, старший лаборант кафедры философии и социальных наук, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия, e-mail: dovydenko.larisa@yandex.ru

Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9787-1512, e-mail: alikinia@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3194
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1178
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7