Профессиональные предпочтения учащихся и социокультурные трансформации профессиональных групп

385

Аннотация

Цель. Охарактеризовать предпочтения современных подростков в профессиональных сферах с учетом влияния демографических и социально-стратификационных факторов, а также выявить влияние социокультурных факторов — социальной успешности (статус в классе, успеваемость) и компонентов жизненной позиции (эмоциональная оценка перспектив, планы, ценностные ориентации) — на трансформацию представлений школьников о профессиональных сферах и особенности их рекрутирования в различные профессиональные группы. Контекст и актуальность. В связи со сложностью современной социокультурной ситуации, определяющей своеобразие социализации современного подростка (ценностно-нормативная неопределенность, усиление социального неравенства, изменение информационного пространства, трансформация основных социальных институтов социализации, в первую очередь, семьи и школы), сегодня становится важным обратить внимание на особенности рекрутирования современной молодежи в различные профессиональные сферы. Дизайн исследования. В работе изучалась частотность выбора учащимися различных профессиональных сфер для дальнейшей деятельности. Исследовались влияние демографических, социально-стратификационных факторов социальной успешности, компонентов жизненной позиции школьников. Участники. 11803 учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов. Методы (инструменты). Анонимный анкетный опрос учащихся основной и старшей школы с использованием закрытых вопросов, пакет StatSoftStatistika 6.0. (значимые различия, факторный анализ). Результаты. Выявлены особенности влияния демографических и социально-стратификационных факторов на профессиональные предпочтения современных подростков. С помощью процедуры факторного анализа выделены пять обобщенных характеристик жизненной позиции школьников, которые определяют особенности их ориентаций на разные виды профессиональной деятельности. Основные выводы. Полученные данные дают возможность спрогнозировать влияние демографических, социально-стратификационных и социокультурных факторов на характер трансформаций различных социально-профессиональных групп.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, профессиональные предпочтения, рекрутирование в сферу профессиональной деятельности, трансформация социально-профессиональных групп, демографические и социально-стратификационные факторы, социальная успешность, жизненная позиция

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110308

Для цитаты: Собкин В.С., Калашникова Е.А. Профессиональные предпочтения учащихся и социокультурные трансформации профессиональных групп // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 114–134. DOI: 10.17759/sps.2020110308

Литература

 

1.        Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

2.        Арон И.С. Субъектность профессионального самоопределения подростков с особыми социальными ситуациями развития // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 4. С. 64—72. DOI:10.17759/chp.2017130407

3.        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

4.        Васькова О.В., Кочетков Н.В., Соловьев С.М. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 177—189. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2013/n2/61341.shtml (дата обращения: 16.03.2020).

5.        Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы [Электронный ресурс] // На пороге взросления. М.: МГППУ, 2011. С. 62—77. URL: http://psyjournals.ru/files/48300/na_poroge_vzrosleniya_Golovey.pdf (дата обращения: 09.07.2019).

6.        Грачикова Е.В. Особенности профессионального самоопределения современных подростков / Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2009. № 1. С. 158—164.

7.        Данилова М.В. Возрастно-половые факторы профессионального самоопределения подростков и юношей в связи с эмоциональным отношением к профессиональному

будущему / Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 174—179.

8.        Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. 456 с.

9.        Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 320 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/PPs-2008/PPs-320.htm#$p1] (дата обращения: 03.07.2019).

10.    Собкин В.С. Профессии в контексте социальных стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя [Электронный ресурс] / В.С. Собкин, А.А. Мкртычян // Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 48—57. URL: http://www.pmedu.ru/res/2010_6_6. pdf. (дата обращения: 03.07.2019).

11.    Собкин В.С., Грачева А.М. Особенности ориентации старшеклассников и учащихся ПТУ в социально-профессиональной сфере // Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования. М., 1990. С. 102—130.

12.    Собкин В.С., Калашникова Е.А. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С.19—39 DOI: 10.17759/sps 2019100302

13.    Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Типовая методика проведения социологического исследования ценностных ориентаций старшеклассников в области профориентации. М.: Центр социологии образования Российской академии образования, 1994. 59 с.

14.    Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp- 001.htm#$p1 (дата обращения: 03.03.2020).

15.    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.

16.    Frey C., Osborne M. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs To Computerization? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. V. 114. P. 254—280.

17.    Joseph E. Stiglitz «Unemployment and Innovation» NBER Working Papers 20670, National Bureau of Economic Research, Inc. 2014.

 

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Калашникова Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»), ведущий научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт РАО» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4429-623X, e-mail: 5405956@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 411
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 385
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12