Взаимосвязь умственного развития студентов с морально-нравственными регуляторами социального взаимодействия

448

Аннотация

Цель. Анализ взаимосвязей уровня умственного развития студентов с практиками социального взаимодействия в ситуациях, требующих оказания помощи другим субъектам, и его морально-нравственными регуляторами. Контекст и актуальность. Важнейшим источником развития общества является социальная активность граждан. Наибольшим потенциалом такой активности обладает молодежь. В связи с этим вызывает интерес изучение факторов и условий социальной активности студенческой молодежи. Дизайн исследования. Исследовались взаимосвязи уровня умственного развития студентов, во-первых, с уровнем принятия таких морально-нравственных нормативов, как доверие и честность, и, во-вторых, с такими параметрами социального взаимодействия, как его значимость для субъекта и способы реагирования в конкретной ситуации. Участники. 268 студентов трех вузов Центрального региона, различающихся уровнем урбанизации населенного пункта (мегаполис, областной центр, районный город). Средний возраст испытуемых — 19—20 лет. Методы (инструменты). Тест умственного развития взрослых, опросник доверительных отношений, опросник легитимизации нечестности, диагностическое интервью социального взаимодействия (М.К. Акимова и др.). Результаты. Выявлено, что уровень сформированности таких мыслительных операций, как способность обобщать, классифицировать, мыслить по аналогии и индуктивно, оперировать числами, статистически значимо взаимосвязан с уровнем доверия к самому себе и к общественным институтам, степенью тревожности в социальном взаимодействии, а также со степенью недопущения в нем такого проявления нечестности, как воровство. Эрудированность субъекта взаимосвязана с доверием к государственным и общественным институтам. Оценка субъективной значимости ситуации социального взаимодействия и уровень активности в ней также взаимосвязаны с определенными характеристиками умственного развития. Основные выводы. Существует когнитивная составляющая в виде сформированности определенных мыслительных операций, эрудированности и уровня общего умственного развития субъекта в формировании доверия и честности, а также в оценке субъективной значимости ситуации социального взаимодействия и определении уровня активности в ней.

Общая информация

Ключевые слова: социальная активность студентов, социальное взаимодействие, морально-нравственные нормативы, честность, доверие , умственное развитие, мыслительные операции

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120111

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00245.

Для цитаты: Акимова М.К., Галстян О.А. Взаимосвязь умственного развития студентов с морально-нравственными регуляторами социального взаимодействия // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 162–176. DOI: 10.17759/sps.2021120111

Литература

 

1.        Акимова М.К., Горбачева Е.И. Нормативный подход в диагностике: обоснование и разработка методики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 2. С. 45—56.

2.        Акимова М.К., Горбачёва Е.И., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Тест умственного развития взрослых: теоретические подходы к конструированию и психометрическая квалификация // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 51—61.

3.        Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. Т. 11. № 1. С. 89—98. DOI:10.28995/2073-6398-2018-1-89-98

4.        Балабанова Е.С. Личностные и групповые факторы развития социальной активности молодежи // Материалы V Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки и образования» (г. Чебоксары, 12 июня 2015 г.). Т. 5. № 2. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 226—229.

5.        Балог А.И. Формирование социальной активности молодежи: особенности, структура и мотивы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11. С. 85—89.

6.        Блумер Г. Символический интеракционизм: перспектива и метод: Пер. с англ. М.: Элементарные формы, 2017. 344 с.

7.        Горбачева Е.И. Психологические закономерности идентификации ситуации морального выбора в многозначном контексте задачи социального взаимодействия // Социально- психологические проблемы ментальности/менталитета. 2016. № 12. С. 51—55.

8.        Гулевич О.А., Сариева И.Р. Социальные верования, политическое доверие и готовность к политическому поведению: сравнение России и Украины // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 74—92. DOI:10.17759/sps.2020110205

9.        Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб.: Питер, 2008. 547 с.

10.    Князева Т.Н., Сидорина Е.В. Понимание морально-нравственных категорий младшими школьниками в структуре развития морального интеллекта // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 15—36.

11.    Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122—139.

12.    Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 42—51.

13.    Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2006. 480 с.

14.    Субботский Е.В., Чеснокова О.Б. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5). С. 8—13.

15.    Сычев О.А., Белоусов К.И., Протасова И.Н. Ценностные и моральные основы социально- политических взглядов молодежи // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. C. 60— 77. DOI:10.17223/17267080/73/4

16.    Щемелева И.И. Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ // Социологические исследования. 2019. № 4. С. 133—141. DOI:10.31857/ S013216250004594-6

17.    Alvin W. Gouldner. The Norm of Reciprocity: A Preliminary Statement // American Sociological Review. 1960. Vol. 25. No. 2. Р. 161—178.

18.    Beauchamp T.L. Philosophical ethics: An introduction to moral philosophy. Boston: McGraw- Hill, 2001. 416 p.

19.   Berkowitz L., Daniels L.R. Affecting the salience of the social responsibility norm: effects of past help on the response to dependency relationships // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1964. Vol. 68. No. 3. P. 275—281. DOI:10.1037/h0040164

20.    Bocian K., Baryla W., Wojciszke B. Egocentrism shapes moral judgements // Social and Personality Psychology Compass. 2020. Vol. 14. No. 12. P. 1—14. DOI:10.1111/spc3.12572

21.    Carl N., Billari F.C. Generalized Trust and Intelligence in the United States // PLOS ONE. 2014. Vol. 9(3). P. e91786. DOI:10.1371/journal.pone.0091786

22.    Hooghe M., Marien S., de Vroome T. The cognitive basis of trust. The relation between education, cognitive ability, and generalized and political trust // Intelligence. 2012. Vol. 40. No. 6. P. 604— 613. DOI:10.1016/j.intell.2012.08.006

23.    Lennick D., Kiel F. Moral Intelligence: Enhancing business performance and leadership success. Upper Saddle River, NJ: Wharton School Publishing, 2005. 306 p.

24.    Lennick D., Kiel F. Moral Intelligence and successful leadership: Leading and living in alignment with Universal Human Principles // Leader to Leader. 2006. No. 40. P. 13—16.

25.    Ling G. The meaning and measurement of moral judgment competence revisited — A dual-aspect model / In D. Fasco & W. Willis (Eds.) // Contemporary philosophical and psychological perspectives on moral development and education. Cresshill. NJ: Hampton Press, 2008. P. 185—220.

26.    Purzycki B.G. [et al.] The cognitive and cultural foundations of moral behavior // Evolution and Human Behavior. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 1—26. DOI:10.1016/j.evolhumbehav.2018.04.004

27.    Shamionov R.M., Grigoryev A.V. The image of socially active individual in the representations of student youth // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2019. Vol. 7. No. 1. P. 15—20. DOI:10.5937/IJCRSEE1901015S

28.    Thijssen S. [et al.] The honest truth about deception: Demographic, cognitive, and neural correlates of child repeated deceptive behavior // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. Vol. 162. P. 225-241. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.05.009

29.    Walczyk J.J., Fargerson C. A cognitive framework for understanding development of the ability to deceive // New Ideas in Psychology. 2019. Vol. 54. P. 82—92. DOI:10.1016/j. newideapsych.2019.02.003

30.    Yeshpanova D., Narbekova G., Biyekenova N., Kuchinskaya J., Mukanova O. Social Activity Of Youth In Social And Cultural Measurement // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 140. P. 109—114. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.04.394

Информация об авторах

Акимова Маргарита Константиновна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психодиагностики, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВО РГГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3276-9108, e-mail: m.k.akimova@rambler.ru

Галстян Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики, ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГОУ ВО МО ГГТУ), Орехово-Зуево, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3371-2181, e-mail: o-galstyan@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 764
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 448
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1