Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга»

1756

Аннотация

Цель. Адаптация англоязычной методики, определяющей уровень агрессии и виктимизации в ситуации школьного буллинга, на русскоязычной выборке. Контекст и актуальность. Буллинг рассматривается как одна из наиболее серьезных проблем межличностных отношений в школе. Результаты предыдущих исследований свидетельствуют о негативных последствиях буллинга для его участников. Согласно статистическим данным, каждый третий ребенок в России подвергается травле в школе. Но несмотря на это, проблема буллинга является малоисcледованной, наряду с чем и возникает проблема нехватки надежных методик для измерения данного конструкта. Дизайн исследования. Процедура адаптации англоязычной методики Revised Olweus Bully/ Victim Questionnaire состояла из таких этапов, как прямой и обратный перевод, проведение когнитивных интервью и опроса, статистическая обработка полученных данных. Участники. Выборка включала 833 респондента от 10 до 18 лет, средний возраст — 16 лет. Среди них 57% (473 респондента) мужского пола, 43% (360 респондентов) — женского. Методы (инструменты). Для обработки и анализа данных были использованы конфирматорный факторный анализ и анализ внутренней согласованности. Для обработки данных использовалась программная среда R. Результаты. Хорошие показатели конфирматорного факторного анализа и анализа внутренней согласованности подтверждают соответствие структуры адаптированной методики оригинальной и указывают на наличие надежности-согласованности. Адаптированный вариант методики включает 2 шкалы: виктимизация и агрессия, каждая из которых состоит из 8 утверждений, которые оцениваются по пятибалльной шкале. Основные выводы. Адаптированная методика является надежной и валидной и может использоваться как в исследовательских, так и в прикладных целях в российских школах.

Общая информация

Ключевые слова: школьный буллинг, школьные взаимоотношения, адаптация методики, надежность методики

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120212

Финансирование. Статья подготовлена в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Благодарности. Авторы выражают благодарность Ярбабаеву Рустаму и Джураевой Гавхар за помощь в распространении анкеты.

Для цитаты: Бушина Е.В., Муминова А.М. Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 2. С. 197–216. DOI: 10.17759/sps.2021120212

Литература

  1. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 105. С. 159—165.
  2. Жарова Д.В., Терех Е.Ю. Психологические особенности подросткового буллинга // Научно-педагогическое обозрение. Педагогическое обозрение. 2018. № 1(19). С. 79—84.
  3. Зуева В.С., Шамаев А.Н. Психологические особенности участников школьного буллинга // Вопросы науки и образования. 2018. № 16(28). С. 31—35.
  4. Матвиенко С.В. Буллинг как социально-педагогическая проблема // Вестник науки и образования. 2018. № 3(39) (1). С. 61—64.
  5. Нарова Е.М. Проблема буллинга в подростковой среде [Электронный ресурс] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» (г. Новосибирск, 15 ноября 2019 г.). Новосибирск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы». 2019. № 10. С. 105—107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-bullinga-v-podrostkovoy-srede/viewer (дата обращения: 20.12.2020).
  6. Петрановская Л.В. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов [Электронный ресурс]. М: Травли Net, 2020. 20 c. URL: https://centreptz.ru/file.cgi?id=429 (дата обращения: 20.12.2020).
  7. Breivik K., Olweus D. An item response theory analysis of the Olweus Bullying scale // Aggressive Behaviour. 2015. № 41(1). P. 1—13. DOI:10.1002/ab.21571
  8. Cross-informant agreement about bullying and victimization among eight-year-olds: whose information best predicts psychiatric caseness 10—15 years later? [Rønning J.A., et al] // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2009. № 4(1). P. 15—22. DOI:10.1007/s00127-008-0395-0
  9. Does bullying cause emotional problems? A prospective study of young teenagers [Bond L., et al] // British Medical Journal. 2001. № 323(7311). P. 480—484. DOI:10.1136/bmj.323.7311.480
  10. Gonçalves F.G. [et al] Construct validity and reliability of Olweus Bully/Victim Questionnaire — Brazilian version // Psicologia: Reflexão e Crítica. 2016. № 1(29). P. 20—28. DOI:10.1186/s41155-016-0019-7
  11. Jesús R-H.A., Alcívar P.A., Herrera L.M. Traditional Bullying and Discriminatory Bullying Around Special Educational Needs: Psychometric Properties of Two Instruments to Measure // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. № 16(142). P. 1—14. DOI:10.3390/ijerph16010142
  12. Kubiszewski V. [et al] Évaluation du bullying scolaire (harcèlement scolaire) chez les adolescents français: validité de l’adaptation française du questionnaire Agresseur/Victime révisé d’Olweus (1996) // Annales Médico-psychologiques, revue psychiatrique. 2014. № 4(172). P. 261—267. DOI:10.1016/j.amp.2012.09.018
  13. Lee T., Cornell D. Concurrent Validity of the Olweus Bully/Victim Questionnaire // Journal of School Violence. 2009. № 1(9). P. 56—73.
  14. Measuring the youth bullying experience: a systematic review of the psychometric properties of available instruments [Vessey J.A., et al] // Sch Health. 2014. № 84(12). P. 819—843. DOI:10.1111/ josh.12210
  15. OECD. PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives // OECD Publishing. 2019. 366 p. DOI:10.1787/acd78851-en
  16. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Malden, MA: Blackwell Publishing, 1993. 152 p.
  17. Rigby K., Slee P. Suicidal ideation among adolescent school children, involvement in bully-victim problems, and perceived social support // Suicide and Life-Threatening Behavior. 1999. № 29(2). P. 119—130.
  18. Rosseel Y. Lavaan: an R package for structural equation modeling // Journal of Statistical Software. 2012. № 48(2). P. 1—36. DOI:10.18637/jss.v048.i02
  19. Salmivalli C. Participant Roles in Bullying: How Can Peer Bystanders Be Utilized in Interventions? // Theory into practice. 2014. № 53(4). P. 286—292. DOI:10.1080/00405841.2014.947222
  20. Satorra A., Bentler P.M. A scaled difference chi-square test statistic for moment structure analysis // Psychometrik. 2001. № 66(4). P. 507—514. DOI:10.1007/BF02296192
  21. The Child Adolescent Bullying Scale (CABS): Psychometric evaluation of a new measure [Strout T.D. et al] // Research in Nursing & Health. 2018. № 1(13). P. 1—13. DOI:10.1002/nur.21871
  22. UNESCO. Behind the numbers: Ending school violence and bullying // UNESCO Publishing, 2019. 70 p.
  23. Yang A., Salmivalli C. Different forms of bullying and victimization: Bully-victims versus bullies and victims // European Journal of Developmental Psychology. 2013. № 10(6). P. 723—738. DOI: 10.1080/17405629.2013.793596
  24. Young K.A. Exploring the Psychometric Properties of Two Primary Domains in the Revised Olweus Bully/Victim Questionnaire (R-OBVQ) among Primary School Learners in South Africa // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2020. № 42. P. 539—545. DOI:10.1007/s10862-020-09787-7

 

Информация об авторах

Бушина Екатерина Валерьевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9560-9609, e-mail: evbushina@hse.ru

Муминова Азхария Мухамадовна, студентка магистратуры, стажер-исследователь, Центр социокультурных исследований, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1973-9414, e-mail: amuminova@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1304
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 41

Скачиваний

Всего: 1756
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 28