Индивидуальные ценности и активность использования интернета: сопоставление России и европейских стран

581

Аннотация

Представлены результаты кросс-культурного исследования взаимосвязи активности использования интернета и индивидуальных ценностей высшего порядка (по Ш. Шварцу): «Самопреодоление»—«Самоутверждение» и «Открытость к изменениям»—«Сохранение». В качестве эмпирической базы послужили данные восьмой волны Европейского социального исследования (ESS). В сравнительной перспективе были проанализированы связи активности использования интернета и ценностей в России (N=2430), а также в трех европейских странах, занимающих самый высокий рейтинг в сфере развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index, 2017) — Исландия (N=880), Швейцария (N=1519), Великобритания (N=1926). Данные обрабатывались при помощи моделирования структурными уравнениями (SEM), а также мультигруппового моделирования структурными уравнениями (MGSEM). Исследование показало, что схожим между Россией и европейскими странами является отсутствие связи активности использования интернета с ценностями блока «Самопреодоление», а также положительная связь с ценностями блока «Открытость к изменениям». Также были обнаружены следующие различия в паттернах связей: на выборке россиян ценности блока «Самоутверждение» связаны позитивно с активностью использования интернета, а на выборке западноевропейских стран данная связь отсутствует, но наблюдается отрицательная связь ценностей блока «Сохранение», отсутствующая у россиян. На основе полученных данных высказывается предположение о том, как могут меняться ценности россиян в процессе дальнейшей цифровизации общества и повышения вовлеченности в использование интернета.

Общая информация

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, интернет, базовые ценности личности, кросс-культурная психология

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100406

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 19- 18-00169 «Влияние цифровизации на социальный капитал и ценности российского общества»).

Для цитаты: Татарко А.Н., Миронова А.А., Макласова Е.В. Индивидуальные ценности и активность использования интернета: сопоставление России и европейских стран // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 77–95. DOI: 10.17759/sps.2019100406

Литература

 

  1. Берулава Г.А. Влияние современных информационных технологий на коммуникативные характеристики личности // Гуманизация образования. 2013. № 6. С. 10—15.
  2. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.
  3. Лысак И.В., Белов Д.П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 5 (142). С. 256—264.
  4. Проникновение Интернета в России, GfK. 2017 [Электронный ресурс] // URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 01.07.2019).
  5. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 5—18. doi:10.17759/pse.2015200401
  6. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  7. Татарко А.Н. Взаимосвязь базовых человеческих ценностей и электорального поведения // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. С. 17—37. doi: 10.17759/sps.2017080102
  8. Al Omoush K.S., Yaseen S.G., Alma’aitah M.A. The impact of Arab cultural values on online social networking: The case of Facebook // Computers in Human Behavior. 2012. № 28 (6). P. 2387—2399.
  9. Albirini A. Cultural perceptions: The missing element in the implementation of ICT in developing countries // International Journal of Education and Development Using ICT. 2006. № 2 (1). P. 49—65.
  10. Alcántara-Pilar J.M., del Barrio-García S., Porcu L. A cross-cultural analysis of the effect of language on perceived risk online // Computers in Human Behavior. 2013. № 29 (3). P. 596—603.
  11. Bagchi K.K., Udo G.J., Kirs P.J., Choden K. Internet use and human values: Analyses of developing and developed countries // Computers in Human Behavior. 2015. № 50. P. 76—90.
  12. Bargh J.A., McKenna K.Y.A. The internet and social life // Annual Review of Psychology. 2004. № 55. P. 573—590.
  13. Calhoun K.J., Teng J., Myun J.C. Impact of national culture on information technology usage behavior: An exploratory study of decision making in Korea and the USA // Behavior and Information Technology. 2002. № 21 (4). P. 293—302.
  14. Castells M. End of Millennium: The Information Age: Economy // Society and Culture. 1998 (second edition 2000). Т. 3. № 3. 418 p.
  15. Cyr D., Head M. Website design in an international context: The role of gender in masculine versus feminine oriented countries // Computers in Human Behavior. 2013. № 29 (4). P. 1358—1367.
  16. Ellison N.B., Steinfield C., Lampe C. The benefits of Facebook “friends:” Social capital and college students’ use of online social network sites // Journal of computer-mediated communication. 2007. № 12 (4). P. 1143—1168.
  17. Fitzgerald M., Kruschwitz N., Bonnet D., Welch M. Embracing Digital Technology: A New Strategic Imperative // MIT Sloan Management Review. 2014. № 55 (2). P. 1—12.
  18. Fogela J., Nehmad E. Internet social network communities: Risk taking, trust, and privacy concerns // Computers in Human Behavior. 2009. № 25 (1). P. 153—160.
  19. Harrison L.E. Who prospers? How cultural values shape economic and political success. New York: Basic Books, 1992. 288 p.
  20. Harrison L.E., Huntington S.P. (Eds.). Culture matters: How values shape human progress. New York: Basic Books, 2000. 348 p.
  21. Hill C., Loch K., Straub D., El-Sheshai K. A qualitative assessment of Arab culture and information technology transfer // Journal of Global Information Management. 1998. № 6 (3). P. 29—38.
  22. Hofstede G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviours, institutions and organizations across nations. Thousand Oaks, California: Sage, 2001.
  23. ICT Development Index, 2017 [Электронный ресурс] // URL: http://www.itu.int/ net4/ITU-D/idi/2017/index.html (дата обращения: 26.06.2019).
  24. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997. 464 p.
  25. Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change and the persistence of traditional values // American Sociological Review. 2000. № 65 (1). P. 19—51.
  26. Lebedeva N., Tatarko A. Basic Values in Russia: Their Dynamics, Ethnocultural Differences, and Relation to Economic Attitudes // Psychology in Russia. State of the Art. 2018. Т. 11. № 3. P. 36—52.
  27. Lee I., Choi B., Kim J., Hong S. Culture-technology fit: Effects of cultural characteristics on the post-adoption beliefs of mobile internet users // International Journal of Electronic Commerce. 2007. № 11 (4). P. 11—51.
  28. Leidner D.E., Kayworth T. Review: A Review of Culture in Information Systems Research: Toward a Theory of Information Technology Culture Conflict // MIS Quarterly. 2006. № 30.2. P. 357—399.
  29. Loch K., Straub D., Kamel S. Diffusing the internet in the Arab world: The role of social norms and technological culturation // IEEE Transactions on Engineering Management. 2003. № 5 (1). P. 45—63.
  30. McGowan M.K., Cornwell L. Measuring computer literacy through the use of proficiency exams // Journal of Computer Information Systems. 1999. № 39 (3). P. 107— 112.
  31. Rogers E.M. Diffusion of Innovations: modifications of a model for telecommunications // Die diffusion von innovationen in der telekommunikation. Berlin: Springer, 1995. P. 25—38.
  32. Schwartz S. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey / Iowell R., Roberts C., Fitzgerald R., Eva G. (ed.). 2007. London: Sage. P. 161—193.
  33. Schwartz S. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychol. 1992. V. 25 (1). P. 1—65.
  34. Schwartz S.H., Bardi A. Value hierarchies across culture: Taking a similarities perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. № 32. P. 268—290.
  35. Srite M., Karahanna E. The influence of national culture on the acceptance of information technologies: An empirical study // MIS Quarterly. 2006. № 30 (3). P. 679— 704.
  36. Straub D.W. The effect of culture on IT diffusion: e-mail and fax in Japan and the US // Information Systems Research. 1994. № 5 (1). P. 23—47.
  37. The Little Data Book on Information Communication and Technology 2018 [Электронный ресурс] // URL: http://www.devdata.worldbank.org (дата обращения: 10.08.2019).
  38. Surveying the Digital Future. UCLA Center for Communication Policy [Электронный ресурс] // URL: https://docplayer.net/13727184-The-ucla-internet-report-surveying-the-digital- future-ucla-center-for-communication-policy.html (дата обращения: 12.08.2019).
  39. Venkatesh V., Morris M.G., Davis G.B., Davis F.D. User acceptance of information technology: Toward a unified view // MIS Quarterly. 2003. № 27 (3). P. 425—477.
  40. Whitman M.E. Enemy at the gate: Threats to information security // Communications of the ACM. 2003. № 46 (8). P. 91—95.
  41. Zhang X., Pablos P.O., Xu Q. Culture effects on the knowledge sharing in multi-national virtual classes: A mixed method // Computers in Human Behavior. 2014. № 31. P. 491—498.

 

Информация об авторах

Татарко Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор департамента психологии; главный научный сотрудник, зам. директора Центра социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», сотрудник, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУ ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7557-9107, e-mail: tatarko@yandex.ru

Миронова Анна Алексеевна, кандидат социологических наук, научный сотрудник, Институт социальной политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7182-4643, e-mail: amironova@hse.ru

Макласова Екатерина Владимировна, аспирант, стажер-исследователь, Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4857-9261, e-mail: emaklasova@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 983
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 581
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0