Социальная психология и общество
2021. Том 12. № 1. С. 162–176
doi:10.17759/sps.2021120111
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Взаимосвязь умственного развития студентов с морально-нравственными регуляторами социального взаимодействия
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная активность студентов, социальное взаимодействие, морально-нравственные нормативы, честность, доверие , умственное развитие, мыслительные операции
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120111
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00245.
Для цитаты: Акимова М.К., Галстян О.А. Взаимосвязь умственного развития студентов с морально-нравственными регуляторами социального взаимодействия // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 162–176. DOI: 10.17759/sps.2021120111
Литература
1. Акимова М.К., Горбачева Е.И. Нормативный подход в диагностике: обоснование и разработка методики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 2. С. 45—56.
2. Акимова М.К., Горбачёва Е.И., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Тест умственного развития взрослых: теоретические подходы к конструированию и психометрическая квалификация // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 51—61.
3. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. Т. 11. № 1. С. 89—98. DOI:10.28995/2073-6398-2018-1-89-98
4. Балабанова Е.С. Личностные и групповые факторы развития социальной активности молодежи // Материалы V Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки и образования» (г. Чебоксары, 12 июня 2015 г.). Т. 5. № 2. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 226—229.
5. Балог А.И. Формирование социальной активности молодежи: особенности, структура и мотивы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11. С. 85—89.
6. Блумер Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод: Пер. с англ. М.: Элементарные формы, 2017. 344 с.
7. Горбачева Е.И. Психологические закономерности идентификации ситуации морального выбора в многозначном контексте задачи социального взаимодействия // Социально- психологические проблемы ментальности/менталитета. 2016. № 12. С. 51—55.
8. Гулевич О.А., Сариева И.Р. Социальные верования, политическое доверие и готовность к политическому поведению: сравнение России и Украины // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 74—92. DOI:10.17759/sps.2020110205
9. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 547 с.
10. Князева Т.Н., Сидорина Е.В. Понимание морально-нравственных категорий младшими школьниками в структуре развития морального интеллекта // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 15—36.
11. Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122—139.
12. Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 42—51.
13. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2006. 480 с.
14. Субботский Е.В., Чеснокова О.Б. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5). С. 8—13.
15. Сычев О.А., Белоусов К.И., Протасова И.Н. Ценностные и моральные основы социально- политических взглядов молодежи // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. C. 60— 77. DOI:10.17223/17267080/73/4
16. Щемелева И.И. Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 133—141. DOI:10.31857/ S013216250004594-6
17. Alvin W. Gouldner. The Norm of Reciprocity: A Preliminary Statement // American Sociological Review. 1960. Vol. 25. No. 2. Р. 161—178.
18. Beauchamp T.L. Philosophical ethics: An introduction to moral philosophy. Boston: McGraw- Hill, 2001. 416 p.
19. Berkowitz L., Daniels L.R. Affecting the salience of the social responsibility norm: effects of past help on the response to dependency relationships // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1964. Vol. 68. No. 3. P. 275—281. DOI:10.1037/h0040164
20. Bocian K., Baryla W., Wojciszke B. Egocentrism shapes moral judgements // Social and Personality Psychology Compass. 2020. Vol. 14. No. 12. P. 1—14. DOI:10.1111/spc3.12572
21. Carl N., Billari F.C. Generalized Trust and Intelligence in the United States // PLOS ONE. 2014. Vol. 9(3). P. e91786. DOI:10.1371/journal.pone.0091786
22. Hooghe M., Marien S., de Vroome T. The cognitive basis of trust. The relation between education, cognitive ability, and generalized and political trust // Intelligence. 2012. Vol. 40. No. 6. P. 604— 613. DOI:10.1016/j.intell.2012.08.006
23. Lennick D., Kiel F. Moral Intelligence: Enhancing business performance and leadership success. Upper Saddle River, NJ: Wharton School Publishing, 2005. 306 p.
24. Lennick D., Kiel F. Moral Intelligence and successful leadership: Leading and living in alignment with Universal Human Principles // Leader to Leader. 2006. No. 40. P. 13—16.
25. Ling G. The meaning and measurement of moral judgment competence revisited — A dual-aspect model / In D. Fasco & W. Willis (Eds.) // Contemporary philosophical and psychological perspectives on moral development and education. Cresshill. NJ: Hampton Press, 2008. P. 185—220.
26. Purzycki B.G. [et al.] The cognitive and cultural foundations of moral behavior // Evolution and Human Behavior. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 1—26. DOI:10.1016/j.evolhumbehav.2018.04.004
27. Shamionov R.M., Grigoryev A.V. The image of socially active individual in the representations of student youth // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019. Vol. 7. No. 1. P. 15—20. DOI:10.5937/IJCRSEE1901015S
28. Thijssen S. [et al.] The honest truth about deception: Demographic, cognitive, and neural correlates of child repeated deceptive behavior // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. Vol. 162. P. 225-241. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.05.009
29. Walczyk J.J., Fargerson C. A cognitive framework for understanding development of the ability to deceive // New Ideas in Psychology. 2019. Vol. 54. P. 82—92. DOI:10.1016/j. newideapsych.2019.02.003
30. Yeshpanova D., Narbekova G., Biyekenova N., Kuchinskaya J., Mukanova O. Social Activity Of Youth In Social And Cultural Measurement // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 140. P. 109—114. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.04.394
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 764
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 448
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1