Социальная психология и общество
2020. Том 11. № 2. С. 204–208
doi:10.17759/sps.2020110213
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Парадоксы эпохи эмоциональной неопределенности Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с.
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: модернизм, романтический выбор, любовь, потребность в признании, социальное неравенство, свобода, выбор, власть, подчинение
Рубрика издания: Критика и библиография
Тип материала: рецензия
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110213
Для цитаты: Белинская Е.П. Парадоксы эпохи эмоциональной неопределенности Рецензия на книгу Е. Иллуз «Почему любовь ранит? Социологическое объяснение». Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с. // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 204–208. DOI: 10.17759/sps.2020110213
Полный текст
Вышедшая на языке оригинала еще в 2012 году книга известного социолога Евы Иллуз остается одной из влиятельнейших книг на тему любви и романтического партнерства. На богатом культурологическом, социологическом и психологическом материале автор выносит своеобразный приговор эпохе постмодерна, обвиняя последний в возникновении многих парадоксов нашей эмоциональной жизни. Основная цель, согласно авторской позиции, — показать, что за столь интимными и нередко трудно уловимыми переживаниями, каковыми являются «страдания от любви», стоит вполне конкретная социальная реальность, детерминируемая характером экономической и политической власти. «Облегчить боль любви» [1, с. 380] путем изучения ее социальных основ — а именно так звучит поставленная Е. Ил- луз задача, — несомненно, привлекательно: сама формулировка уже притягивает читателя, не говоря о фундированности и одновременно изящности предлагаемых решений. И потому эта книга, несомненно, будет интересна широкому кругу специалистов — социологам, психологам, культурологам, социальным философам, причем совсем не обязательно тем из них, кто интересуется гендерными отношениями: в своем анализе эпохи постмодерна автор затрагивает очень широкий круг вопросов — от актуальных оснований неравенства в экономической и политической сферах до индивидуальной ответственности, свободы и подчинения. Благодаря своему сюжету она, конечно, будет замечена и широким читателем, — нет ничего более объединяющего нас, вне зависимости от множества социальных и психологических различий, чем чувство любви. А в максимальной степени работа Е. Иллуз, как представляется, привлечет к себе социальных психологов — и в силу историко-гносеологических оснований социальной психологии, и по причине «узнаваемости» реализуемого методологического подхода (подчеркнем, что автор стоит на позициях социального конструкционизма), и вследствие самого своего содержания, гармонично соединя ющего анализ психологических и социологических реалий.
Однако стоит отметить, что возможны и некоторые разочарования. Несмотря на множественные отсылки к литературным произведениям (от Дж. Остин и О. Бальзака до Э.М. Ремарка и Э.Л. Джеймс), блестящие примеры из сериалов («Секс в большом городе», «Друзья») и веб-групп взаимоподдержки, последовательный тематический анализ соответствующих рубрик в New York Times, не говоря уже об увлекательных интерпретациях собственных глубинных интервью, взятых в Германии, Израиле и США, автор пишет в основном о женщинах и для женщин (и не скрывая, впрочем, своей приверженности к феминизму). Далее — эта книга исключительно о гетеросексуальном партнерстве (у подобной позиции также есть авторское объяснение). И наконец — значительную часть ее содержания составляет критический анализ того, как становление и развитие на протяжении всего двадцатого столетия различных форм психологической и психотерапевтической помощи способствовало возникновению «новых любовных страданий»1. Последнее, на наш взгляд, является отдельным и крайне любопытным для любого психолога сюжетом книги: такой критический «взгляд со стороны», своего рода отражение направленной на индивида профессиональной практики в зеркале социальности, конечно, провоцирует на возражения, но не может не заинтересовать.
Будучи в целом посвящена анализу динамики партнерских отношений в эпоху постмодерна, общая характеристика которого дана в первой главе («Глава 1. Введение»), книга Е. Иллуз соединяет в себе несколько содержательных линий; таковых, по сути, три.
Во-первых, это анализ метаморфоз экономического, политического и, как следствие, социального неравенства мужчин и женщин на протяжении последнего века и соответствующих психологических изменений в переживаниях власти и подчинения («Глава 2. Великая трансформация любви или возникновение брачного рынка»). Во-вторых, — описание существующего дисбаланса в возможностях выбора и, соответственно, мужско-женских различий в понимании и переживании личной свободы («Глава 3. Страх перед обязательствами и архитектура романтического выбора»). И в-третьих, — исследование социальных закономерностей в формировании индивидуальной независимости от кого-либо (и как повседневной практики, и как социального представления), что мыслится психологическим основанием тотальной онтологической неуверенности человека вне зависимости от его гендерной принадлежности («Глава 4. Потребность в признании. Любовь и уязвимость личности»). Эти три дихотомии — власть/ подчинение, выбор/свобода и независи- мость/общность — и определяют любовные трудности нашего современника: с точки зрения первой из них неопределенным становится вопрос ответственности в партнерских отношениях, с позиции второй — не имеет однозначного ответа вопрос о том, как не прогадать с выбором партнера, а в контексте третьей — понятно, почему одним из сложных этапов в романтических отношениях оказывается период признания в своих чувствах.
И думается, что содержание этих глав в максимальной степени доказывает, что книга Е. Иллуз — не столько (или во всяком случае — не только!) про любовь: она про динамику актуального переживания любым человеком предельных, экзистенциальных выборов и про их ограниченность рамками существующих социальных представлений. Именно поэтому представляется, что означенные три содержательные направления авторских размышлений оказываются реализованы гораздо шире, нежели это было исходно заявлено. Социальному психологу с этой точки зрения максимально интересными видятся представления автора об «архитектуре» современного выбора. Последний в силу того факта, что ценность наличия самой возможности выбирать в общественном сознании только усиливается, становится все более и более ориентирован на учет своих отдаленных следствий; подчиняется не столько логике индивидуальных предпочтений, сколько требованиям следовать советам профессионалов; зависит от доминирующих культурных норм сомнения и недоверия к своим чувствам, а потому нередко сопровождается неуверенностью и иронией.
Обобщая содержание этих трех глав, отметим следующее. «Подобно тому, как свобода в экономической сфере создает неравенство и делает его невидимым, свобода в сексуальной сфере отвлекает внимание от социальных условий, которые делают возможным эмоциональное господство мужчин над женщинами» [1, с. 386]. Но одновременно объективное расширение возможностей романтического выбора (описанию электронного регулирования брачных рынков посвящен не один десяток страниц книги) приводит к тому, что «люди вынуждены постоянно заниматься самоанализом, чтобы установить свои предпочтения, оценить имеющиеся варианты и удостовериться в своих чувствах» [1, с. 157], а столь пристальное всматривание в мир иррационального неминуемо блокирует интуитивные решения, заменяя их рационализациями, что, в свою очередь, ведет к снижению ценности воспринимаемого объекта. Так, на место еще недавних сильных (и в жизни, и в любви) героев и верных (как своим героям, так и своим страданиям) героинь приходят фигуры неясной мужественности или женственности, характеризующиеся холодной амбивалентностью чувств и страхом оказаться социально незаметными. Подобная «концептуальная неуверенность в себе» нашего современника связана, по мысли автора, с двумя социально-психологическими обстоятельствами: все большим «размыванием» параметров идеального партнера и возрастающей неопределенностью критериев социальной ценности человека.
Последние две главы («Глава 5. Любовь, Разум, Ирония» и «Глава 6. От романтических фантазий до разочарований») посвящены эмоциональным следствиям всеобщей рационализации повседневности и новым формам воображения в современной ситуации избытка информации. Отмечая, что рационализация романтических чувств во многом опирается на существующие технологии интернет-поиска партнера, Е. Иллуз подчеркивает, что в ее основе лежит все же не технология как таковая, а описанная еще Э. Гидденсом закономерность: постмодернистское требование новой нормы справедливости («все поровну») требует от человека повседневной мобилизации когнитивного ресурса, в том числе — в эмоциональной сфере (например, постоянный подсчет, кто больше вкладывается в поддержание романтических отношений), что, в свою очередь, приводит к «чистым отношениям», в которых уже нет места страсти и спонтанному эротизму. И потому «разочарование в партнере есть сегодня господствующий эмоциональный стереотип» [1, с. 349], выступающее не только как разочарование в конкретном человеке, а, скорее, как неопределенная эмоция, сопровождающая оценку нашим современником всей своей жизни.
Иными словами, книга Е. Иллуз не столько дает ответы на поставленный в заглавии вопрос, сколько обращает читателя к новым ракурсам его поиска. Современный человек, по ее мнению, характеризуется внутренней неопределенностью в трех сферах: мотивации (как понимании того, что именно мы хотим), социальном признании (как рефлексии того, что наиболее важно сегодня для нашего чувства значимости) и желании (как представлении об идеальном). Социальные представления, отражающие эти затруднения, и делают актуальную реальность эпохой «эмоциональной неопределенности», приводя к парадоксам современной любви.
1 Как иронично замечает Е. Иллуз, «на протяжении всего XX в. идея о том, что люди сами создают свои любовные муки, была невероятно успешной, возможно потому, что психология одновременно давала утешительное обещание избавления от них», в то время как «основной проблемой является не трудное детство или недостаток самосознания, а совокупность социальных и культурных напряженностей и противоречий, которые формируют современную личностную идентичность» [1, с. 9—10].
Литература
1. Иллуз Е. Почему любовь ранит? Социологическое объяснение / пер. с нем. С.В. Сидоровой. Москва; Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2020. 400 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 620
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 370
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5