Введение
Среди проблем психологической диагностики умственного развития дошкольников необходимо выделить одну, которая чрезвычайно важна – фактически полное отсутствие инструментария для оценки развития наглядно-образного мышления в младшем дошкольном возрасте при том, что именно уровень его развития во многом определяет полноту решения возрастных задач (Брунер, Олвер, Гринфилд, 2013; Венгер, 2010; Люблинская, 2009; Пиаже, 1994; Развитие мышления…, 1985).
Особенностью этого типа мышления является то, что при решении мыслительных задач осуществляются действия со специфическими образами – представлениями об объектах и их частях, отображающими существенные связи, отношения и закономерности – наглядными моделями (Венгер, 1982, 1983). Важно отметить, что «…оперирование представлениями лишь проявления более сложных характеристик действий наглядно-образного мышления. Последнее предполагает, прежде всего, дифференциацию плана представлений от плана реальной действительности, возможность замещать реальные объекты представлениями о них и относить результаты оперирования представлениями к самой действительности» (Диагностика умственного развития дошкольников, 1978, с. 26). Именно возникновение у младших дошкольников умения действовать в плане представлений образами конкретных объектов рассматривается учеными «как узловой момент их психического развития» (Развитие мышления…, 1985, с. 98).
Однако методики, которые позволяют выявить особенности развития наглядно-образного мышления и овладения детьми действий именно данного типа мышления, в диагностической практике фактически отсутствуют. Основу диагностических комплектов по выявлению особенностей развития мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста составляют, во-первых, преимущественно методики, «пришедшие» из практики работы с детьми с проблемами в развитии без необходимой модификации и адаптации, во-вторых, это в основном методики на восприятие и внимание, на овладение элементарными представлениями об окружающем, на способность ребенка к обобщениям и классификации объектов (Диагностическое обследование…, 2020; Павлова, Руденко, 2008; Психолого-педагогическая диагностика…, 2007; Рожков, 2004; Рычкова, Лаврова, 2000; Семаго, 2006; Филиппова, Жуганова, 2023) 1.
Очевидно, что как для изучения особенностей мыслительной деятельности детей, так и для организации эффективной образовательной или коррекционно-развивающей работы с младшими дошкольниками важно иметь возможность выявлять особенности их умственного развития. Поэтому поиск (или разработка) средств, которые позволяли бы осуществлять диагностику именно наглядно-образного мышления детей этой возрастной группы, чрезвычайно актуален и необходим не только для научных исследований, но и для эффективной образовательной практики.
Инструментом, который позволяет разрешить указанное противоречие, является методика «Конструирование по образцу», разработанная Т.В. Лаврентьевой (Психолог в дошкольном учреждении, 2002) на основе теоретических положений об умственном развитии детей дошкольного возраста (Венгер, 1978; Запорожец, 2000; Поддьяков, 1977; Развитие мышления…, 1985), о роли подражательной деятельности младшего дошкольника в формировании наглядно-образного мышления, в переходе к нему от наглядно-действенной формы (Развитие мышления…, 1985). Было показано, что «подражание – это особая деятельность, которая служит исходной основой формирования как плана действий по представлению, так и других важных психологических новообразований, возникающих в дошкольном детстве» (Развитие мышления…, 1985, 100). Наличие элементов образного мышления необходимо как для выполнения или повторения непосредственно наблюдаемых действий взрослого, так и для подражания «скрытым преобразованиям ситуации» (Развитие мышления…, 1985, 101). «Данная форма характеризуется тем, что практические преобразования ситуации заменяются представляемыми преобразованиями» (Развитие мышления…, 1985, 98).
Методика «Конструирование по образцу» направлена на диагностику наглядно-образного мышления детей от 3 до 4,5 лет. Ребенку предлагается последовательно выполнить три постройки из кубиков по предложенному взрослым образцу. Кубики – три разные, хорошо знакомые детям геометрические тела, «строительные детали». Постройки для воспроизведения постепенно усложняются за счет разворота фигур и пространственного расположения относительно друг друга. Задания позволяют выявить способность ребенка создавать постройку из кубиков по образцу, которым служит конструкция, построенная взрослым. Создать тождественную образцу постройку ребенок сможет по-разному: либо он ориентируется при ее воспроизведении на материализованный образец, либо такой способностью он еще не обладает, и ему необходимо видеть способ создания конструкции. Именно по способу выполнения диагностических задач определяется уровень развития наглядно-образного мышления.
Проведенное исследование было направлено на апробацию методики «Конструирование по образцу» и психометрическую проверку ее валидности. Для проведения апробации методика была модифицирована и использовалась авторами в одном из оптимальных вариантов ее использования на практике:
- введена более тонкая дифференцированная оценка по пяти уровням,
- описан набор деталей для проведения методики в стандартизированном варианте,
- подобраны пары заданий одинакового уровня сложности,
- более логично и рационально описана процедура проведения.
Данные изменения в методике позволяет ее использовать ее для оценки наглядно-образного мышления как и методику «Конструирование по образцу», описанную Т.В. Лаврентьевой.
Надежность определялась с помощью применения стандартизированной альфы Кронбаха.
Для оценки валидности использовался специально разработанный опросник для воспитателей. Выбор содержания опросника основывался, прежде всего, на роли наглядно-образного мышления в продуктивных деятельностях и освоении представлений об окружающем.
В исследованиях российских ученых (Запорожец, 2000; Венгер, 1986; Люблинская, 2009; Изотова, Молчанова, Авдулова, Хузеева, Радчикова, 2024) было убедительно показано, что от степени освоения действий этого типа мышления зависит эффективность обучения детей, их успешность в различных детских видах деятельности – конструировании, рисовании, игре и др. Кроме того, данное решение было принято на основании многочисленных исследований наглядно-образного мышления и детских деятельностей как одного из условий его развития (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, В.С., Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.).
Педагогов просили оценить (по шестибалльной шкале) успешность каждого ребенка в таких занятиях, как рисование, лепка, аппликация, и на занятиях по ознакомлению с окружающим и формированию элементарных математических представлений. Кроме того, предлагалось дать общую оценку способности каждого из детей думать и размышлять.
Материалы и методы
Участники исследования. В исследовании приняли участие 722 ребенка из Самарской области, Саратовской области и Чувашской Республики в возрасте от 3 лет (36 месяцев) до 4,5 лет (54 месяца). Средний возраст составил 45 ± 3 месяцев (медиана = 45 месяцев; внутриквартильный размах = 4 месяца). Выборка была достаточно сбалансированная по полу (401 девочка; 55,5%). Дети были преимущественно из городских поселений (722 человека; 91,1%) и обучались по основной образовательной программе (по адаптированной основной образовательной программе обучались только 23 человека; 3,2%).
Методики. Все участники исследования выполняли методику «Конструирование по образцу», состоящую из трех заданий (Психолог в дошкольном учреждении..., 2002). Инструкция, текст методики и правила оценки заданий приведены в Приложении. Дополнительно воспитатели оценивали по 6-балльной шкале (в баллах от 0 до 5, где 5 – очень высокий уровень, 1 – низкий уровень, 0 – если с ребенком необходимо проводить специальную индивидуальную работу) успешность на занятиях и способность думать и размышлять для каждого из воспитанников по следующим занятиям: 1) ознакомление с окружающим; 2) формирование элементарных математических представлений; 3) развитие речи; 4) рисование; 5) лепка; 6) аппликация; а также общую способность думать и размышлять.
Процедура. Организация исследования осуществлялась совместно с Федерацией психологов образования России. Представителями региональных отделений ФПО России (на добровольной основе) были выбраны дошкольные образовательные организации, которые имели необходимые условия и были готовы провести психометрическую проверку методики «Конструирование по образцу» с детьми второй младшей и средней групп в ограниченные сроки.
Методика проводилась индивидуально в соответствии с инструкцией. Каждому ребенку предлагалось построить из своих трех кубиков точно такую же постройку, как получилось у взрослого. Первая постройка выполняется взрослым за «ширмой» (экраном, листочком и т.п.), чтобы у детей не было возможности видеть способ выполнения, а затем по образцу постройки ребенок строил свою конструкцию из кубиков. Если ребенок выполнял воспроизведение образца без ошибок, ему давалось следующее задание – построить следующую конструкцию, которую взрослый возвел также за «ширмой». Если же ребенок допустил ошибки при воспроизведении образца, ему предлагается другая конструкция аналогичного уровня сложности, но возведение постройки осуществляется без «ширмы», что дает возможность ребенку наблюдать способ действия. По такой же логике ребенок выполняет все три задания, т.е. воспроизводит последовательно три конструкции различной сложности.
По ходу выполнения задания взрослый фиксирует неточности и ошибки (если их допускает ребенок) – нарушение поворота деталей и/или пространственного расположения деталей относительно друг друга.
Результаты исследования представлены в открытом доступе в репозитории RusPsyDATA (Бурлакова и др., 2024).
Статистический анализ. Так как результаты методики «Конструирование по образцу» представляют собой порядковую шкалу, для сравнения двух групп использовался критерий Манна-Уитни, для сравнения успешности выполнения трех заданий между собой – критерий хи-квадрат Фридмана.
Результаты и обсуждение
Описательная статистика (частотная таблица) по выполнению всех заданий методики приведена в табл. 1. Видно, что задания постепенно усложняются: если первое задание не смогли сделать только 0,6% детей, то третье – уже 5,5%; падает и доля детей, справившихся с воспроизведением постройки без ошибок (с 65% до 22,7%). Статистический анализ также подтверждает значимые различия между выполнением различных заданий (c2 Фридмана (N = 722, df = 2) = 521,96; p < 0,0001). В то же время можно сказать, что все три задания направлены на выявление способности ребенка использовать образец как средство решения поставленной познавательной задачи; коэффициент конкордации оказался = 0,36, а стандартизированная альфа Кронбаха = 0,79, что говорит о том, что чем лучше ребенок справляется с первым заданием, тем выше у него шансы справиться и со вторым, и с третьим. Это также говорит о внутренней согласованности заданий и внутренней надежности методики.
Таблица 1 / Table 1
Частота встречаемости различных уровней конструирования (N = 722)
Frequency of different levels of construction (n = 722)
|
Задание / Task |
1 |
2 |
3 |
|
|
Уровни конструирования / Construction Levels |
N / % |
|||
|
0 |
Нецеленаправленные пробы; воспроизводит постройку, сделанную взрослым без экрана, после поэтапного показа постановки деталей / Unstructured tests; the child reproduces the construction demonstrated by an adult without a screen, following a step-by-step demonstration of element placement |
4 |
23 |
40 |
|
0,6 |
3,2 |
5,5 |
||
|
1 |
Постройка, сделанная без экрана, выполняется с ошибками и неточностями; помощь взрослого не принимается / The construction made without a screen, contains errors and inaccuracies; the child does not accept adult assistance |
9 |
24 |
66 |
|
1,2 |
3,3 |
9,1 |
||
|
2 |
Ребенок с первой постройкой, выполненной за экраном, не справляется; постройку, сделанную без экрана, воспроизводит с ошибками и неточностями, которые исправляет после повторения инструкции: постройка должна быть точно такой же, как у взрослого / The child fails to complete the first construction done behind the screen; the construction done without the screen is reproduced with errors and inaccuracies, which are corrected after repeating the instructions: the construction must be exactly the same as the adult's |
36 |
81 |
97 |
|
5,0 |
11,2 |
13,4 |
||
|
3 |
Ребенок с первой постройкой, выполненной за экраном, не справляется; воспроизводит без ошибок постройку, сделанную без экрана / The child fails to complete the first construction task behind the screen but accurately reproduces the construction made without a screen |
73 |
150 |
129 |
|
10,1 |
20,8 |
17,9 |
||
|
4 |
Воспроизводит постройку, выполненную за экраном, с неточностями и ошибками, которые исправляет после повторения инструкции: постройка должна быть точно такой же, как у взрослого / The child reproduces the construction created behind the screen with inaccuracies and errors, which are corrected after repeating the instruction: "Your construction should look exactly like the adult’s model" |
131 |
225 |
226 |
|
18,1 |
31,2 |
31,3 |
||
|
5 |
Ребенок точно воспроизводит конструкцию, созданную за ширмой / The child accurately reproduces the construction created behind the screen |
469 |
219 |
164 |
|
65,0 |
30,3 |
22,7 |
||
Для проверки валидности методики были использованы данные опроса воспитателей по семи показателям. Оценки воспитателей по всем семи показателям получились очень согласованными (стандартизированная альфа Кронбаха = 0,94; факторный анализ (метод главных компонент; КМО = 0,92; критерий сферичности Бартлетта c2 = 4817,03; p < 0,001) выделяет только один фактор по критерию Кайзера, который объясняет 74,7% общей дисперсии), поэтому можно вычислять и общий балл как сумму баллов по всем показателям. Результаты корреляционного анализа оценок воспитателей и успешности выполнения заданий методики «Конструирование по образцу» представлены в табл. 2. Они показывают, что практически все оценки как по отдельным видам занятий, так и по общей сумме баллов положительно и статистически значимо коррелируют с результатами методики «Конструирование по образцу». Положительные умеренные связи (от 0,32 до 0,49) говорят о том, что успешность детей на занятиях основывается на уровне развития у них наглядно-образного мышления, способности использовать образец в качестве средства решения познавательных задач.
Таблица 2 / Table 2
Коэффициенты корреляции (Спирман) между успешностью выполнения заданий методики и оценками воспитателями успешности на различных занятиях
Сorrelation coefficients (Spearman) between the success in completing the tasks methodology and teachers' assessments of performance in various activities
|
Показатель (оценка воспитателя) / Indicator (Educator's Assessment) |
Конструирование по образцу / Sample Reproduction |
||
|
Задание 1 / Task 1 |
Задание 2 / Task 2 |
Задание 3 / Task 3 |
|
|
Ознакомление с окружающим / Environmental awareness |
0,39 |
0,43 |
0,43 |
|
Формирование элементарных математических представлений / Formation of basic mathematical concepts |
0,39 |
0,46 |
0,42 |
|
Развитие речи / Speech development |
0,33 |
0,37 |
0,37 |
|
Рисование / Drawing |
0,33 |
0,40 |
0,40 |
|
Лепка / Sculpting |
0,32 |
0,40 |
0,39 |
|
Аппликация / Applique |
0,38 |
0,44 |
0,43 |
|
Способность думать, размышлять / Ability to think, reflect |
0,40 |
0,48 |
0,45 |
|
Сумма баллов по всем показателям / Total score across all indicators |
0,41 |
0,49 |
0,47 |
Примечание: все коэффициенты корреляции статистически значимы при p < 0,001.
Note: all correlation coefficients are statistically significant at p < 0,001.
О валидности методики может говорить и тот факт, что с возрастом дети выполняют задания успешнее. Сравнение двух групп детей, различающихся по возрасту на полгода (дети 3–3,5 лет (от 36 до 42 месяцев, N = 174) и дети 4–4,5 лет (от 48 до 54 месяцев, N = 164)), показало, что со всеми заданиями дети более старшего возраста справляются лучше (табл. 3). Тем не менее оценки величины эффектов говорят о том, что этот эффект невелик и только для задания 2 достигает средней величины. В связи с небольшими величинами эффектов нормативные значения могут быть рассчитаны на группу детей 3–4,5 лет.
Сравнение детей по полу (табл. 3) хотя и показало статистически значимые различия по заданиям 1 и 3, но оценки величин эффектов так малы (d Коэна < 0,20), что можно заключить, что девочки и мальчики одинаково хорошо справляются с заданиями методики, что позволило считать нормы для всей выборки.
Таблица 3 / Table 3
Сравнение детей разных групп по успешности выполнения заданий
Comparison of different groups of children basing on their performance in the method
|
Задания методики «Конструирование по образцу» / Tasks of the "Sample Reproduction" method |
Описательная статистика / Descriptive statistics |
Критерий Манна-Уитни / Mann–Whitney U Test |
Оценка эффекта / Effect assessment |
|||||
|
M ± s |
Me [LQ; UQ] |
U |
p |
d |
h2 |
|||
|
Возраст / Age |
|
|||||||
|
3–3,5 года / years |
4–4,5 года / years |
3–3,5 года / years |
4–4,5 года / years |
|||||
|
Задание 1 / Task 1 |
4,3 ± 1,0 |
4,6 ± 0,9 |
5 [4; 5] |
5 [5; 5] |
11416,0 |
0,0015 |
0,35 |
0,03 |
|
Задание 2 / Task 2 |
3,4 ± 1,3 |
3,9 ± 1,2 |
3 [3; 4] |
4 [3; 5] |
10460,5 |
0,0001 |
0,47 |
0,05 |
|
Задание 3 / Task 3 |
3,0 ± 1,6 |
3,6 ± 1,4 |
3 [2; 4] |
4 [3; 5] |
11228,5 |
0,0007 |
0,33 |
0,03 |
|
|
Пол / Gender |
|
||||||
|
Мужской / Male |
Женский / Female |
Мужской / Male |
Женский / Female |
|||||
|
Задание 1 / Task 1 |
4,3 ± 1,1 |
4,5 ± 0,9 |
5 [4; 5] |
5 [4; 5] |
58302,0 |
0,0296 |
0,16 |
0,01 |
|
Задание 2 / Task 2 |
3,6 ± 1,4 |
3,7 ± 1,2 |
4 [3; 5] |
4 [3; 5] |
62555,5 |
0,5170 |
0,05 |
0,01 |
|
Задание 3 / Task 3 |
3,1 ± 1,5 |
3,4 ± 1,4 |
3 [2; 4] |
4 [2; 5] |
57625,0 |
0,0156 |
0,18 |
0,01 |
|
|
ОВЗ / Child with disabilities |
|
||||||
|
Да / Yes |
Нет / No |
Да / Yes |
Нет / No |
|||||
|
Задание 1 / Task 1 |
4,3 ± 1,0 |
4,6 ± 0,9 |
4 [3; 5] |
5 [4; 5] |
10739,5 |
0,0070 |
0,20 |
0,01 |
|
Задание 2 / Task 2 |
3,4 ± 1,3 |
3,9 ± 1,2 |
3 [2; 4] |
4 [3; 5] |
10760,5 |
0,0073 |
0,20 |
0,01 |
|
Задание 3 / Task 3 |
3,0 ± 1,6 |
3,6 ± 1,4 |
3 [2; 4] |
4 [2; 4] |
10300,5 |
0,0024 |
0,23 |
0,01 |
Примечание: М – среднее значение; s – стандартное отклонение; Me – медиана; LQ – нижний квартиль; UQ – верхний квартиль; U – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни; p – уровень статистической значимости критерия Манна-Уитни; d – d Коэна; h2 – частная эта квадрат.
Note: M – mean value; s – standard deviation; Me – median; LQ – lower quartile; UQ – upper quartile; U – empirical Mann–Whitney U test value; p – statistical significance level of the Mann–Whitney U test; d – Cohen’s d; η² – partial eta-squared.
Предполагалось, что дети с ОВЗ будут хуже выполнять задания методики. Действительно, некоторые такие тенденции можно увидеть при сравнении (табл. 3). Небольшая величина эффекта может объясняться как отсутствием различий, так и небольшим размером выборки детей с ОВЗ (N = 42), тогда как подавляющее большинство детей было без ОВЗ (N = 680).
Заключение
Диагностическая методика «Конструирование по образцу» (Т.В. Лаврентьева), направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления у младших дошкольников, успешно прошла процедуру апробации. Результаты позволяют говорить о том, что методика соответствует психометрическим требованиям (внешняя и дифференциальная валидность, внутренняя надежность), дает возможность дифференцировать детей по уровню развития у них действий наглядно-образного мышления.
Ограничения. Ограничениями данного исследования являются недостаточное количество детей с ОВЗ, соответственно, и недостаточность данных о выполнении диагностических заданий детьми данной категории. Еще одним ограничением исследования можно считать то, что наборы фигур для каждого задания подбирались на основании только теоретической аргументации их одинаковой сложности для каждого задания и возрастающей сложности от задания к заданию. И если возрастающую сложность, определяемую пространственным расположением деталей относительно друг друга и ракурсом деталей, можно подтвердить статистическим анализом полученных данных, то для проверки одинаковой сложности двух фигур в отдельно взятом задании данных недостаточно. Для этого потребуется отдельное исследование. Данные ограничения становятся одновременно перспективами дальнейших исследований.
Limitations. The limitations of this study are the insufficient number of children with disabilities, respectively, and the lack of data on the performance of diagnostic tasks by children in this category. Another limitation of the study is that the sets of figures for each task were selected based only on theoretical arguments of their equal complexity for each task and increasing complexity from task to task. And if the increasing complexity, determined by the spatial arrangement of the parts relative to each other and the angle of the parts, can be confirmed by statistical analysis of the data obtained, then there is not enough data to verify the same complexity of two figures in a single task. This will require a separate study. These limitations are simultaneously becoming prospects for further research.
1 К сожалению, современных исследований особенностей развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте не было выявлено, за исключением работ, направленных на изучение данного вида мышления у детей с ОВЗ – с интеллектуальными нарушениями, с ЗПР, нарушениями слуха и зрения и т.п.





